Рабочая программа. Русский язык 7 класс.
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Рабочая программа содержит: 1)пояснительная записка, 2) содержание учебных разделов, 3) КТП, 4) литература, 5) нормы оценок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа»  с.Каменка

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________Ионов В.А.

Протокол № ___ от

«____»____________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МОУ СОШ с. Каменка

_____________ Поташов В.С.

«____»____________2012 г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ с.Каменка

_____________Чучков С.А.

Приказ № ___ от «___»____2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Титова Вячеслава Геннадьевича

I квалификационная категория

по учебному курсу

«Русский язык» 7 класс.

Базовый уровень.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2012 г.

2011 - 2012  учебный год

                                               Раздел I.

                                      Пояснительная записка

к рабочей программе по русскому языку (7 класс)

        Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального  государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003г.№21/12 и утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. №1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010года «889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования  Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312,   и  Программы по русскому языку для 5-9 классов (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)к учебнику Русский язык: «Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений  / (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.) – М. Просвещение, 2010 соответствует требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования.

        Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных       часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом   межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных    особенностей учащихся.

        Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей

     ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки

    самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он

    неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех

    других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

       В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая,

    лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

На изучение курса русского языка в 7 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю) в том числе 25 часов на развитие речи.

Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих

 целей:

- познакомить с самостоятельными частями (причастиями и деепричастиями), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения нормами употребления в речи;

- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные, деепричастные обороты; работать с текстом;

- совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений – рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;

- воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку явлению культуры, основному средству общения получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Задача:  организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Принципы построения:    программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и  перспективности между различными разделами курса.

В основе программы лежит принцип единства.

     Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

     Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на  уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

                                                                 Раздел II.

   Содержание тем учебного курса.

Русский язык как развивающееся явление  (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ  (8 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (97+22 ч)

Причастие  (29 ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы нв суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях 
(принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), 
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным  оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (8 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II.Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие  (20 ч + 6 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая   роль   наречий.   Словообразование   наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипя щих на конце наречий.

II.Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и  антонимы.

III.            Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (3 ч)

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог  (7 ч + 2 ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II.Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз  (11 ч + 2 ч)

I . Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица ми и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться  в речи союзами-синонимами.

III.Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица  (18 ч + 4 ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II.  Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.  Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова  (1 ч)

I.  Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II.  Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (10 ч + ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

 

                                                           Раздел III.

Требования к знаниям, умениям навыкам

по русскому языку за курс 7 класса

Учащиеся должны знать/понимать определение основных  изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ; 

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывании одноклассника;

ЧТЕНИЕ;

дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;

выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;

находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

проводить маркировку текста(подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и. т. п.);

составлять тезисный план исходного текста;

владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;

прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

ГОВОРЕНИЕ:

сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;

создавать собственные выказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;  строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;  формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и.т.п.;  размышлять о содержании прочитанного и прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);

уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;

ПИСЬМО:

сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;

создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;

соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические,  пунктуационные);

уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;

редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

ТЕКСТ:

анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связанного текста;

устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;

определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и формы;

объяснять значения слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

определять способы образования слов различных частей речи;

анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;

составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);

с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

толковать лексические значения общеупотребительных слов и фразеологизмов;

пользоваться различными видами лексических словарей;

находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слов в переносном значении;

МОРФОЛОГИЯ;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

использовать знания  умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

ОРФОГРАФИЯ:

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильно написания;

аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;  использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;соблюдать правильную интонацию предложений в речи; устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать в письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

самостоятельно подбирать примеры на изученные правила.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса:

Тест(задания в формате ГИА,ЕГЭ), диктант (с грамматическим заданием, объяснительный,  предупредительный, выборочный, графический,

«Проверь себя», словарный, творческий, свободный),

 сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта ),

изложение (выборочное, подробное), текст, комплексный анализ текста.

                                                      Раздел IY.

Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 7 классе

Всего – 136 часов (в неделю - 4 часа).

