Конспект урока в 11 классе по русскому языку " Типы текстов"
план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме

Комарова Светлана Константиновна

Материал по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе.

Тема урока: «Типы текстов. Рассуждение»

Тип урока: усвоение нового материала.

Цели урока:

            1.Формировать орфографических и пунктуационных навыков (повторение слитного, раздельного правописания различных частей речи; постановка знаков препинания в сложносочинённых и простых предложениях, осложнённых однородными членами).

            2.Повторить изученное ранее о типах текста (повествование, описание)

            3.Дать понятия, составляющие текста-рассуждения: проблема, авторская позиция)

            4.Отработать практические навыки при работе с текстом.

Оборудование урока:

1.Учебник.

2.Интернет.

3.Мультимедийные продукты (презентация)

Ход урока

 I этап. Орфографическая разминка (использования сайта www.school-test.ru/)

а) выполнение 4-х заданий по орфографии  (слитное, раздельное написание различных частей речи;

б) выполнение 3-х заданий по пунктуации (запятая в сложносочинённых предложениях и с однородными

II  этап. Повторение.

1) какие типы текстов вам известны? (повествование, описание, рассуждение);

2) назовите основные критерии, по которым мы различаем тексты  каждого типа

(цель, структура, жанры, особенности лексических, грамматических и синтаксических средств);

3) расскажите о тексте-повествование,

                                     тексте-описание.

III этап. Проверка домашнего задания.

Презентация по теме «Типы текстов. Рассуждение» (индивидуальное задание).

На прошлом уроках мы заполняли таблицу: «Типы текста», повествование и описание. Вашим домашним заданием было дописать таблицу, раздел «Рассуждение», а также выполнить синтаксический разбор предложения из упр. №315.

1)Учащийся работает за компьютером.

2)Класс проверяет таблицу, дополняет, уточняет записи.               Деятельность учащихся

3) Разбор предложения на доске.  

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель,

 

жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе самооценку.  

(Повест., невоскл.; сложн., союзн., СПП с придаточн. обстоят. времени

Материал для записей:

Цель рассуждения – доказать, объяснить какое-либо положение, суждение, мысль.

Композиция – тезис, доказательства (аргументы), вывод(заключение)

Жанры – письмо, рецензия, доклад, сочинение на проблемную тему.

Особенности лексических, грамматических, синтаксических средств –

Наличие тематической лексики, обозначающей отвлечённые понятия; вводные слова

- указывающие на приёмы и способы оформления высказывания (словом, одним словом, иначе говоря и др.),

- представляющие собой призывы к собеседнику или читателю привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым фактам (допустим, предположим и др.),

- указывающие на связь мыслей, последовательность изложения (итак, следовательно, значит, например, во-первых, во-вторых и др.);

предложения с союзами однако, потому что, так как, несмотря на то что;

предложения с обособленными оборотами;

в сочинениях-рассуждениях публицистического стиля возможно употребление побудительных, вопросительных и восклицательных предложений, риторических вопросов – с их помощью усиливается выразительность речи;

обращения, пословицы, поговорки также усиливают яркость, делают речь убедительной.

IV этап.  Особенности работы на экзамене.

Нам предстоит работать над частью С, в которой необходимо не только составить сочинение-рассуждение, но и сформулировать проблему, которую ставит автор в предложенном тексте, а также авторскую позицию.

Для этого необходимо определится с основными понятиями:

Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий исследования или решения. Содержание текста тем или иным образом касается  нас, многих людей. В тексте описывается конкретная ситуация – это иллюстрация к проблеме, рассматриваемой автором.

Позиция автора – это ответ на проблему, это видение автором пути решения этой проблемы, его собственная точка зрения.

В публицистическом тексте позиция автора обычно выражена чётко и ясно. Можно привести цитату из текста.

В художественном тексте выявить позицию автора сложнее. Необходимо обратить внимание на то, как автор описывает героев (сравнения, тропы, синтаксические фигуры речи ), какую оценку даёт автор событиям (отрицательную или положительную; использует неодобрение, иронию, одобрение, восхищение, сочувствие).

V этап. Работа с учебником.

 Упр. №315.

Задание:

1) Прочитать до слов: «Да, радость!»

2) Сформулируйте проблему, которую поднимает автор.

( Любой человек ставит перед собой цель, от этого зависит его самооценка)

3) Какова позиция автора?

(Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость).

VI этап.   Домашнее задание.

По тексту упр. №315 написать сочинение- рассуждение.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе.

Тема урока: «Типы текстов. Рассуждение»

Тип урока: усвоение нового материала.

Цели урока:

            1.Формировать орфографических и пунктуационных навыков (повторение слитного, раздельного правописания различных частей речи; постановка знаков препинания в сложносочинённых и простых предложениях, осложнённых однородными членами).

