Рабочая программа по русскому языку в 7 ю классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Захарова Инна Леонидовна

 

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2007) и Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательных школ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem._planirovanie_ur._russk._yaz._v_7yu_2010-11.doc348.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 39

Г. Чебоксары»

Утверждаю «___» _______        Согласовано «____»_________          Рассмотрено на заседании

Директор                                     Зам. директора по                           ШМО «___»____________

Михайлов В. В.                            УВР Луговникова С. Г.                  протокол №.____________

__________                         ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 «Ю» КЛАССЕ

 НА 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

136 часа (4 часа в неделю)

                                                                

                Учитель: Захарова Инна Леонидовна

                

г. Чебоксары, 2010 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2007) и Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательных школ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Назначение программы:

  1. улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
  2. реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Содержательные линии предмета:

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка  составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

  1. отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
  2. сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
  3. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Цели обучения русскому языку: 

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи организации учебной деятельности:

  1. формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
  1. Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
  1. формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке

(его устройстве функционировании),

  1. развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
  1. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
  1. Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате  обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
  1. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся  ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
  1. Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  2. Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
  3.  Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Принцип построения -концентрический

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Технологии, методики:

  1. уровневая дифференциация;
  2. проблемное обучение;
  3. информационно-коммуникационные технологии;
  4. здоровьесберегающие технологии;
  5. система инновационной оценки «портфолио»;
  6. технология дистанционного обучения  (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
  7. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Методы и формы обучения включают в себя  элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО   РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА.

Учащиеся должны знать:

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  1. производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
  2. составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами;
  3. соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии:

По пунктуации:

По связной речи:

находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Нормативные документы, учебно-методические пособия, обеспечивающие реализацию программы

Название документа

Автор

Год

1

Государственный стандарт основного общего образования

2006

2

Учебник

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык.7 класс. М.: «Просвещение»

2009

4

Методические пособия

1) Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- 5-е изд.- М.: Просвещение,

2)Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.- М., «ВАКО»,

3) Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.П.Баранова и др. /Сост. Н.В.Сиденко – Волгоград: ИТД «Корифей»,

4) Внеклассная работа по русскому языку. 7 класс. /Сост. Колчанова С.С. – Волгоград: ИТД «Корифей»,

5) Занимательные материалы по русскому языку. 7 класс. /Сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей»,

2. Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка. - . М.: «Просвещение»

2008.

2009.

2007

2006.

 2006.

2006

5

Программа по русскому языку для 5 – 9 классов

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский

2011

Тематическое планирование уроков русского языка в 7 «Ю» классе

(по учебнику под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др.)

Тема урока

Кол-во часов

Тип, форма урока

Вид контроля, самостоятельной работы

Планируемые результаты освоения материала

Сроки проведения

ЦОРы

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I четверть (28ч + 6ч)

Ведение (1 ч)

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

Вводный урок, лекция-беседа.

Развёрнутый ответ на вопрос о путях развития русского языка.

Знать некоторые особенности развития русского языка, понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

2.09

Повторение изученного в 5-6 классах (8ч +2ч)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

Урок повторения, практикум

Словарно-орфографическая работа.

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, ставить знаки препинания в ПП и СП; применять пунктуационные правила на письме.

3.09

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Урок повторения, практикум.

Практическая работа, тест.

6.09

4

Лексика и фразеология.

1

Комбинированный урок

Словарная работа.

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь оперировать понятиями при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями.

7.09

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1

Урок повторения, практикум.

Практическая работа.

Знать характеристики звуков, понимать и оперировать терминами: сильная и слабая позиция звука; знать орфоэпические нормы и соблюдать их в устной речевой практике.

Уметь работать с орфографическим и орфоэпическим словарями.

9.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

Урок повторения, практикум.

Словарно-орфографическая работа.

Знать орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях

Уметь различать формы слова и однокоренные слова, составить слово по заданной схеме, дать характеристику слова, опираясь на схему; работать со словообразовательным словарем.

10.09

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

1

Комбинированный урок

Комплексный анализ текста.

