Готовимя к ЕГЭ. Задания В2, В11.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Федорюк Лидия Владимировна

Архив содержит материалы ( презентацию, теоретический материал, упражнения различной сложности, задания. тестовые задания) для подготовки к заданиям В2. А11 по русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v2.rar1.4 МБ

Предварительный просмотр:

А11, В2 


Морфологический анализ слова


Данные задания предлагают определить принадлежность  заданного слова к той или иной части речи. Чтобы успешно выполнить задание, следует помнить:

Слова в предложении стоят в определенной форме, а часть речи легче определить по начальной форме (для имен и причастий – это мужской род, единственное число, для глагола – инфинитив).

Следует помнить вопросы, на которые отвечают различные части речи, и значение, свойственное этому классу слов.

Многие суффиксы помогут вам определить часть речи.

Цветом выделены темы, которые наиболее часто спрашиваются в заданиях А11 и В2

имя существительное

местоимение

имя числительное

имя прилагательное

наречие

обозначает

предмет

указывает на предмет, признак и количество, но не называет их

число и порядок при счете

признак предмета

признак предмета, действия или признака

вопрос, на который отвечает

кто? что?

кто? что? какой? чей? сколько? который?

сколько? который? какой по счету?

какой? чей? каков?

в зависимости от разряда

основные разряды, группы

собственное 

(ФИО, названия)

нарицательное

(общее наименование)

Разряды:

1) личные

(я-ты, мы-вы, он-она-оно-они)

2) возвратное (себя)

3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их)

4) указательные (тот, этот, такой, таков, столько)

5) определительные (весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой)

6) вопросительные (кто? что? какой? каков? чей? сколько? который?)

7) относительные (вопросительные, но  для связи основ в сложном предложении)

8) отрицательные (НЕ-/НИ + вопросит.)

9) неопределенные (НЕ/-КОЕ + вопросит.; вопросит. + -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ)

Разряды:

1) количественные (сколько?):

дробное

две вторых, полтора

це-лое

пять, сто, сорок во-семь

собирательное

двое, трое, пятеро

Разряды:

- притяжательные (чей?);

- относительные (какой?);

- качественные (какой?), сочетаются с наречием очень)

Разряды:

1) образа действия (как? каким образом?)

2) времени (когда? с каких пор? как долго?)

3) места (где? куда? откуда?)

4) причины (почему?)

5) цели (зачем?)

6) меры и степени (насколько? в какой мере? во сколько?)

7) вопроси-тельные (слова-вопросы как? где? куда? откуда? зачем? почему? когда?)

8) отрица-тельные (НЕ-/НИ- + вопросит.)

9) неопределенные (КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ + вопросит.)

10) указательные (здесь, так туда,  там, тут, оттуда, тогда)

одушевлен-ное

кто? (В.п.=Р.п.)

неодушевлен.

что? (В.п.≠Р.п.)

Для качественных прилагательных:

- полная форма (какой);

- краткая форма (каков?)

Степени сравнения (суффиксы:

1 склон.

муж. и жен. род, оконча-ние –а/-я или нулевое

2 склон.

муж. и ср. род,

оконча-ние –о/-е, нуле-вое

3 склон.

жен. род,

оконча-ние нулевое

2) порядковые (какой? который?)

простое

(одно слово)

четыре, двенадцать

составное

(несколько слов)

тридцать шесть,

три восьмых

прос-тая

состав-ная

сравни-тельная (суффик-сы)

-ее,

-ей,

-е,

-ше

более, менее + прилаг.

превос-ходная

айш,

ейш

самый + прил.;

ср. степ. + всего (всех)

общие признаки

1) род

- мужской: он, какой? который? чей? каков?

- женский: она, какая? которая? чья? какова?

- средний: оно, какое?, которое? чье? каково?

2) число

- единственное;

- множественное.

3) падеж

И.п. кто? что?

Р.п.  кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чем?

не изменяется

С какой часть речи можно спутать

С существитель-ным, прилагательным, числительным.

Запомнить! Местоимения не называют, а лишь указывают.

Определительные местоимения следует лишь запомнить.

С прилагательным или местоимением.

Запомнить! Имя числительное указывает на точное количество

У прилагательного и наречия одинаковы степени сравнения,  краткую форму прилагательного можно спутать с наречием,

НО: наречия отвечают на вопрос как?

Глагол и глагольные формы

глагол

причастие

деепричастие

значение

действие предмета

признак предмета по действию

добавочное действие

вопрос

что  делать? что сделать?

какой?

что делающий?

что сделавший?

