Рабочая программа по русскому языку в 7 ю классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2007) и Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательных школ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem._planirovanie_ur._russk._yaz._v_7yu_2010-11.doc | 348.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39
Г. Чебоксары»
Утверждаю «___» _______ Согласовано «____»_________ Рассмотрено на заседании
Директор Зам. директора по ШМО «___»____________
Михайлов В. В. УВР Луговникова С. Г. протокол №.____________
__________ ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 «Ю» КЛАССЕ
НА 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
136 часа (4 часа в неделю)
Учитель: Захарова Инна Леонидовна
г. Чебоксары, 2010 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2007) и Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательных школ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Назначение программы:
- улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
- реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.
Содержательные линии предмета:
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
- Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Цели обучения русскому языку:
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности:
- формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
- Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке
(его устройстве функционировании),
- развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
- Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
- Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
- Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
- Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Принцип построения -концентрический
Специфика предмета:
Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Методы и формы обучения включают в себя элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА.
Учащиеся должны знать: | К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: | ||
определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. |
| ||
По орфографии: | По пунктуации: | По связной речи: | |
находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами. | выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты. | адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. |
Нормативные документы, учебно-методические пособия, обеспечивающие реализацию программы
№ | Название документа | Автор | Год |
1 | Государственный стандарт основного общего образования | 2006 | |
2 | Учебник | Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык.7 класс. М.: «Просвещение» | 2009 |
4 | Методические пособия | 1) Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2)Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.- М., «ВАКО», 3) Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.П.Баранова и др. /Сост. Н.В.Сиденко – Волгоград: ИТД «Корифей», 4) Внеклассная работа по русскому языку. 7 класс. /Сост. Колчанова С.С. – Волгоград: ИТД «Корифей», 5) Занимательные материалы по русскому языку. 7 класс. /Сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2. Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка. - . М.: «Просвещение» | 2008. 2009. 2007 2006. 2006. 2006 |
5 | Программа по русскому языку для 5 – 9 классов | М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский | 2011 |
Тематическое планирование уроков русского языка в 7 «Ю» классе
(по учебнику под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др.)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип, форма урока | Вид контроля, самостоятельной работы | Планируемые результаты освоения материала | Сроки проведения | ЦОРы | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I четверть (28ч + 6ч) | ||||||||
Ведение (1 ч) | ||||||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | Вводный урок, лекция-беседа. | Развёрнутый ответ на вопрос о путях развития русского языка. | Знать некоторые особенности развития русского языка, понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка. Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой. | 2.09 | ||
Повторение изученного в 5-6 классах (8ч +2ч) | ||||||||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | Урок повторения, практикум | Словарно-орфографическая работа. | Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП. Уметь находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, ставить знаки препинания в ПП и СП; применять пунктуационные правила на письме. | 3.09 | ||
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | Урок повторения, практикум. | Практическая работа, тест. | 6.09 | |||
4 | Лексика и фразеология. | 1 | Комбинированный урок | Словарная работа. | Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Уметь оперировать понятиями при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями. | 7.09 | ||