Знать основные сведения по морфологии, правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи.

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам, выполнять морфологический разбор слов, правильно писать слова с изученными орфограммами обозначать их графически.

13.10

8

Тренировочные упражнения.

1

Урок повторения,

урок - практикум.

Практическая работа.

14.09

9

Контрольный диктант

1

Урок проверки ЗУН.

Диктант с грамматическим заданием.

Знать основные сведения по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка, осуществлять письменный речевой самоконтроль, развивать способность к самооценке.

16.09

10

Текст.

1

Урок развития речи.

Комплексный анализ текста.

Знать основные признаки текста, типы речи.

Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. Уметь создавать тексты различных типов речи.

17.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

Стили литературного  языка. 

1

Урок развития речи.

Текущий контроль.

Знать изученные стили языка.

Уметь осуществлять комплексный анализ текста, работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, выделять их особенности.

20.09

Морфология и орфография. Культура речи.(   )

Причастие ( 24ч +5ч)

12

Причастие как часть речи.

1

Урок изучения нового материала, смешанный

Рассказ на лингвистическую тему.

Знать формальные признаки причастия, семантику, морфологические признаки глагола и прилагательного, присущие причастиям; о стилистической роли причастий.

Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий, различать однокоренные прилагательные  и причастия, составлять сл./соч. и предложения с причастиями.

21.09

13

Публицистический стиль. 

1

Урок развития речи.

Комплексный анализ текста.

Знать особенности публицистического стиля, его жанры.

Уметь осуществлять комплексный анализ текста, создавать тексты различной стилистической направленности.

23.09

14

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

Урок изучения нового материала, урок практических работ.

Текущий контроль, словарный диктант.

Знать нормы согласования причастий с определяемыми словами

Уметь безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса.

24.09

15

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1

Урок изучения нового материала, смешанный

Индивидуальная работа с раздаточным материалом.

Знать правила выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова

Уметь выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова

Уметь конструировать предложения с причастным оборотом.

27.09

16

Знаки препинания при причастном обороте.

1

Урок - практикум

Объяснительный диктант.

28.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

17

Описание внешности человека.

1

Урок развития речи.

Сочинение -миниатюра

Знать особенности текста описания внешности человека: структуру, языковые особенности ( в т. ч. специальные «портретные» слова); роль описания внешности в художественном произведении

Уметь создавать собственный текст заданного типа.

30.09

18

Действительные и страдательные причастия.

1

Урок изучения нового материала, смешанный

Работа с дидактическим материалом

Знать действительные и страдательные причастия.

Уметь различать действительные и страдательные причастия.

1.10

19

Краткие и полные страдательные причастия.

1

Урок изучения нового материала, смешанный

Объяснительный диктант, тест

Знать полные и краткие страдательные причастия.

Уметь различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении.

4.10

20

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

Урок изучения нового материала, смешанный

Словарный диктант

Знать способы образования действительных причастий наст. вр.; условия выбора гласной в суффиксе этих причастий.

Уметь опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

5.10

21

Тренировочные упражнения.

1

Урок практического выполнения упражнений

Индивидуальные задания

7.10

22

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Урок изучения нового материала, смешанный

Объяснительный диктант

Знать способы образования действительных причастий прош. вр.

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени.

8.10

23

Изложение (упр.100)

1

Урок развития речи.

Изложение.

Знать памятку «Как писать изложение»

Уметь находить в тексте ключевые слова (причастия), которые передают его основную мысль, писать изложение с изменением лица рассказчика, правильно передавать содержание текста.

11.10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

24

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий наст. вр.

1

Урок изучения нового материала, урок практического выполнения упражнений

Словарно-орфографическая работа.

Знать способы образования страдательных причастий наст. вр.

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

12.10

25

Тренировочные упражнения.

1

Урок –практикум

Тест.

14.10

26

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

Урок изучения нового, урок практического выполнения упражнений.

Словарный диктант

Знать способы образования страдательных причастий прош. вр.

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени.

