Методическая разработка по теме: "Понятие о деепричастии".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Носкова Юлия Фёдоровна

Методическая разработка урока по теме: "Понятие о деепричастие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deprichastie.doc49.5 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt2.54 МБ

Предварительный просмотр:

                                  Конспект урока русского языка

        в 6 «А» классе по теме: «Понятие о деепричастии»

учителя ГБОУ СОШ № 47 им. Д. С.Лихачева  Носковой Ю.Ф.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока:

Обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью.

Развивающая :развитие умения анализировать, обобщать новую воспитание  любви к слову, бережного  отношения к русскому языку.

Воспитательная: любви к слову, бережного  отношения к русскому языку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Запись числа и слов “классная работа”.

II. Новая тема.

1.

Прочитайте тексты и сравните их.

С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Вот они опустились на воду и поплыли.

С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы.

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Что общего у этих текстов? (тема – лебеди)
Чем отличаются, какими предложениями?
Какие предложения выразительнее и почему?
Найдите в последнем предложении второго текста слова, обозначающие основное действие.
(опустились и поплыли)
Какая это часть речи?
(глагол)
Что обозначает глагол?
(глагол – действие)
А какие ещё слова позволяют увидеть картину движения?
 (распрямив, не шевеля, поглядывая)
Это глаголы?
(нет)
Но чем эти слова похожи на глагол?
(заключают в себе действие)

Итак, запишем тему урока:

Деепричастие

1.Как вы понимаете слово “деепричастие”? Обратимся к его строению.

Деепричастие = Дее + причастие } составное слово

Что может обозначать частица “дее”? К чему же будет причастно? (к действию)

2. Обратимся к справочному материалу.

Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)

Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

Когда же появился этот термин?
Что было прообразом?

3. Запишите последнее предложение из второго текста.

Выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения):

Распрямив крылья,  почти не шевеля ими,  лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Проверка.

Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (как?, каким образом?)
Что есть у деепричастий?
(зависимые слова)
Что такое деепричастие с зависимыми словами?
 (деепричастный оборот)
От каких же слов зависит деепричастие?
(от глаголов-сказуемых)
Ещё раз: что обозначает глагол?
 (действие)
Глагол обозначает основное действие, которое выполняет предмет.
Какое же действие обозначает деепричастие?
 (второстепенное, добавочное, дополнительное действие)

Что обозначает глагол и деепричастие?

Глагол – основное действие.
Деепричастие – добавочное действие.

4. Выпишите из предложения “глагол + деепричастие” .

опустились, распрямив;
опустились, не шевеля;
поплыли, поглядывая.

(Спор об окончании: надо поставить глагол в настоящее время и будущее, при этом деепричастие не изменится.)

Какой же признак есть у деепричастия? (неизменяемость)

5.

Заполните таблицу.

У деепричастия:

Признаки глагола

Признаки наречия

1. Вид

1. Неизменяемость

2. Переходность

2. Синтаксическая роль

3.Возвратность

3. Вопросы

Проверка.

Сформулируйте определение:

Деепричастие – … глагола, которая обозначает …, объединяет признаки … и …, показывает, каким образом, почему, когда совершается … действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы…

 .

6. Выполните следующее задание:

Выпишите в тетрадь только деепричастия:

Особенный;
Приказал;
Разъезд;
Нарисованы;
Узнав;
Дополненный;
Исчезая;
Отмерь;
Рассмеявшись;
Трепещущий;
Жажда;
Припеваючи.

Проверка:

Узнав;
Исчезая;
Рассмеявшись;
Припеваючи.

У деепричастия есть особые приметы – это опознавательные морфемы.

Давайте рассмотрим схему и запомним эти опознавательные морфемы.

Деепричастия

Образуется от глагола

-а- -я-
-учи- -ючи-
-в- -вши- -ши-

Выделите эти морфемы в записанных вами деепричастиях.

Рассмотрим роль деепричастий в тексте.

Для анализа ученикам предлагается текст английского писателя  Роберта Саути.


Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, и обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре-
Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!

После прочтения текста стихотворения ребятам предлагается выполнить следующие задания:

1.Озаглавьте текст.

2.Докажите, что это текст.

3.Тема текста.

4.Основная мысль текста.

5.Стиль текста.

6.Тип текста

7.Как вы думаете, какую роль играют деепричастия в данном тексте?

8.Выпишите из теста деепричастия, передающие звук, движение, опишите характер водопада.

Необычность стихотворения заключается в том, что оно состоит из 48 деепричастий и одного деепричастного оборота. Использованием  такого количества деепричастий достигается изумительный художественный эффект. Картина становится зримой, образной, озвученной. Перед нами предстает изменчивый образ водопада : коварный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия показывают разнообразные характеристики действия: по цвету, по звуку, по движению. .В этом стихотворении передается напряженность действия, показана картина резко падающей воды.

Закрепление.

V. Итог урока.  Рефлексия

Что мы сегодня изучали?
Что узнали нового?

V. Домашнее задание.

Параграф 30, выполнить задания по карточке.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие о деепричастии ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 47 имени Д.С. Лихачева Учитель русского языка и литературы Носкова Ю.Ф. 26 января 2012 года

Слайд 2

Прочитайте тексты и сравните их. 1. С неба донесся трубный клик лебедей. Все ниже, ниже большие белые птицы. Вот они опустились на воду и поплыли. 2. С неба донесся трубный клик лебедей. Все ниже, ниже большие белые птицы. Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Слайд 3

Какие слова еще помогают передать движение? распрямив (что сделав?) не шевеля (что делая?) поглядывая (что делая?)

Слайд 4

опустились распрямив опустились не шевеля поплыли поглядывая Выпишите из текста словосочетания «глагол + деепричастие»

Слайд 5

Что обозначают глагол и деепричастие? глагол – основное действие деепричастие – добавочное действие

Слайд 6

Деепричастие = дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность) Меле́тий Смотри́цкий (в миру Максим Герасимович Смотрицкий) - писатель, деятель просвещения, автор «Грамматики» (начало Х YII в.). Историческая справка

Слайд 7

Заполните таблицу Деепричастие признаки глагола признаки наречия 1значение перех 1. неизменяемость 2. вид 2. вопросы 3. возвратность 3. синтаксическая роль

Слайд 8

«Четвертый лишний» небрежно издавна крича насухо рассмеялся причесываясь напишет вычертит разговаривающий расследует напоследок вздохнув

Слайд 9

Рассмотрим схему и запомним опознавательные суффиксы деепричастия слыша, говоря играючи увидев, позаботившись -а, -я -учи, -ючи -в, -вши-, -ши-

Слайд 10

Роберт Саути 1774-1843 Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Кипя, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Лаская, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лод оре ! Лодорский водопад, Камберленд. Офорт. Англия, 1840-е гг. Гравер I.G.Martini.

Слайд 11

Продолжи предложение Я сегодня узнал… Я сегодня научился… Я сегодня понял… Я сегодня открыл…

Слайд 12

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме:"Понятие бытия во фразеологии"

Теоритическая значимость данной работы заключается в обосновании понятия бытия во фразеологии. Пракическая значимость определяется возможностью применения ее результатов на практических занятиях на ан...

Методическая разработка по теме:"Понятие бытия во фразеологии"

Теоритическая значимость данной работы заключается в обосновании понятия бытия во фразеологии. Практическая значимость определяется возможностью применения ее результатов на практических занятиях по а...

Методическая разработка по теме:"Понятие бытия во фразеологии"

Теоритическая значимость данной работы заключается в обосновании понятия бытия во фразеологии. Практическая значимость определяется возможностью применения ее результатов на практических занятиях по а...

Методическая разработка по теме: "Понятие многогранника. Призма", с использованием элементов технологий развития критического мышления и диалогового взаимодействия.

Урок на тему: "Понятие многогранника. Призма" с использованием универсальных учебных действий (УУД), а именно, развитие криьтического мышления и диалоговое взаимодействие....

Методическая разработка на тему: "Понятие и структура технологической карты урока математики"

Методическая разработка на тему: "Понятие и структура технологической карты урока математики"...

Методическая разработка по теме "Понятие производной"

Тема: «Понятие производной».Тип урока - урок изучения нового материала....