Применение опорных конспектов на уроке русского языка
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме

Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт известных педагогов-новаторов.

Идея методики В.Ф.Шаталова и  его последователя Ю.С.Меженко – увеличение объёма изучаемого на одном уроке теоретического материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов» - представляется нам весьма интересной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_konspekty.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Применение опорных конспектов на уроке русского языка

Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт известных педагогов-новаторов.

Идея методики В.Ф.Шаталова и  его последователя Ю.С.Меженко – увеличение объёма изучаемого на одном уроке теоретического материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов» - представляется нам весьма интересной.

Осмысление и прочное усвоение знаний, формирование умений и навыков связано с изучением материала в системе, осознанием его частей как единого целого и целого как совокупности взаимосвязанных языковых фактов – грамматических признаков понятий, правил, условий действий при их применении.

«Крупные блоки» - это не простой набор языковых фактов, а такое объединение изучаемого материала, в основе которого лежит общая идея, единое основание для их сочетания, соединения.

Несомненным преимуществом применения опорных конспектов на уроке русского языка является, во-первых, то, что теоретический материал выражен компактно и экономно и в то же время доступно для учащихся. Ученики получают возможность видеть сначала целое и затем постепенно переходить к детальному изучению частей этого целого, т.е. к анализу взаимосвязанных явлений. Подача материала в обобщенном виде наглядно показывает причинно-следственные связи между лингвистическими явлениями, способствует осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их понятными и легко запоминающимися. В результате ученики постигают научные основы русского языка. Изучаемый материал уже не представляется для них случайным набором многочисленных, а порой и вовсе непонятных правил.

Во-вторых, опорные конспекты являются хорошим справочным пособием для учащихся.

а).служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем речи. Обобщая и систематизируя материал по опорному конспекту, ученики составляют связный рассказ на лингвистическую тему.

б).предоставляет возможность учащимся самостоятельно отрабатывать трудный теоретический материал. Ученики оформляют опорные конспекты в так называемых справочных тетрадях, вновь возвращаются к ним, выполняя тренировочные упражнения на уроке и дома, дополняя или сравнивая конспект с материалом учебника.

Учащиеся осознают, что по опорным конспектам учить материал проще и быстрее.

В-третьих, составление опорных конспектов ведет к реальному сотрудничеству учащихся  с учителем. Если на уроке конспект составляется классом с помощью учителя, то учащиеся чувствуют себя его создателями. В таком случае опорный конспект становится средством научной организации труда школьников.

В-четвертых, постоянно работая с опорным конспектом, дети раскрепощаются (ведь всегда приходит на помощь тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил). Даже слабые ученики проявляют инициативу, активно работают. Таким образом, работа с опорными конспектами имеет и воспитательное значение.

В-пятых, использование опорного конспекта дает возможность успешно организовать повторение – как итоговое, так и пропедевтическое.

Мы составляем опорный конспект на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике и представляя их в виде обобщающих символов, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями и изображая эти связи графически в конспекте. Опорный конспект не дается детям в готовом виде, а «вырастает» на доске и в тетрадях в ходе активной познавательной деятельности детей под руководством учителя.

В начале урока перед составлением конспекта необходима целевая установка с мотивацией необходимости знания вводимых на уроке сведений, а также словарная работа с новыми терминами. Затем обязательно создание проблемной ситуации.

После составления опорного конспекта возникает необходимость  сформировать у детей умение быстро ориентироваться в нем, находить и понимать отдельные звенья конспекта, видеть взаимосвязи между этими звеньями. Для этого используются различные приемы: «озвучивание» опорного конспекта в парах сменного состава и в виде индивидуальных ответов перед классом ( по методу В.Ф.Шаталова), лингвистическая викторина, игра «Кто быстрее назовет», составление и запись в справочной тетради образцов рассуждения по опорному конспекту.

В дальнейшем можно проводить с опорным конспектом такую работу:

1.ученик проговаривает правило и тем самым тренирует свои органы речи в произнесении текста формулировки правила.

2.эта тренировка способствует развитию у учащихся монологической речи книжного стиля.

3.в результате такой тренировки развивается мышление учеников.

Для закрепления новых знаний и формирования на их основе умений и навыков на уроках выполняются упражнения аналитические, репродуктивные и творческие.

В целях диагностики в конце каждого урока предлагается самостоятельная работа: цифровой, буквенный, графический диктанты, тесты, взаимопроверка с использованием ключа, работа с перфокартами, с сигнальными карточками.

Покажем в качестве примера начальное звено работы над разделом «Виды односоставных предложений» в 8 классе.

1.Урок начинается с проблемной ситуации: объяснить, почему в следующих предложениях перед союзом И необходима запятая:

Подморозило, и воздух стал свежее. Свисток судьи, и команды стали строиться.

2.От проблемной ситуации переходим к мотивации работы над новой темой: чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться «узнавать в лицо» в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.

Понятие об односоставном предложении вводится с помощью сопоставления его с двусоставными и чтения параграфа учебника.

3.Запишите под диктовку строфу из стихотворения С.Есенина:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.  

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

4.Вопросы:

- Сколько в этой строфе предложений?

- Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

- Чем отличаются два первых предложения от остальных?

- Есть ли необходимость восстановить недостающие члены?

5.Откройте учебники, прочитайте теоретический материал  и ответьте на вопросы:

1.В чем различие между односоставными и двусоставными предложениями?

2.В чем сходство между односоставными и двусоставными предложениями?

6.Для обобщения этого этапа рассуждения задаем вопросы:

1.Какие предложения называются односоставными?

2.Зачем необходимо «узнавать в лицо» односоставные предложения?

Учитель обращает внимание детей на то, что уметь «узнавать в лицо» односоставные предложения, которые могут «наряжаться в разные костюмы», важно не только  для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимику разных типов предложений.

7.Работу над составлением опорного конспекта «Виды односоставных предложений» начинаем с задания:

1.Прочитайте в учебнике, на какие группы делятся односоставные предложения по форме.

2.С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения?  

Запишем первую часть опорного конспекта:

             Найди главный член предложения

подлежащее                                                         сказуемое

3.Какие бывают виды односоставных предложений, в которых  главный член предложения – подлежащее? Какой частью речи выражается главный член назывного предложения?

4.Какие бывают виды односоставных предложений, в которых главный член – сказуемое? Какой частью речи выражается главный член этих предложений? Отразите это в опорном конспекте.

В результате получаем опорную схему:

Виды односоставных предложений

Найди главный член предложения

подлежащее                                                                                сказуемое

назывное                                                                                                                                   Тишина. Ранняя весна.                                            определи, чем выражено сказуемое

     

1.глагол в форме 1, 2 лица             1.глагол в форме 3 лица         1.безличный глагол

                                                                         2.не было

настоящего, будущего              мн. числа настоящего,       3.личный глагол в безличном  времени                                                    будущего времени              значении  4.н.ф. глагола  5.нет                  2. глагол в форме повели-        2.глагол в форме прошед    6.вспомогат.гл. + н.ф. глагола тельного наклонения                 шего времени мн.числа           7.было(есть) + слово состояния  

 определенно-личное                 неопределенно-личное                      безличное      

8.Чтобы дети научились ориентироваться в опорном конспекте бегло и оперативно при выполнении упражнений, предлагаем игру на внимание:

-кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено словом НЕТ?

-глаголом в форме множественного числа прошедшего времени?

-кратким страдательным причастием в среднем роде? (велено)

-глаголом 1 лица будущего времени?

-неопределенной формой глагола? (попить бы чаю!)

-словом состояния?

-глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени? (Стучат.)

-личным глаголом в безличном значении? (Приятно пахнет черемухой.)

-глаголом в повелительном наклонении?

-словом    не было?

-вспомогательным глаголом + неопределенная форма глагола (Не стоит спешить.)

-в предложении только подлежащее?

9.Примеры и образцы рассуждений к ним записываются в справочной тетради в следующем виде:

Пахло милым тлением осени. – Грамматическая основа – «пахло». Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член-сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении. Это безличное предложение.

Славная осень. – Грамматическая основа – «осень». Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член- подлежащее. Это предложение назывное.

Сегодня уже прохладно. – Грамматическая основа – «прохладно». Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член – сказуемое, выраженное словом состояния. Это безличное предложение.

10.Для тренировочных упражнений был выбран объяснительный диктант с грамматическим разбором – рассуждением.

Люблю тебя, моя Россия! В справочное бюро часто звонили. Мы звонили в справочное бюро. На место рыбалки приезжаю рано. Я приезжаю на занятия рано. Мне не спалось.    В пальто тепло и сухо. Я не сплю от духоты. Не бывать тебе там. Вечереет. Ночь. Тишина. Нет спичек. Пахнет сеном над лугами. Сено пахнет над лугами. Дело словом не заменишь.

11.Завершается урок диагностической самостоятельной работой – определить тип односоставного предложения.

Светало. У меня нет линейки. Иду не торопясь. Звонят, откройте дверь. Не забудь мои советы. Мне не здоровится. Вам не видать таких сражений! На востоке начинало сереть.

Дидактический материал к следующему уроку подбирается с учетом ошибок, сделанных учениками в диагностической работе. Однако в продолжение следующих уроков все большее значение приобретают два аспекта: стилистическая роль каждого из типов односоставного предложения и односоставные предложения в составе сложного предложения.

Таким образом, имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить проблему более успешного обучения русскому языку, если подходить к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и конкретными условиями.

Не следует преувеличивать роль опорных конспектов, считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических, пунктуационных умений и отвергать традиционные и другие нетрадиционные способы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Пример использования опорных конспектов по фонетике, деепричастию на уроках русского языка в 5-7 классах...

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Система работы с опорными конспектами на уроках русского языка

В работе описан опыт работы с опорными конспектами, рассмотрена система уроков по опорному конспекту "Правописание глагола" с 5 по 9 класс. В презентации представлены отдельные элементы уроков в 5-6 к...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Опыт работы с опорными конспектами на уроках русского языка и литературы

Ведущая  педагогическая идея моего опыта - это использование опорных-схем конспектов (далее ОСК) как основы создания на уроках русского языка и литературы развивающей речевой среды, обеспеч...

Использование опорных конспектов на уроках русского языка.

В работе представлен педагогический опыт использования опорных конспектов на уроках русского языка в 5-11 классах....

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов имеет большую методическую значимость. Опорные конспекты являются надежным источником информации для дальнейшей работы учащихся по пройденным темам. Применение данной ...