15.10

27

Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

1

Урок изучения нового материала, смешанный

Словарно-орфографическая работа.

Знать о правописании гласных в суффиксах страдательных прич.

Уметь выбрать необходимую орфограмму.

18.10

28

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

1

Урок изучения нового материала.

Объяснительный диктант

Знать о правописании Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и прилаг., образованных от глаголов; Н в кратких причастиях.

Уметь определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм.

19.10

29

Закрепление пройденного материала.

1

Урок- практикум

Практическая работа

21.10

30

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных

1

Урок изучения нового материала.

Тест

22.09

31

Тренировочные упражнения.

1

Урок- практикум

Работа с дидактическим материалом

25.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

32

Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя)

1

Урок развития речи, урок написания изложения (упр.130)

Изложение

Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумать его композицию, адекватно передать содержание.

26.09

33

Морфологический разбор причастия.

1

Урок изучения нового, практикум

Комплексный анализ текста

Знать порядок морфологического разбора причастия.

Уметь делать морфологический разбор причастий.

28.10

34

Контрольный диктант

1

Урок проверки ЗУН, к/д с грамм. заданием

Диктант с грамматическим заданием.

Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастия

Уметь применять изученные орфографические правила.

29.10

II четверть (26ч + 6ч)

35

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

Урок изучения нового материала

Объяснительный диктант

Знать условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями.

Уметь определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

8.11

36

Тренировочные упражнения.

1

Урок - практикум

Тест

9.11

37

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. причастий прош. времени.

1

Урок изучения нового, смешанный

Объяснительный диктант

Знать условия выбора букв после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр.

Уметь применять орфограмму применительно к разным частям речи и разным морфемам.

11.11

38

Сочинение-описание внешности человека (упр.145-146)

1

Урок развития речи, написание сочинения

Сочинение

Знать структуру сочинения-описания.

Уметь выбирать языковые средства в зависимости от темы текста и основной мысли.

12.11

39

Повторение и обобщение изученного о причастии..

1

Урок повторения, урок практических работ

Тест

Знать теоретические сведения о причастии как части речи, орфографические и пунктуационные правила, изученные в данном раз-деле.

Уметь правильно писать, произносить и употреблять в речи причастия.

15.11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

40

Контрольный диктант.

1

Урок проверки ЗУН,

Диктант

Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастия

Уметь применять изученные орфографические правила.

16.11

Деепричастие (10ч + 2ч)

41

Деепричастие как часть речи.

1

Урок изучения нового, смешанный

Словарный диктант

Знать глагольные и наречные признаки деепричастия, нормы употребления деепричастий в речи.

Уметь находить деепричастия в тексте,

употреблять деепричастия в речи.

18.11

42

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

Урок изучения нового, смешанный

Комплексный анализ текста.

Знать, что такое деепричастный оборот и правила выделения его запятыми на письме.

Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах.

Уметь использовать конструкции  с деепричастными оборотами в рече-вой практике.

19.11

43

Закрепление полученных знаний о деепричастиях. Пунктуация при деепричастном обороте.

1

Практическое выполнение упражнений

Тест

Знать правило написания НЕ с деепричастиями.

Уметь сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами.

22.11

44

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

Урок изучения нового, практикум

Объяснительный диктант

Знать правило написания НЕ с деепричастиями.

Уметь сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами.

23.11

45

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

1

Урок изучения нового, анализ языкового материала

Словарно-орфографическая работа.

Знать способы образования деепричастий.

Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, применять орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия»

25.11

46

Морфологический разбор деепричастия

.

1

Урок изучения нового, практикум

Комплексный анализ текста.

Знать порядок морфологического разбора деепричастия.

Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастия

26.11

47

Повторение и обобщение изученного о деепричастии.

1

Урок повторения, смешанный

Тест, объяснительный диктант

Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания.

29.11

48

Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие».

1

Урок повторения

Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания.

30.11

49

Сочинение на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины

( упр. 187)

2

Урок развития речи, написание сочинения в жанре рассказа

Сочинение

Знать приемы систематизации материала.

