рабочая программа по элективному курсу "Уроки мастеров слова"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Рабочая программа  по элективному курсу  "Уроки мастеров слова" составлена на основе программы Булатовой Л.П."Практическая стилистика" ( сб. программ филологического и гуманитарно- эстетического блока, г.Краснодар, 2006). Рабочая программа составлена с учетом требований к уровню подготовки выпускников 9 класса и социально-гуманитарного профиля школы. Программа рассчитана на 34 часа и представляет собой не только ознакомление с теоретическим материалом, но и практическую направленность.Она предполагает широкое использование активных форм обучения, работа с текстами разных стилей речи. В программе указано количество часов на изучение каждой темы, количество лекционных занятий и практических работ. -

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon планирование80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край МО Туапсинский район

муниципальное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 с. Кривенковское

                                                                       УТВЕРЖДЕНО

                                                                       решением педсовета протокол №1

                                                                       от 30 августа 2010  года

                                                                       Председатель педсовета

                                                                       ___________ Ю.В.Козлов

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

        2 вида

По    элективному курсу « Уроки мастеров слова»

Класс      9 

Количество часов  34              Уровень   базовый

 

Учитель     Аведьян  Эрика Альгирдовна

   Программа разработана на основе  программы Булатовой Л.П «Практическая стилистика» , сборник программ элективных  курсов филологического и гуманитарно-эстетического блока, Краснодар, 2006г.

Пояснительная записка

  Язык -  важнейшее средство общения человека. Основной задачей курса  является развитие  способностей не только к правильной, но и выразительной речи учащихся.

  Предлагаемая программа составлена на основе программы Булатовой Л.П.  «Практическая стилистика». С учетом требований к уровню подготовки  выпускников 9 класса и социально-гуманитарного профиля нашей школы, в рабочей программе  расширены темы «Тропы», «Стилистические фигуры», добавлены  часы  к изучению данных тем. Программа рассчитана на 34 часа и составлена с целью:

 выработать  у учащихся высокую коммуникативную, языковую,  лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию;

 научить  ребят чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, выражать себя в слове;

 Обогатить словарный запас и обучить умению  связно и правильно излагать свои мысли;

вооружить знаниями  о нормах языка;

ознакомить с изобразительно- выразительными средствами языка, их использованием в художественной литературе;

формировать теоретические и практические знания о закономерностях целесообразного отбора  и использования  языковых средств в зависимости от цели  и условий высказывания;

развивать языковой эстетический идеал.

 

    Данная программа представляет собой не только ознакомление  с теоретическим материалом, но и  практическую направленность. Она предполагает широкое использование  активных форм обучения , различных видов самостоятельной и исследовательской  работы учащихся: правку предложений и текстов, работу с индивидуальными карточками и составление таковых, работу с различными словарями, текстами разных стилей речи, написание сочинений и рефератов, подготовку устных сообщений. Подбор заданий и упражнений рассчитан на предупреждение речевых и стилистических ошибок. Большое внимание уделяется  работе с текстами  как творением  словесного искусства, образцом работы мастеров слова.

  Данная программа направлена на ознакомительное и более глубокое изучение  уже знакомых старшеклассникам тем. Учитывая возрастные особенности учащихся, упор делается именно на  более глубокое изучение уже знакомых старшеклассникам тем.  Программа построена на интеграции русского языка и литературы.

 Для того, чтобы добиться поставленной цели, перед учителем и обучающимися ставятся следующие задачи:

приобретение языкового чутья, слушая и читая образцовые тексты, редактируя неудачные;

овладевать навыками стилистической правки текста;

 овладевать всеми ресурсами языка, делающими нашу речь выразительной и точной4

 развивать творческое мышление и духовную культуру учащихся.

В основе процесса   предполагается работа  с текстами разных стилей речи, исследовательские и творческие работы учащихся.

 В программе указано количество часов на изучение каждой темы. В конце программы даны списки научно- учебной  и справочной литературы.

   В конечном итоге учащиеся должны  овладеть  следующими умениями и навыками:

 иметь  необходимые знания о русском языке, его ресурсах, формах реализации;

владеть нормами литературного языка;

знать изобразительно- выразительные средства, уметь их находить в тексте, обладать приемами их анализа, применять в собственной речи;

анализировать тексты разных стилей речи;

употреблять синонимы для выражения различных смысловых отношений;

 редактировать тексты.

 

Для  достижения поставленных целей используются следующие методы и приемы:

 сообщение теоретических сведений;

стилистический анализ слов и конструкций, текстов;

беседа, предполагающая использование словарей;

совершенствование созданных учащимися текстов;

самостоятельная работа по выявлению характерных языковых средств или ошибок, речевых недочетов;

приемы наблюдения, сравнения, сопоставления;

прием синонимической замены;

стилистический эксперимент;

прием моделирования;

прием решения познавательных речевых задач;

прием рецензирования;

 приемы   редактирования, среди которых могут быть выделены  упражнения на исправление  речевых недочетов и упражнения на редактирование  связных текстов;

упражнения,  направленные на освоение языковых норм;

самостоятельный подбор из СМИ, книг примеров с целью нахождения, характеристики, объяснения  целесообразности состава и функций используемых средств.

Программа

(34ч)

  Слово- основная единица Омонимы как оппозиция тождества. Типы омонимов, причины их появления.

Синонимы. Контекстуальные синонимы. Градация. Антонимы. Контекстуальн-ые  антонимы. Антитеза

Паронимы. Паронимы и культура речи. Словарь паронимов.

Основной закон сочетаемости слов. Оксюморон.

Явление многозначности. Изобразительные средства, связанные с многозначностью: метафора, метонимия.

Исконная и иноязычная лексика. Типология иноязычных слов, уместность их употребления.

