Программа курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Голубева Ольга Александровна

Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 11 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации  в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 11 классе не ориентирована на подготовку к этому экзамену, целью данной программы является стремление помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Главная цель курса: формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций:

  • языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении),

  • лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их),

  • В связи с этим ставятся следующие задачи:

    образовательные:

    • обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

    • обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

    • повышать уровень грамотности учащихся.

    развивающие:

    • совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

    • развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

    • совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

    • совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.

    воспитательные:

  • воспитывать ответственное отношение к экзаменам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kurs_podgotovki_k_ege.zip117.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  к курсу дополнительного образования “Подготовка к ЕГЭ русскому языку в 11 классе”

1.      Постоянная работа с сайтами, изучение нормативных документов, размещённых на них:

 

http://mon.gov.ru

Министерство образования и науки.

www.fipi.ru

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).

www.ege.edu.ru

Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ).

http://obrnadzor.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

http://www.ege47.net

Ленинградский Региональный Центр ЕГЭ.

2.      Знакомство со следующими методическими материалами по мере их появления на сайте ФИПИ:

   «Аналитический отчёт ФИПИ» последних лет, в первую очередь – 2011 г. (дата публикации на сайте – 19 августа 2011 г.);

    «Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» (2011 г., когда появятся – 2012 г.).

3.     Выбор современных УМК по русскому языку, вошедших в Федеральный перечень на 2011-2012 учебный год.

4.      Знакомство выпускников и родителей с нормативно-правовой базой единого государственного экзамена, с контрольными измерительными материалами:

 в начале учебного года проанализировать пояснения к Демоверсии, подчёркивая меру ответственности выпускника и значимость самостоятельной подготовки к ЕГЭ;

 особое внимание обратить на дополнительный абзац, внесённый впервые в Инструкцию по выполнению работы:

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.

Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

5.      Внимательное изучение проекта КИМ текущего года, размещённого на сайте ФИПИ 19 августа 2011 года, и корректирующих изменений, вносимых в отдельные документы в сентябре-ноябре. После утверждения КИМ 2012 (обычно это происходит к середине ноября) необходимо детально проанализировать с выпускниками изменения и уточнения, внесённые в документы.

6.      В Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 года по русскому языку сохраняется структура предыдущего учебного года:

В разделе 1 определяется объём знаний по русскому языку, проверяемых заданиями КИМ. Перечень элементов содержания соответствует требованиям примерных программ по русскому языку для основной и средней (полной) школы.

Раздел 2 (Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по русскому языку) ориентирует на доминирующую идею федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку в старшей школе – речевое и интеллектуальное развитие.

7.      В Демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по русскому языку нашли практическое воплощение изменения, зафиксированные в Спецификации.

8.      В 2012 году в КИМ по русскому языку принципиальных изменений нет. Усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом, уточнены формулировки и требования заданий. Изменения, касающиеся структуры, содержания, системы оценивания экзаменационных работ ЕГЭ 2012 г. по русскому языку:

        Изменён формат задания А2: каждый пример автономен, что требует не только теоретического знакомства с лексическим понятием «паронимы», но и практического умения видеть и различать паронимы в речи, то есть активной работы по расширению лексикона учащихся.

        Задание А26 перенесено на позицию А6 в блок заданий, проверяющих грамматические нормы. Перемещение отвечает логике построения заданий первого блока – нормативность речи, не затрагивая содержания самого задания.

        Уточнена формулировка задания С1. Сравнение формулировки 2012 года < Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента) > с вариантом 2011 < Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента) > позволяет сделать вывод: с этого учебного года наличие аргумента из читательского опыта как обязательное требование к максимальному баллу за аргументацию прописано на уровне самого задания.

   Уточнены критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом: критерий К2 – введены слова с опорой на исходный текст при оценивании комментария на максимальный результат – 2 балла, без опоры на исходный текст – на 1 балл. Принципиально нового в таком подходе к оцениванию данного критерия нет. Из Методических рекомендаций по проверке части С прежних лет: «Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер. Он может быть текстуальным, т.е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы. Другой вид комментария – концепционный. Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть

• свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст;

• представлена при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст» (подчёркнуто мною).

   Уточнен подсчёт слов в сочинении – сноска к примечаниям по проверке сочинения: «Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста».

9.      С 2010 года к основному тексту введена справка об авторе. Проверка работ 2011 года показала, что по-прежнему актуальна задача учителя - научить выпускников грамотно использовать данный материал в работе над сочинением, так как большинство экзаменующихся по-прежнему не способны извлечь полноценную информацию из сноски, либо игнорируя эти данные, либо просто списывая (см. уточнение по подсчёту слов).

10. Критерии оценивания части С, размещённые в демоверсии, – основа работы по подготовке к написанию сочинения. Учитывая это, осуществлять проверку репетиционных работ следует только по критериальному варианту. В работе школьных и муниципальных методических объединений учителей русского языка и литературы, особенно в практикумах проверки по критериям, должен максимально использоваться опыт членов региональной предметной комиссии.

11. Для наиболее эффективного тренинга заданий базового (часть А) и высокого (часть В) уровней необходимо использовать Открытый сегмент ФБТЗ, рекомендуя его и для самостоятельной работы учащихся. Выход осуществляется на сайте ФИПИ или через сайт ЕГЭ.

12. Подготовку старшеклассников к сдаче ЕГЭ лучше осуществлять по пособиям, разработанным с участием ФИПИ.

13.     По-прежнему основными изданиями в процессе работы с выпускниками являются пособия следующих авторов: И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева, Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич, представленные в различных издательствах, в первую очередь, – «Астрель», «Национальное образование», «Интеллект-Центр», а также «Экзамен», «Легион» и др.

14.     Работая с любым из выше названных пособий, а также с допущенными РАО или Минобрнауки, необходимо сверять предложенный материал с КИМ 2012 года и вносить коррективы в случае расхождений. Серьёзное внимание следует обращать не только на количество пособий, решённых вариантов, но и, самое главное, на анализ ответов, на комментарии, составленные разработчиками КИМ.

15.     Следует обратить внимание на новые серии пособий (2011 г.) издательства «Дрофа»: «Готовимся к ЕГЭ», «Сдаём ЕГЭ», «ЕГЭ: шаг за шагом» (5, 6, 7, 8, 9, 10 классы), «Готовимся к экзаменам. ГИА».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Авторская программа по предметному курсу «Подготовка к ГИА по русскому языку»

Программа  авторского курса  «Подготовка к ГИА по русскому языку» в 9 классе ориентирована  на предпрофильную подготовку учащихся,  рассчитана на 17 часов, предназначена  для ...

Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»...

Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа курса "Подготовка к олимпиадам по русскому языку"

Программа курса ориентирована не только на углубление и расширение фактических знаний по всем разделам курса русского языка, но и на развитие самостоятельности мышления и творческих способностей обуча...

Программа по русскому языку в 9 классе «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...