Уметь излагать мысли на заданную тему.

2.12

50

3.12

51

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии.

1

Урок повторения, смешанный

Предупредительный диктант

Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания.

6.12

52

Контрольный диктант.

1

Урок проверки ЗУН,

Диктант с грамматическим заданием

Знать морфологические признаки, орфографию деепричастия.

Уметь применять пунктуационные правила.

7.12

Наречие (24ч + 7ч)

53

Наречие как часть речи.

1

Урок изучения нового, урок теоретических и практических работ

Комплексный анализ текста.

Знать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую  роль наречий.

Уметь опознавать наречия в сл/соч и предложении на основе учета их грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении.

9.12

54

Тренировочные упражнения.

1

Урок теоретических и практических работ.

Словарная работа.

10.12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

55

Смысловые группы наречий.

1

Урок изучения нового

Словарно-орфографическая работа.

Знать значения, выражаемые наречиями.

Уметь находить в тексте наречия и определять их значения.

13.12

56

Закрепление пройденного материала.

1

Урок теоретических и практических работ.

Объяснительный диктант

14.12

57

Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег»

2

Урок развития речи, написание сочинения

Сочинение.

Знать приемы систематизации материала.

Уметь излагать мысли на заданную тему.

16.12

58

17.12

59

Степени сравнения наречий.

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

Знать способы образования сравнительной и превосходной степени наречий, синтаксич. роль наречий в предлож.

Уметь образовывать наречия сравнит. степени, определять их синтаксич. роль, отличать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилаг.

20.12

60

Морфологический разбор наречия

1

Урок изучения нового, практикум

Комплексный анализ текста.

Знать план и образец морфологического разбора наречия как части речи.

Уметь характеризовать наречие как неизменяемую часть речи, соотносимую с сущ., прилаг., числит., глаголами.

21.12

61

Контрольный диктант.

1

Урок проверки ЗУН,

Диктант с грамматическим заданием

Знать орфографию наречия.

Уметь применять пунктуационные правила.

23.12

62

Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» (упр. 217)

1

 Урок развития речи

Сочинение-рассуждения на заданную тему.

Знать структуру сочинения-рассуждения.

Уметь выбирать языковые средства в зависимости от темы текста и основной мысли.

24.12

63

Слитное и раз-дельное написание НЕ с наречиями на –о, -е.

1

Урок изучения нового, практикум

Объяснительный диктант.

Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о и –е.

Уметь применять на практике изученное правило.

27.12

64

Тренировочные упражнения.

1

Урок-практикум

Практическая работа

28.12

65

Закрепление пройденного

материала.

1

Урок-практикум

Тест

30.12

III четверть (37ч + 8ч)

66

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

1

Урок изучения нового, практикум

Творческий диктант

Знать условия вы-бора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-

Уметь писать НЕ и НИ с разными частями речи.

11.01

67

Тренировочные упражнения.

1

Урок-практикум

Тест

13.01

68

Н и НН в наречиях на –о, -е.

1

Урок изучения нового, смешанный

Объяснительный диктант.

Знать условия выбора написания Н и НН в наречиях на –о, -е. .

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически.

14.01

69

Тренировочные упражнения.

1

Урок-практикум.

Практическая работа

17.01

70

Закрепление пройденного материала.

1

Урок-практикум.

Тест.

18.01

71

Описание действий.

1

Урок развития речи

Устное сочинение

Знать особенности текста описания действий.

Уметь создавать собственный текст заданного типа

20.01

72

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

Урок изучения нового, урок выполнения практических работ

Творческий диктант

Знать условия выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий.

Уметь писать О и Е после шипящих в разных частях слова и разных частях речи.

21.01

73

Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. (упр. 240)

1

Урок развития речи, написание сочинения

Сочинение

Уметь писать сочинение в форме репортажа или интервью.

24.01

74

Буквы О и А на конце наречий.

1

Урок изучения нового, урок выполнения практических работ.

Работа с дидактическим материалом

Знать условия написания суффиксов наречий.