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | Урок повторения, практикум. | Практическая работа. | Знать характеристики звуков, понимать и оперировать терминами: сильная и слабая позиция звука; знать орфоэпические нормы и соблюдать их в устной речевой практике. Уметь работать с орфографическим и орфоэпическим словарями. | 9.09 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | Урок повторения, практикум. | Словарно-орфографическая работа. | Знать орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях Уметь различать формы слова и однокоренные слова, составить слово по заданной схеме, дать характеристику слова, опираясь на схему; работать со словообразовательным словарем. | 10.09 | ||
7 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 1 | Комбинированный урок | Комплексный анализ текста. | Знать основные сведения по морфологии, правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи. Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам, выполнять морфологический разбор слов, правильно писать слова с изученными орфограммами обозначать их графически. | 13.10 | ||
8 | Тренировочные упражнения. | 1 | Урок повторения, урок - практикум. | Практическая работа. | 14.09 | |||
9 | Контрольный диктант | 1 | Урок проверки ЗУН. | Диктант с грамматическим заданием. | Знать основные сведения по морфологии, орфографии, синтаксису. Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка, осуществлять письменный речевой самоконтроль, развивать способность к самооценке. | 16.09 | ||
10 | Текст. | 1 | Урок развития речи. | Комплексный анализ текста. | Знать основные признаки текста, типы речи. Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. Уметь создавать тексты различных типов речи. | 17.09 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
11 | Стили литературного языка. | 1 | Урок развития речи. | Текущий контроль. | Знать изученные стили языка. Уметь осуществлять комплексный анализ текста, работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, выделять их особенности. | 20.09 | ||
Морфология и орфография. Культура речи.( ) | ||||||||
Причастие ( 24ч +5ч) | ||||||||
12 | Причастие как часть речи. | 1 | Урок изучения нового материала, смешанный | Рассказ на лингвистическую тему. | Знать формальные признаки причастия, семантику, морфологические признаки глагола и прилагательного, присущие причастиям; о стилистической роли причастий. Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий, различать однокоренные прилагательные и причастия, составлять сл./соч. и предложения с причастиями. | 21.09 | ||
13 | Публицистический стиль. | 1 | Урок развития речи. | Комплексный анализ текста. | Знать особенности публицистического стиля, его жанры. Уметь осуществлять комплексный анализ текста, создавать тексты различной стилистической направленности. | 23.09 | ||
14 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | Урок изучения нового материала, урок практических работ. | Текущий контроль, словарный диктант. | Знать нормы согласования причастий с определяемыми словами Уметь безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса. | 24.09 | ||
15 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | Урок изучения нового материала, смешанный | Индивидуальная работа с раздаточным материалом. | Знать правила выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова Уметь выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова Уметь конструировать предложения с причастным оборотом. | 27.09 | ||
16 | Знаки препинания при причастном обороте. | 1 | Урок - практикум | Объяснительный диктант. | 28.09 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
17 | Описание внешности человека. | 1 | Урок развития речи. | Сочинение -миниатюра | Знать особенности текста описания внешности человека: структуру, языковые особенности ( в т. ч. специальные «портретные» слова); роль описания внешности в художественном произведении Уметь создавать собственный текст заданного типа. | 30.09 | ||
18 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | Урок изучения нового материала, смешанный | Работа с дидактическим материалом | Знать действительные и страдательные причастия. Уметь различать действительные и страдательные причастия. | 1.10 | ||
19 | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | Урок изучения нового материала, смешанный | Объяснительный диктант, тест | Знать полные и краткие страдательные причастия. Уметь различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении. | 4.10 | ||
20 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | Урок изучения нового материала, смешанный | Словарный диктант | Знать способы образования действительных причастий наст. вр.; условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. Уметь опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. | 5.10 | ||
21 | Тренировочные упражнения. | 1 | Урок практического выполнения упражнений | Индивидуальные задания | 7.10 | |||
22 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового материала, смешанный | Объяснительный диктант | Знать способы образования действительных причастий прош. вр. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени. | 8.10 | ||