Уро-ка

   Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Вид занятия

Виды контроля

       Дата

Примеча-ние

План

Факт

I четверть 4ч. х 8 недель = 32 ч.

Развитие речи: 4ч.

Сведения о языке.

1

 1          

Русский язык как развивающееся явление

( §1).

Ознакомление с учебником 7 кл.

1

Лекция с элементами беседы

Повторение изученного в 5-6 классах.

10

 2        

Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис. Словосочетание. Конструирование словосочетаний и предложений.

1

Беседа по вопросам.

 3

Синтаксический разбор.

Пунктуационный разбор(§2).

Выполнение упражнений.

1

Беседа по вопросам. Практикум.

4

Лексика и фразеология (§3).

Повторение пройденного материала. Выполнение упражнений.

1

Беседа по вопросам. Практикум.

5      

Фонетика и орфография (§ 4)

Лингвистическая игра. Повторение. Фонетический разбор слов. Диктант  (№16). Знание русского алфавита. Работа с текстом. (№21,22). План текста.

1

Беседа

Опрос

Практикум

Устный опрос.

Диктант.

 6

Словообразование и орфография.

Морфемный и словообразовательный разбор (§5).

Лингвистический разбор. Повторение темы. Самостоятельная работа (№26).

1

Беседа по вопросам.  Наблюдение.

Самостоятельная работа.

7, 8

Морфология и орфография.

Морфологический  разбор слов. (§6). Повторение темы «Части речи». Работа с текстом о М. В. Ломоносове ( № 28). Обмен мнениями по тексту (№29). Основная мысль текста (№30).

Работа с таблицей  (№32).  Самостоятельная работа (№34).

2

Практикумы. Самостоятельная работа (№34).

Словарный диктант

9

Морфологический разбор слов. (§7). Тест в формате ГИА. Подготовка к контрольному диктанту. Объяснительный диктант.

1

Практикум.

Тестирование.

10

К/Р №1.Контрольный диктант

1

Урок контроля

Вводный контроль.

11  

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции.

12

Урок развития речи. Текст (§7). Работа с текстом (№45,46,47).

Свободный диктант (№47).

1

ИКТ

Урок развития речи. Исследование.

Свободный диктант.

13

Урок развития речи (§8).  Стили литературного языка. Анализ стилей  текстов. Лекция «Стили литературного  языка». Основные черты стилей. Основные жанры.

Определение стиля текстов.

1

ИКТ

Урок развития речи.

Причастие (33ч.)

19ч. (в Iч.)

14

Причастие как часть речи (§9).

Объяснение темы  Работа с учебником. Выполнение упражнений.

1

Лекция.

 

15

Урок развития речи.

Публицистический стиль. (§.10)

Работа с прессой.

1

Урок развития речи.

16

Склонение причастий (§11). Правописание гласных в падежных окончаниях  причастий.

Комментированное письмо.

1

Практическая работа. Повторение

Комментированное письмо.

17, 18

Понятие о причастном обороте (§12). Наблюдения над текстом.

Работа с параграфом.

2

Лекция. Наблюдение.

Контрольное списывание.

19

Уроки развития речи.

Описание внешности человека (§13). Понятие о словесном портрете. Устное рисование (№77).

Самостоятельная работа (№82).

Подготовка домашнему сочинению.

1

Урок развития речи.

Домашнее сочинение (описание внешности знакомого человека).

20

Действительные и страдательные причастия (§14). Конструирование словосочетаний. Работа над речевыми ошибками. Комментированное письмо.

1

Объяснения учителя. Практикум

Опрос

21

Краткие и  полные страдательные причастия (§15). Работа по вопросам.

1

Практикум

Свободный диктант.

22

Действительные  причастия  настоящего времени.  Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. (§16). Повторение спряжения глаголов.

1

Практикум

Опрос

23

Действительные причастия прошедшего времени (§17). Работа с учебником. Словарная и орфоэпическая работа.

1

Объяснение учителя. Эвристическая беседа. Практикум

Опрос

24

Практикум  по теме «Действительные причастия настоящего и  прошедшего  времени». Развитие навыков монологической речи.

Самостоятельная работа (№98, 99).