Уметь писать наречия с суффиксами –О и -А

25.01

75

Подробное изложение с элементами сочинения,

(упр. 248)

1

Урок развития речи, написание изложения

Изложение с элементами сочинения

Уметь определять тему и основную мысль текста, писать изложение близко к тексту, выполнять творческое задание к тексту.

27.01

1

2

3

4

5

6

7

8

9

76

Дефис между частями слова в наречиях.

1

Урок изучения нового, смешанный

Объяснительный диктант.

Знать о постановке дефиса в наречиях и других частях речи.

Уметь различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий

28.01

77

Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

1

Урок развития речи, написание сочинения-описания

Сочинение.

Знать приемы систематизации материала.

Уметь излагать мысли на заданную тему.

31.01

78

Дефис между частями слова в наречиях.

1

Урок закрепления знаний

Распределительный диктант, тест

 Знать о постановке дефиса в наречиях и других частях речи.

Уметь различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий.

1.02

79

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ. и колич. Местоим

1

Урок изучения нового материала.

Словарный диктант

Знать условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от сущ. и количественных числительных.

Уметь определять способ образования наречий распознавать условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от сущ. и количественных числительных , обозначать данную орфограмму графически, различать наречия и омонимичные им слова других частей речи.

3.02

80

Тренировочные упражнения.

1

Урок теоретических и практических работ.

Тест

4.02

81

Ь после шипящих на конце наречий.

1

Урок изучения нового, смешанный

Объяснительный диктант

Знать условия выбора написания Ь в наречиях и других частях речи после шипящих.

Уметь писать слова с основой на шипящий.

7.02

82

Повторение и обобщение изученного о наречии.

1

Урок повторения, урок теоретических и практич. работ.

Тест.

Знать изученный материал.

Уметь применять знания на практике

8.02

1

2

3

4

5

6

7

8

9

83

Контрольный диктант.

1

Урок проверки ЗУН,

Диктант с грамматическим заданием

Знать орфографию наречия.

Уметь применять пунктуационные правила.

10.02

Категория состояния (3ч +1ч)

84

Категория состояния как часть речи.

1

Урок изучения нового.

Комплексный анализ текста.

Знать о категории состояния как о самостоятельной части речи.

Уметь отличать категорию состояния от прилагательных и наречий.

11.02

85

Закрепление пройденного материала.

1

Урок теоретических и практических работ

Самостоятельная работа

14.02

86

Морфологический разбор категории состояния.

1

Урок изучения нового, практикум

Комплексный анализ текста.

Знать порядок морфологического разбора.

 Уметь разбирать  слова категории состояния как часть речи, различать наречия, краткие прилагательные и слова категории состояния.

15.02

1

2

3

4

5

6

7

8

87

Сжатое изложение с описанием состояния природы (К. Паустовский «Обыкновенная земля»)

1

Урок развития речи, написание изложения

Сжатое изложение

Уметь писать сжатое изложение, выдерживая текст в авторском стиле и в рамках заданной темы

17.02

Служебные части речи (1ч)

88

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Урок изучения нового, смешанный

Текущий контроль

Знать самостоятельные и служебные части речи.

Уметь определять морфологическую природу слова.

18.02

Предлог (9ч + 2ч)

89

Служебные части речи. Предлог как часть речи.

1

Урок изучения нового, смешанный

Комплексный анализ текста

Знать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении.

Уметь различать предлоги и приставки, определять роль пред-логов в сл/соч и в предложении.

21.02

1

2

3

4

5

6

7

8

9

90

Употребление предлогов.

1

Урок выполнения практических работ

Словарный диктант

Знать о многозначности предлога, способности предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблении предлога с сущ., местоим., числ.

Уметь употреблять предлоги в сл/соч со связью предложного управления, пользоваться предлогами-синонимами и многозначными предлогами для выражения раз-личных смысловых отношений.

22.02

91

Непроизводные и производные предлоги.

1

Урок изучения нового, смешанный

Комплексный анализ текста

Знать производные и непроизводные предлоги, соотносимые с формами других частей речи.

Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи.

24.02

92

Простые и составные предлоги.

