СТАТЬЯ "Время и пространство в русских народных волшебных сказках"
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Носкова Юлия Фёдоровна

Статья "Время и пространство в русских народных сказках" - о категориях времени и простарнстве в русских волшебных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon articlen.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Время и пространство в русских волшебных сказках

     Человек объективно существует во времени и пространстве, что и находит

художественное отражение в литературе и в устном народном творчестве.

Крупные исследователи Д.С.Лихачев («Поэтика древнерусской литературы»),  В.А.Бахтина («Время в волшебной сказке»), Н.М.Герасимова

( «Пространственные и временные формулы русской волшебной сказки») с разных сторон рассматривали  эту  важную проблему. Они рассматривали  время и пространство как атрибуты сказки, необходимые художественные элементы, как постоянную формулу-«общее место».

И, казалось бы, что вопрос исчерпан. Все-таки крупные ученые сказали свое  веское слово в решении этой проблемы, внесли много интересного  в суждение о поэтике фольклора. Однако, на мой взгляд, о пространстве и времени в волшебной сказке сказано еще далеко не все. Необходимо дальнейшее  исследование художественной структуры такой сказки, в том числе и до конца не изученной проблемы времени и пространства в ней.

В.Бахтина  справедливо указывает, что «... сюжет сказки включает в себя как непременное звено перемещения героя в пространстве. Это заставляет искать в сказке представление о течении времени - объективное, независимое от нас, или субъективное, связанное с особенностями восприятия героем в каждой конкретной ситуации».

В связи с этим полагаю рассматривать время  в сказке как некую подвижную  философскую категорию.

Д.С. Лихачев в «Поэтике древнерусской литературы» утверждал, что « время  в сказке последовательно движется в одном направлении и никогда не возвращается назад». В.Бахтина же с этим не соглашается. Она выдвигает другую точку зрения: «Время в сказке скачет, то забегает вперед с героем, то возвращается к их последователю и проделывает с ним путь, только пройденный героями».

Это хорошо прослеживается в сцене погони царя Морского  за Иваном-царевичем / «Царь  Морской  и Василиса  Премудрая»/.

Здесь нет противоречия. Исследователи говорят о разных вещах.

 Д. С. Лихачев имеет в виду объективное время, а В. Бахтина - субъективное.

Субъективное время-это художественное время, воспроизводимо е сказителем, фиксирующее максимальное приближение слушателей к изображаемому событию. Здесь видим  своеобразное перемещение героя в сказочном пространстве. Вот один из фрагментов этой сказки:

«Воротилась погоня назад.

- Ваше царское величество! Никого в пути не наехали, видели

 только пастух овечку пасет.

-Что же не хватали, ведь это они были,- закричал морской царь и послал новую погоню.

-Иван-царевич  давным-давно скачет на борзых конях».

Время в сказке ощущается и героями, и рассказчиком, и   слушателем. В сказке «Чудесная  рубашка» / «Ф - у,- говорит, - как  я долго спал»/, в сказке

«О молодце-удальце, молодильных  яблоках и живой воде» / «Как долго я спал»?, в сказке  «Об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» / «Ах, как  я долго спал!»  

А сколько герой проспал, он узнает от своих чудесных помощников. Это время в сказке может определяться по-разному и независимо от объективного времени.

М.А.Вавилова считает, что «действие волшебной сказки развертывается в двух пространственно-временных пластах: от начала действия героя до его подвигов совершается много событий: герой преодолевает большое пространство, но время не касается его: он не стареет, хотя проходит много времени. Это - один план, раскрывающий жизнь героя сказки. В другом пространственном плане живут сказочные противники героя и его чудесные помощники. Здесь время течет медленно для героя, но быстро для Яги, Кощея, чудесных помощников.

Путь героя домой  из царства Кощея долог, а это время можно ячмень посеять, напиться допьяна, до отвала выспаться…

И даже тогда Кощей  сможет отправиться в погоню и догнать героя.

В сказке всегда ощущается несовпадение времени, в котором находится герой с объективным временем: «Ах, как я долго спал!!!». Но это «долго» ощущает  только герой. Действие же ощущается мгновенно: за одну ночь построен дворец, герой переносится в тридевятое царство.

Пространственно-временные противоречия в сказке снимаются чудесными помощниками, которые живут в том же времени, что и противники героя. На этом стыке и возникает вымысел.

