Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка
статья по русскому языку (7 класс) по теме

Мартынова Галина Александровна

Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , " Морфологические признаки глагола" (уроки систематизации ранее приобретённых знаний, 7 класс), "Основные единицы синтаксиса" (урок сообщения новых знаний, 8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon model_sovremennogo_uroka.ppt453.5 КБ
Файл model_sovremennogo_uroka._doklad.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модель современного урока Применение образовательной технологии «Коллективный способ обучения» на уроках русского языка»

Слайд 2

« ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ » – направление сегодняшнего дня. Человек может добиться желаемых результатов, постоянно повышая свою квалификацию, а зачастую и осваивая совершенно новые пласты знания

Слайд 3

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – это вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников

Слайд 4

Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Одной их таких форм является КОЛЛЕКТИВНАЯ . Создателем теории коллективного способа обучения (КСО) является В.К. ДЬЯЧЕНКО (2001г.) Ведущей формой работы на уроках, где применяется эта технология, становится РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО СОСТАВА.

Слайд 5

Этот способ организации обучения даёт возможность работать каждому в своём темпе в соответствии со своими природными данными; почувствовать себя в чём-то сильным, способным, умеющим и чутким, участливым, необходимым другим;

Слайд 6

Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать – это значит всё усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать Я.А. Коменский ( Великая дидактика. Избранные главы. – М.: Педагогика, 1989)

Слайд 7

РАБОТА В ПАРАХ ПОСТОЯННОГО СОСТАВА Цели: обеспечить наиболее полное усвоение темы каждым учеником в соответствии с его уровнем подготовки, с его темпом работы, учить помогать друг другу в учебной работе.

Слайд 8

Карточка для работы в паре по теме « Морфологические признаки глагола » Теория и примеры . Работая в постоянной паре, помогите друг другу вспомнить теоретический материал по теме « Глагол ». Рассмотрите таблицу №4 на стр. 8 в пособии для учащихся « Таблицы по русскому языку: Для самостоятельной работы в классе и дома. 7 класс »// С.Н. Пименова, А.Ю. Купалова, Ю.С. Пичугов. Выполните устно задание 1 к таблице №4. Ответьте друг другу на вопросы о глаголе по плану по очереди (через вопрос), в случае затруднения обратитесь к учителю (план смотрите в пункте 4). Дайте друг другу связный ответ (по очереди) о глаголе по плану, оценку за рассказ поставьте на полях.

Слайд 9

План Что обозначает глагол? Назови постоянные признаки глагола. Как определяется вид глагола? Объясни на конкретных примерах, запишите их в тетрадь. Какие глаголы называются переходными? Какие глаголы относятся к I спряжению? Приведи примеры, запишите их в тетрадь. Какие глаголы относятся ко II спряжению? Приведи примеры, запишите их в тетрадь. Назови непостоянные признаки глагола. В каком наклонении глагол изменяется по временам? Приведи примеры, запишите их в тетрадь. Как образуется повелительное наклонение глагола? Приведи примеры, запишите их в тетрадь. Как образуется условное наклонение глагола? Приведи примеры, запишите их в тетрадь. У каких глаголов можно определить род? Приведите примеры, запишите их в тетрадь.

Слайд 10

Упражнения Выполните вместе упражнения (все письменные работы у вашей пары должны быть выполнены одинаково). Выполните задания к таблице. Выполните упражнение 37 на стр.18. Сделайте морфологический разбор глагола ложится из упр.40.

Слайд 11

Алгоритм работы в парах сменного состава I . Слева – «учитель» 1. «Учитель» вписывает в тетрадь «ученику» № карточки, тему, примеры с комментариями, рассказывает теорию, объясняет примеры. 2. «Учитель» ставит оценку «ученику» за знание теории и за объяснение примеров. II . Слева – «ученик» I . Справа – «ученик» 1. «Ученик» следит за грамотностью записей, по учебнику следит за правильностью рассказа (объяснения), исправляет неточности, дополняет. 2. «Ученик» пересказывает услышанное, проговаривает объяснение примеров . II . Справа – «учитель» Работают по вышеуказанному плану III . Поменялись карточками и самостоятельно выполнили упражнения из новой карточки. IV . Сверили выполненные упражнения друг с другом и вернули карточки. V. Сменили пару.

