Урок русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Волошко Любовь Игоревна

Цель урока:

1.         Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;

2.         Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;

3.         Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;

4.         Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7к классе по теме "Понятие о деепричастии"

Учитель русского языка и литературы

 МАОУ СОШ № 5 г.о. Железнодорожный

Московской области

Волошко Любовь Игоревна

Дата урока: 19.11.2010г.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока:

1.        Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;

2.        Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;

3.        Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;

4.        Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.

Используемые педагогические технологии:

- развитие критического мышления через чтение и письмо,

-компьютерные технологии.

Ход урока (сопровождается презентацией по теме)

  1. Стадия вызова.

-Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть?

- Русский художник А.И.Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это «Лунная ночь на Днепре».

- Соберем рабочий материал к картине. Запишите в строчку:

1) манит, открывать,  поднялся, затягивая.

2) Высоко, изогнув, темно, вверху.

3) Разорванные, сияющий, раскинувшись, замершая.

- Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание.

-  А  теперь поиграем.

1. Игра «Четвертый лишний».

- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.

-  Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку “Знаю” маркировочной таблицы:

Проверка.

-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

2. Объявление темы урока, формулировка целей урока. Заполняют графу Хочу узнать.

II. Осмысление содержания

Деятельность учащихся.

- Обратимся к учебнику.

  1. Читают параграф 26 стр.74, делают в тексте пометки:

V – знаю;
+ – узнал новое;
! –  удивило.

- Обсудим.(В это время попросить подготовить 4 вопроса  -  по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)

Комментарий учителя.

В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма… обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам.. похожа на наречие, так как не изменяется.

В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола.

-Проверка вопросов.

-Это «тонкие вопросы». Почему?

- А я задам толстый вопрос: Согласны ли вы с тем, что деепричастие  -  это особая форма глагола? Выдвините свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются ( изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.

-Заполните колонку «Узнал новое». Проверка.

- Кто попробует составить кластер деепричастия?

Пример составленного кластера

III. Рефлексия

Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.

-Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях.

Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.

-Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию? Какая часть речи перед нами?

-Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?

 (Фрагмент урока в виртуальном классе: используется фрагмент урока "Понятие о деепричастии" с мультимедийного диска   "1С: Русский язык 5-6 классы под. ред. И.Руденко-Моргун", дети прослушивают урок и сами пытаются найти ошибку в предложении)

- Дополним ТАБЛИЦУ, что узнали нового. (Д относится к тому же объекту, который совершает основное действие).

Контроль полученных знаний, умений, навыков: анализ художественного текста.

- Прочитайте вначале текст про себя. Прочитайте выразительно.

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ ее отражая;

Рожь наклонялась, сильнее

Пахла трава луговая…

Трепет чуть шепчущих листьев

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели.

И улыбалася кротко

Ночь, над землей пролетая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев)

- Что вы себе представили, когда читали стихотворение?

- Найдите в тексте деепричастия (сильным  -  словосочетания с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют (текст проецируется на экране), какой объект действует в предложении.

- Проверка.

- Д. помогают поэту изобразить картину ночи? Как?

- Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.

- Какой термин бы предложили для обозначения словосочетания  с деепричастием?

Оцените себя: 

  1. Нашел деепричастие правильно .
  2. Нашел деепричастие неверно .
  3. Вызвало затруднение :
  1. не смог отличить деепричастие от глагола;
  2. не смог отличить деепричастие от причастия .

IV. Подведение итогов урока. Поработайте с табличками. Подумайте, было ли что-то, что удивило на уроке?

-Итак, что нового узнали?

Выставление оценок.

 V. Домашнее задание. § 26, упр. 160 (п)  -  исправление речевых ошибок (у.), 4-5- предложений  с использованием 3-х деепричастий на тему «Ночь на картине А.И.Куинджи»

Волошко Л.И., МАОУ СОШ № 5 г.о. Железнодорожный Московской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо" в ИОС

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме; "Строение и грамматическое строение словосочетаний"...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.

Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....