В сказках говорится, что действие совершается « в некотором царстве, в некотором государстве». Это и понятно. Волшебные сказки формировались в то далекое от нас время, когда человек представлял  мир одновременно в двух реалиях: в реальном мире, в котором жил и мир изображаемый, волшебный, населенный злыми  и добрыми духами, влияющими на его судьбу. Они - то, как казалось человеку, и составляли реальный мир. До тех пор эти плоскости в сознании человека  совмещались, сказка носила в сознании человека утилитарный характер.

Интересное суждение по этому поводу  высказал  В. Я. Пропп в работе «Фольклор и действительность»: « В фольклоре действие совершается, прежде всего, в пространстве; времени же, как реальной формы появления, как будто совсем нет. И, пожалуй, это верно. Первобытный человек в борьбе  с природой для поддержания своей жизни должен был быть активным и умел передвигаться. Пространство же ощущалось эмпирически. Изменение времени фактически начинает играть роль в культуре только при развитии земледелия. Фольклор  отражает земледельческую стадию освоения

 времени. Поэтому обозначение времени в фольклоре всегда фантастично. Добрыня, уезжая, завещает своей жене ждать его 7,12,19.30 лет, а она  это исполняет и не стареет.

Проникновение героя из реального пространства  в сказочное тоже всегда своеобразно.

Переход  из одной действительности в  другую - волшебную в сказках четко не обозначается. Это нашло своеобразное  отражение и в художественной литературе.  / Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота», где  бесстрашный казак проникает в пекло чертям, роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», где герой незаметно переходит в потусторонний мир,  повесть Ф.М.Достоевского «Двойник», в которой герой смещается из нормального состояния в ненормальное, повесть А.К. Толстого «Упырь» /.

Это перемещение из одного  пространства в другое прослеживается  и в сказке «Беглый солдат и черт». Здесь наблюдается  трансформация  времени, которое распадается надвое. Вот как  это выглядит  в сказке:

 «…погостил у него (у черта) три  дня и просится домой, черт выводит из своих хором - перед крыльцом стоит тройка добрых коней.

-Садись, служивый! Мигом довезу!

Солдат сел с чертом в повозку, как подхватили  их лошади, понесли - только версты в глазах мелькают! Духом довезли.

-А что, узнаешь эту деревню?-спрашивает нечистый.

-Как  же не узнать? - отвечает солдат. Ведь в  этой деревне я родился и вырос.

-Ну, прощай!

Солдат слез с повозки. Пришел к сродственникам. Стал с ними здороваться да про себя рассказывать, когда его  и насколько из полка отпустили. Показалось ему, что пробыл у нечистого в гостях всего три дня, в самом деле, пробыл у него три года».

Здесь явно ощущается трансформация времени, вызванная пространственным перемещением солдата в царство черта и обратно. Время имеет философский смысл, оно не однородно, а относительно. Нечто подобное находим в другой сказке - о мертвецах. В ней также имеются  два пространства и два временных пласта. Если в сказке «Беглый казак и черт» временное и пространственное смещение использовано как элемент  причины последующих неприятных событий для героя-солдата, то здесь уже время и пространство выступают в качестве отдельно рассматриваемых объектов. Собственно говоря, вся сказка и построена на этом эффекте. Вот как это выглядит в сказке № 358 из сборника «Русские народные сказки А.Н.Афанасьева». Приведем ее полностью.

«В стародавние времена жили-были в одной деревне два молодых парня; жили они дружно, вместе по  беседам ходили, друг друга за родного брата почитали. Сделали они  между собой такой уговор: кто из них станет вперед жениться, тому звать своего товарища на свадьбу: жив ли он будет, помрет ли - все равно. Через год после того заболел один молодец и помер;  а спустя несколько месяцев задумал его товарищ жениться. Собрался со всем родством своим и поехал за невестою. Случилось им ехать мимо кладбища: вспомнил он старый уговор и велел  остановить лошадей.

- Я,- говорит,- пойду к своему товарищу на могилу, попрошу его к себе на

свадьбу погулять: он был мне верный друг.

Пошел на могилу и стал звать:

-Любезный товарищ! Прошу тебя на свадьбу ко мне.

Вдруг могила растворилась, покойник встал и вымолвил:

-Спасибо тебе брат, что исполнил свое обещание. На радостях взойди   ко мне, выпьем с тобой по стакану сладкого вина.

