Открытый урок русского языка в 10 классе
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Анализ текста Гарина-Михайловского "Чувашский хоровод"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garin-mihaylovskiy.doc44.5 КБ
Office presentation icon margarita.ppt1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 10 классе МОУ «Алманчиковская СОШ»

                                                              Эпиграф: «Народ, сохранивший свои традиции,           сохранит себя в вечности.

       

Тема урока: Диалог с текстом (по тексту Н. Гарина-Михайловского «Чувашский хоровод»).

Цели урока:

  1. работа над умением понимать общую тему на основе определения микротем в тексте;
  2. работа над умением комментировать проблему текста, находить позицию автора, высказать свою позицию;
  3. работа над умением делать выводы;
  4. воспитать в учащихся любовь к красоте, к традициям и культуре своего народа.

Задача урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения (подготовка к единому государственному экзамену).

        Ход урока:

  Слово учителя:  Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с текстом талантливого русского писателя Гарина-Михайловского «Чувашский хоровод». Погрузившись в его художественный мир, попробуем раскрыть его тему, идею, проблематику и, конечно же, вы сможете выразить свое отношение к тексту.

       Итак, слушаем  текст.  

        ( Учащиеся слушают текст в исполнении учителя).

Я вас прошу поделиться вашими впечатлениями от текста.

       1  Что вы чувствуете?

А*   - Текст очень яркий, эмоциональный. Мне интересно было узнать о традициях чувашского народа и мне понятен восторг автора от увиденного. Мне кажется, что  я чувствую то же самое.

Б* - Текст меня взволновал, напомнил о наших древних традициях. Я вспомнила рассказы бабушек о таких вот хороводах.

           2  Как сам автор относится к увиденному?

-  Видно, что автор удивлен увиденным, потому что он впервые видит чувашский хоровод и восхищен этим зрелищем.

           3 О чем этот текст? Какова его тема?

- Мне кажется, что основная тема данного произведения- это воспевание жизни. И основная мысль заключена в 4 предложении.

         

   4  Разбейте текст на ССЦ (сложные синтаксические целые). Сколько здесь                

       микротем?

- Я думаю, что в тексте можно выделить три микротемы:

        1 девушки

        2 их пение

        3 проносящиеся века

          5 Совпадают ли ССЦ с абзацами?

- На мой взгляд, не совпадают. В тексте 3 ССЦ, а абзацев 5. В 1 абзаце изображается внешний вид девушек (примеры). Во 2м- пение девушек. В 3м – движение по кругу. В 4м- автор раздумывает об увиденном. В 5м- восхищается увиденным.

          6 Определите стиль речи.

А*  -Я думаю, что текст Гарина-Михайловского относится к речи художественного стиля. Потому что в нем  решается задача, характерная для художественной речи, то есть- нарисовать, изобразить, передать свое восприятие увиденного.

Б*  -В тексте есть такие черты художественной речи, как конкретность («это настоящий хоровод»), эмоциональность (мы чувствуем восторг автора).

          7 Определите тип речи.

А*  - Текст представляет собой описание. Главное в тексте- описание пения девушек, а начинается текст с описания внешнего вида девушек.

Б* - Можно мне добавить? Я думаю, что это не только описание. Потому что конец текста-это рассуждение о традициях, о жизни вообще.

            8 Какие художественно-изобразительные средства использует автор?

А* - В тексте  много эпитетов: «оригинальное пение», «оригинальные уборы», «белые длинные рубахи».

Б*  - В тексте есть метафоры: «аромат вечно молодой весны», «нежная тоска о проносящихся веках». Еще автор использует риторические вопросы, которые не могут оставить равнодушным никого, например: «Разве можно выдумать такую песню?»

             9 Определите вид связи между предложениями.

- Предложения соединены между собой цепной связью. Например, «Я смотрел на девушек. На них были надеты…».

             10  Какова цветопись текста?

- Ну, в тексте есть белый, красный, серебряный цвета. Рубахи у девушек белого цвета. Перепоясаны они красными поясами. Шапочки обшиты мелкой и крупной серебряной монетой

                             ( Слово учителя: Обратите внимание на картину известного чувашского художника  Сверчкова «Чувашский хоровод»).                                                  

                   

             11 Какова звукопись текста?

А*  -Текст небольшой, но здесь много сонорных звуков- М, Л.. Гласные  Е, У, О. Они делают текст звучным.

Б*  - Глухие согласные С, Ш как бы помогают услышать шорох шагов.

             12 Как вы думаете, какую проблему поднимает автор в своем тексте?

-Я думаю, что автор поднимает проблему сохранения традиций, человеческих ценностей.

              13 Какова композиция текста?

- Текст как бы состоит из 3 частей: 1 часть- образы девушек, 2 часть- движение, а вот 3 часть не знаю как назвать (это гимн чувашскому хороводу).

              14 Определите временную и пространственную ось текста.

- В тексте автор использует все 3 времени: прошлое, настоящее, будущее. В чувашском хороводе соединились и песня, и танец, и красота девушек.

              15 Актуален ли текст?

- На мой взгляд ,  текст актуален. Мы должны знать культуру своего народа, его историю. И мы должны сохранить эти традиции.

Заключительное слово учителя:

    -Я совершенно с вами согласна, актуальность текста в наши дни велика. Люди многих национальностей стали обращаться к своим истокам, осознали значимость культуры своего народа, стали интересоваться культурой других народов. Кому, как не вам , молодым, нужно задуматься о том, как сохранить традиции своего народа.

                 

    -А сейчас я хочу проверить домашнее задание: вы должны были расспросить своих бабушек и дедушек об их молодости, о песнях, о нарядах, как они проводили свой досуг? Кто хочет ответить?

 

       (Учащиеся рассказывают, исполняют одну песню).

  - Наш класс многонациональный, и вам, наверное, будет интересно посмотреть презентацию, где сравнивается одежда чувашского и татарского народов.

       ( Показ презентации).

-Урок подошел к концу, вы сегодня неплохо поработали на уроке, но работа еще не завершена: запишите домашнее задание: все ваши знания,  все ваши мысли по поводу текста Гарина-Михайловского вы изложите в сочинении-размышлении. Запишите план сочинения.(Записывают). Прошу всех встать, спасибо вам за урок, можете быть свободны.  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...