Слайд 12

Карточка №1 Безударные гласные в корне, проверяемые ударением Внимательно прочитай карточку, запиши в тетрадь её номер и тему. Вспомни изученное правило, опираясь на обобщающую таблицу «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением». На каждую орфограмму приведи свои примеры и запиши их. Выдели орфограммы графически.

Слайд 13

Практические упражнения А . Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, графически выдели орфограммы. 1) Первые свои стихи поэт посв…тил детям. 2) Мальчик посв…тил нам в тёмном коридоре.

Слайд 14

Б. Выполни тестовые задания. А1. В каком ряду пропущена одна и та же буква? зал…зать на дерево, ув…дал чудо, изм…рять площадь; упл…тить штраф, укр…тить зверя, в ст…родавние времена; ум…лять о помиловании, упл…тнить рабочий день, ст…рожил склад; отк…заться от завтрака, водить по к…нюшне, см…треть вдаль.

Слайд 15

А2. В каких словах пишется буква –а-? 1) препод…ватель; 2) д…лина; 3) уг…дали; 4) упл…тить

Слайд 16

А3. В каком ряду все пропущенные гласные можно проверить ударением? 1) с…рень, ом…ртвелый, в…зать; 2) ст…ловая, в…сенний, пл…нительный; 3) прик…сновение, г…ревать, просм…треть; 4) к..птить, приг…реть, р…стительный.

Слайд 17

Б1. Подберите и запишите проверочные слова. Оп…рение, ом…рзение, т…нучка, п…хота, ч…хоточный, сп…сивый.

Слайд 18

блоковая подача материала « Основные единицы синтаксиса » 8 класс

Слайд 19

блоковая подача материала позволяет экономить время для закрепления знаний и формирования умений и навыков увеличивать удельный вес самостоятельной работы учащихся способствует расширению тематического диапазона каждого занятия дает возможность более полно осознавать взаимосвязи между языковыми фактами и явлениями.

Слайд 20

Карточка №1 Текст как единица синтаксиса Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что тебе непонятно по её содержанию. Запиши в свою тетрадь номер карточки, тему.

Слайд 21

Теория Помогите друг другу повторить теоретический материал по теме « Текст как единица языка ». Подготовьтесь изложить эту тему товарищам. Для этого: Вспомните известное по предыдущим классам определение текста, сравните с ним то, которое дано на стр.24 учебника. Прочитайте по очереди друг другу это определение (один читает, второй следит по учебнику, потом меняетесь ролями), стараясь его запомнить. Расскажите по очереди друг другу правило. На первой строке в своей тетради под цифрой 1 за теорию поставьте каждый сам себе оценку (на какую оценку ты сможешь рассказать теорию перед классом) и поставь отчётливо свою подпись.

Слайд 22

Практическая работа Выполните в своей тетради упражнение 42 (по заданию учебника). Проверьте друг у друга правильность выполненного упражнения. Все письменные задания у вашей пары должны быть выполнены одинаково. Переходи к взаимопередаче темы.

Слайд 23

Структура уроков, на которых учащиеся занимаются каким-либо одним видом деятельности 1) организация начала урока 2) главная часть (например, закрепление учебного материала, обобщение, повторение изученного и др.); 3) подведение итогов.

Слайд 24

структурные элементы современного урока 1) актуализация прежних знаний и способов действий учащихся 2) формирование новых понятий и способов действий 3) п р и м е н е н и е – формирование умений и навыков



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

СОСТАВИЛА: УЧИТЕЛЬ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ОБЪЕДКОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА

2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОДОЛЬСК

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


Слайд1.

Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворят актуальным запроса общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни.

Слайд2.

«Образование в течение жизни» – вот направление сегодняшнего дня. Только в этом случае, постоянно повышая свою квалификацию, а зачастую и осваивая совершенно новые пласты знания, человек может добиться желаемых результатов.