23 | Изложение (упр.100) | 1 | Урок развития речи. | Изложение. | Знать памятку «Как писать изложение» Уметь находить в тексте ключевые слова (причастия), которые передают его основную мысль, писать изложение с изменением лица рассказчика, правильно передавать содержание текста. | 11.10 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
24 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий наст. вр. | 1 | Урок изучения нового материала, урок практического выполнения упражнений | Словарно-орфографическая работа. | Знать способы образования страдательных причастий наст. вр. Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 12.10 | ||
25 | Тренировочные упражнения. | 1 | Урок –практикум | Тест. | 14.10 | |||
26 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового, урок практического выполнения упражнений. | Словарный диктант | Знать способы образования страдательных причастий прош. вр. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени. | 15.10 | ||
27 | Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. | 1 | Урок изучения нового материала, смешанный | Словарно-орфографическая работа. | Знать о правописании гласных в суффиксах страдательных прич. Уметь выбрать необходимую орфограмму. | 18.10 | ||
28 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | 1 | Урок изучения нового материала. | Объяснительный диктант | Знать о правописании Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и прилаг., образованных от глаголов; Н в кратких причастиях. Уметь определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм. | 19.10 | ||
29 | Закрепление пройденного материала. | 1 | Урок- практикум | Практическая работа | 21.10 | |||
30 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных | 1 | Урок изучения нового материала. | Тест | 22.09 | |||
31 | Тренировочные упражнения. | 1 | Урок- практикум | Работа с дидактическим материалом | 25.09 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
32 | Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя) | 1 | Урок развития речи, урок написания изложения (упр.130) | Изложение | Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумать его композицию, адекватно передать содержание. | 26.09 | ||
33 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Комплексный анализ текста | Знать порядок морфологического разбора причастия. Уметь делать морфологический разбор причастий. | 28.10 | ||
34 | Контрольный диктант | 1 | Урок проверки ЗУН, к/д с грамм. заданием | Диктант с грамматическим заданием. | Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастия Уметь применять изученные орфографические правила. | 29.10 | ||
II четверть (26ч + 6ч) | ||||||||
35 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | Знать условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями. Уметь определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 8.11 | ||
36 | Тренировочные упражнения. | 1 | Урок - практикум | Тест | 9.11 | |||
37 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. причастий прош. времени. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Объяснительный диктант | Знать условия выбора букв после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр. Уметь применять орфограмму применительно к разным частям речи и разным морфемам. | 11.11 | ||
38 | Сочинение-описание внешности человека (упр.145-146) | 1 | Урок развития речи, написание сочинения | Сочинение | Знать структуру сочинения-описания. Уметь выбирать языковые средства в зависимости от темы текста и основной мысли. | 12.11 | ||
39 | Повторение и обобщение изученного о причастии.. | 1 | Урок повторения, урок практических работ | Тест | Знать теоретические сведения о причастии как части речи, орфографические и пунктуационные правила, изученные в данном раз-деле. Уметь правильно писать, произносить и употреблять в речи причастия. | 15.11 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
40 | Контрольный диктант. | 1 | Урок проверки ЗУН, | Диктант | Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастия Уметь применять изученные орфографические правила. | 16.11 | ||
Деепричастие (10ч + 2ч) | ||||||||
41 | Деепричастие как часть речи. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Словарный диктант | Знать глагольные и наречные признаки деепричастия, нормы употребления деепричастий в речи. Уметь находить деепричастия в тексте, употреблять деепричастия в речи. | 18.11 | ||
42 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Комплексный анализ текста. | Знать, что такое деепричастный оборот и правила выделения его запятыми на письме. Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах. Уметь использовать конструкции с деепричастными оборотами в рече-вой практике. | 19.11 | ||
43 | Закрепление полученных знаний о деепричастиях. Пунктуация при деепричастном обороте. | 1 | Практическое выполнение упражнений | Тест | Знать правило написания НЕ с деепричастиями. Уметь сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами. | 22.11 | ||
44 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Объяснительный диктант | Знать правило написания НЕ с деепричастиями. Уметь сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами. | 23.11 | ||
