Выборочное изложение "Судьба, опаленная войной"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Ратникова Марина Викторовна

Цели урока: 

  • Научить отбирать материал на заданную тему;
  • Развивать умение анализировать и систематизировать отобранный материал;
  • Учить создавать текст, используя авторские речевые средства и собственные слова для связи частей;
  • Воспитывать уважение к людям и своей истории.          

Тип урока: Развитие речи.                                                                                                                                                                                              

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Чтение текста.
  4. Определение микротем текста.
  5. Отбор материала на одну из микротем.
  6. Лингвистический анализ отобранного материала.
  7. Составление плана выборочного изложения.
  8. Работа над орфограммами и пунктограммами.
  9. Пересказ выборочного изложения.
  10. Написание текста изложения.

Ход урока.

Учитель: Ребята, мы ни раз говорили о Великой Отечественной войне и выяснили, что нет в нашей стране такой семьи, по которой война не прошлась бы своими тяжелыми колесами. Великая Отечественная война - это великое испытание, искалечившее судьбы многих людей. Сегодня мы поговорим о судьбе человека, на долю которого выпали все тяготы военного времени, а именно о герое рассказа Шолохова "Судьба человека". Давайте откроем учебник и прочитаем текст. Подумайте, какие микротемы можно в нем выделить?

Ученик: 1-я микротема - Портрет мальчика и мужчины.

                2-я микротема - Отец.

                3-я микротема - Сын.

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит написать выборочное изложение на предложенную тему: "Судьба, опаленная войной". 

Возьмите ручки и выпишите в черновики слова, словосочетания и предложения, которые относятся к этой теме и помогают нам раскрыть образ отца. 

Ученики: (выписывают в черновик, а затем называют вслух)

Учитель: А теперь давайте разберем некоторые из выписанных вами слов и словосочетаний. Кто из вас знает, что обозначает слово - хутор? 

Ученик: Хутор - это крестьянский поселок, селение в южных областях.

Учитель: С какой целью в тексте автор использует глагол - брели? 

Ученик: Использование этого глагола подчеркивает тот момент, что путники очень устали и передвигались крайне медленно. 

Учитель: Почему автор говорит сутуловатый, а не использует прилагательное - сутулый?

Ученик: Сутулым человек бывает от природы, а сутуловатым он бывает от усталости. 

Учитель: В тексте используется фраза " Он говорил приглушенным баском", как вы ее понимаете?

Ученик: Это означает, что человек говорит хриплым от усталости голосом. 

Учитель: Кто из вас может ответить на вопрос, где было принято в обращении к незнакомому человеку говорить "браток"? 

Ученик: Такое обращение было между солдатами на фронте во время войны.

Учитель: В тексте используется словосочетание "черствая рука". Давайте подберем синонимы к нему.

Ученик: Жесткая рука, темная рука, шершавая рука.

Учитель: А как вы думаете, у кого бывают такие руки? 

Ученик: У человека, который занимается тяжелым физическим трудом.

Учитель: Отец называет себя "папанькой". О чем это говорит? 

Ученик: Это говорит о тех отношениях, которые царили в семье.

Учитель: Как вы можете определить эти отношения? 

Ученик: Теплые, дружеские.

Учитель: Отец называет сына "пассажиром". Почему? 

Ученик: Возможно, отец на фронте был водителем, или  потому что большую часть дороги отец нес сына на руках.

Учитель: Что такое - кисет?

Ученик: Кисет - маленький мешочек для табака, который затягивали шнурком.

Учитель: В тексте большое внимание обращено на глаза героя. Почему? 

Ученик: Глаза многое говорят о человеке, о его душе. Душа нашего героя сожжена горем.

Учитель: И что же в такой ситуации спасает его?

Ученик: Его спасает сын.

Учитель: Автор подчеркивает небрежность при описании одежды отца. С чем это связано? 

Ученик: Герой равнодушен к себе и своей одежде, и он заботится только о мальчике.

Учитель: Давайте подумаем, на сколько частей можно разделить материал и составим план.

Ученик: Текст можно разделить на три части:

1) Случайная встреча;

2) Описание внешности отца;

3) Описание одежды отца.

Учитель: А теперь давайте выпишем слова, которые могут вызвать затруднения при написании.

Ученики: (выписывают и проверяют написание слов: мужчина, хутор, переправа, сутуловатый, приглушенный, басок, черствую, шофер, пассажир, карман, кисет, присыпанный, неизбывная, прожжена, ботинки, шерстяные).

Учитель: Найдите в тексте предложения, которые соответствуют схемам:

1) "П!" - А

2) "П."

3) А: "П."

Как называются такие предложения?

Ученик: Это предложения с прямой речью.

Учитель: Почему мы выделяем при письме слово "браток"?

Ученик: Это слово является обращением.

Учитель: Давайте перескажем текст по частям.

Ученик: ( пересказывает 1-ю часть). 

Ученик: (пересказывает 2-ю часть).

Ученик: (пересказывает 3-ю часть).

Учитель: А теперь давайте попробуем пересказать весь текст изложения полностью.

Ученик: (пересказывает).

Учитель: После того как вы прослушали текст выборочного изложения можете приступить к его написанию в тетради.