1

Практикум

Опрос

25, 26

Уроки развития речи.

Изложение с использованием причастий.

2

ИКТ

Уроки  развития речи

Изложение от 3-го лица.

27

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий  настоящего времени (§18). Работа с таблицей.

1

Беседа по вопросам. Практикум

Словарный диктант.

28

Страдательные причастия прошедшего времени (§19). (Сопоставить таблицы §17 и §19).

С/р (№109).

1

Объяснения учителя. Элементы сопоставительного анализа.

Самостоятельная работа.

29

Гласные перед  Н в полных и кратких  страдательных причастиях (§20). Комментированное письмо.

1

Объяснение  учителя. Практикум

Опрос

30

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н  в отглагольных прилагательных (§21). Работа с учебником. Словарная и орфоэпическая работа.

1

Объяснение

учителя.  Практикум

Опрос

31, 32

П/ р  по теме «Одна и две букв Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных  прилагательных

( §21). С/р(№118, 119).

2

Беседа. Практикум

Опрос.Тестирование. Сам-ая

 работа

II четверть  4 ч X 8 недель =32ч.

Развитие речи: 4ч.

Причастие

14 (во IIч.)

33

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных (§22). Самостоятельная работа (№127.

1

Лекция. Практикум

Сам-ая

 работа

34

Урок развития речи. Употребление страдательных причастий  прошедшего времени в тексте. Повторение. Анализ текста (№128).Творческая работа.

1

ИКТ

Урок развития речи.

Опрос

35

Урок развития речи.

Выборочное  изложение (№130).

1

ИКТ

Урок развития речи

Выборочное изложение

36

Морфологический разбор причастия (§23). Элементы анализа текста. Подготовка к контрольному диктанту. Тест в формате ГИА

1

Практикум

37

К/Р №2.Контрольный диктант.

(Тест в формате ГИА).

1

Урок контроля

Диктант.

38

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции.

39

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (§24). Повторение изученного по теме «НЕ с различными частями речи». Тест в формате ГИА

1

Лекция. Практикум

Тестирование

40

Практическая работа «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

1

Практикум

41

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (§25)

Объяснительный диктант. С/р (№144)

Работа с таблицей.

1

Объяснение учителя

Практикум

Самостоятельная работа

42

Урок развития речи. Подготовка к сочинению- описанию внешности человека (с использованием причастий) (№ 145, 146).

1

ИКТ

Урок развития речи.

Домашнее сочинение (описание внешности)

43  44,

Обобщение по теме «Причастие».

Анализ сочинений. Повторение изученного. Тестирование. С/р (№155)

2

Практикум

Зачет.

Тестирование. Свободный диктант.

45

К/Р №3.Контрольный диктант.

(Тест в формате ГИА).

1

Урок контроля

Диктант.

46

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции

Деепричастие

11

47

Деепричастие как часть речи (§26). Объяснительный диктант. Выполнение упражнений (№159- 161).

1

Объяснение учителя.

48

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте(§27). Устная работа(№163).С/р (№164).

1

Объяснение учителя. Практикум

Самостоятельная работа

49

Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме».Работа со схемами предложений (№166).Комментированное письмо. Конструирование предложений (№168).Работа по вариантам (№169).

1

Беседа по вопросам. Практикум

Опрос. Самостоятельная работа по вариантам.

50

Раздельное написание НЕ с деепричастиями (§28). Словарная и орфоэпическая  работа.

1

Беседа по вопросам. Объяснение  учителя.

51

 Деепричастия несовершенного вида (§29). Словарная работа. Упражнения (№174-175). С/р (№176).

1

Практикум

Самостоятельная работа

52

Деепричастия совершенного вида(§30). Работа над речевыми ошибками. Выполнение упражнений (№178 - 180).

С/р по вариантам (№181,182)

1

Беседа по вопросам.

Объяснение учителя.

Самостоятельная работа по вариантам

53

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь». Устное описание картины. Написание черновика сочинения.

1

Урок развития речи.

ИКТ

Домашнее сочинение.

54

Морфологический разбор деепричастия (§31).Чтение творческих работ. Свободный диктант (№189)

.