45 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | 1 | Урок изучения нового, анализ языкового материала | Словарно-орфографическая работа. | Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, применять орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия» | 25.11 | ||
46 | Морфологический разбор деепричастия . | 1 | Урок изучения нового, практикум | Комплексный анализ текста. | Знать порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастия | 26.11 | ||
47 | Повторение и обобщение изученного о деепричастии. | 1 | Урок повторения, смешанный | Тест, объяснительный диктант | Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания. | 29.11 | ||
48 | Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие». | 1 | Урок повторения | Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания. | 30.11 | |||
49 | Сочинение на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины ( упр. 187) | 2 | Урок развития речи, написание сочинения в жанре рассказа | Сочинение | Знать приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему. | 2.12 | ||
50 | 3.12 | |||||||
51 | Обобщение и систематизация сведений о деепричастии. | 1 | Урок повторения, смешанный | Предупредительный диктант | Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания. | 6.12 | ||
52 | Контрольный диктант. | 1 | Урок проверки ЗУН, | Диктант с грамматическим заданием | Знать морфологические признаки, орфографию деепричастия. Уметь применять пунктуационные правила. | 7.12 | ||
Наречие (24ч + 7ч) | ||||||||
53 | Наречие как часть речи. | 1 | Урок изучения нового, урок теоретических и практических работ | Комплексный анализ текста. | Знать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь опознавать наречия в сл/соч и предложении на основе учета их грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении. | 9.12 | ||
54 | Тренировочные упражнения. | 1 | Урок теоретических и практических работ. | Словарная работа. | 10.12 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
55 | Смысловые группы наречий. | 1 | Урок изучения нового | Словарно-орфографическая работа. | Знать значения, выражаемые наречиями. Уметь находить в тексте наречия и определять их значения. | 13.12 | ||
56 | Закрепление пройденного материала. | 1 | Урок теоретических и практических работ. | Объяснительный диктант | 14.12 | |||
57 | Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег» | 2 | Урок развития речи, написание сочинения | Сочинение. | Знать приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему. | 16.12 | ||
58 | 17.12 | |||||||
59 | Степени сравнения наречий. | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | Знать способы образования сравнительной и превосходной степени наречий, синтаксич. роль наречий в предлож. Уметь образовывать наречия сравнит. степени, определять их синтаксич. роль, отличать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилаг. | 20.12 | ||
60 | Морфологический разбор наречия | 1 | Урок изучения нового, практикум | Комплексный анализ текста. | Знать план и образец морфологического разбора наречия как части речи. Уметь характеризовать наречие как неизменяемую часть речи, соотносимую с сущ., прилаг., числит., глаголами. | 21.12 | ||
61 | Контрольный диктант. | 1 | Урок проверки ЗУН, | Диктант с грамматическим заданием | Знать орфографию наречия. Уметь применять пунктуационные правила. | 23.12 | ||
62 | Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» (упр. 217) | 1 | Урок развития речи | Сочинение-рассуждения на заданную тему. | Знать структуру сочинения-рассуждения. Уметь выбирать языковые средства в зависимости от темы текста и основной мысли. | 24.12 | ||
63 | Слитное и раз-дельное написание НЕ с наречиями на –о, -е. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Объяснительный диктант. | Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о и –е. Уметь применять на практике изученное правило. | 27.12 | ||
64 | Тренировочные упражнения. | 1 | Урок-практикум | Практическая работа | 28.12 | |||
65 | Закрепление пройденного материала. | 1 | Урок-практикум | Тест | 30.12 | |||
III четверть (37ч + 8ч) | ||||||||
66 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Творческий диктант | Знать условия вы-бора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ- Уметь писать НЕ и НИ с разными частями речи. | 11.01 | ||
67 | Тренировочные упражнения. | 1 | Урок-практикум | Тест | 13.01 | |||
68 | Н и НН в наречиях на –о, -е. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Объяснительный диктант. | Знать условия выбора написания Н и НН в наречиях на –о, -е. . Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически. | 14.01 | ||
69 | Тренировочные упражнения. | 1 | Урок-практикум. | Практическая работа | 17.01 | |||
70 | Закрепление пройденного материала. | 1 | Урок-практикум. | Тест. | 18.01 | |||
71 | Описание действий. | 1 | Урок развития речи | Устное сочинение | Знать особенности текста описания действий. Уметь создавать собственный текст заданного типа | 20.01 | ||
