Урок развития речи в 9-ом классе по картине В. Фельдмана "Родина"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Данный урок направлен на развитие  ассоциативного мышления и творческих способностей учащихся,предполагает дифференцированный подход (работа в группах). Знакомит учащихся с построением синквейна, расширяет представление о символике дома, берёзы, опираясь на культурные традиции древних славян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc59.5 КБ
Файл urok_olgi_gde_vse.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:

                                        УРОК                                                        9 класс.

развития речи с использованием картины В. Фельдмана «Родина».

Цели: 1) развитие воображения, ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся; 2) расширение культуроведческих знаний учащихся; 3) подготовиться к самостоятельной творческой работе; 4) повторение сведений о видах придаточных в СПП; 5)патриотическое воспитание учащихся.

                                           ХОД УРОКА,

Звучит песня «С чего начинается родина», на её фоне  читается стихотворение:                  /на экране – слайды по сюжету песни/.

                          Я люблю, когда шумят берёзы,

                          Когда листья падают с берёз.

                          Слушаю - и набегают слёзы

                          На глаза, отвыкшие от слёз.

                          Всё очнётся в памяти невольно,

                          Отзовётся в сердце и в крови.

                           Станет как–то радостно и больно,                   2 мин.

                           Будто кто-то шепчет о любви.

                           Только чаще побеждает проза,

                            Словно дунет ветер хмурых дней.

                           Ведь шумит такая же берёза

                           Над могилой матери моей./…/

                           Русь моя, люблю твои берёзы!

                           С первых лет я с ними жил и рос.

                           Потому и набегают слёзы

                           На глаза, отвыкшие от слёз…

                                                                                   (Н.Рубцов)

II. Приветствие, слайд о В.Фельдмане, цели урока./слайд/.               1 мин.

III.Рассматривание картины, беседа по вопросам .                             5 мин.     

В канун празднования 65 годовщины Победы слово «родина» приобретает особое значение и данная картина как нельзя полнее отображает восприятие русским человеком этого слова.

   - Подберите однокоренные слова к нему.

                      ( род, родной, родиться, родня, родственники, родословная).

Слайд со словарными статьями.

          Родина – общеслав. Суф. производное от род (*ordъ. Производное от той же основы, что рост, расти). Исходное значение – «семья», далее –  «место рождения» и «отчизна, отечество». /Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2005./

          Родина , -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехал на родину./ Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./

  - Почему автор не взял одно из  близких по значению слов – отечество, отчизна, страна?

                        (Берёт более тёплое, близкое, родное).

        На картине – солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился.

  - Что представляет собой родина солдата?

                          (Средняя полоса России, деревня).

  - Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Какое время года?

                          (Прямо к деревне подступает берёзовая роща, ряд деревенских домов, за деревней распаханное поле, высокое светлое теперь уже мирное  небо, первая послевоенная весна, май, пожухлая жёлтая трава под ногами, весенние цветы, еле заметная зелень на берёзках).

    - Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд?

                      (Очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, взгляд его отдыхает, вокруг всё так, будто бы и не было войны, боли, страданий).

      - О чём говорит его одежда, поза?

                      (Он только с дороги, ещё не был дома, на нём походная шинель, вещмешок за плечами, пилотка в кармане – уже не нужна субординация, он одновременно как будто расслаблен и напряжён – прошлое ещё не отпускает его).

     - О чём он думает? Что чувствует?

                       (Будто не верит, что остался жив, уже и не надеялся вновь увидеть родные места, может быть и боязно: что ждёт его дома, кто из знакомых, друзей уже вернулся, а кто не придёт никогда…).

      - Какие краски подобрал художник? О чём это говорит?

                        (Подобраны тёплые тона: жёлтый, коричневатый, красно-коричневый, зелёный, движение идёт вверх, берёзы будто утопают в небе, много света, простора, раздолья, хочется глубоко дышать).

IV. Задания по группам.                                                                   8-10  мин.

               1 группа. Символика картины, глубинный ассоциативный ряд.

        (Лежит уже на партах раздаточный материал в файлах на каждого по словам: берёза, дом, воин).