1

Объяснение учителя. Изучение темы

Свободный диктант

55

Итоговый урок по теме «Деепричастие». Словарный диктант с заданием. Тест в формате ГИА. Самостоятельная работа (№194).

1

Беседа по вопросам.  Практикум

Опрос. Тестирова-ние

56

К/Р №4. Контрольный диктант.

(Тест в формате ГИА).

1

Урок контроля

Диктант

57

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний

Наречие (19ч.)

7ч (воII

четв.)

58

Наречие как часть речи (§32).

1

Лекция

59

Смысловые группы наречий (§33)

Повторение изученного. Изучение новой темы. Составление таблицы.

1

Лекция. Практикум.

60

Степени сравнения наречий (§34).

Повторение изученного. Работа с таблицей.

1

Беседа

Опрос.

61

Морфологический разбор наречия (§35). Закрепление темы «Степени сравнения наречий».

1

Беседа по вопросам. Практикум

Словарный диктант.

Опрос.

62

Слитное  и раздельное написание НЕ с наречиями на  -О, -Е. Составление таблицы ( §36). Тест в формате ГИА.

1

Эвристическая беседа.

Опрос.

Тестирование.

63

К/Р №5. Контрольный диктант.

(Тест в формате ГИА).

1

Урок контроля.

Диктант.

64

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции.

              III четверть

  4 часа X 10 недель = 40 часов

Развитие речи:  4 ч.

Наречие

12ч. (в

IIIч.)

65

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий (§37).

Одна и две буквы Н в наречиях на – О и – Е ( §38). С/р (№235).

1

Объяснение учителя. Практикум

Самостоятельная работа

66

Урок развития речи. Описание действий. Элементы анализа текста. Подготовка к домашнему сочинению (№240)

1

ИКТ

Урок развития речи. Беседа по вопросам.

Домашнее сочинение.

67

Буквы  О и Е после шипящих на конце наречий (§40). Буквы  О и А на конце наречий (§41).  Изложение с творческим заданием  (№248)

1

Работа с параграфом. Беседа

Практикум

Изложение с творческим заданием  

68

Урок развития речи. Описание картины Е. Н.Широкова «Друзья».

1

ИКТ

Урок развития речи

Обучающее домашнее сочинение

69

Дефис между частями слова в наречиях (§42). Повторение изученного по теме  «Дефис в различных частях речи».

1

Изучение темы. Практикум

70

Практикум «Дефис между частями слова  в наречиях».

Выполнение упражнений по стилистике. С/р (№255).

1

Практикум

Самостоятельная работа.

71

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных (§43).

1

Объяснение учителя. Практикум.

72

Мягкий знак после шипящих на конце наречий (§44). С/р (№265).

1

Практикум

Словарный диктант

73

Обобщение по теме «Наречие».

1

Практикум

Орфоэпический диктант

74

Практическая работа по теме «Наречие». (Тест в формате ГИА).

1

Урок повторения изученного.

Тестирование.

75

К/Р №6. Контрольный диктант

1

Урок контроля

Диктант.

76

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

Категория состояния как часть речи. (§45).

2

77

Категория состояния как часть речи (§45). Морфологический разбор категории состояния (§46).

1

Лекция. Беседа

Практикум.

78

Урок развития речи.

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

1

ИКТ

Урок развития речи

Обучающее сочинение

Служебные части речи

Предлог как часть речи

9

79

Служебные части речи. Самостоятельные и служебные части речи  (§47). Предлог как часть речи (§48).

1

Практикум

Словарный диктант

80

Употребление  предлогов (§49).

1

Объяснение учителя. Практикум

Опрос.

81

Непроизводные  и производные предлоги ( §50). Работа по предупреждению речевых ошибок.

1

Объяснение учителя. Практикум

Опрос

82

Употребление производных предлогов в речи. Лингвистический разбор. Работа по предупреждению речевых ошибок.

1

Практикум

Опрос

83

Простые и составные  предлоги (§51). Самостоятельное изучение параграфа. Элементы анализа текста.  Морфологический  разбор  предлога (§52).

