Урок русского языка в 5 классе «Употребление имен существительных в речи»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка в средней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

«Употребление имен существительных в речи»

Цели: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени     существительном как части речи,

           сформировать умение правильно употреблять имя существительное в     речи,

           способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти,

           воспитывать интерес к русскому языку,

           воспитывать бережное отношение к здоровью,

           способствовать эстетическому воспитанию детей.

Ход урока.

 

                                                                            Давно живу я в мире этом,

        Даю названия предметам.

  1. Работа с эпиграфом.

- О чем пойдет речь на нашем уроке?

Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное — ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).
Имя существительное — важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.
Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.

Существительное — самая существенная часть речи. Вот стихотворение, которое почти целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.
Ряд волшебных изменений

Милого лица...  (А.Фет)

Один мальчик рассуждал так:

- Кому нужны существительные? Ведь если бы их не было, то не придумали математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии, вот жизнь была бы у  ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания и только скажи, что я не прав! Язык не повернется.

- А вы согласны? Нужны ли нам имена существительные? Попробуйте выразить свою речь, не используя имена существительные. Получилось?

-Так о чем же пойдет сегодня разговор на уроке?

2. Разминка.

1. Расставьте ударения в словах:

Партер, документ, шофер, средства, красивее, километр, перчить.

- Все ли слова в этом ряду существительные?

2. Определите, сколько раз встречаются звуки:

[ а ]  Рассыпался горох на семьдесят дорог.

  1. Можно ли слова сережка, орел, стрелка, белка писать с прописной буквы? Примеры.
  2. Образуйте существительные ж.р. от существительных

Кочегар, штукатур, поручень, электрик, матрос.

  1. Что объединяет группы существительных

Токио, Осло, Дели

Уссури, По, Миссисипи

Пальто, какао, пенсне

  1. Найдите «третье – лишнее» в каждой группе:

 Буран, дождь, вьюга

Огонь, осень, пламя

- Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, на мой взгляд, это одна из самых важных тем для человека. Что легче: сохранять здоровье или лечить человека?

  1. Закончите пословицы:

До свадьбы …

Еле-еле душа …

Здоровья не …

  1. Собери рассыпанные пословицы:

У больного не здоровья спрашивай

Дороже ум всего здоровье да

Здоровью курить вредить

  1. Индивидуальная работа  (2 человека с места): подбери из книги пословицы под заглавные буквы: ЗДОРОВЬЕ

- А как вы думаете, почему мы говорим о здоровье?

3. Словарный диктант

2 ученика у доски

Полезная еда, ежегодная профилактика, являться на прием, ящик с пробирками, крепкое здоровье, предъявить больничный лист, подъехать к больнице, современная медицина, перевязать рану, измерить температуру, с опытным терапевтом.

1 ряд - у существительных определить падеж

2 ряд – склонение

3 ряд – род

Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка).

У доски проверяют 2 консультанта, задают дополнительные вопросы.

4. Обобщение изученного материала.

- Что же вы узнали о существительном?

Работа в группах по 4 человека на месте:

1 группа – Что такое имя существительное? Примеры.

2 группа – Расскажите о падежах. Просклоняйте слово земля

3 группа – Расскажите о склонении. Примеры. Что такое разносклоняемые существительные?

4 группа – Расскажите о числе. Примеры. Назовите существительные, которые употребляются только в ед.числе или только в мн.числе.

5  группа – Расскажите о роде. Примеры. Назовите существительные общего рода.

6 группа – Назовите имена существительные собственные и нарицательные. Примеры.

Представитель группы защищает свое задание.

Таким образом, наше имя существительное обросло грамматическими признаками.

5. Физкутминутка

Работа над осанкой.

6. Коллективный опрос по схеме разбора существительного.

В здоровом теле -  здоровый дух.  

Морфологический разбор имени существительного.

  1. Имя существительное –
  2. Н.Ф. –
  3. Собственное или нарицательное
  4. Одушевленное или неодушевленное
  5. Род –

Число –

Склонение –

Падеж –

  1. В предложении является –

Все работы сдаются на отметку.

  1. Роль имени существительного

1.- Какова же роль существительного в речи?

Давайте рассмотрим предложения. У вас на столе текст «Берегите зрение».

- Чтение вслух.

- Объясните заголовок.

- Согласны ли вы с автором? Почему необходимо бережно относиться к зрению? Как это нужно сделать? Что особенно вредно для здоровья?

2. Заполним таблицу примерами:

Член предложения

Примеры

1

Подлежащее

2

Дополнение

3

Обстоятельство

4

Сказуемое

- Что же нужно делать, чтобы быть здоровым?

- Какими видами спорта можно заниматься?

8. Словарная работа

Баскетбол (англ.яз баскет – корзина, болл – мяч)

Гимнастика – самый древний и один из самых полезных видов спорта. Возникла она в Элладе за несколько веков до нашей эры. Греч. гимнос – «обнаженный», потому что греки в те далекие времена занимались гимнастикой обнаженными.

Теннис появился во 2 половине XIX века в России.(англ. Лаун  - лужайка).

Футбол появился в начале XX века. (Англ. Фут – стопа, болл – мяч) Родина футбола – Англия.

Хоккей. Родина травяного хоккея – Англия, на льду  - Канада. (Франц. Хокет – палка). У нас появился в 1946 году.

Шахматы развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость. А великий русский шахматист Александр Алехин считал, что шахматы прежде всего учат быть объективным. Шахматы появились в Индии около 15 столетий назад.

- Выберите слово и составьте с ним предложение. Подчеркните его как член предложения.

9. Аналитические упражнения

1. Распределите слова на два столбика – собственные и нарицательные.

Фигурист, Евгений Плющенко, Анна Курникова, теннисистка, гимнастка, Светлана Хоркина.

  1. Одушевленные – неодушевленные.

Футболист, мяч, хоккеист, шайба, ворота, баскетболист, лед, конькобежец.

  1. Это интересно.

Некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет.

Пломбир – от названия французского города Пломбьер.

Есть имена нарицательные, которые восходят к именам легендарных героев древнего мира.

Геркулес (силач) от имени героя.

Многие собственные имена – это в прошлом имена нарицательные, значения которых забылись.

Петр (греч) – камень.

Софья (греч) – мудрость.

Марина (лат) – морская.

«Говорящие» имена. В книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» героев звали: Незнайка, Знайка, Сахарин Сиропчик, Торопыжка, Ворчун, Молчун, Растеряйка, Пончик.

- Почему?

Эти имена собственные говорят нам о том, что представляет собой герой книги: какой у него характер, какие привычки, внешность, чем он занимается. Такими «говорящими» именами называют иногда авторы героев своих рассказов, повестей, сказок, чтобы указать их отличительные, характерные черты.

- А Незнайка расходовал свои силы, энергию, здоровье? Почему?

  1. Творческая работа.

Составьте и запишите 5-6 предложений на тему «Как я сохраняю свое здоровье», используя существительные.

  1. Итоги.

- Какова же роль имени существительного в нашей речи?

  1.  Рефлексия.

Ваши пожелания друг другу после нашего урока.

Домашнее задание: § 87, упражнение 655

                                           или составить памятку «Как беречь здоровье»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"

Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи;  знакомит с новыми понятиями – сравнением,  поэтическим...

Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс

Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...

Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...

Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"

Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели:     1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...

Урок русского языка по теме: Употребление имен прилагательных в речи

Урок развития устной и письменной речи. Использование презентации обязательно...

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс. Роль имени существительного в речи

Использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективну...