Методическая разработка урока для старших классов "История письма - история человечества?"
методическая разработка (русский язык, 10 класс) по теме

Островская Татьяна Викторовна

Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например,  «адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения»,  «создание текстов разных стилей и жанров».  (Образовательный  стандарт основного общего образования по русскому языку. С.3)  Среди текстов, включенных в Требования к  уровню подготовки учеников, назван и такой текст, как письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПИСЬМО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ТЕКСТА.

Разработки уроков для старших классов.

        Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например,  «адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения»,  «создание текстов разных стилей и жанров».  (Образовательный  стандарт основного общего образования по русскому языку. С.3)  Среди текстов, включенных в Требования к  уровню подготовки учеников, назван и такой текст, как письмо. (В учебниках русского языка  этой разновидности текста, к сожалению,  уделяется мало внимания). В связи с новой формой сдачи государственного экзамена (ЕГЭ) – умение писать сочинения можно назвать главным в программе обучения русскому языку. Ведь именно сочинение отражает способность ученика  понять автора текста, рассуждать по поводу сказанного им, вступать с ним в заочный диалог. Ученическое сочинение, написанное в любом жанре (в том числе и в форме письма) показывает стремление мыслить, заявляет о своем видении мира,  общества, человека.

 

 Урок первый:  «История письма – история человечества»?

Цель  урока:  заинтересовать искусством написания писем,  способствовать возрождению  российской традиции эпистолярного жанра, научить старшеклассников  видеть и понимать ценности родного языка, узнать об истории письма; научиться   писать сочинение в форме письма.   Ход урока.

1.Вступление.

- Как вы думаете: можно ли представить жизнь без компьютера?

Трудно, но можно, - наверное, скажете вы. У наших бабушек и дедушек в детстве не было компьютера, они не знали, что такое Интернет, но жили весело, больше играли, читали и даже писали друг другу письма.

- А можно ли представить себе жизнь без электричества?

-Очень трудно. Но ведь известно, что раньше люди использовали  свечи или  лучину.

-А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.  Не исключено, что кто-то из вас подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения. Но ведь тогда должны исчезнуть все газеты, книги, библиотеки, телеграф  и тому подобное.

-Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без?

- без письменности мы не смогли бы общаться с дальними родственниками;

- не узнали бы много интересного из истории человеческого общества;

- не смогли бы друг другу послать СМС-сообщение и т. д.

Тема  урока: «История письма – история человечества»?

Эпиграфы к уроку:                                  «Письма – это беседы с отсутствующими друзьями»,

      «Письмо развивает искусство владения словом, - высказывания      Цицерона. 

     “История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, - особенно в наше время, при нынешних успехах разума”, - так  писал  Н.М.Карамзин еще в 18 веке.

Как вы думаете, какой эпиграф точнее отражает тему нашего урока? (Высказывания Цицерона, Грота,  Карамзина или Паустовского?) Какое отношение к эпистолярной литературе имеет письмо?

(У каждого ребенка индивидуальный лист для работы на уроке. В течение всего урока они работают, выполняя задания на листе,  позже получают оценку.)

     “История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, - особенно в наше время, при нынешних успехах разума”, - так  писал  Н.М.Карамзин еще в 18 веке.

              «Без письма язык остался бы мгновенным орудием общения. Однако письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время»,  - определил значение письма известный языковед Я. К. Грот.

Эти слова значимы  и  сейчас.    ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПИСЬМО? Какое отношение письмо имеет к эпистолярной литературе?

ПИСЬМО. Общеслав. Образовано с помощью  суффикса –мо (подобное структуре бельмо) производное от писать. ПИСАТЬ. Общеслав. Индоевропейского хар. Первоначальное значение – «пестрить, украшать». (Краткий этимологический словарь русского языка. Н.И.Шанский и др.)

Единого определения письма не существует пока.  В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова Н.Ю,Шведовой  сказано:

ПИСЬМО

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н.

2. Умение писать.

3.Система графических знаков для передачи, запечатления речи.

4. Стиль, манера художественного изображения (например, в живописи).

Слово ПИСЬМО многозначно. 1.Заказное письмо, небрежное письмо, долгожданное, неожиданное, письмо другу;  2. Искусство письма, учиться чтению и письму ….3. Словесно-слоговое, фонетическое….  4. Реалистическое…

Задание 1. Соотнеси значения с примерами, если  сможешь,  продолжи ряд примеров. 

      Передать слово другому, то есть сообщить какие-то важные сведения, предупредить об опасности… Для этого нужно было изобрести письменность.

      Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, другого жилища  еще не было. В  пещерах жили и  медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Возможно, так возникла дорога к письменности. А, возможно, и так…

Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков. Около пяти тысяч лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки – иероглифы. Слово иероглиф означает “священные знаки”. Каждый иероглиф -  слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.

- Кто из вас знает еще какую-нибудь оригинальную систему письма?

Есть, вернее, была узелковая письменность, придуманная славянами. Знаки этой “письменности” не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки – книги. Память о древнем узелковом письме осталась в языке, в фольклоре: “завязать узелок на память”, “связать мысль”, “нить повествования”, “узел проблем”, “завязка”, “развязка”. Сохранилась и пословица: “Что знала, то сказала, на нитку навязала”.

Постепенно рисунки-слова упрощались, становились схематичными и превращались в буквы.

2 задание. (Индивидуальный лист у каждого ученика).

           Попробуй на основе данной информации восстановить частично историю возникновения письменности. Ответь на вопросы. Задай свои вопросы.

Информация для тебя

Вопросы к «мудрому читателю»

Узелковое письмо

Информацию передавали через цвет и через форму узелков, через их место на веревке и даже через толщину шнурка.

Догадайся,  причем здесь современный светофор? белый флаг перемирия ?черный цвет траура?

Письмо в картинках

Следы такого письма остались и на скалах, и в пещерах. Зачастую такими рисунками человек украшал свое тело.

Письмо на дощечках, покрытых воском

Несколько дощечек скреплялись, покрывались воском. Писали по  воску стальной палочкой-стило. Римские школьники носили такие книжки, привязав к поясу.

Зачем один конец палочки делался тупым? Как связаны слова «стило» и «стиль»?

Что ты еще знаешь об истории возникновения письма?

3  задание. Благодаря Кириллу и Мефодию славянская речь стала строгой, чистой, правильной. Мы говорим не ТЯНУТЬ УБОГУЮ ЖИТУХУ,      а   ВЛАЧИТЬ ЖАЛКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Попробуй « перевести»  на разговорный русский язык пословицу: УСТАМИ МЛАДЕНЦА ГЛАГОЛИТ ИСТИНА. (Ртом ребенка говорит правда).

4 задание.Разгадай загадки. Попробуй  сам сочинить подобную.

У НАС РУБЯТ, А В МОСКВУ ЩЕПКИ ЛЕТЯТ. БЕЗ КРЫЛЬЕВ, А ЛЕТИТ, БЕЗ ЯЗЫКА, А ГОВОРИТ.(Письмо)

ГОРИТ И ТАЕТ, ВСЕ ТАЙНЫ СКРЫВАЕТ. (Сургуч) ВСЕ НА НЕЙ ЕЗДИТ: И РАДОСТЬ, И ГОРЕ. (Почта)

     В наше время  телефонов, телеграмм, электронных писем, эсэмэсок  жанр письма, кажется, отходит в прошлое. Очень жаль.  Письмо – полузабытое искусство, очень интересная форма  письменной речи особого вида.  Устная речь ограничена во времени (произнесенное нами нельзя услышать уже через секунду) и в пространстве (речь говорящего воспринимается другими на небольшом расстоянии). А  письмо называют «чудом, прошедшим через века».

       “Без письма язык остался бы лишь мгновенным орудием   общения.     Однако письмо придает прочность   летучему   слову,    побеждает пространство  и  время” - так    определил значение письма известный языковед России Я.К.Грот.

     Если бы археологи не отыскали в новгородской земле старинных берестяных грамот, то мы никогда бы не узнали о широком распространении грамотности среди простого народа  в те далекие века (14 – 15).  Первое берестяное письмо найдено в июле 1951 года, это письмо от Петра к Марье. В древнем документе важно каждое слово – ведь за ним встает целая эпоха, далекая и малоизученная.

     В средние века (14 – 15) письмо представляло собой переписку крестьян и горожан со своими феодалами, с друзьями, с родственниками… Поиски берестяных писем продолжаются, возможно, недалеко то время, когда  благодаря  этим находкам  мы узнаем  имена  и думы сотен простых русских людей далекого прошлого.

     Бурное время Ивана Грозного (16 век) отражено в «Песне о купце Калашникове» Лермонтова, облик царя запечатлен художниками Васнецовым, Репиным, скульптором Антокольским. Дивный Покровский собор (Василия Блаженного), первая в России типография  построены при Грозном. Вот уже более двухсот лет о  личности  царя  идет дискуссия. Одни видят в нем тирана и чудовище, другие – мудрого правителя.  

