Урок-исследование "Лексические средства изобразительности" (работа с текстом)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Урок-исследование по работе с текстами разного стиля

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-исследование

Тема «Лексические средства в текстах разных стилей»

Цель: формировать исследовательские умения посредством сопоставления текстов разных стилей

Ход урока

1.оргмомент и целеполагание

2.Объяснение условий урока

3.Подготовка к исследованию (этап повторения)

А) вспомнить лексические средства выразительности (эпитет, олицетворение, метафора, перифраз)

Б) вспомнить условия элементарного исследования (проблема, гипотеза, исследование, выводы)

4. Самостоятельное исследование текстов разного стиля через выбор объекта исследования, чтение текстов, поиск объекта исследования в текстах, количественное сопоставление и вывод о наличии объектов в текстах.

5.Выступления учащихся со своими гипотезами и выводами

6.Рефлексия

7.Выводы по уроку.

8.Дом.задание: выписать не менее 10 метафор из 3 гл. повести «Детство» Горького


Тексты для исследования

  1. Деревенские страдания

17 ноября 2012 года в селе Н. произошла ссора между соседями. Поводом послужило то, что корова одного зашла на огород второго и съела с гряды ростки капусты. Не обошлась ссора без драки, как и «положено» в таких случаях. Дошло дело до того, что вышли разнимать своих мужей жёны, но потом и они вцепились друг другу в волосы. Непонятно, чем закончилась бы сия баталия, не успей вовремя подъехать участковый. Именно он остановил драку и водворил обе семьи в дома, а потом долго ещё вёл разъяснительную работу. Принял от обоих хозяев заявления, так как оба считают себя сейчас потерпевшими. Но вот кто именно первый ударил, вспомнить не могут. Видно, крестьянские кулаки чего-то да стоят. Думается, нелегко будет работать с заявлениями полицейским, но тяжелее будет смотреть друг на друга этим соседям, жившим до этого вполне по-соседски.

Вот такой новостью поделилась наш постоянный подписчик - жительница села Н.   Варыгина С.О. Наша газета благодарна Светлане Олеговне за сотрудничество.

  1. Образование и употребление некоторых видовых форм глагола

Различаются стилистической окраской параллельные формы глаголов видеть-видать, лазить-лазать, мерить-мерять, мучить – мучить и другие (а также производные от них глаголы с приставками: измерить-измерять, измучить-измучать…). Глаголы видеть, лазить, мерить, мучить нейтральны по стилю; формы видать, мерять, мучать, лазать – разговорные. То же различие наблюдается в паре поднимать (литер.) – подымать (разг.).

Формы совершенного вида глаголов типа заготовить, накопить, ознакомить, подбодрить, узаконить могут иметь параллельные формы несовершенного вида: заготовлять – заготавливать, накоплять – накапливать, ознакомлять – ознакамливать, подбодрять – подбадривать, узаконять – узаконивать. Формы с суффиксами –ива-/-ыва- стилистически нейтральны и более употребительны в книжно-письменных стилях. Формы без суффиксов –ива-/-ыва-   (накоплять, подбодрять, узаконять и др.) вопринимаются как разговорные или же устарелые (присвоять, усвоять).  

  1. Вот такой вот домашний спортсмен

«Если бы на родине Олимпийских игр эти соревнования проводились всегда, то я бы обязательно поехал жить в Грецию», - так говорил мой собеседник, домашний спортсмен перед телевизором, весёлый парень лет тридцати Иван Коновалов. Был он ростом высок, в старину таких называли верзилами. Был он телом широк – мешок мешок и есть. И умом он тоже был, мягко говоря, недалёк. Но – любитель спорта. Только из комнаты своей выходить не любил. Позовешь его: «Эй, Ванька! Пойдём в футбол поиграем!» А он в ответ: «Да вы не умеете. Что с вами играть-то!» В другой раз на волейбольную площадку пригласишь, а он в ответ опять своё «да вы не умеете!». Ну и года два никто его никуда не звал, даже не заходили. А тут увидели его вчера на стадионе – толстого, мясистого, еле дышащего. Смотрим – пробежал кое-как один круг, пробежал еле как второй, а на середине третьего остановился и сел на газон. Не может! Вот такой вот домашний спортсмен! Только жалко его. Он-то понял всё уже сам, да исправлять положение – выходить из состояния «домашнего животного, которое с пятачком» - будет трудновато.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)

На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...