72 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового, урок выполнения практических работ | Творческий диктант | Знать условия выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. Уметь писать О и Е после шипящих в разных частях слова и разных частях речи. | 21.01 | ||
73 | Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. (упр. 240) | 1 | Урок развития речи, написание сочинения | Сочинение | Уметь писать сочинение в форме репортажа или интервью. | 24.01 | ||
74 | Буквы О и А на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового, урок выполнения практических работ. | Работа с дидактическим материалом | Знать условия написания суффиксов наречий. Уметь писать наречия с суффиксами –О и -А | 25.01 | ||
75 | Подробное изложение с элементами сочинения, (упр. 248) | 1 | Урок развития речи, написание изложения | Изложение с элементами сочинения | Уметь определять тему и основную мысль текста, писать изложение близко к тексту, выполнять творческое задание к тексту. | 27.01 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
76 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Объяснительный диктант. | Знать о постановке дефиса в наречиях и других частях речи. Уметь различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий | 28.01 | ||
77 | Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья» | 1 | Урок развития речи, написание сочинения-описания | Сочинение. | Знать приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему. | 31.01 | ||
78 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | Урок закрепления знаний | Распределительный диктант, тест | Знать о постановке дефиса в наречиях и других частях речи. Уметь различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий. | 1.02 | ||
79 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ. и колич. Местоим | 1 | Урок изучения нового материала. | Словарный диктант | Знать условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от сущ. и количественных числительных. Уметь определять способ образования наречий распознавать условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от сущ. и количественных числительных , обозначать данную орфограмму графически, различать наречия и омонимичные им слова других частей речи. | 3.02 | ||
80 | Тренировочные упражнения. | 1 | Урок теоретических и практических работ. | Тест | 4.02 | |||
81 | Ь после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Объяснительный диктант | Знать условия выбора написания Ь в наречиях и других частях речи после шипящих. Уметь писать слова с основой на шипящий. | 7.02 | ||
82 | Повторение и обобщение изученного о наречии. | 1 | Урок повторения, урок теоретических и практич. работ. | Тест. | Знать изученный материал. Уметь применять знания на практике | 8.02 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
83 | Контрольный диктант. | 1 | Урок проверки ЗУН, | Диктант с грамматическим заданием | Знать орфографию наречия. Уметь применять пунктуационные правила. | 10.02 | ||
Категория состояния (3ч +1ч) | ||||||||
84 | Категория состояния как часть речи. | 1 | Урок изучения нового. | Комплексный анализ текста. | Знать о категории состояния как о самостоятельной части речи. Уметь отличать категорию состояния от прилагательных и наречий. | 11.02 | ||
85 | Закрепление пройденного материала. | 1 | Урок теоретических и практических работ | Самостоятельная работа | 14.02 | |||
86 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Комплексный анализ текста. | Знать порядок морфологического разбора. Уметь разбирать слова категории состояния как часть речи, различать наречия, краткие прилагательные и слова категории состояния. | 15.02 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
87 | Сжатое изложение с описанием состояния природы (К. Паустовский «Обыкновенная земля») | 1 | Урок развития речи, написание изложения | Сжатое изложение | Уметь писать сжатое изложение, выдерживая текст в авторском стиле и в рамках заданной темы | 17.02 | ||
Служебные части речи (1ч) | ||||||||
88 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Текущий контроль | Знать самостоятельные и служебные части речи. Уметь определять морфологическую природу слова. | 18.02 | ||
Предлог (9ч + 2ч) | ||||||||
89 | Служебные части речи. Предлог как часть речи. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Комплексный анализ текста | Знать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении. Уметь различать предлоги и приставки, определять роль пред-логов в сл/соч и в предложении. | 21.02 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
90 | Употребление предлогов. | 1 | Урок выполнения практических работ | Словарный диктант | Знать о многозначности предлога, способности предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблении предлога с сущ., местоим., числ. Уметь употреблять предлоги в сл/соч со связью предложного управления, пользоваться предлогами-синонимами и многозначными предлогами для выражения раз-личных смысловых отношений. | 22.02 | ||