1

Объяснение учителя.

Практикум

84

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине А. Сайкиной «Детская спортивная площадка». Составление плана сочинения-репортажа. Подготовка к домашнему сочинению-репортажу.

1

ИКТ

Урок развития речи

Домашнее сочинение-репортаж

85,

86

Слитное и раздельное написание производных  предлогов (§53.)

Анализ сочинений. Элементы сопоставительного анализа. Комментированное письмо. С/р.

2

Объяснение учителя.

Практикум

Самостоятельная работа.

87

П/р на тему «Слитное и раздельное написание производных предлогов».

Свободный   диктант (№311). Тест в формате ГИА

1

Урок контроля

Тестирование. Свободный   диктант.

Союз.

14

88

Союз как часть речи (§54).

Анализ практических работ.

1

Объяснение учителя.

Практикум.

89

Простые и составные  союзы (§55). Работа с текстом (№320).

1

Самостоятельное изучение темы.

Опрос.

90  

Союзы сочинительные и подчинительные (§56). Рассказ о Буслаеве. Повторение пройденного.

1

Беседа.

Опрос.

91

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении  (§57).

Конструирование и разбор предложений. С/р (№324).

1

Объяснение учителя.

Практикум

Самостоятельная работа

92

Сочинительные  союзы (§58). С/р по вариантам (№332)

1

Объяснение учителя.

Практикум.

Самостоятельная работа по вариантам.

93

Подчинительные союзы (§59). С/р по вариантам (№338).

1

Объяснение учителя.

Практикум

Самостоятельная работа по вариантам.

94

Морфологический разбор союза (§60).

1

Объяснение учителя.

Практикум.

Тестирование.

95      

Урок  развития речи.

Сочинение- рассуждение о книге.

Элементы сопоставительного анализа (№342, 343).

1

ИКТ

Урок  развития речи.

Домашнее сочинение – рассуждение.

96

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы (§61).

1

ИКТ

Объяснение учителя.

Практикум.

97

Обобщающий урок по теме «Союз». Подготовленный диктант (№350)

.

1

Практикум

Опрос. Подготовленный диктант.

98, 99

Контрольные уроки по темам «Предлог» и «Союз».

Самостоятельная работа (№356).

2

Практикум

Опрос. Самостоятельная работа по вариантам.

100

К/Р №7. Контрольный диктант.

(Тест в формате ГИА).

1

Урок контроля.

Диктант.

101            

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции.

Частица. (21ч.)

3 (в III

четв.)

102

Частица как часть речи (§62). Разряды частиц. Формообразующие частицы (§63).

1

Лекция.

Беседа

103,

104

Смысловые частицы. (§64).

Самостоятельное изучение теоретического материала. С/р (№373).

2

Практикум

Словарный диктант

         IV   четверть

 4 часа х 8 недель = 32 часа.

        Развитие речи: 6ч.

Частица

18

Практикум

105

Раздельное и дефисное написание частиц ( §65). Комментированное письмо (№376). С/р (№378).

1

Объяснение учителя.

Практикум

Перфокарты. Самостоятельная работа

106,

107

Уроки  развития речи.

Устное сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы».

1

ИКТ

Уроки  развития речи. Игровая ситуация.

Обучающее сочинение.

108

Морфологически  разбор частицы (§66).

1

Практикум.

109

Контрольный урок по темам «Предлог» и «Союз».

С/р (№356).

1

Практикум

Опрос. Словарный диктант.

110

К/Р №8. Контрольный диктант.

1

Урок контроля

Диктант.

111

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний

112

Отрицательные частицы  НЕ и  НИ (§67). С/р (№390).

1

Объяснение учителя.

Практикум

Самостоятельная работа

113

Различение частицы НЕ и приставки НЕ (§68). Самостоятельная работа (№394).

1

Объяснение учителя.

Практикум

Самостоятельная работа

114, 115

Практическая  работа по теме  «Различение частицы НЕ и приставки НЕ». Выборочный диктант. С/р(№398,399).

2

Практикум

Самостоятельная работа

116,

117

Уроки  развития речи.