Слайд3.

Современный урок сейчас рассматривается не как статическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников.

В настоящее время особое значение придается тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Каждый учитель ищет ответ на вопрос: как сделать образование личностно значимым, помогающим ребёнку самоопределиться в жизни, решать возникающие жизненные проблемы, не теряться в потоке информации.

Гуманизация школы требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе форм организации деятельности учащихся на уроке. Традиционные предпочтения учителем фронтальной и индивидуальной форм работы привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между учениками. Эти формы организации деятельности учащихся практически исключили общение школьников в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учёбе.

Слайд4.

Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Одной их таких форм является коллективная. Создателем теории коллективного способа обучения (КСО) является В.К. Дьяченко (2001г.) Ведущей формой работы на уроках, где применяется эта технология, становится работа в парах сменного состава.

Слайд5.

Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, в соответствии со своими природными данными, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, умеющим и чутким, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга; каждый проявляет свои лучшие способности и вынужден в этой совместной работе становиться терпимее, настойчивее, избавляться от дурных качеств, если они были, потому что они мешают совместной работе; тем самым восполняется дефицит общения.

Слайд6.

«Как можно больше спрашивать, – писал Я.А. Коменский, – спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать – это значит всё усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать». (Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные главы. – М.: Педагогика, 1989)

Слайд7.

Прежде чем использовать работу в парах сменного состава, нужно научить детей общаться в парах постоянного состава.

Цели работы в постоянных парах – обеспечить наиболее полное усвоение темы каждым учеником в соответствии с его уровнем подготовки, с его темпом работы, учить помогать друг другу в учебной работе. При этом успехи каждого оцениваются не только по тому, как он сам разобрался в материале, но и исходя из того, как помог товарищу (объясняя тему товарищу, ученик более глубоко и полно овладевает ею сам). Работу учащихся учитель организует при помощи карточки и памятки для работы в паре. На таком уроке учитель имеет возможность наблюдать за ходом учебного процесса и своевременно оказывать индивидуальную помощь тому или иному ученику, корректировать усвоение темы.

В I четверти на уроках русского языка значительная роль отводится разделу «Повторение пройденного».

Одной из важных тем для повторения в 7 классе, которой необходимо уделить особое внимание, является тема «Глагол. Морфологические признаки глагола». Прочное знание именно этой темы обеспечит качественное усвоение последующих тем «Причастие» и «Деепричастие».

Для повторения и обобщения знаний по этой теме я организовала урок с использованием технологии коллективный способ обучения. На этом уроке ученики работали в парах постоянного состава, поэтому содержание карточки для всех было одинаковым.

Слайд8,9,10

Совместное повторение темы «Правописание гласных в корнях слов» в 7 классе я организовала с использованием методики «Взаимопередача темы». Названная тема изучается подробно в 5-6 классах, поэтому для её повторения на уроке я разработала карточки по подтемам: «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением», Чередование безударных гласных в корнях слов», «Буквы -о-/-е-/-ё- после шипящих и ц», «Буквы -и-/-ы- после ц».

Работа организуется с учётом структурных особенностей этой организационной формы: класс делится на малые группы по 4 человека. Таким образом, в каждой группе работают по 2 пары. Каждый член малой группы получает карточку с алгоритмом работы в парах сменного состава, карточку с одной из подтем и опорную таблицу, которая поможет ему вспомнить теоретический материал. (Карточки дублируются столько раз, сколько малых групп получается в классе).

Учитель проводит инструкцию.

Слайд11

Ученик самостоятельно изучает указанный в карточке теоретический вопрос, выполняет своё практическое задание, затем объясняет свой теоретический вопрос напарнику, выслушивает в свою очередь теоретическое задание напарника, затем оба меняются практическими заданиями, выполняют их самостоятельно и сверяют правильность выполнения обеих практических работ.

Освободившиеся школьники образуют новые пары для повторения других подтем. В итоге вся группа в течение 1-2 уроков проработает материал каждой из четырёх подтем.