     В своих посланиях князю-изменнику Курбскому Грозный разрушил строгие границы между жанрами литературы и деловой письменности. Иван IV умело воспользовался в своих посланиях свободой, которую предоставлял эпистолярный жанр.  Все в его письмах  имеет значение: и дата, ведь она соответствовала реальному ходу событий, и языковые средства, которые объясняли сущность его мыслей.  

     В настоящее время в эпистолярном жанре  используется письменная форма разговорного стиля (частные письма, личная переписка, дневниковые записи), основной функцией которого является общение (коммуникация).

     Публицистический стиль  содержит черты всех стилей: научного, разговорного, делового. В отличие от стиля художественной литературы в публицистическом стиле отражаются факты, события, общественно – значимые явления. Тексты публицистического стиля, как и художественного произведения, отражают индивидуальность автора.

      В средние века разговорный и литературный языки далеко стояли друг от друга. Для литературы живые обороты разговорной речи считались противопоказанными. Иван Грозный первый употребил в своих посланиях разговорный стиль. Умение царя взорвать литературный этикет средневековой письменности ярко проявился в его переписке с Андреем Курбским. Последний  остался целиком в рамках литературной традиции.

                   

               

3 задание.

       Изучи берестяные письма новгородцев, отрывок из  письма Римского Папы к Мефодию и отрывок из письма Ивана Грозного. Чем отличаются тексты этих писем?  О чем  было особенно интересно читать?  Стиль  какого письма  можно назвать индивидуальным? Какое письмо отличается  умением создать свой собственный образ? Какие образные средства используют авторы писем?

Основные правила искусства написания писем.

        Письменный ответ на вопрос: «История письма – история человечества»? будет домашним заданием. Постарайся написать сочинение в форме письма. Подумай, кому будет адресовано это письмо?  Обрати внимание на общие требования к тексту. Стиль – разговорный; тип текста – повествование; форма речи – монологическая;  речевой жанр – личное письмо.

        Основные правила искусства написания писем (стр. 423 в учебнике)  и советы, начинающим писать письма, помогут тебе справиться с домашней работой.  (Советы риторика: Старайся писать ясно и просто. Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон. Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения. Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если  ты  ими наполнен.)               

Задание 5.   Если тебе трудно справиться с сочинением, поработай с текстом В.Солоухина «Письма из русского музея» (упр. 569 в учебнике).  Определи стиль и тип речи. Найди тезис, доказательство и вывод. Напиши, согласен ли ты  с мнением автора? Аргументируй свой ответ.

       Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да, Боже мой! У каждого, кто жил тогда в относительном достатке, времени было гораздо больше, хотя каждый тогда тратил на дорогу из города в город неделю, а то и месяц вместо наших двух-трех часов.

       Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. Но ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в жизни всего шестьдесят или семьдесят лет. Мы же, дай нам волю, просуетимся и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в город, с материка на материк и все не выберем часу, чтобы успокоиться и сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой натуры.

      Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, человека как такового. Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д Арк, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Лермонтов и Толстой. Да мало ли… Открыватели новых земель, первые путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи. Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой, единственно правильной точки зрения? Конечно мощные орудия и приспособления…но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй, трусишка-то и дернет в первую очередь.

       Да, все вместе, обладающие современной техникой мы мощнее. Мы слышим и видим на тысячи километров, наши руки чудовищно удлинены. Мы можем ударить кого-нибудь даже и на другом материке. Руку с фотоаппаратом мы уже дотянули до Луны. Но это все  мы. Когда же «ты» останешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра – просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты… могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?

       Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но все равно за письменный стол человек садится в отдельности.

                                                                                                 (В.Солоухин. «Письма из Русского музея».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме" Обучение письму- журнальная статья".

Целью урока является-  овладение учащимися  комплексом знаний и умений в письме на английском языке. Задачи урока -    познакомить учащихся с различными  техниками написания ж...

Методическая разработка урока с применением ИКТ по истории Древнего мира "Греко-персидские войны"

Предлагаемый материал можно использовать в готовом виде, поскольку прилагается и презентация. Учитель может внести  свои коррективы, с учетом  особенностей класса....

Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо моему учителю"

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса   "Письмо моему учителю"...

методическая разработка урока для 6 класса по истории России.Тема: Галицко - Волынское государство.

Методическая разработка урока для 6 класса по истории России.Тема:  Галицко – Волынское государство.Цель: создать условия для изучения истории Галицко – Волынского государства, познакомиться с вн...

Методическая разработка урока для 6 класса. Предмет - история России.Тема: северо - Восточная Русь.

Методическая разработка урока для 6 класса по истории России.Тема: Северо – Восточная Русь.Цель: создать условия для изучения истории городов и княжеств  Северо -  Восточной Руси, проанализи...