1

Урок изучения нового, смешанный

Самостоятельная работа

Знать простые и составные предлоги.

25.02

93

Морфологический разбор предлога.

1

Урок изучения нового, практикум

Тест

Знать порядок и образец морфологического разбора предлога.

Уметь разбирать морфологически предлоги.

28.02

94

Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А. В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу.

2

Уроки развития речи, написание сочинения по картине в жанре репортажа.

Сочинение

Знать жанровые особенности репортажа, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики.

Уметь писать сочинение-репортаж.

1.03

95

3.03

96

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

Урок выполнения теоретических и практических работ.

Объяснительный диктант

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь верно писать производные предлоги.

4.03

97

Тренировочные упражнения.

1

Урок-практикум.

Тест

10.03

98

Повторение и обобщение изученного  по теме «Предлог».

1

Урок повторения, выполнения теоретических и практических работ.

Объяснительный диктант

Знать условия написания предлогов. Уметь правильно писать предлоги на практике.

11.03

99

Контрольный диктант.

1

Урок проверки ЗУН

Диктант с грамматическим заданием

Знать орфографию предлогов.

Уметь применять пунктуационные правила.

14.03

Союз (11ч + 1ч)

100

Союз как часть речи.

1

Урок изучения нового, смешанный

Словарный диктант

Знать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте.

Уметь различать союзы и предлоги.

15.03

101

Простые и составные союзы.

1

Урок изучения нового, смешанный

Комплексный анализ текста

Знать простые и составные союзы.

17.03

102

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

Урок изучения нового, смешанный.

Текущий контроль

Знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные и их назначении.

18.03

103

Запятая перед союзами в сложном предложении.  

1

Урок изучения нового, практикум

Комплексный анализ текста

Знать о постановке запятой в сложном предложении.

Уметь различать сложные предложения и предложения с однородными членами (особенно с союзом И) и правильно ставить знаки препинания между ними; различать виды связи (сочинительную и подчинительную), интонационно выделять различные синтаксические конструкции.

21.03

104

Сочинительные союзы.

1

Урок изучения нового.

Выборочный диктант

Знать группы сочинит. союзов и их назначение.

22.03

IV четверть (23ч + 2ч)

105

Подчинительные союзы.

1

Урок изучения нового, смешанный

Словарно-орфографическая работа

Знать группы подчинительных союзов, их назначение.

4.04

106

Морфологический разбор союза.

1

Урок-практикум

Тест

Знать порядок морфологического разбора союза.

Уметь разбирать союз как часть речи.

5.04

107

Сочинение - рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.343)

1

Урок развития речи, написание сочинения-рассуждения

Сочинение - рассуждение

Знать структуру текста-рассуждения.

Уметь писать сочинение-рассуждение.

7.04

108

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

1

Урок изучения нового, практикум

Практическая работа

Знать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоим. С частицами то, же, бы.

Уметь писать союзы и омонимичные части речи.

8.04

109

Повторение и обобщение изученного о союзе

1

Урок повторения, выполнение практических упражнений

Объяснительный диктант

Знать изученный материал.

Уметь правильно писать союзы, отличать их от омонимичных частей речи, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

11.04

110

Контрольный диктант.

1

Урок проверки ЗУН

Диктант

Уметь писать текст под диктовку.

12.04

111

Анализ контрольного диктанта.

1

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками

Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

14.04

Частица ( 13ч + 1ч)

112

Понятие о частице.

1

Урок изучения нового, смешанный

Текущий контроль

Знать об отличии частиц от знаме-нательных частей речи, о сходстве и отличии от служебных частей ре-чи.

Уметь отличать частицы от других частей речи.

15.04

113

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

Урок изучения нового, урок теоретических и практических работ

Словарный диктант

Знать формообразующие частицы.

Уметь распознавать формообразующие частицы.

18.04

114

Смысловые частицы.

1

Урок изучения нового, смешанный

Объяснительный диктант

Знать  модальные частицы; богат-ство оттенков значений модальных частиц.

Уметь различать оттенки значения частиц.