Стили языка. Научный, официально-деловой, публицистический и художественный стиль.Выбор слова. Стилистически маркированная лексика. Экспрессивная лексика.

Фразеология. Типы, характеристика, значения фразеологизмов. Уместность употребления. Изобразительные возможности.

Изобразительные возможности фонетики. Ассонанс. Аллитерация.

Строй простого предложения и стилистические функции порядка слов в предложении. Синтаксический параллелизм. Инверсия.

Стилистические свойства словообразования.

Употребление форм существительных и прилагательных.

Употребление форм прилагательных и числительных.

Употребление форм местоимений и глаголов.

Согласование главных и второстепенных  членов предложения. Управление в русском языке.

Стилистические особенности предложений с однородными членами и обращениями.

Стилистические особенности предложений с вводными словами и вставными конструкциями.

Стилистические особенности сложных предложений  и периода.

Стилистические особенности прямой и косвенной речи

Стилистические фигуры

Распределение учебных часов на изучение каждой темы курса

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Виды деятельности учащихся

лекции

практические  занятия

1

Слово- основная единица Омонимы как оппозиция тождества. Типы омонимов, причины их появления.


1


1

Составление  конспекта и тезисов. Правка предложений. Работа с текстами

(В.Брюсов « На пруду», «На берегу»)

2

Синонимы. Контекстуальные синонимы. Градация. Антонимы. Контекстуальн-ые  антонимы. Антитеза.

1

Правка текстов. Стилистическая функция синонимов в отрывке из «Двенадцати стульев» И.Ильфа и Е.Петрова.

3

Паронимы. Паронимы и культура речи. Словарь паронимов.

1

Стихотворение В.Маяковского «Севастополь- Ялта». Работа с карточками с использованием словаря паронимов.

4

Основной закон сочетаемости слов. Оксюморон.

1

Конспект. Редактирование текстов.

5

Явление многозначности. Изобразительные средства, связанные с многозначностью: метафора, метонимия.

1

1

Работа с текстами                 ( И.Суриков, А.Майков, Ф.Кривин « Колода»)

6

Исконная и иноязычная лексика. Типология иноязычных слов, уместность их употребления.

1

Анализ предложений. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина: заимствованные слова.

7

Стили языка. Научный, официально-деловой, публицистический и художественный стиль.Выбор слова. Стилистически маркированная лексика. Экспрессивная лексика.

1

1

Работа с текстами научного, официально- делового стиля, разговорного стиля.

8

Фразеология. Типы, характеристика, значения фразеологизмов. Уместность употребления. Изобразительные возможности.

1

1

Анализ текстов и предложений. С.Эйдлин «В разрезе» и «на уровне». Сочинение по фразеологизму.

9

Изобразительные возможности фонетики. Ассонанс. Аллитерация.

1

Работа с поэтическими текстами.

10

Строй простого предложения и стилистические функции порядка слов в предложении. Синтаксический параллелизм. Инверсия.

1

Работа с текстами ( по материалам  КИМ ов)

11

Стилистические свойства словообразования.

1

1

Уроки мастеров слова. И.Северянин, В.Маяковский

12

Употребление форм существительных

1

1

Анализ колебаний в роде, выбор окончаний существительных

13

Употребление форм прилагательных и числительных.

1

1

выстраивание синонимических рядов прилагательных, выбор нужной формы в словосочетаниях

14

Употребление форм местоимений и глаголов.

1

1

Анализ вариантов видовых форм, стилистических ресурсов местоимений

15

Согласование главных и второстепенных  членов предложения. Управление в русском языке.

1

1

Нахождение ошибок при неправильном согласовании, стилистическая правка текстов

16

Стилистические особенности предложений с однородными членами и обращениями.

1

1

Работа с тренировочными текстами  при подготовке к ГИА

17

Стилистические особенности предложений с вводными словами и вставными конструкциями.

1

1

Составление текстов с вводными словами, анализ вводных слов в художественных и публицистических текстах

18

Стилистические особенности сложных предложений  и периода.

1

1

Наблюдение над стилем Л.Н. Толстого

19

Стилистические особенности прямой и косвенной речи

1

1

Анализ предложений с несобственно – прямой речью

20

Стилистические фигуры

1

1

Создание собственных текстов с использованием выразительных средств.

 Список литературы

Д.Э. Розенталь Справочник по русскому языку. М., 2003

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1996

Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1998

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ

Львова С.М. Уроки словесности. М., 1997

Шанский Н.М. Русская словесность на продвинутом этапе обучения.

Практическая стилистика. Пособие для лицеев, гимназий и школ  гуманитарного профиля. М., «Новая школа», 1994

Согласовано                                                                       Согласовано                                  замдиректора по УВР                                                        руководитель ШМО                ________Н.Г.Воронина                                                     _____ А.А.Канашян


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА    Предмет      Элективный курс «Создай свой бизнес»    Класс 9    Часов   34   Б...

рабочая программа по элективному курсу "Уроки мастеров слова"

Рабочая программа  к элективному курсу "Уроки мастеров слова" составлена на основе программы Булатовой Л.П."Практическая стилистика" (сб.программ элективных курсов филологического и гуманитарно-э...

рабочая программа по элективному курсу "Уроки мастеров слова"

Рабочая программа составлена на основе программы Булотовой Л.П. "Практическая стилистика"(сборник элективных курсов филологического и гуманитарно-эстетического блока, Краснодар, 2006) с учетом требова...

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"

Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3»

Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3» составлена в соответствии с требованиями ...

Рабочая программа по элективному курсу «Грамматика английского языка» (компилятивная программа),10-11 класс,1 час в неделю (69 часов)

Рабочая программа элективного курса по английскому языку для 10-11 классов.Программа элективного курса «Грамматика английского языка» ориентирована на использование учебного пособия «...