Слайд12,13,14,15,16,17

Контроль усвоенного материала и в первом, и во втором случае можно осуществить таким образом. На следующий урок вызвать к доске 3-4 человек для устного ответа по теоретической материалу и собрать на проверку тетради. Для осуществления контроля выполнения практических заданий.

Работу в парах постоянного и сменного состава можно использовать не только при повторении и обобщении изученного, но и при изучении и закреплении нового материала.

При изучении нового материала пара может совместно работать над одним и тем же вопросом, но возможен иной путь: самостоятельное изучение каждым своего вопроса, а затем – взаимопередача знаний.

На основе работы в парах может быть построен целый урок, а может – только одна его часть. Выбор определяется особенностями изучаемого материала и конкретными практическими задачами урока.

Слайд18

В 8 классе я организовала блоковую подачу материала по теме «Основные единицы синтаксиса», где повторяются темы «Текст», «Предложение», «Словосочетание» и добавляются новые сведения об этих понятиях. Такая подача материала помогла учащимся обобщить ранее приобретённые знания о единицах синтаксиса и создать системное преставление об изучаемом материале.

Слайд19

Кроме того, блоковая подача материала (при хорошей методической организации) позволяет экономить время для закрепления знаний и формирования умений и навыков, рациональных способов деятельности; позволяет увеличивать удельный вес самостоятельной работы учащихся; способствует расширению тематического диапазона каждого занятия, так как учебный материал дается обобщенно (вместо дробления его на мелкие части и последовательного изучения отдельных тем); дает возможность более полно осознавать взаимосвязи между языковыми фактами и явлениями.

Работу на уроке по вышеназванной теме я спланировала следующим образом. На тему «Основные единицы синтаксиса» я выделила 4 часа. На первом уроке учащиеся были распределены по малым группам в количестве 6 человек и работали в парах постоянного состава. Каждая группа изучала три подтемы: «Текст», «Словосочетание», «Предложение».

Слайд20,21,22

На втором уроке пары в группах менялись участниками и материал, проработанный на первом уроке, отрабатывали в парах сменного состава своей группы. Если на первом уроке учащиеся изучали свой вопрос, то на втором уроке их основной задачей было объяснить другому изученный материал и усвоить новый, преподнесённый напарником. Таким образом, уже на втором уроке учащиеся усвоили материал трех подтем. Третий урок был посвящён закреплению знаний, формированию навыков и умений по изученным подтемам. Это выполнение различного вида упражнений. Четвёртый урок – это контроль знаний. Его можно провести в форме мини-зачёта, тестовой работы и т.д.

Работа с применением описанной технологии может выходить за рамки одного урока. Всё зависит как от индивидуальных особенностей учащихся, так и от работоспособности класса в целом.

Слайд23

Структура других типов урока, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности, обычно состоит из трех частей:

1) организация начала урока;

2) главная часть (например, закрепление учебного материала, обобщение, повторение изученного и др.);

3) подведение итогов.

Слайд24

Структура современного урока должна отражать такие важные моменты, как закономерности процесса обучения, с одной стороны, и логику усвоения учеником новых знаний – с другой. Она должна отражать не только обучающую деятельность учителя, но и познавательную деятельность ученика. Исходя из этого основными структурными элементами современного урока, которые отражают эти закономерности, можно считать:

1) актуализацию прежних знаний и способов действий учащихся (не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся, и контроль учителя);

2) формирование новых понятий и способов действий;

3) п р и м е н е н и е – формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение и закрепление). (Махмутов М. И.)

Отсюда следует, что если дидактическая структура урока является постоянной и в работе учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока, то методическая подструктура обязывает его планировать конкретные виды деятельности на разных этапах урока: ответы учеников, выполнение упражнений, объяснение материала с использованием методов и средств обучения, решение познавательных задач под руководством учителя и самостоятельно.

Такой подход к определению (и пониманию) структуры современного урока в наибольшей мере (по сравнению с другими подходами) отражает специфику методики и технологии урока в системе проблемно-развивающего обучения как одного из основных направлений в развитии и обновлении теории и практики учебного процесса в школе.