19.04

115

Тренировочные упражнения

1

Урок-практикум

Выборочный диктант, тест

21.04

116.

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

Урок изучения нового, практикум

Комплексный анализ текста

Знать о раздельном и дефисном написании частиц.

Уметь писать частицы

22.04

117.

Сочинение -устное выступление по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.381).

1

Урок развития речи

Устное сочинение

Уметь написать сочинение и выступить с ним перед классом.

25.04

118.

Морфологический разбор частицы.

1

Урок изучения нового, практикум

Работа с дидактическим материалом

Знать порядок разбора частицы.

Уметь определять грамм. признаки частиц.

26.04

119.

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

1

Урок изучения нового, смешанный

Комплексный анализ текста

Знать отрицательные частицы, их роль и смысловые значения.

Уметь правильно писать слова с частицами НЕ и НИ.

28.04

120.

Различение

 не - ни.

1

Урок -практикум

Объяснительный диктант

29.04

121.

Приставка не-  и частица не с различными частями речи.

1

Урок-практикум

Комплексный анализ текста

Знать условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Уметь различать частицу не и приставку не-,

5.05

122.

Закрепление пройденного материала.

1

Урок-практикум

Тест

Уметь систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова).

6.05

123.

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

1

Урок-практикум

Комплексный анализ текста

Уметь различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку.

10.05

124.

Повторение и обобщение изученного о частице.

1

Урок повторения, смешанный

Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроков.

Уметь применять правила правописания частиц

12.05

125.

Контрольный диктант.

1

Урок проверки ЗУН

Диктант с грамматическим заданием

Уметь писать текст под диктовку

13.05

Междометие (2ч)

126.

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях.

1

Урок изучения нового, смешанный

Комплексный анализ текста

Знать о междометии как части речи, назначении в языке, употреблении в роли других частей речи, о дефисном написании междометий.

Уметь употреблять междометия в роли других частей речи.

16.05

127.

Междометие. Знаки препинания при междометиях.

1

Урок изучения нового, практикум

Словарно-орфографическая работа

Знать об отличии междометия от знаменательных и служебных частей речи,  о постановке знаков препинания в предложениях с междометиями.

Уметь отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, писать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями.

17.05

Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах (8ч + 1ч)

128.

Разделы науки о языке. Текст. Стили речи.

1

Урок повторения и систематизации знаний

Сочинение – миниатюра

Знать разделы науки о языке, предмет их изучения, понятия текст, виды текстов, их признаки.

Уметь определять принадлежность текста к определённому стилю и типу речи, самостоятельно создавать тексты на заданную тему

19.05

129.

Контрольное сочинение.

1

Урок развития речи

Сочинение

Уметь писать на заданную тему, связно и последовательно излагать свои мысли.

20.05

130.

Фонетика. Графика.

1

Уроки совершенствования ЗУН, уроки практических работ

Текущий контроль

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически, выполнять фонетический разбор слова

23.05

131.

Лексика и фразеология

1

Уроки совершенствования ЗУН, уроки практических работ

Тест

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь определять лексическое значение слов, подбирать к словам синонимы и антонимы, определять стили речи, работать со словарями.

24.05

132.

Морфемика. Словообразование.

1

Уроки совершенствования ЗУН, уроки практических работ

Тест

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически, выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов.

26.05

133.

Морфология и орфография.

1

Уроки совершенствования ЗУН, уроки практических работ

Тест

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь распознавать части речи, правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически, выполнять морфологический  разбор слов.

27.05

134.

Синтаксис и пунктуация.

Орфография и пунктуация.

1

Уроки совершенствования ЗУН, уроки практических работ

Объяснительный диктант

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях, выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений

30.05

135.

Контрольный диктант.

1

Урок проверки ЗУН

Диктант с грамматическим заданием

Уметь самостоятельно писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

31.05

136.

Итоговый тест.

1

Урок проверки ЗУН

Тест

Знать теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 7 классе.

Уметь применять на практике полученные знания, умения, навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...