91 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Комплексный анализ текста | Знать производные и непроизводные предлоги, соотносимые с формами других частей речи. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи. | 24.02 | ||
92 | Простые и составные предлоги. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Самостоятельная работа | Знать простые и составные предлоги. | 25.02 | ||
93 | Морфологический разбор предлога. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Тест | Знать порядок и образец морфологического разбора предлога. Уметь разбирать морфологически предлоги. | 28.02 | ||
94 | Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А. В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу. | 2 | Уроки развития речи, написание сочинения по картине в жанре репортажа. | Сочинение | Знать жанровые особенности репортажа, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики. Уметь писать сочинение-репортаж. | 1.03 | ||
95 | 3.03 | |||||||
96 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | Урок выполнения теоретических и практических работ. | Объяснительный диктант | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь верно писать производные предлоги. | 4.03 | ||
97 | Тренировочные упражнения. | 1 | Урок-практикум. | Тест | 10.03 | |||
98 | Повторение и обобщение изученного по теме «Предлог». | 1 | Урок повторения, выполнения теоретических и практических работ. | Объяснительный диктант | Знать условия написания предлогов. Уметь правильно писать предлоги на практике. | 11.03 | ||
99 | Контрольный диктант. | 1 | Урок проверки ЗУН | Диктант с грамматическим заданием | Знать орфографию предлогов. Уметь применять пунктуационные правила. | 14.03 | ||
Союз (11ч + 1ч) | ||||||||
100 | Союз как часть речи. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Словарный диктант | Знать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте. Уметь различать союзы и предлоги. | 15.03 | ||
101 | Простые и составные союзы. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Комплексный анализ текста | Знать простые и составные союзы. | 17.03 | ||
102 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | Урок изучения нового, смешанный. | Текущий контроль | Знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные и их назначении. | 18.03 | ||
103 | Запятая перед союзами в сложном предложении. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Комплексный анализ текста | Знать о постановке запятой в сложном предложении. Уметь различать сложные предложения и предложения с однородными членами (особенно с союзом И) и правильно ставить знаки препинания между ними; различать виды связи (сочинительную и подчинительную), интонационно выделять различные синтаксические конструкции. | 21.03 | ||
104 | Сочинительные союзы. | 1 | Урок изучения нового. | Выборочный диктант | Знать группы сочинит. союзов и их назначение. | 22.03 | ||
IV четверть (23ч + 2ч) | ||||||||
105 | Подчинительные союзы. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Словарно-орфографическая работа | Знать группы подчинительных союзов, их назначение. | 4.04 | ||
106 | Морфологический разбор союза. | 1 | Урок-практикум | Тест | Знать порядок морфологического разбора союза. Уметь разбирать союз как часть речи. | 5.04 | ||
107 | Сочинение - рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.343) | 1 | Урок развития речи, написание сочинения-рассуждения | Сочинение - рассуждение | Знать структуру текста-рассуждения. Уметь писать сочинение-рассуждение. | 7.04 | ||
108 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Практическая работа | Знать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоим. С частицами то, же, бы. Уметь писать союзы и омонимичные части речи. | 8.04 | ||
109 | Повторение и обобщение изученного о союзе | 1 | Урок повторения, выполнение практических упражнений | Объяснительный диктант | Знать изученный материал. Уметь правильно писать союзы, отличать их от омонимичных частей речи, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. | 11.04 | ||
110 | Контрольный диктант. | 1 | Урок проверки ЗУН | Диктант | Уметь писать текст под диктовку. | 12.04 | ||
111 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | 14.04 | ||
Частица ( 13ч + 1ч) | ||||||||
112 | Понятие о частице. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Текущий контроль | Знать об отличии частиц от знаме-нательных частей речи, о сходстве и отличии от служебных частей ре-чи. Уметь отличать частицы от других частей речи. | 15.04 | ||
113 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | Урок изучения нового, урок теоретических и практических работ | Словарный диктант | Знать формообразующие частицы. Уметь распознавать формообразующие частицы. | 18.04 | ||
114 | Смысловые частицы. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Объяснительный диктант | Знать модальные частицы; богат-ство оттенков значений модальных частиц. Уметь различать оттенки значения частиц. | 19.04 | ||
115 | Тренировочные упражнения | 1 | Урок-практикум | Выборочный диктант, тест | 21.04 | |||
116. | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Комплексный анализ текста | Знать о раздельном и дефисном написании частиц. Уметь писать частицы | 22.04 | ||
117. | Сочинение -устное выступление по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.381). | 1 | Урок развития речи | Устное сочинение | Уметь написать сочинение и выступить с ним перед классом. | 25.04 | ||
118. | Морфологический разбор частицы. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Работа с дидактическим материалом | Знать порядок разбора частицы. Уметь определять грамм. признаки частиц. | 26.04 | ||
119. | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Комплексный анализ текста | Знать отрицательные частицы, их роль и смысловые значения. Уметь правильно писать слова с частицами НЕ и НИ. | 28.04 | ||
120. | Различение не - ни. | 1 | Урок -практикум | Объяснительный диктант | 29.04 | |||
121. | Приставка не- и частица не с различными частями речи. | 1 | Урок-практикум | Комплексный анализ текста | Знать условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Уметь различать частицу не и приставку не-, | 5.05 | ||
122. | Закрепление пройденного материала. | 1 | Урок-практикум | Тест | Уметь систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова). | 6.05 | ||
123. | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. | 1 | Урок-практикум | Комплексный анализ текста | Уметь различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку. | 10.05 | ||
124. | Повторение и обобщение изученного о частице. | 1 | Урок повторения, смешанный | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроков. Уметь применять правила правописания частиц | 12.05 | |||
125. | Контрольный диктант. | 1 | Урок проверки ЗУН | Диктант с грамматическим заданием | Уметь писать текст под диктовку | 13.05 | ||
Междометие (2ч) | ||||||||
126. | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Комплексный анализ текста | Знать о междометии как части речи, назначении в языке, употреблении в роли других частей речи, о дефисном написании междометий. Уметь употреблять междометия в роли других частей речи. | 16.05 | ||
127. | Междометие. Знаки препинания при междометиях. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Словарно-орфографическая работа | Знать об отличии междометия от знаменательных и служебных частей речи, о постановке знаков препинания в предложениях с междометиями. Уметь отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, писать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями. | 17.05 | ||
Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах (8ч + 1ч) | ||||||||
128. | Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Сочинение – миниатюра | Знать разделы науки о языке, предмет их изучения, понятия текст, виды текстов, их признаки. Уметь определять принадлежность текста к определённому стилю и типу речи, самостоятельно создавать тексты на заданную тему | 19.05 | ||
129. | Контрольное сочинение. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | Уметь писать на заданную тему, связно и последовательно излагать свои мысли. | 20.05 | ||
130. | Фонетика. Графика. | 1 | Уроки совершенствования ЗУН, уроки практических работ | Текущий контроль | Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах. Уметь писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически, выполнять фонетический разбор слова | 23.05 | ||
131. | Лексика и фразеология | 1 | Уроки совершенствования ЗУН, уроки практических работ | Тест | Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах. Уметь определять лексическое значение слов, подбирать к словам синонимы и антонимы, определять стили речи, работать со словарями. | 24.05 | ||
132. | Морфемика. Словообразование. | 1 | Уроки совершенствования ЗУН, уроки практических работ | Тест | Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах. Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически, выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов. | 26.05 | ||
133. | Морфология и орфография. | 1 | Уроки совершенствования ЗУН, уроки практических работ | Тест | Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах. Уметь распознавать части речи, правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически, выполнять морфологический разбор слов. | 27.05 | ||
134. | Синтаксис и пунктуация. Орфография и пунктуация. | 1 | Уроки совершенствования ЗУН, уроки практических работ | Объяснительный диктант | Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах. Уметь расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях, выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений | 30.05 | ||
135. | Контрольный диктант. | 1 | Урок проверки ЗУН | Диктант с грамматическим заданием | Уметь самостоятельно писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 31.05 | ||
136. | Итоговый тест. | 1 | Урок проверки ЗУН | Тест | Знать теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 7 классе. Уметь применять на практике полученные знания, умения, навыки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...