Использованная литература

  1. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников – М.: Просвещение, 1977.
  2. Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – с.18-22.
  3. Громыко Г.О. Обучение в парах сменного состава// Школьные технологии. – 2004. – №3. – с.109-117.
  4. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004.
  5. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные главы. – М: Педагогика, 1989.
  6. Новые образовательные стандарты. Русский язык. 5-11 классы. Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину-Дьяченко)/Авт.-сост. Г.М. Вялкова. – М: Планета, 2012.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Алгоритм работы в парах сменного состава

I. Слева – «учитель»

1. «Учитель» вписывает в тетрадь «ученику» № карточки, тему, примеры с комментариями, рассказывает теорию, объясняет примеры.

2. «Учитель» ставит оценку «ученику» за знание теории и за объяснение примеров.

II. Слева – «ученик»

I. Справа – «ученик»

1. «Ученик» следит за грамотностью записей, по учебнику следит за правильностью рассказа (объяснения), исправляет неточности, дополняет.

2. «Ученик» пересказывает услышанное, проговаривает объяснение примеров.

II. Справа – «учитель»

Работают по вышеуказанному плану

Ш.   Поменялись карточками и самостоятельно выполнили упражнения из новой карточки.

IV. Сверили выполненные упражнения друг с другом и вернули карточки.

V. Сменили пару.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Карточка для работы в паре

по теме «Морфологические признаки глагола»

  1. Теория и примеры.

Работая в постоянной паре, помогите друг другу вспомнить теоретический материал по теме «Глагол».

  1. Рассмотрите таблицу №4 на стр. 8 в пособии для учащихся «Таблицы по русскому языку: Для самостоятельной работы в классе и дома. 7 класс»//С.Н. Пименова, А.Ю. Купалова, Ю.С. Пичугов.
  2. Выполните устно задание 1 к таблице №4.
  3. Ответьте друг другу на вопросы о глаголе по плану по очереди (через вопрос), в случае затруднения обратитесь к учителю (план смотрите в пункте 4).
  4. Дайте друг другу связный ответ (по очереди) о глаголе по плану, оценку за рассказ поставьте на полях.

План

  1. Что обозначает глагол?
  2. Назови постоянные признаки глагола.
  3. Как определяется вид глагола? Объясни на конкретных примерах, запишите их в тетрадь.
  4. Какие глаголы называются переходными?
  5. Какие глаголы относятся к I спряжению? Приведи примеры, запишите их в тетрадь.
  6. Какие глаголы относятся ко II спряжению? Приведи примеры, запишите их в тетрадь.
  7. Назови непостоянные признаки глагола.
  8. В каком наклонении глагол изменяется по временам? Приведи примеры, запишите их в тетрадь.
  9. Как образуется повелительное наклонение глагола? Приведи примеры, запишите их в тетрадь.
  10. Как образуется условное наклонение глагола? Приведи примеры, запишите их в тетрадь.
  11. У каких глаголов можно определить род? Приведите примеры, запишите их в тетрадь.

  1. Упражнения.

Выполните вместе упражнения (все письменные работы у вашей пары должны быть выполнены одинаково).

  1. Выполните задания к таблице.
  2. Выполните упражнение 37 на стр.18.
  3. Сделайте морфологический разбор глагола ложится из упр.40.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Карточка №1

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Внимательно прочитай карточку, запиши в тетрадь её номер и тему.

  1. Вспомни изученное правило, опираясь на обобщающую таблицу «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением». На каждую орфограмму приведи свои примеры и запиши их. Выдели орфограммы графически.
  2. Практические упражнения

А. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, графически выдели орфограммы.

1) Первые свои стихи поэт посв…тил детям. 2) Мальчик посв…тил нам в тёмном коридоре. 3) Бельё необходимо пол…скать несколько раз. 4) Детям хотелось пол...скать пушистую собачку. 5) Лёгкий ветер обв…вал лицо. 6) Плющ обв…вал ствол дерева.
7) Осл…пительный свет молнии озарил небо. 8) Солнце уже с…дилось и бр…сало косые лучи, которые то играли по з…лотым окладам икон, то осв…щали тёмные и суровые лики св…тых и уничтожали своим блеском слабое и робкое м…рцание свеч.

