Интегрированный урок "Обращение и личное письмо"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Чернявская Юлия Григорьевна

Интегрированный урок (риторика + русский язык). Целью урока является повторение речевых форм обращения, выделение их запятыми в письменной речи. Учить писать письма.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-1.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

Интегрированный урок  

(риторика и русский язык)

«Обращение. Личное письмо»

Россия

Краснодарский край

Красноармейский район

ст. Новомышастовская

МБОУ СОШ № 12

Учитель русского языка и литературы

Чернявская Юлия Григорьевна

2012 год

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РИТОРИКА И РУССКИЙ ЯЗЫК)

НА ТЕМУ:

«ОБРАЩЕНИЕ. ЛИЧНОЕ ПИСЬМО»

ЦЕЛЬ: повторить речевые формы обращений, выделение их запятыми в письменной речи, учить писать личные письма.

ХОД УРОКА

1. ЭПИГРАФЫ:

Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены.

Н.Кузовлева

Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом!

И. Шаферан

П. УЧИТЕЛЬ:

Большое значение для установления и поддержания контакта имеют письма.

     - Любите ли вы получать письма? Конечно, получать письма любят все, но не все умеют их грамотно писать. Сегодня мы начнём учиться писать письма.

Поскольку в них часто употребляются обращения, мы повторим изученное на уроках русского языка и риторики об обращении.

      - Какие бывают обращения? Чем выражаются?

      - От чего зависит выбор способа обращения? (От конкретной речевой ситуации).

      - Как выделяются обращения в письменной речи? Приведите примеры обращений, которые уместно прозвучат в официальной или неофициальной обстановке.

      - А как вы начнёте письмо, адресованное официальному лицу, с какого обращения? А если это дружеское письмо, каким будет обращение?

      - Познакомимся с основаниями для характеристики письма.

      1. адресант: официальный – неофициальный

      2. адресат: официальное лицо – неофициальное; знакомый – малознакомый – незнакомый, близкий – родной.

      3. информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная.

      4. коммуникативная задача: сообщить (оповестить), поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами, поблагодарить и т.д.

2

     

- сравнительный анализ писем из упр. 57, 58 (стр.54)

      - письма, которые мы прочли, разные, но в них можно выделить одинаковые части:

      1. приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо.

      2. вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

      3. основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

      4. заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания и т.д.

      5. подпись, дата.

     - охарактеризуйте основные части письма Ирины Семенко  (упр.59).

      - личные письма бывают разные: письма-просьбы, письма-поздравления и т.д.

      - когда пишут письма-поздравления?

       - какую коммуникативную задачу мы перед собой ставили в письме-поздравлении?

      - какая речевая лексика использует при этом?

      ( поздравляю от всей души, от всего сердца, сердечно, горячо; разрешите поздравить, позвольте пожелать и т.д.).

       - упр.60. анализ двух поздравительных писем.

       Как выражают в них авторы свои пожелания?

      - напишите поздравительное письмо. Подумайте, кого вы поздравите, с чем, чего пожелаете адресату, выделите в письме обращения.

     ПИСЬМО Василенко Николая.

                  Дорогая мама!

      Поздравляю тебя с днём рождения.

      Будь счастлива, никогда не болей, не уставай, а мы с братом постараемся тебя не огорчать, моя родная. Прости за тройки.

Твой сын Артём.

Чтобы писать грамотные письма – поздравления, запомните советы Риторика:

1. Старайся писать ясно и просто.

2. Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.

3. Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.

4. Поздравляй родителей в дни рождения, в Новый год и в другие большие семейные праздники.

3

5. Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.

Исполнение песни «Письмо учительнице». Музыка Я.Френкеля, стихи М.Танича.

III. Напишите дома благодарственное письмо своей первой учительнице. Подумайте, о чём вы ей расскажете, за что поблагодарите.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ личное письмо

Правила написания.Пример....

Программа курса предпрофильной подготовки «Написание писем на английском языке: личное письмо»

Данный курс по выбору предназначен для учащихся девятых классов, является  межпредметным  и рассчитан на 8 часов.В основу содержания программы положен модульный принцип организации материала...

Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению в жанре личного письма (2 часа).

Целью урока является ознакомление с содержанием и последовательностью написания личного письма,  с историей развития личного письма как эпистолярного жанра,  развитие  коммуникативных и...

Задания для написания Личного письма 10 класс

задания к написанию личного письма в формате ЕГЭ...

Личные письма.. Официальные письма

Этот материал учит, как правильно писать личные и официальные письма...

Интегрированный урок графики и письма в 8 классе на тему: «Письмо заглавной и строчной буквы О по контурным ориентирам» с использованием презентации «Осень».

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире и...