что делаемый?

что сделанный?

что делая?

что сделав?

одинаковые признаки

1) вид:

- совершенный (что сделать?)

- несовершенный (что делать?)

2) переходность:

- переходные (после глагола, причастия, деепричастия можно задать вопросы кого? или что? без предлога)

- непереходные (нельзя задать такого вопроса)

3) возвратность:

- возвратные (-ся, -сь)

- невозвратные (нет этого постфикса)

4) спряжение:

- I спряжение (если окончание в наст. или буд. времени ударное – то в окончании прослеживается буквы –Е или –У/Ю, если безударное – то  инфинитив не на –ИТЬ)

- II спряжение (если окончание в наст. или буд. времени ударное – то в окончании прослеживается буквы –И или –А/Я, если безударное – то  инфинитив на –ИТЬ)

5) время:

- будущее (только у глаголов)

- настоящее

- прошедшее

6) число:

- единственное

- множественное

отличительные признаки

Наклонение:

- изъявительное

- повелительное (суффикс –И-)

- сослагательное или условное (глагол + БЫ)

1) склоняется по падежам и родам

2) может иметь  полную (какой?)  и краткую форму (что сделан?)

неизменяемая часть речи

особенности

действительное

страдательное

совершенный вид:

-в, -вши(сь),

-а/-я,

несовершенный:

-а/-я

настоящее

-ущ-/-ющ-

-ащ-/-ящ-

-ем-/-ом-/-им-

прошедшее

-вш-/-ш-

-енн-/-нн-/-т-

с какой частью речи можно спутать

Прошедшее время глагола, краткое страдательное и деепричастие часто очень похожи, так как все эти части речи выражают прежде всего действие. Отличать их необходимо по суффиксам и вопросам.

Полное причастие внешне похоже на отглагольное прилагательное. Запомнить! Причастие всегда образуется с помощью стандартных суффиксов, которые прилагательному не присущи.

Служебные части речи и междометие

предлог

союз

частица

междометие

функция

1) невозможно задать вопрос;

2) связывает слова в предложении, указывает на падежные формы имен

1) невозможно задать вопрос;

2) связывает однородные члены предложения и грамматические основы

1) невозможно задать вопрос;

2) образует формы слов, выражает отрицание, смысловые оттенки, чувства, логические выделяет среди других слов

1) невозможно задать вопрос;

2) выражает эмоции и чувства человека

разряды

1) по происхождению:

- непроизводные (в, на, под, у, к, с, над, от, по, до)

- производные, т.е. образованные от других частей речи (в течение, в продолжение, напротив, около, благодаря, вокруг, согласно и др.)

2) по составу:

- простые (из одного слова);

- составные (из нескольких слов)

1) сочинительные:

- соединительные (и, да, ни-ни, и-и, не только - но и, как – так и, тоже, также)

- противительные (а, но, да(=но), зато, однако)

- разделительные (или, либо, то-то, не то – не то, или – или).

2) подчинительные:

- временные (когда, пока, едва, лишь, только лишь)

- причинные (потому что, так как, оттого что, ибо)

- целевые (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы)

- условные (если, раз, когда (=если))

- уступки (хотя, несмотря на то что, пускай)

- сравнительные (как, как будто, словно, точно)

- следствия (так что)

- изъяснительные (что, чтобы, будто)

1) формообразующие (бы, да, пусть, пускай, давай, более, менее, самый)

2) отрицательные (не, ни)

3) модальные (ли, разве, неужели, вот, вон, именно, как раз, только, лишь, исключительно, почти, что за, как, даже, ведь и др.)

1) непроизводные (ах! ой! увы! фу! о!)

2) производные (батюшки! брось! вот еще! вот тебе на! и т.д.)

ÑРазбор задания

Укажите верную характеристику слова НЕСКОЛЬКО в предложении: Человек, написавший на листе бумаги несколько фраз, отражающих его впечатления и раздумья, скорее всего, не думал ни о каких жанрах.

краткое прилагательное

наречие

краткое причастие

местоимение

Рассуждение: Читаем предложение и задаем вопрос к данному слову: фраз сколько? несколько. На вопрос сколько? могут отвечать только две части речи: числительное, местоимение. В вариантах присутствует только местоимение, поэтому именно вариант 4 является верным.

При рассуждении можно пойти другим путем, действуя методом исключения. Например, краткое прилагательное отвечает только на вопрос каков?, у причастий есть специфические суффиксы. Оба эти варианта не подходят. Слово несколько указывает на некоторое количество, именно указывает, но не называет, поэтому при  колебании между вариантами наречие и местоимение, следует выбрать последний.