Б. Выполни тестовые задания.

А1. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

  1. зал…зать на дерево, ув…дал чудо, изм…рять площадь;
  2. упл…тить штраф, укр…тить зверя, в ст…родавние времена;
  3. ум…лять о помиловании, упл…тнить рабочий день, ст…рожил склад;
  4. отк…заться от завтрака, водить по к…нюшне, см…треть вдаль.

А2. В каких словах пишется буква –а-?

1) препод…ватель; 2) д…лина; 3) уг…дали; 4) упл…тить

А3. В каком ряду все пропущенные гласные можно проверить ударением?

1) с…рень, ом…ртвелый, в…зать;

2) ст…ловая, в…сенний, пл…нительный;

3) прик…сновение, г…ревать, просм…треть;

4) к..птить, приг…реть, р…стительный.

Б1. Подберите и запишите проверочные слова.

Оп…рение, ом…рзение, т…нучка, п…хота, ч…хоточный, сп…сивый.


Карточка №2

Чередование безударных гласных в корнях слов

Внимательно прочитай карточку, запиши в тетрадь её номер и тему.

  1. Вспомни изученное правило, опираясь на обобщающую таблицу «Безударные гласные в корне слова». На каждую орфограмму приведи свои примеры и запиши их. Выдели орфограммы графически.
  2. Практические упражнения

А. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, графически выдели орфограммы.

1) Ослепительный свет молнии оз…рил небо. 2) Г…рит восток з…рёю новой.
3) Половина великодушного распол…жения разом с меня соск…чила. 4) Всадник на донце ск…кал шагах в пятидесяти. 5) За нарушения правил уличного движения нал…гается штраф. 6) Лошадь едва к…салась земли. 7) Печка так накалена, что нельзя прик…снуться. 8) Лёгкий ветер беззвучно шевелил рыжую, выг…ревшую траву.

Б. Выполни тестовые задания.

А1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

1) в…личина, оз…рение, р…стовщик;

2) выб…рать, привл…кательный, к…стрюля;

3) оз…рить, предпол…жение, зам…рать;

4) к…смический, в…негрет, п…ровать.

А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква –и-?

  1. бл…стит на солнце; расст…лается равнина, пост…ли скатерть;
  2. сж…гание мусора, бл…стал красноречием, напом…нание о прошлом;
  3. вн…мательно слушать, зап…реть дверь, зам…реть на месте;
  4. заб…рать ключ, выт…реть пыль, проб…раться сквозь лес.

А3. В каких словах пишется буква –а-?

1) взр…стить, 2) пром…кашка, 3) приск…кать, 4) сл..жение.

Б1. Выпишите слова-исключения.

Р…стов, прир…щение, подр…сток, нар…щенный, р…стовщица, отр…слевой, произр…стать, р…сточек, Р…стиславович, межотр…слевой, подр…стковый, взр…сление.


Карточка №3

Буквы -о-/-е-/-ё- после шипящих и ц

Внимательно прочитай карточку, запиши в тетрадь её номер и тему.

  1. Вспомни изученное правило, опираясь на обобщающую таблицу «Гласные после шипящих и ц». На каждую орфограмму приведи свои примеры и запиши их. Выдели орфограммы графически.
  2. Практические упражнения

А. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, графически выдели орфограммы.

1) Пирож…к лишь разломила да кусоч…к прикусила. 2) Детские годы мальчик провёл в отц…вском доме. 3) На дно банки я положил пустую спичечную коробку, подж…г – и моя маленькая печурка задымилась. 4) Под ногой Кондратия хрустнул суч…к. 5) В больш…м зале танц…вали мазурку. 6) Окна во флигеле были загорожены деревянною реш…ткою, двери запирались замками. 7) Приш…л доктор, перевязал мне ож…г. 8) Мальчишка был без шапки, с холщ…вой сумкой через плеч… .

