Главные вкладки

    Материал по русскому языку (9 класс) по теме:
    Сжатое изложение. Приемы компрессии текста.

    В данном уроке показаны все приемы компресс текста при написании сжатого изложения (ГИА),

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    otkrytyy_urok_papo.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное
    учреждение «Лицей № 3»
    им. Главного маршала авиации А.Е. Голованова

           Открытый урок по русскому  языку

    в 9 «А» классе

    по теме:

    «Сжатое изложение.
    Приемы компрессии текста»

                                            Выполнила: Павлис Н.Н.

                                             учитель русского языка и литературы

                           

                                                   г. Дзержинский 2012

         

    Цель: обучение написанию сжатого изложения

    Задачи:

    1. повторить изученные речеведческие понятия;
    2. познакомить с новыми сведениями о жанровых признаках текста, схемой текста;
    3. формировать умение отобрать в исходном тексте основное и существенное, сокращать текст разными способами, логично излагать свои мысли,  использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

               

                                   Ход урока

                                                  Организационный момент.

    1. Слово учителя.

    На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся с сжатому изложению, к основным языковым приёмам компрессии исходного текста. Напоминаю, что задача сжатого изложения - кратко передать содержание текста,отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения, основные мысли автора, логическую последовательность событий. Нельзя путать изложение с сочинением, т.к.фантазирование расценивается как фактическая ошибка и ведёт к снижению баллов.

    2. Обратимся к основным языковым приёмам компрессии исходного текста.

    Практикум.

    а) Обобщение или объединение (слайд 1).При этом приёме сжатия необходимо найти в тексте мелкие факты, объединить их на основе общего, а потом сформулировать получившиеся предложение.  Ребята, у вас на столе лежат бланки с текстами.Маркером уберите ненужный материал , применяя приём обобщения (текст №1).

    Полученный вариант запишите на бланке. Проверяю результат.

    б) Исключение (слайд 2).При исключении необходимого выделить основную мысль текста, убрать ненужные подробности, объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. Данное задание выполните по тексту №2.                 Проверяю полученный вариант сжатия.

    в) Замена (слайд 3).

    При этом способе сжатия нужно найти слова, смысловые части, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением. Сформулировать получившееся предложение.

    Задание выполняется по тексту № 3.Проверяю полученный вариант сжатия.

    С текстом № 4 на бланке, ребята, примените разные приемы сжатия. Помните, что нельзя удалять из текста! (слайд 4).

    Проверяю полученный вариант текста.

    Ребята, у вас на столе лежит инструкция "Как писать сжатое изложение" (слайд 5).

    Еще раз внимательно ее прочтите и запомните.

    Я надеюсь, что мы провели достойную подготовку к написанию сжатого изложения.

    Текст для изложения подобран с небольшим количеством слов(140),  т.к. мы не успеем выполнить полностью работу в течение следующего урока.

    Объем вашей работы -70 слов.

    Методика проведения изложения:

    а) читаю текст первый раз; ученики стараются понять и запомнить текст,   пересказывают его с целью понять, что они не запомнили (5-7 мин.);

    б) повторное чтение текста.

    Ученики обращают внимание на пропущенные места, пересказывают текст еще раз, делают на черновике необходимые записи, составляют план, формулируют главную мысль...

    После этого учащиеся пишут сжатое изложение (напоминаю критерии оценивания).

    №1. Примените приём обобщения.

    Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин,  Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    №2. Примените приём исключения (исключите второстепенную информацию).

    Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании - короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие " знатоки " ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    №3. Примените приём замены.

    Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.
    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
     

    №4. Примените разные приёмы сжатия.

    Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине хх века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.
    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Часть 1. Изложение

                                 Текст для прослушивания

           Ещё с давних времён умению выступать на публике придаётся огромное значение. От манеры держать себя во многом зависит судьба не только политиков, артистов, учёных, но и представителей многих других профессий. Мастерство публичного выступления - это целое искусство, которому нужно учиться. Вот несколько советов, которые помогут повысить уровень успешности вашего выступления.

           Для начала необходимо знать лимит времени вашего доклада. Если его не устанавливает организатор, рассчитывайте в среднем на 5 - 10 минут. Определитесь с основной идеей и целью доклада, составьте план, по которому будете писать речь. Чем подробнее будет план, тем легче будет писать текст.

            Не бойтесь вопросов, они означают, что ваш доклад заинтересовал слушателей. Если вы не можете дать ответ - не расстраивайтесь. Признайтесь слушателям, что данные вопросы вы не рассматривали, но обязательно осветите их в следующий раз. Главное помните, что значительную роль в публичном выступлении играет не столько тема доклада, сколько способность выступающего преподнести себя и материал публике.

                                                                                                           (145 слов)


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Разработка урока " Сжатое изложение; способы и приемы компрессии текста"

    Аннотацияк разработке урокаАвтор: Бондаренко Алевтина Васильевна; учитель  русского языка и  литературы;1 квал...

    В помощь сдающим ГИА - приемы компрессии текста

    материал для подготовки к сжатому изложению, помогающий ученикам  освоить  технологию сжатия текста...

    Сжатое изложение публицистического текста.

     Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых...

    Творческая мастерская "Приемы компрессии текста в 9 классе"

    Предлагаемую мастерскую можно провести и в 6-8классах. Над  приемами сжатия изложения начинаем  работу уже в 5...

    Урок развития речи "Сжатое изложение текста публицистического стиля"

    В связи с новыми требованиями в российском образовании, которые нацелены на развитие коммуникативно развитой  лично...

    Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. Технология написания сочинения на основе текста.

    Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, заканчивая 9 классов, имеют неустойчивую грамотность. И дело не только в том...

    Подготовка к ГИА. Сжатое изложение

    Текст аудио для написания сжатого изложения...

    Элективный курс для 9 класса " Способы компрессии текста".

    Данный курс  учит способам и приемам сжатия текста, помогает подготовить учащихся 9 класса к итоговой аттестации....

    Конспект урока по русскому языку по теме "Приёмы компрессии текста" (9 класс)"

    данный конспект помогает учителю при подготовке к ГИА...

    Сжатое изложение

    Сценарий урока  русского языка в 9 классе. Этот урок-семинар лучше проводить на этапе повторения и обобщения знаний...