               2 группа. Работа по культуроведческому тексту, написанному на основе картины, в котором пропущено 5-6 придаточных частей в СПП. Необходимо, глядя на картину, восстановить их и определить вид придаточных.

               3 группа. Написать синквейн на основе данной картины.

V. Проверка работы групп.                                                       10  мин.

Когда отвечает 1 группа по очереди выплывают слайды с материалом о берёзе, доме, воине.

Когда отвечает 2 группа – слайд с текстом, куда надо вставить придаточные.

Когда отвечает 3 группа – слайд, что такое синквейн и принцип его построения.

Итог урока.(Сегодня на уроке мы с вами смогли задуматься над таким казалось бы знакомым словом «родина», узнали  для себя что-то новое, что касается представлений древних славян, ещё раз потренировались в определении видов придаточных предложений, и главное – смогли накопить необходимый материал для домашней творческой работы).

Читается  стихотворение /его распечатка должна быть в файлах для ребят/:

                  О Родина! В неярком блеске

                  Я взором трепетным ловлю

                  Твои просёлки, перелески –

                  Всё, что без памяти люблю:

                  И шорох рощи белоствольной,

                  И синий дым в дали пустой,

                  И ржавый крест над колокольней,

                  И низкий холмик со звездой…

                  Мои обиды и прощенья

                  Сгорят, как старое жнивьё,

                   В тебе одной – и утешенье,

                   И исцеление моё.

                                                                         (А. Жигулин.)

   

Д/З. Написать сочинение «Что значит для меня слово «родина»./на слайде/.

                                    ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.

ДОМ. Символ счастья, достатка, единства семьи и рода, шире – символ освоенного, человеческого пространства в противопоставлении стихийному, неосвоенному, нечеловеческому. Кроме того, дом противопоставляется миру за его пределами, как замкнутое – открытому, безопасное – опасному, внутреннее – внешнему.

        Дом также представляет собой модель мироздания – его 4 стены ориентированы по 4-м сторонам света, а фундамент, сруб и крыша соответствуют 3-м уровням вселенной (преисподняя – земля – небо). Поэтому предки, чтобы похоронить умершего разбирали крышу и именно через неё выносили покойника. В легендах и сказках часто упоминается, что небо со светилами, равно как и ветер и прочие стихийные силы, находятся сразу за окнами и непосредственно за печной трубой.

        Главная символическая функция дома – защита. Зримое выражение этой функции – стены и крыша.

        Дом – символ единства рода, образное воплощение неразрывной связи между предками и потомками. Вследствие этого в языке за словом «дом» закрепилось второе значение: род, династия.

Ассоциативное значение. ( Напиши слова (2-3) – реакции на это слово. Что бы ты сказал собеседнику, чтобы дать понять, что речь идёт о доме, когда само слово употреблять нельзя и те слова, которые уже были сказаны о нём.).

      -

     

      -

   

      -

Синквейн(с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Правила составления синквейна таковы:

одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5) слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.

В русской культурной традиции БЕРЁЗА – самый любимый «древесный символ. Позитивное восприятие берёзы ( с этимологической точки зрения берёза – «дерево со светлой белеющей корой «, слово возводиться к индоевропейскому прилагательному со значением «светлый, белый, блестящий») связано с отношением человека к белому цвету как символу света ( в берёзовых рощах всегда светло, берёза – солнцелюбивое дерево), как символу чистоты, непорочности. С другой стороны, белый цвет для славян-язычников – цвет траура. С этим могли быть связаны поверья о том, что души умерших переселяются в берёзы. Во время праздника, связанного с почитанием умерших и весенней земледельческой обрядностью (Семик), дома и дворы украшали ветками берёзы – «семицким», «семиковым» деревом. Ещё одно объяснение наименования слова БЕРЁЗА принадлежит Б.А. Рыбакову, который гипотетически связывает существительное берёза с этимологическим гнездом оберегать, берег. Историк аргументирует  свою гипотезу сакральной функцией этого  дерева в жизни древних славян: берёза – обязательная принадлежность летних молений о дожде.