Б. Выполни тестовые задания.

А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. печ…нка, изж…га, пощ…чина;
  2. беч…вка, ж…рдочка, реш…тка;
  3. трущ…ба, струч…к, ноч…вка;
  4. пш…нка, сч…т, ш…рты.

А2. В каком ряду во всех словах пишется буква –ё-?

  1. расч…ска, ж…нглировать, полуш…пот;
  2. уч…ба, ч…рствый, ж…рдочка;
  3. деш…вый, сч…ты, маж…рный;
  4. тренаж…р, пирож…к, ж…лудь.

А3. В каком ряду во всех словах пишется буква –о-?

  1. цирковой медвеж…нок, безлюдное ш…ссе, таинственный ш…рох;
  2. румяные щ…чки, неч…саные волосы, не заманить калач…м;
  3. ш…кировать приятеля, уч…ба наладилась, горький ш…колад;
  4. крепкая реш…тка, ж…сткий диван, искусственный ш…лк.

Б1. Подберите и запишите проверочные слова, где возможно.

Крыж…вник, ч…лка, щ…чка, реш…тка, ш…в, ш…колад, деш…вый, ш…лковый.


Карточка №4

Буквы -и-/-ы- после ц

Внимательно прочитай карточку, запиши в тетрадь её номер и тему.

  1. Вспомни изученное правило, опираясь на обобщающую таблицу «Гласные после шипящих и ц». На каждую орфограмму приведи свои примеры и запиши их. Выдели орфограммы графически.
  2. Практические упражнения

А. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, графически выдели орфограммы.

1) Современная медиц…на добилась больших успехов в профилактике ряда заболеваний благодаря применению вакц…н. 2) Меня лечил полковой ц…рюльник, ибо в крепости другого лекаря не было. 3) На нас ц…кают, прогоняют с холма домой, но мы не уходим, потому что уходить никак нельзя. 4) У моей подруги густые ресниц… . 5) Ц…рк на Цветном бульваре – самый известный в Москве. 6) Мне нравятся ц…ганские песни.

Б. Выполни тестовые задания.

А1. В каком ряду во всех словах пишется буква –и-?

  1. ц…кнуть, ц…трусовый, ц…плёнок;
  2. ц…линдр, панц…рь, ц…фра;
  3. на ц…почках, краснолиц…й; сестриц…н;
  4. ц…стерна, ц…ган, мои сверстниц….

А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква –ы-?

  1. сигнализац...я, девиц…н, ц…плячий;
  2. две мельниц…, индейц…, принц…п;
  3. гвардейц…, у дверей гостиниц…, Синиц…н;
  4. проводниц…, приватизац…я, уехать из станиц… .

А3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ц…ган, ц…гейка, сверстниц…;
  2. экспедиц…я, пловц…, ц…рюльник;
  3. птиц…, Лисиц…н, ц…плятница;
  4. ц…новка, ц…ц, овц… .

Б1. Исправьте ошибку. Запишите верный ответ.

В окончаниях слов после ц пишется буква –и-.


Ключ к тестовой части карточки №1

А1

А2

А3

Б1

3

1,3,4

2

Перья, мерзость, тянет, пеший, чахнуть, спесь

_________________________________________________________________________

Ключ к тестовой части карточки №2

А1

А2

А3

Б1

3

2

1,3

Ростов, подросток, ростовщица, отраслевой, росточек Ростиславович, межотраслевой, подростковый

_________________________________________________________________________

Ключ к тестовой части карточки №3

А1

А2

А3

Б1

2

2

1

Чело, щека, решето, дешевле, шелка

_________________________________________________________________________

Ключ к тестовой части карточки №4

А1

А2

А3

Б1

2

3

3

В окончаниях слов после ц пишется буква –ы-.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Карточка №1

Текст как единица синтаксиса

Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что тебе непонятно по её содержанию.

Запиши в свою тетрадь номер карточки, тему.

  1. Теория

Помогите друг другу повторить теоретический материал по теме «Текст как единица языка». Подготовьтесь изложить эту тему товарищам. Для этого:

  1. Вспомните известное по предыдущим классам определение текста, сравните с ним то, которое дано на стр.24 учебника.