- Зашел бы, да поезд стоит. Народ дожидается.

Покойник отвечает:

-Эх, брат, стакан  ведь недолго выпить.

Жених спустился в могилу. Покойник налил ему вина, он выпил - и прошло целые сто лет.

-Пей, милый! Выпил другую - прошло двести лет!

-Ну, дружище, выпей и третью чашу!

Прошло триста лет. Покойник простился со своим товарищем, гроб закрылся, могила выровнялась. Жених смотрит: где было кладбище, там стала пустошь; нет ни дороги, ни сродников, везде поросла крапива да высокая трава. Побежал в деревню - и деревня уж не та: дома иные, люди все незнакомые. Пошел к священнику - и священник тот рассказал ему, как и что было. Священник начал по книгам справляться и нашел, что триста лет тому назад был такой случай: в день свадьбы отправился жених на кладбище и пропал, а невеста выщла замуж за другого ».

Истоки этой сказки уходят в далекое прошлое, когда возникли первые представления и понятия о мире. В период  образования новой фантастики , связанной с языческой  и христианской  религиями, на нее оказывали  влияние  древнейшие представления человека о мире. Эти понятия новые поколения брали у  старых людей, храня  и развивая  прежние  устно-поэтические традиции, такие сказки сохранили в себе зерна  вымысла древнего времени.

В данной сказке нашла свое отражение вера  человека в подземное  существование мертвецов, и  в то, как  считал Д. С.Лихачев «… не изменялись в сознании древнерусских людей их бытовой уклад, экономический и социальный строй, общее устройство мира, техника, даже наука…»

Б.А.Рыбаков в книге «Язычество древней Руси» писал, что у древних славян существовал  обычай  хоронить своих сородичей в земле и гробах. Изготовление домовины прямо связано с идеей второй, посмертной жизнью, а  насыпка полусферической насыпи по всей поверхности, отображает  представление о трех горизонтальных ярусах».

Степные жители верили, что над землей /курганом/- видимым реальным миром находится небо, т.е. верхний мир, а  под курганом - подземный мир мертвецов. Эта вера отразилась  в одной из самых сложных русских былин о Потоке. В ней Потока  вместе с умершей  женой Лиходеевной  хоронят в могилу, где ему приходится сражаться  с ужасным змеем. Смерть  героини  оказывается мнимой. Так как она не боится смерти и туда же тянет смертного Потока.

В народных погребальных плачах также отразилась вера в загробное  существование покойников. В них – гроб-домовина рассматривается  как своеобразное жилье в будущем мира:

«Там построено хоромное  строеньице,

Прорублены решетчатые окошечки.

Складены кирпичики теплы печеньки,

 Настланы полы да там дубовые…»

Наши предки делили мертвецов на своих /хороших/ и чужих /плохих/.

В.А.Рыбаков указывал, что «… предки это - свои, родные мертвецы, неизменно дружественны,покровительствующие своим внукам и правнукам».

По утверждению П.Сахарова,  во время радуницы на кладбищах «сходятся женихи и невесты испрашивать благословения у своих покойных родителей любовь и в исполнение своего обета кладут  на могилы крашеные яйца».

Возможно, что у героя сказки  не было родителей, и он  отправляется перед венчанием во время радуницы  на могилу к другу. Об этом  народном обычае  говорится в книге В.А.Рыбакова.

В примечаниях к этой сказке  В. Я. Пропп  писал: « Представления о том,

будто в царстве мертвых сто лет проходит как один день, было широко распространено. Это нашло отражение на разнообразные сюжеты».

У исследователей фольклора возникает множество вопросов. Но бесспорно то, что пытливый  ум народа  почувствовал и  осознал относительность времени и пространства, которое научно доказал  в ХХ веке

Альберт Эйнштейн.

Проблема времени и пространства  в русских волшебных сказках требует  своего дальнейшего изучения.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Викторина-эстафета по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»

Цели: Расширить знания детей о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;Развивать речь детей, память....

СКАЗКА. РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» НА НОВЫЙ ЛАД.

Цель:Обучающая: вспомнить с  учащимися литературный  жанр сказка,создать клип.Воспитательная: Воспитание информационной культуры учащихся,Дисциплинированности;Развивающая:  развивать на...

Конспект урока по литературе ФГОС "Виды народных сказок. Волшебные сказки".

Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "Виды народных сказок. Волшебные сказки"...