Сочинение - рассказ по данному сюжету. Подготовка к сочинению.

2

ИКТ

Уроки  развития речи.

Классное сочинение.

118

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ- НИ (§69). Элементы сопоставительного анализа.

Комментированное письмо  (№403).

1

Объяснение учителя.

119, 120

Обобщение по теме «Частица».

Самостоятельная работа (№408, 412).

Тест в формате ГИА.

2

Практикум

Самостоятельная работа. Тестирование.

121

К/Р №8. Контрольный диктант.

1

Урок контроля.

Диктант.

122

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции.

Междометие

3

123

Междометие как часть речи (§70)

 

1

Беседа

124

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях (§71).

2

Беседа

Практикум

Перфокарты

121

Производные междометия. Обобщение по теме «Междометия».

1

Практикум

Опрос

Повторение и систематизация изученного в V – VII классах.

Развитие речи: 2ч.

15

122

Повторение. Разделы науки о языке (§72). Текст. Стили речи

(§73). Элементы лингвистического анализа. С/ р (№423).

1

Практикум

Опрос. Самостоятельная работа.

123,

124

Уроки  развития  речи (№428).

Сочинение.

2

ИКТ

Уроки развития речи

Обучающее сочинение

125

Фонетика. Графика  (§74).

1

Практикум

Опрос

126

Лексика и  фразеология  (§75).

Работа со словарями.

1

Практикум

Опрос

127

 Морфемика  и словообразование (§76). Лингвистический разбор.

С/ р (№438).

1

Практикум

Самостоятельная работа.

128, 129

Морфология (§77). Элементы сопоставительного анализа. С/р (№442).

2

Практикум

Самостоятельная работа.

130

Орфография (§78). Комментированное письмо (№452). Тест в формате ГИА.

1

Практикум

Перфокарты,

тестирование

131

Синтаксис (§79).

Лингвистический разбор.

Составление таблицы (№456).

1

Практикум

Опрос

132

Пунктуация (§80).

Лингвистический разбор.

Комментированное  письмо (№46). С/р (№463).

1

Практикум

Словарный диктант. Самостоятельная работа.

133

К/Р №9. Контрольный диктант.

(Тест в формате ГИА).

1

Урок контроля

Диктант

134

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний

135, 136

Резервные уроки.

2

Итого:

136 ч.

                                                                     Раздел Y.

                              Учебное и учебно-методическое обеспечение

по русскому языку в 7 классе.

Для учащихся:

Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 2010.

Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2010.

Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Сфера, 2006.

Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. – М.: Просвещение, 2005.

Позднякова А. А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык»: 7класс / А. А. Позднякова. – М.: Экзамен, 2006.

Поникарова Л. А. Русский язык: морфология в таблицах и заданиях / Л. А. Поникарова. – М.: Просвещение, 2004.

Сборник тестовых задания для тематического и итогового контроля: русский язык. 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2006.

Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - : Просвещение, 2006.

Для учителя:

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2007

Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.

Бакулина  Г.А.   Конспекты уроков для учителя русского языка . 7 класс. – М.: Владос, 2006.

Карпова И.И. Контрольно-измерительные материалы. 7 класс. М.: Вако, 2012.

Костяева Т. А. Тесты, проверочные, контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.

Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2005.

Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс / Л. Г. Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.

Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс / С. И. Львова. – М.: просвещение, 2006.

Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс / С. Н. Пименова. – М.: Искатель

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс. 

Карточки для индивидуальной и дифференцированной работы в 5-7 классах.

                               Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:

 полнота и правильность ответа;

степень осознанности, понимания изученного;

 речевое оформление ответа.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

Оценка «5» ставится, если ученик:

обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,

излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Оценка «2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Положительная оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.

Оценка диктантов

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса -100-110, для 7 класса - 110-120, для 8 класса - 120-140, для 9 класса - 140-160. (При подсчете учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Примечание. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен примерно на 10 слов.

