Открытый урок русского языка в 10 классе
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Анализ текста Гарина-Михайловского "Чувашский хоровод"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
garin-mihaylovskiy.doc | 44.5 КБ |
margarita.ppt | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 10 классе МОУ «Алманчиковская СОШ»
Эпиграф: «Народ, сохранивший свои традиции, сохранит себя в вечности.
Тема урока: Диалог с текстом (по тексту Н. Гарина-Михайловского «Чувашский хоровод»).
Цели урока:
- работа над умением понимать общую тему на основе определения микротем в тексте;
- работа над умением комментировать проблему текста, находить позицию автора, высказать свою позицию;
- работа над умением делать выводы;
- воспитать в учащихся любовь к красоте, к традициям и культуре своего народа.
Задача урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения (подготовка к единому государственному экзамену).
Ход урока:
Слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с текстом талантливого русского писателя Гарина-Михайловского «Чувашский хоровод». Погрузившись в его художественный мир, попробуем раскрыть его тему, идею, проблематику и, конечно же, вы сможете выразить свое отношение к тексту.
Итак, слушаем текст.
( Учащиеся слушают текст в исполнении учителя).
Я вас прошу поделиться вашими впечатлениями от текста.
1 Что вы чувствуете?
А* - Текст очень яркий, эмоциональный. Мне интересно было узнать о традициях чувашского народа и мне понятен восторг автора от увиденного. Мне кажется, что я чувствую то же самое.
Б* - Текст меня взволновал, напомнил о наших древних традициях. Я вспомнила рассказы бабушек о таких вот хороводах.
2 Как сам автор относится к увиденному?
- Видно, что автор удивлен увиденным, потому что он впервые видит чувашский хоровод и восхищен этим зрелищем.
3 О чем этот текст? Какова его тема?
- Мне кажется, что основная тема данного произведения- это воспевание жизни. И основная мысль заключена в 4 предложении.
4 Разбейте текст на ССЦ (сложные синтаксические целые). Сколько здесь
микротем?
- Я думаю, что в тексте можно выделить три микротемы:
1 девушки
2 их пение
3 проносящиеся века
5 Совпадают ли ССЦ с абзацами?
- На мой взгляд, не совпадают. В тексте 3 ССЦ, а абзацев 5. В 1 абзаце изображается внешний вид девушек (примеры). Во 2м- пение девушек. В 3м – движение по кругу. В 4м- автор раздумывает об увиденном. В 5м- восхищается увиденным.
6 Определите стиль речи.
А* -Я думаю, что текст Гарина-Михайловского относится к речи художественного стиля. Потому что в нем решается задача, характерная для художественной речи, то есть- нарисовать, изобразить, передать свое восприятие увиденного.
Б* -В тексте есть такие черты художественной речи, как конкретность («это настоящий хоровод»), эмоциональность (мы чувствуем восторг автора).
7 Определите тип речи.
А* - Текст представляет собой описание. Главное в тексте- описание пения девушек, а начинается текст с описания внешнего вида девушек.
Б* - Можно мне добавить? Я думаю, что это не только описание. Потому что конец текста-это рассуждение о традициях, о жизни вообще.
8 Какие художественно-изобразительные средства использует автор?
А* - В тексте много эпитетов: «оригинальное пение», «оригинальные уборы», «белые длинные рубахи».
Б* - В тексте есть метафоры: «аромат вечно молодой весны», «нежная тоска о проносящихся веках». Еще автор использует риторические вопросы, которые не могут оставить равнодушным никого, например: «Разве можно выдумать такую песню?»
9 Определите вид связи между предложениями.
- Предложения соединены между собой цепной связью. Например, «Я смотрел на девушек. На них были надеты…».
10 Какова цветопись текста?
- Ну, в тексте есть белый, красный, серебряный цвета. Рубахи у девушек белого цвета. Перепоясаны они красными поясами. Шапочки обшиты мелкой и крупной серебряной монетой
( Слово учителя: Обратите внимание на картину известного чувашского художника Сверчкова «Чувашский хоровод»).
11 Какова звукопись текста?
А* -Текст небольшой, но здесь много сонорных звуков- М, Л.. Гласные Е, У, О. Они делают текст звучным.
Б* - Глухие согласные С, Ш как бы помогают услышать шорох шагов.
12 Как вы думаете, какую проблему поднимает автор в своем тексте?
-Я думаю, что автор поднимает проблему сохранения традиций, человеческих ценностей.
13 Какова композиция текста?
- Текст как бы состоит из 3 частей: 1 часть- образы девушек, 2 часть- движение, а вот 3 часть не знаю как назвать (это гимн чувашскому хороводу).
14 Определите временную и пространственную ось текста.
- В тексте автор использует все 3 времени: прошлое, настоящее, будущее. В чувашском хороводе соединились и песня, и танец, и красота девушек.
15 Актуален ли текст?
- На мой взгляд , текст актуален. Мы должны знать культуру своего народа, его историю. И мы должны сохранить эти традиции.
Заключительное слово учителя:
-Я совершенно с вами согласна, актуальность текста в наши дни велика. Люди многих национальностей стали обращаться к своим истокам, осознали значимость культуры своего народа, стали интересоваться культурой других народов. Кому, как не вам , молодым, нужно задуматься о том, как сохранить традиции своего народа.
-А сейчас я хочу проверить домашнее задание: вы должны были расспросить своих бабушек и дедушек об их молодости, о песнях, о нарядах, как они проводили свой досуг? Кто хочет ответить?
(Учащиеся рассказывают, исполняют одну песню).
- Наш класс многонациональный, и вам, наверное, будет интересно посмотреть презентацию, где сравнивается одежда чувашского и татарского народов.
( Показ презентации).
-Урок подошел к концу, вы сегодня неплохо поработали на уроке, но работа еще не завершена: запишите домашнее задание: все ваши знания, все ваши мысли по поводу текста Гарина-Михайловского вы изложите в сочинении-размышлении. Запишите план сочинения.(Записывают). Прошу всех встать, спасибо вам за урок, можете быть свободны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС
технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...
Открытый урок русского языка 8 класс
Односоставные предложения...
Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...