Урок по теме "Художественный стиль речи"
материал (русский язык, 10 класс) на тему

На уроке используется презентация, которая включает  в себя сведения о характерных признаках художественного стиля речи, определения и примеры тропов,  тренировочные задания. Для заданий использованы фрагмент романа И. С.Тургенева "Отцы и дети" и стихотворение И. А. Бунина "Последний шмель". В итоге учащимся предлагается найти и исправить стилистические ошибки  в собственных сочинениях и переделать текст, написанный в разговорном стиле, в текст художественного стиля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud._stil.rar937.36 КБ

Предварительный просмотр:

Художественный стиль речи. Основные виды тропов.

Цели: 

- Повторить, расширить и закрепить знания о художественном стиле речи, о тропах речи.

- Способствовать развитию умения определять принадлежность текста к какому-либо стилю, последовательно доказывая правильность выбора; умения находить в художественном тексте тропы, называть их, объяснять их роль в произведении; умения находить и исправлять стилистические и речевые ошибки в тексте; составлять собственный текст художественного стиля.

- Способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса и уважения к художественной литературе.

Тип занятия – урок обобщения и систематизации знаний

Вид  – смешанный

Методы – проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский

Оборудование – компьютер, проектор

I.  Организационный момент.

II.  Проверка д. з.

Найти тексты художественного стиля.

Один студент выразительно читает. Остальные находят в тексте признаки художественного стиля по плану:

План анализа художественного текста

  1. функция
  2. жанры
  3. лексика
  4. стилевые черты

III.  Актуализация знаний

- Перечислите стили речи.

(Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный).

- Что выделяет из них художественный стиль?

(Использование изобразительно-выразительных средств. Эстетическая функция, совмещение разных стилей).

- Что такое тропы?

(Изобразительно-выразительные средства).

- Перечислите основные виды тропов

  1. Метафора,
  2. Метонимия,
  3. Синекдоха,
  4. Олицетворение,
  5. Эпитет,
  6. Гипербола,
  7. Литота,
  8. Сравнение,
  9. Перифраза,
  10. Аллегория,
  11. Ирония

IV . Мотивационный.

Тема. Целеполагание. Слайд 1.

V. Основная часть        

Повторение теории (преподаватель говорит, текст  проецируется на доске, студенты записывают в словари для терминов)

а) функция 

- Основная функция художественного стиля -  это функция эмоционально-эстетического воздействия на читателя

(Индивидуальное сообщение.  Эстетический – художественный. Относящийся к чувству прекрасного, к красоте).

Б) жанры

- жанры х. с. – рассказ, очерк, повесть, роман, эпопея, поэма, стихотворение, басня.

В) лексика

использование тропов

Г) стилевые черты

- Образность, экспрессия, использование возможностей разных стилей речи. Слайд 2

(Индивидуальное сообщение: экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность).

Д) тропы - определение

- Тропы  (греч. tropos – поворот)– обороты речи, в которых  слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения  большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, эпитет, гипербола, литота, сравнение, перифраза, аллегория, ирония. Слайд 3.

Е)  подробнее о тропах

  -  Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить

окно). Слайд 4.

 - Эпитет –образная характеристика посредством метафорического прилагательного  

Сияньем тощим фонаря//Глухие своды озаря,//Идут…   Слайд 5.

  - Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами

      вечными сиял). Слайд 5.

 - Метонимия – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.

(Читал Толстого. Три тарелки супа съел). Слайд 6.

   - Синекдоха –  разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны). Слайд 7.

 - Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц  закат пылал). Слайд 8.

 - Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить). Слайд 9

 - Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? - обращение к Ослу) Слайд 10

  - Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство). Слайд 11.

  - Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные  предметы или живтных. (Отговорила роща золотая). Слайд 12.

 - Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков  или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев). Слайд 13.

2)  упражнения

   А) Найти в тексте тропы, объяснить их роль. (Тексты проецируются на доске и на партах у каждого распечатки).

  1.        Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги.... Попадались и речки с обрытыми берегами, …и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. (Олицетворение, метафора, сравнения, эпитет способствуют образному созданию пейзажа). Слайд 14.
  2. Иван Бунин ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ

      Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

      Заунывно гудящий певучей струной,

      Ты зачем залетаешь в жилье человечье

      И как будто тоскуешь со мной?

      За окном свет и зной, подоконники ярки,

      Безмятежны и жарки последние дни,

      Полетай, погуди - и в засохшей татарке,

      На подушечке красной, усни.

      Не дано тебе знать человеческой думы,

      Что давно опустели поля,

      Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

      Золотого сухого шмеля! Слайд 15.

(Эпитеты, метафора, сравнение, олицетворение, аллегория (шмель – собеседник лирического героя, выражение его размышлений).

   - У Бунина прилагательные последний и золотой встречаются довольно часто. Каково здесь значение прилагательного последний? (тема смерти,  увядания, осени, конца тепла и радости).

- В этом стихотворении автор использует цветопись. Перечислите цвета. Какие ассоциации они вызывают?

(Эпитет "черный" символизирует смерть, траур, предчувствие гибели. Но употребление рядом поэтического эпитета "золотое" придает описанию шмеля особую торжественность, перед нами "царственный", "величественный" образ. «Золотое оплечье» - величественный, бархатный – так и хочется   погладить, черный и золотой – торжественные цвета.  В смерти шмеля нет трагизма: шмель – и живой, и мертвый – охарактеризован одним эпитетом "золотой", его качественное значение: "прекрасный", "дорогой", "несущий в себе мир хрупкой, нетленной красоты").

- Помимо цветописи здесь есть еще и звукопись. Какие звуки повторяются и для чего?

(Употребление метафоры "певучей струной" и нагнетание шипящих звуков [ч], [ш], свистящих [з],[с] (аллитерация) в первой строфе, подкрепленное ассонансом а-у, помогает нам услышать жужжание шмеля).

Б)  Исправление ошибок

       - Найдите и исправьте стилистические и речевые ошибки в фрагментах сочинений. (Предложения на доске и в распечатках).

         1. Третьяков скупил кучу картин.

        2. Тургенев поссорился с Белинским и Некрасовым и в ответ им кидает «Отцы и дети».

        3. Аркадий кадрил Одинцову.

       4. Базаров заразился от больного трупа.

        5. Павел Петрович и Базаров часто спорили. У него было твердое лицо, зеленые овальные глаза. Они были связаны между собой.

Слайд 16.

 В) Творческое задание

     Переделайте текст разговорного стиля в текст художественного стиля. (Предложения на доске и в распечатках).

    Осень настуила.  На улице слякоть, холодина, полно опавших листьев. Небо опять заволокло. Кажется, опять дождик собирается. На улицу неохота носа высовывать. Слайд 17.

VI. Подведение итогов.

    - Назовите основные черты художественного стиля.

  - Перечислите и охарактеризуйте основные виды тропов.

VII. Оценки с комментариями.

        VIII. Домашнее задание.

Написать два небольших текста на тему «Времена года»: в научном и художественном стилях.     Слайд 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Технологическая карта урока "Официально-деловой стиль речи"

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенными; не объём информации, а умение получать ее и моделировать; н...

Урок русского языка. Стили речи.

План  урокаПредмет:    Русский язык...

Урок 6 класс Стили речи

Урок 3. Стили речи.Стили речи — это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы ...

Урок «Официально-деловой стиль речи»

Уроки «Обособленные члены предложения» и «Официально-деловой стиль речи», главной задачей которых является обобщение и углубление знаний, содержат в себе приемы и методы инновационных технологий, напр...

Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"

Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...