Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Цели урока: Обучающая:  подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ);

Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое мышление;

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, долга, взаимопомощи..

Задачи: - систематизировать знания о тексте, стиле речи и типе речи;

- вырабатывать навыки анализа текста: определять тему, главную мысль, проблематику;

- характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оформление доски: портрет В.П.Астафьева; эпиграф: «Дружба – это солнце, распахнувшее свои объятия».  Андре Моруа (франц.писатель).

Оборудование: толковые, этимологические словари, словарь синонимов. Раздаточный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10_astafev.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).

Цели урока: Обучающая:  подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ);

Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое мышление;

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, долга, взаимопомощи..

Задачи: - систематизировать знания о тексте, стиле речи и типе речи;

- вырабатывать навыки анализа текста: определять тему, главную мысль, проблематику;

- характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оформление доски: портрет В.П.Астафьева; эпиграф: «Дружба – это солнце, распахнувшее свои объятия».  Андре Моруа (франц.писатель).

Оборудование: толковые, этимологические словари, словарь синонимов. Раздаточный материал.

Ход урока:

1.Существует мнение, что сочинение учит думать, учит понимать, учит вчитываться в каждое слово. И сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому дома вы и напишете сочинение-рассуждение.

2.Актуализация темы.   А начнем мы урок со стихотворения В.Высоцкого «Песня о друге», который прочтет нам Какоян Самвел.

- Ребята, о чем это стихотворение?

- А что такое дружба?

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»?

- Кого вы можете назвать настоящим другом?

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с утверждением  автора?

- Итак,   текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение тоже будет о дружбе.

3. Прежде, чем приступить к чтению и анализу текста, давайте вспомним,   что включает в себя анализ текста. На доске и в тетрадях рисум схему:

                                    Текст

Тема = (Что значит тема текста?) – О чем? - Что такое тема? ( предмет речи, то, что говорится  в тексте)

Идея ( основная мысль) = - Для чего? То, для чего написан текст, к чему призывает.

 Проблема = вопрос, требующий исследования.

Стиль речи = художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный.

Тип речи = повествование, рассуждение, описание.

 4. Обращаемся к тексту. Автор текста - Виктор Петрович Астафьев – известный русский писатель, участник ВОВ. Современную литературу невозможно представить без произведений этого замечательного писателя. Особенность творчества Астафьева -  прочная связь сюжетно-психологических мотивов с автобиографическими жизненными впечатлениями. Сегодня на уроке мы обратимся к открывку из его статьи. Давайте познакомимся с текстом.  

5. Работа с текстом.

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка,цветок,дерево, пусть они и одного цвета ,одной породы-так же неповторимы,как и всё растущиее,живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек,имеет свой характер,который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба-награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие  друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в вособенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8) Добрых людей на свете  было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и   затонул...

(В.Астафьев)

6. Определите тему (о чём текст),  чтобы правильно сформулировать тему найдите ключевые слова (словосочетания), определяющие предмет речи, это могут быть повторяющиеся слова, однокоренные. Ключевые слова: - настоящая дружба (2),  - настоящие друзья (4),   глазами друзей (7).                                                                             Итак, записываем:  Тема текста – дружба.

Подумайте, какие варианты вступления   можно использовать к данному тексту:  

 - именительной темы -  Дружба… 

   - вопросы-стимулы-   Для чего человеку дается дружба?   Кого можно считать настоящим другом? Каким нужно быть самому, чтобы иметь натстоящих друзей?

      -цитата   - Не имей 100 рублей, а ..

7.  Давйте определим  проблемы текста.  Итак, записываем:   А) Что определяет характер человека?  (2)   Б) Что такое дружба?  (во всем тексте)         В) каково соотношение добра и зла в мире? (8).

8.  Выявим позицию автора по этим вопросам:

А)  Характер человека складывается под влияние среды; (2)

А)   много фактов влияет на характер человека, один из них – дружба;(2)

В)  Дружба бывает крепче  и вернее родственных связей;(3)
Г)   На свете добрых людей больше, чем злых.(
8)

Основной тезис «Настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная»

 Аргументы:

А) «такая дружба порой крепче  и вернее родственных связей»,

Б) «с поля боя, рискуя жизнью, выносят бойца только настоящие друзья»,

В) «каждую книгу я просматриваю глазами своих друзей».

9. Определите тип речи текста.  Тип речи текста  -  рассуждение-размышление.

10. Определите стиль речи данного текста (сфера применения, функция, ведущая стилева черта, языковые средства стиля). Публицистический.

11. Понаблюдайте над лексикой текста. Используя толковые словари, этимологический, словарь синонимов, поработайте со словами «дружба», «друг». Определите их лексическое значение, происхождение, подберите к словам синонимы.

-дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

-друг- тот, кто связан с кем-нибудь дружбой = лучший друг=   (толковый словарь С.И.Ожегов).

-друг- общеславянское слово, имеющее соответствие в балтийских и германских языках; первоначальное значение – «спутник, товарищ на войне».

12. Выберете из данного набора те выражения, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинную дружбу. Вставьте пропущенные буквы.

Самоотверже.нность и бе.скорыстие, глубина и искре.нность, вр.аждебная настороже…нность, общ.?ность жизне.нных целей, к.оварная лесть, пр.итворное слад.коречие, высокая нравсте..ая  требовательность, холодный пра.гматизм, г.орячее сердце, пр.ямодушие и (не)рушимая верность, духовное ро..ство, вн..мание и чу..кость,мелоч.?ный эгоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное д..верие, лучистый взгляд, (не)сокрушимая прочность.

-Определите значение слова «прагматизм» - философия, котороя считает не то, что соотносит объективной действительности, а то, что дает практически полезные результаты. Как вы думаете, данное слово может употребляться рядом со словом ДРУГ?