            2.Повторить изученное ранее о типах текста (повествование, описание)

            3.Дать понятия, составляющие текста-рассуждения: проблема, авторская позиция)

            4.Отработать практические навыки при работе с текстом.

Оборудование урока:

1.Учебник.

2.Интернет.

3.Мультимедийные продукты (презентация)

Ход урока

 I этап. Орфографическая разминка (использования сайта www.school-test.ru/)

а) выполнение 4-х заданий по орфографии  (слитное, раздельное написание различных частей речи;

б) выполнение 3-х заданий по пунктуации (запятая в сложносочинённых предложениях и с однородными

II  этап. Повторение.

1) какие типы текстов вам известны? (повествование, описание, рассуждение);

2) назовите основные критерии, по которым мы различаем тексты  каждого типа

(цель, структура, жанры, особенности лексических, грамматических и синтаксических средств);

3) расскажите о тексте-повествование,

                                     тексте-описание.

III этап. Проверка домашнего задания.

Презентация по теме «Типы текстов. Рассуждение» (индивидуальное задание).

На прошлом уроках мы заполняли таблицу: «Типы текста», повествование и описание. Вашим домашним заданием было дописать таблицу, раздел «Рассуждение», а также выполнить синтаксический разбор предложения из упр. №315.

1)Учащийся работает за компьютером.

2)Класс проверяет таблицу, дополняет, уточняет записи.               Деятельность учащихся

3) Разбор предложения на доске.  

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель,

 

жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе самооценку.  

(Повест., невоскл.; сложн., союзн., СПП с придаточн. обстоят. времени

Материал для записей:

Цель рассуждения – доказать, объяснить какое-либо положение, суждение, мысль.

Композиция – тезис, доказательства (аргументы), вывод(заключение)

Жанры – письмо, рецензия, доклад, сочинение на проблемную тему.

Особенности лексических, грамматических, синтаксических средств –

Наличие тематической лексики, обозначающей отвлечённые понятия; вводные слова

- указывающие на приёмы и способы оформления высказывания (словом, одним словом, иначе говоря и др.),

- представляющие собой призывы к собеседнику или читателю привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым фактам (допустим, предположим и др.),

- указывающие на связь мыслей, последовательность изложения (итак, следовательно, значит, например, во-первых, во-вторых и др.);

предложения с союзами однако, потому что, так как, несмотря на то что;

предложения с обособленными оборотами;

в сочинениях-рассуждениях публицистического стиля возможно употребление побудительных, вопросительных и восклицательных предложений, риторических вопросов – с их помощью усиливается выразительность речи;

обращения, пословицы, поговорки также усиливают яркость, делают речь убедительной.

IV этап.  Особенности работы на экзамене.

Нам предстоит работать над частью С, в которой необходимо не только составить сочинение-рассуждение, но и сформулировать проблему, которую ставит автор в предложенном тексте, а также авторскую позицию.

Для этого необходимо определится с основными понятиями:

Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий исследования или решения. Содержание текста тем или иным образом касается  нас, многих людей. В тексте описывается конкретная ситуация – это иллюстрация к проблеме, рассматриваемой автором.

Позиция автора – это ответ на проблему, это видение автором пути решения этой проблемы, его собственная точка зрения.

В публицистическом тексте позиция автора обычно выражена чётко и ясно. Можно привести цитату из текста.

В художественном тексте выявить позицию автора сложнее. Необходимо обратить внимание на то, как автор описывает героев (сравнения, тропы, синтаксические фигуры речи ), какую оценку даёт автор событиям (отрицательную или положительную; использует неодобрение, иронию, одобрение, восхищение, сочувствие).

V этап. Работа с учебником.

 Упр. №315.

Задание:

1) Прочитать до слов: «Да, радость!»

2) Сформулируйте проблему, которую поднимает автор.

( Любой человек ставит перед собой цель, от этого зависит его самооценка)

3) Какова позиция автора?

(Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость).

VI этап.   Домашнее задание.

По тексту упр. №315 написать сочинение- рассуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку "Комплексный анализ текста. Подготовка к ГИА", 9 класс

В ходе урока идёт работа над содержанием и сжатием исходного текста. Рассматриваются приёмы сжатия текста. Используется групповая работа....

План-конспект урока и презентацияя по русскому языку с применением ИКТ в 11 классе «Многоаспектный анализ текста »

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. В ходе урока обеспечивается закрепление лингвистических, теоретических понятий, продолжается формирование умений написания сочинения части С в ра...

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....

Конспект урока 5 класса по русскому языку

Открытый урок по русскому языку для 5 класса. Тип урока: комбини рованный....