Ассоциативное значение. ( Напиши слова (2-3) – реакции на это слово. Что бы ты сказал собеседнику, чтобы дать понять, что речь идёт о березе, когда само слово употреблять нельзя и те слова, которые уже были сказаны о нём.).

      -

     

      -

   

      -

Глядя на картину, дописать придаточные части в СПП и определить их вид.

Я лежал в госпитале, когда (                                          ): «Война закончилась!» Все, кто может,- по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду... Думаю о том, как (                                                 )?..

И вот, наконец, знакомый полустанок. Схожу с поезда, мешок за плечо - и  пешком  до родной деревни. Знакомые до боли просёлочные дороги, перелески, овраги... Но как много изменилось за годы войны! Изрытая воронками и окопами земля, обгоревшие деревья, остатки искорёженной техники.

Вот и знакомый пригорок, с которого (                                                                                         ). За ней— моя деревенька, моя родина, откуда (                                                 ). Горло перехватывает от волнения — что увижу я здесь? Родные избы, сараи, дворы или только остовы печных труб?

Наконец, поднимаюсь на пригорок и вижу мирную картину, как (                                                                          ). Мирная жизнь вступает в свои права.

Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что (                                                                                                )! Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!

ВОИН.

Подумайте и самостоятельно сформулируйте символический смысл образа воина, учитывая следующее:

  -  тема защиты Отечества;

  -  создание былин русским народом;

  -  создание литературных памятников( например, «Слово о полку Игореве».)

  -  Великая Отечественная война 1941-1945г.

Возможные синквейны.

              Воин

Усталый, счастливый

Стоит, любуется, задумался

Всю войну мечтал увидеть родину(отдал все силы, защищая родину)

Защитник родины

                                         Родина

                Любимая, дорогая (единственная)

Вспоминается, зовёт, ждёт

Всегда в сердце солдата

             Родной край, родные места.

                                  Берёза

               Белоствольная, родная

             Стоит, зеленеет, оберегает

            Растёт там, где родина

               Символ родины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК развития речи с использованием картины В. Фельдмана «Родина». 9 класс Учитель: Шабалинская Ольга Сергеевна МОУ СОШ № 3

Слайд 2

С чего начинается Родина?

Слайд 11

ХУДОЖНИК Фельдман Владимир Петрович (1924, Москва – 1961, Москва) Название: «Родина». Год создания: 1950-е. Категория: живопись. Техника: холст; масло.

Слайд 12

Фельдман Владимир Петрович (1924, Москва - 1961, Москва). Учился в Московском художественном училище им. М. И. Калинина, затем в аспирантуре училища до 1955 г. Экспонент выставок с 1955 г. Постоянный участник городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Живописец, пейзажист, жанрист. Член студии военных художников им. М.Б. Грекова (1955-1961). Неоднократно экспонировался на выставках студии. Работы художника находятся в ряде московских музеев и в частных коллекциях в России и за рубежом.

Слайд 13

Цели урока: подготовка к самостоятельной творческой работе; повторение сведений о видах придаточных предложений в СПП.

Слайд 15

Родина – общеслав. Суф. производное от род (* ord ъ. Производное от той же основы, что рост, расти ). Исходное значение – «семья», далее – «место рождения» и «отчизна, отечество». /Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2005./ Родина , -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехал на родину. /Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./

Слайд 17

Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет. Правила составления синквейна таковы: одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Слайд 19

Домашнее задание. Написать сочинение «Что значит для меня слово «родина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Репродукции картин для уроков развития речи в 5 - 7 классах (учебник С.И. Львовой, В.В. Львова)

Презентация содержит репродукции всех картин, по которым запланированы письменные работы  в 5,6,7 классах по учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова: Михаил Врубель "Царевна-Лебедь", Виктор Васне...

Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.

Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к  осознанному восприятию картины....

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе)

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе) Тип урока: интегрированный (2 часа).Форма проведения: урок развития речи.Обучающие цели...

Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

Урок направлен на развитие устной и письменной речи учащихся, совершенствование  умений и навыков написания сочинения - описания. Помогает научить художественному видению окружающе...

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс

Урок развития речи помогает подготовить учащихся  к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел...

Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....