Прочитайте по очереди друг другу это определение (один читает, второй следит по учебнику, потом меняетесь ролями), стараясь его запомнить.

  1. Расскажите по очереди друг другу правило.
  2. На первой строке в своей тетради под цифрой 1 за теорию поставьте каждый сам себе оценку (на какую оценку ты сможешь рассказать теорию перед классом) и поставь отчётливо свою подпись.

  1. Практическая работа

Выполните в своей тетради упражнение 42 (по заданию учебника).

Проверьте друг у друга правильность выполненного упражнения. Все письменные задания у вашей пары должны быть выполнены одинаково.

  1. Переходи к взаимопередаче темы.

Карточка №2

Предложение как единица синтаксиса

Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что тебе непонятно по её содержанию.

Запиши в свою тетрадь номер карточки, тему.

  1. Теория

Помогите друг другу повторить теоретический материал по теме «Текст как единица языка». Подготовьтесь изложить эту тему товарищам. Для этого:

  1. Прочитайте материал для наблюдений под звёздочкой на стр.26.
  2. Вспомните известное по предыдущим классам определение предложения, сравните с ним то, которое дано на стр.27 учебника.

Прочитайте по очереди друг другу это определение и теоретические сведения о предложении на стр.27 и 28 учебника (один читает, второй следит по учебнику, потом меняетесь ролями), стараясь запомнить теоретический материал.

  1. Расскажите по очереди друг другу правило.
  2. На первой строке в своей тетради под цифрой 1 за теорию поставьте каждый сам себе оценку (на какую оценку ты сможешь рассказать теорию перед классом) и поставь отчётливо свою подпись.

  1. Практическая работа

Выполните в своей тетради упражнение 50 (по заданию учебника).

Проверьте друг у друга правильность выполненного упражнения. Все письменные задания у вашей пары должны быть выполнены одинаково.

  1. Переходи к взаимопередаче темы.

Карточка №3

Словосочетание как единица синтаксиса

Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что тебе непонятно по её содержанию.

Запиши в свою тетрадь номер карточки, тему.

  1. Теория

Помогите друг другу повторить теоретический материал по теме «Словосочетание как единица языка». Подготовьтесь изложить эту тему товарищам. Для этого:

  1. Прочитайте материал для наблюдений под звёздочкой на стр. 28.
  2. Вспомните известное по предыдущим классам определение словосочетания, сравните с ним то, которое дано на стр.30 учебника.

Прочитайте по очереди друг другу это определение и теоретические сведения о словосочетании на стр.30 (один читает, второй следит по учебнику, потом меняетесь ролями), стараясь запомнить теоретический материал.

  1. Расскажите по очереди друг другу правило.
  2. На первой строке в своей тетради под цифрой 1 за теорию поставьте каждый сам себе оценку (на какую оценку ты сможешь рассказать теорию перед классом) и поставь отчётливо свою подпись.

  1. Практическая работа

Выполните в своей тетради упражнение 55 (по заданию учебника).

Проверьте друг у друга правильность выполненного упражнения. Все письменные задания у вашей пары должны быть выполнены одинаково.

  1. Переходи к взаимопередаче темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8-9-х КЛАССАХ

ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8-9-х КЛАССАХ Обоснование к применению. По мотивам и содержанию общения учащихся: общение – основной вид деятельности для ...

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

"Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.

Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"...

Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности

Научно-методическое сопровождение эксперимента «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современно...

Урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования в русском языке»

Продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку, повторить способы образования слов в русском языке....

«Применение коллективных способов обучения как средство формирования навыков устной речи на уроках иностранного языка»

В статье приводится пример применения технологии КСО, а именно работа в парах сменного состава с карточками на уроках английского языка в начальной школе....

Обобщенная модель оценки степени обученности по русскому языку в старших классах

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика. Поэтом...


 

Комментарии

Митрофанская Анжела Петровна

Интересно было почитать о коллективном способе обучения.