13. Закончите предложения, используя выражения из набора.

У дружбы_______сердце,_________взгляд,________душа. Подлинная дружба всегда основана на_______. В настоящей дружбе нет места ни_______, нип__________.

14. Подберите для аргументации собственного мнения примеры из собственной жизни, примеры из художественнойтилитературы, пословицы, поговорки, мудрые изречения о дружбе и человеческих взаимоотношениях. Например:

«Истинный друг познается в несчастье». (Эзоп)

Поэт М.Светлов «Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить – три правила победы».

«Человек, живущий одиноко, существует только наполовину» (Бауст)

«НЕ так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого  друга, за которого можно было умереть».

15. Итак, сегодня на уроке мы с вами на примере текста В.П.Астафьева говорили об одном из самых светлых самых чистых человеческих чувств. Дружба – это союз двух родственных душ, она не может возникнуть там, где нет понимания, доверительности, где нет надежности. Она зачастую оказывается даже крепче кровных родсвенных связей: в дружбе людей связывает не биологическое родство, а духовная близость. Выдающийся французский философ М.Монтель написал: «Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил своего друга, я чувствую, что не мог  бы выразить этого иначе, чем сказав: «Потому, что это был он, и потому, что это был я».

16. Домашняя работа. Написать сочинение-рассуждение по проблемам, высказанным автором текста, используя памятку.

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле,а я убежден, что и каждая травинка,цветок,дерево, пусть они и одного цвета ,одной породы-так же неповторимы,как и всё растущиее,живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек,имеет свой характер,который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба-награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящи друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в вособенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8) Добрых людей на свете  было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и   затонул...    

 (В.Астафьев)

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле,а я убежден, что и каждая травинка,цветок,дерево, пусть они и одного цвета ,одной породы-так же неповторимы,как и всё растущиее,живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек,имеет свой характер,который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба-награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящи друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в вособенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8) Добрых людей на свете  было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и   затонул...

(В.Астафьев)

Самоотверже…ость и бе…корыстие, глубина и искре…ость, вр..ждебная настороже…ость, общ.?ность жизне…ых целей, к..варная лесть, пр..творное сла..коречие, высокая нравсте..ая  требовательность, холодный пр..гматизм, г..рячее сердце, пр..модушие и (не)рушимая верность, духовное ро..ство, вн..мание и чу..кость,мелоч.?ный эгоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное д..верие, лучистый взгляд, (не)сокрушимая прочность.

Самоотверже…ость и бе…корыстие, глубина и искре…ость, вр..ждебная настороже…ость, общ.?ность жизне…ых целей, к..варная лесть, пр..творное сла..коречие, высокая нравсте..ая  требовательность, холодный пр..гматизм, г..рячее сердце, пр..модушие и (не)рушимая верность, духовное ро..ство, вн..мание и чу..кость,мелоч.?ный эгоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное д..верие, лучистый взгляд, (не)сокрушимая прочность.

Самоотверже…ость и бе…корыстие, глубина и искре…ость, вр..ждебная настороже…ость, общ.?ность жизне…ых целей, к..варная лесть, пр..творное сла..коречие, высокая нравсте..ая  требовательность, холодный пр..гматизм, г..рячее сердце, пр..модушие и (не)рушимая верность, духовное ро..ство, вн..мание и чу..кость,мелоч.?ный эгоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное д..верие, лучистый взгляд, (не)сокрушимая прочность.

Самоотверже…ость и бе…корыстие, глубина и искре…ость, вр..ждебная настороже…ость, общ.?ность жизне…ых целей, к..варная лесть, пр..творное сла..коречие, высокая нравсте..ая  требовательность, холодный пр..гматизм, г..рячее сердце, пр..модушие и (не)рушимая верность, духовное ро..ство, вн..мание и чу..кость,мелоч.?ный эгоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное д..верие, лучистый взгляд, (не)сокрушимая прочность.

Самоотверже…ость и бе…корыстие, глубина и искре…ость, вр..ждебная настороже…ость, общ.?ность жизне…ых целей, к..варная лесть, пр..творное сла..коречие, высокая нравсте..ая  требовательность, холодный пр..гматизм, г..рячее сердце, пр..модушие и (не)рушимая верность, духовное ро..ство, вн..мание и чу..кость,мелоч.?ный эгоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное д..верие, лучистый взгляд, (не)сокрушимая прочность.

Самоотверже…ость и бе…корыстие, глубина и искре…ость, вр..ждебная настороже…ость, общ.?ность жизне…ых целей, к..варная лесть, пр..творное сла..коречие, высокая нравсте..ая  требовательность, холодный пр..гматизм, г..рячее сердце, пр..модушие и (не)рушимая верность, духовное ро..ство, вн..мание и чу..кость,мелоч.?ный эгоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное д..верие, лучистый взгляд, (не)сокрушимая прочность.

Самоотверже…ость и бе…корыстие, глубина и искре…ость, вр..ждебная настороже…ость, общ.?ность жизне…ых целей, к..варная лесть, пр..творное сла..коречие, высокая нравсте..ая  требовательность, холодный пр..гматизм, г..рячее сердце, пр..модушие и (не)рушимая верность, духовное ро..ство, вн..мание и чу..кость,мелоч.?ный эгоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное д..верие, лучистый взгляд, (не)сокрушимая прочность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Схема сочинения-рассуждения на основе исходного текста (часть С, ЕГЭ)

Подробная схема сочинения, с опорными языковыми конструкциями...

Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.

Обучение  написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ....

Открытый урок. 9 класс Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую т

подготовится к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания К. Г Паустовского на примере очерка В. Вересаева....