Укажите верную характеристику слова СВЯЗАН в предложении: Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией, а человек всегда находится в непредвиденной ситуации.

наречие

краткое прилагательное

краткое причастие

деепричастие

Рассуждение:  Слово связан отвечает на вопрос что сделан?, кроме того, в его состав есть суффикс –н-, что указывает на отличительные признаки краткого страдательного причастия. Правильный  вариант 3.

? Потренируйся

Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11.

(1)… (2) К северу от песков широкий пояс каменистой полупустыни занимает южную, гобийскую, половину Монгольской Народной Республики. (3)… в жарких безводных котлованах-впадинах между хребтами-залегают красноцветные породы. (4) Это пески, глины и песчаники, некогда отлагавшиеся в устьях рек Центральноазиатской суши, которая не покрывалась морем последние сто тридцать миллионов лет. (5) В этих породах сохранились неприкосновенными самые различные наземные животные, населявшие Центральноазиатский материк от меловой эпохи до наших дней, – исторические документы великой лестницы эволюционного развития животных от неуклюжих, безмозглых ящеров до быстрых и сообразительных млекопитающих – ближайших родичей человека.

А8  Какое слово или сочетание слов является одной из грамматических основ в четвертом (4) предложении текста?

1) не покрывалась

2) не покрывалась морем

3) которая не покрывалась морем

4) которая не покрывалась

А9 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) простое осложненное

2) сложное бессоюзное

3) сложносочиненное

4) сложное с сочинительной и бессоюзной связью

А10 Укажите предложение, в котором есть определительное местоимение.

1) 2        2) 3        3) 4          4) 5

А11 Укажите значение слова ЛЕСТНИЦА в пятом (5) предложении.

1) неровности

2) уступы

3) сооружение в виде ряда ступеней

4) последовательное расположение по восходящей линии от низшего к высшему 

Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11.

(1)… (2) Именно по тембру мы узнаем голос человека или различаем инструменты, которые исполняют одну и ту же мелодию в одной тональности и с одинаковой громкостью. (3) От чего же зависит тембр звука? (4) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (5) Их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (6)… если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синуоида, а более сложная кривая.

А8 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) инструменты исполняют (предложение 2)

2) наблюдать (предложение 5)

3) можно наблюдать (предложение5)

4) появится кривая (предложение 6)

А9 Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

1) простое осложненное

2) сложное бессоюзное

3) сложносочиненное

4) сложноподчиненное

А10 Укажите предложение, в котором есть неопределенное местоимение.

1) 5         2) 2         3) 6           4) 4

А11 Укажите значение слова ИСТОЧНИК в предложении 4.

1) то, что дает начало чему-либо

2) естественный выход подземных вод на поверхность

3) тот, кто сообщает какие-либо сведения

4) первый момент какого-либо явления

           Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11

(1)… (2) Одни люди лучше запоминают то, что они прочли или увидели (зрительный тип памяти), другие должны обязательно выслушать (слуховой тип). (3) Смешанный тип памяти отмечается, если память сочетает особенности всех трех типов. 4) Для совершенствования памяти нужно в первую очередь проследить за собой и определить, какой именно вид памяти у вас преобладает. (5) И в дальнейшем лучше тренировать не ту особенность памяти, которая хорошо развита, а другую. (6)… если человек хорошо запоминает прочитанное, то нужно, чтобы он еще и воспринимал материал на слух или записывал его.

А8 Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) должны (предложение 2)

2) проследить (и) определить (предложение 4)

3) нужно (предложение 4)

4) развита (предложение 5)

А9 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложноподчиненное

2) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

3) сложносочиненное

4) сложное бессоюзное

А10 Укажите верную морфологическую характеристику слова РАЗВИТА (предложение5).

1) краткое прилагательное

2) деепричастие

3) страдательное причастие

4) действительное причастие

А11 Укажите значение слова ПАМЯТЬ (предложения 2 –5).

1) воспоминание

2) способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления

3) совокупность сведений о каких-либо событиях

4) запас хранящихся в сознании впечатлений



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимя к ГИА.Тест 20

Внешность и характеристики человека...

Готовимя к ЕГЭ (прототипы)

Для подготовки к единому государственному экзамену в настоящее время существует очень много материала. Я готовила учащихся. начиная с 7-го класса, используя  прототипы заданий, кому интересно, по...

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...

Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий для работы в паре / группе, заданий по созданию текста

Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий для работы в паре / группе, заданий по созданию текста. Предмет русский языкУМК Шмелев А.Д....