Словарный диктант может состоять из следующего количества слов: для 5 класса -10-15 слов, для б класса -15-20, для 7 класса - 20-25, для 8 класса - 25-30, для 9 класса - 30-35.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограмм были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они также должны быть представлены 2-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в б классе - 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 7 классе - 20 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть до 5 слов с непроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти, а в 5 классе - до конца первого учебного полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен, включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности: ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и в конце учебного года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

на правила, которые не включены в школьную программу,

на еще не изученные правила;

в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

в передаче так называемой авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются ошибки, к которым следует отнести написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дупло" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

в исключениях из всех правил;

в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,

в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами;

в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой;

в случаях, требующих различения не и ни (в сочетаниях не кто иной, как..., не что иное, как..., никто иной не..., ничто иное не...);

в  пропуске   одного   из   сочетающихся   знаков   препинания   или   в нарушении: их последовательности.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка, снижается на один балл, но такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлении.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3  пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка "3" может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные ошибки.

Оценка "2" ставится за. диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки: за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки "4" 2 орфографические ошибки, для оценки "3" - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 8 орфографических ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического, лексического задания, выставляются две оценки отдельно за каждый, вид работы.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания.

Оценка "4" ставится, если ученики правильно выполнил не менее s заданий.

Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка "2" ставится за работ, в которой не выполнено более половины задании.

Оценка "1" выставляется, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в б классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе -350450.

Текст итоговых контрольных изложений в 7 и 8 классах может быть несколько увеличен по сравнению с нормами.

Рекомендуется следящий примерный объем самостоятельных классных сочинений: в 5 классе - 0,5-1,0 страницы, в 6 классе - 1,0-1,5, в 7 классе - 1,5-2,0, в 8 классе - 2,0-2,5, в 9 классе - 2,5-3,5.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа, письма учащихся, их общего развития и т.п. Однако, если объем сочинения в полтора (и более) раза меньше или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или повысить оценку (кроме выставления оценки "5").

С помощью сочинений и изложений проверяются:

умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и задачей высказывания;

соблюдение грамматических норм и правил правописания.

Поэтому любое сочинение или изложение оценивается двумя оценками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за  грамотность.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

При оценке содержания работы и его речевого оформления учитель руководствуется следующими критериями:

 

Оценка «5» :

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану жди без него).

Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведенийпо стилистике).

Достигнуто стилевое единство

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»:

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет.

Содержание работы в основном   соответствует  теме (имеются  незначительные отклонения  от темы)

Содержание в основном достоверно, но   имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения   последовательности в изложении мысли.

Лексический и грамматический строй речи в  целом достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и  достаточной выразительность.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и  3   пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки: при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.

Оценка «3»

В целом в работе допускается не более 2  недочетов  в   содержании   и   не более  3 речевых недочетов.

Работа достоверна, в главном, но в ней    последовательности изложения.

В работе допущены существенные    отклонения от темы.

Беден словарь и однообразны  употребляемые синтаксические   конструкции, встречается неправильное   словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством,   речь недостаточно выразительна.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при   отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок   и  4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические   ошибки.

Оценка «2»

В целом в работе допускается не более 4    недочетов в содержании и 5 речевых   недочетов.

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена .последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пункту ационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей

Имеется более 7 орфографических,  7 пунктуационных и  7 грамматических ошибок.

Примечание:

Учителю необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на 1 балл

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта    тема    высказывания,    хотя    по    остальным    показателям    оно    написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются приведенные в пункте П указания об учете при выставлении оценки однотипных: ошибок и сделанных учеником исправлений.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные виды упражнений и диктантов неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются:

степень самостоятельности учащегося,

этап обучения;

объем работы.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки "5" и "4" ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из этих оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки "4" допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая (или: первая и вторая) работа, как классная, так и домашняя, по закреплению определенного умения и навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Совершенно самостоятельно выполненные работы (без предшествовавшего анализа ошибок в классе) оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть (за полугодие) и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако, дня того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости )оценки за устные ответы, обучающие работы, а также уровень выполнения контрольных работ).

При выведении итоговой оценки преимущественное внимание уделяется отметкам, отражающим овладение навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (полугодия) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знаний учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...