Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Беляева Маргарита Владимировна

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_8.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 8-м классе.

Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).

Цель урока:

Общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.

Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек - сам творец своего счастья.

Задачи урока:

 1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;

 2) уметь находить авторскую позицию;

 3) определять тему, идею и проблему текста;

 4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, таблица “Аргументы”, печатные листы с текстом В. Бахмутова “Радуга”,  карточки с афоризмами, «Толковый словарь» Ожегова.

Ход урока.

I. Организационный момент. Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята!

Я рада вас видеть. Слайд 2.

Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но  и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Слайд 3. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных  или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.

         Сегодня на уроке мы попробуем  выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с сочинением.

Слайд 4.

- Запишите число. Тема нашего урока - «Учимся писать сочинение – рассуждение».  

2. Этап актуализации знаний. Кластер.

Слайд 5

- Я  предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.

- Что такое счастье?

- Какие ассоциации возникают у вас?

 (Ассоциации записываются на кусочках цветной бумаги и из них на доске при помощи магнитов выстраивается радуга).

- Все ассоциации, возникшие у вас, радостные.   (Щелчок) У нас с вами получилась радуга. Как вы думаете почему?

Слайд 6

- Какое толкование слова счастье дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?

Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

    2. Успех, удача.

Слайд 7.

3.Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста).

В.Г. Бахмутов.

Радуга

В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.

Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех!  (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.

С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…

И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!

Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.

(Прим.: текст рассказа дан в сокращении ).

4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

Слайд 8

1. Повторение теоретических знаний о тексте

Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).

(Повторяем каждый признак)

Слайд 9

- Заметьте; один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

- Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.

Слайд 10 

Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? («Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать моё далёкое детство…»)

Слайд 11

2 абзац – «Как это прекрасно – счастье сразу для всех!»

Слайд 12

3-4 абзац - «С тех пор я стал ждать радугу, которая поможет мне сделать всех счастливыми»

Слайд 13

5 абзац – «Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье…»

- О чём этот текст?

- Что такое счастье для героя рассказа?

- Почему рассказ называется «Радуга»? Что общего у радуги и счастья?

2.Формулировка проблемы

- Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». Слайд 14

- Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.

- Какие проблемы ставит перед читателями автор?

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?

- Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны

 (1 способ: В. Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми.

2 способ: В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова.)

- Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.

3.Составление комментария проблемы.

- Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий? Слайд 15

Справка. Прокомментировать проблему – значит

- показать степень понимания текста;

- понять замысел автора;

- понять ход авторской мысли.

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

- К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)

- Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?

- Почему эта проблема привлекла внимание автора?

- Кого особенно интересует эта проблема?

- На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Бахмутов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)

- Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)

- Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?

- Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. Запишем комментарии в тетрадь.

4. Формулировка авторской позиции

- Следующий шаг. Авторская позиция. Давайте вспомним, что такое позиция автора? Слайд 16

Справка.  Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

- Обратимся к тексту.

- Какова же авторская позиция?

- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Как это прекрасно – счастье сразу для всех!)

- Согласны ли вы с мнением автора?

- Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.

5. Аргументация собственного мнения. Слайд 17

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие  позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что  такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

Справка. (Воспользуемся схемой)

- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)

Работа с афоризмами.

- В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.

- Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)

Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в группах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?

Слайд 18

 Человек создан для счастья, как птица для полета.

В.Г. Короленко.

Слайд 19

 Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.

А. Дюма-отец.

Слайд 20

 Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.

В.А. Сухомлинский.

- Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?

(В.Г.Короленко «Парадокс», «Дети подземелья»)

- Счастливы ли вы?

-Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым? (Порой очень мало. Лишь немного доброты, тепла, сочувствия).

5. Чтение конца рассказа Бахмутова.

- У Бахмутова – свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. Каков секрет счастья В.Бахмутова? Подумайте, прав ли писатель?

Слайд 21

Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!

6. Обобщающие выводы.

1. Чтение стихотворения Вероники Тушновой. Слайд 22

Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Вероники Тушновой.

Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,

обнимающей плотно и бережно тело,

и чтоб чайка в то время над морем летела

чтобы облако таяло в высоте?

Ты когда-нибудь в зной  добредал до ключа,

что коряги и камни обегает журча,

что висящие корни толкает и лижет

и на мох серебристые шарики нижет?

Ты ложился и пил этот холод взахлеб,

обжигая им пыльные щеки и лоб?

Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки

согревал свое сердце о милые руки?

Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне,

дребезжащий по крышам первый дождь по весне?

И ребячья ручонка тебя обнимала?

И удача большая в работе бывала?

Если так, я почти согласиться готова –

счастлив ты…

Но ответь на последний вопрос:

ты когда-нибудь  сделал счастливым другого?

Ты молчишь?

Так прости мне жестокое слово –

счастья в жизни узнать тебе не привелось!

- В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова? (Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного человека.)

2. - С каким образом принято ассоциировать счастье? (Птица).

- Действительно. «Счастье, что оно, словно птица - упустишь и не поймаешь…» Надеюсь, что вы никогда не упустите свое счастье. Мы сегодня узнали о многих секретах счастья. А у каждого из вас – свой секрет. Именно об этом, я надеюсь, вы напишите в своих сочинениях. Синяя птица вам поможет узнать еще один секрет счастья.

(Учитель раздает детям вырезанных из бумаги птиц, на которых написаны строки из стихотворения В. Тушновой: (щелчок)

Это зря говорится,

что надо счастливым родиться,

нужно только,

чтоб сердце

не устало над счастьем трудиться…).

- Теперь запишите своё мнение о проблеме, подтвердив его аргументами.

(Ученики зачитывают то, что у них получилось)

IV . Поведение итого урока

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

Рефлексия.  Ребята, скажите, пожалуйста,  чем запомнился  вам урок, чем понравился (ответы).

Домашнее задание.  Слайд 23

- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.

V. Заключительное слово

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра:  «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Урок развития речи. Уроки доброты. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. 7 «А» класс.

Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о красоте души. Задачи: развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отнош...

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

      Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Конспект урока развития речи в 9 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)

Основной целью урока является подготовка учащихся к самостоятельному написанию сочинения - рассуждения. Школьники учатся анализировать текст и отбирать необходимый материал, формируют умения находить ...

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)». Цель урока: сформиро...