"Главные члены предложения"11 класс)Повторение.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Открытый урок на тему "Главные члены предложения"11 класс)Повторение.В данном уроке имеется материал по подготовке к ЕГЭ,лексическая тема «Добро творит чудеса».Эпиграф к уроку: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
На конкурс методических разработок.
Открытый урок:
« Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»(подготовка к ЕГЭ)
(11 класс).
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Фахреева Гульшат Сунгатовна.
Тема: «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым». (11 класс)
Цель:
Обучающая: обобщить знания по теме «Члены предложения», закрепить навыки постановки знаков препинания в простом предложении, научить правильно выполнять материалы ЕГЭ, закрепить навыки правописания суффиксов –н- и –нн-
развивающая: развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
воспитательная: воспитание доброты, нравственности; прививать любовь к близким.
Оборудование: компьютер, статья Д.Лихачева, тестовые задания,
индивидуальные карточки, словари, учебник.
Лексическая тема: «Добро творит чудеса».
Эпиграф к уроку: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
1. Вступительное слово.
-Тема сегодняшнего урока «Главные члены предложения. Тире между и подлежащим и сказуемым», и проведем мы его в форме семинара. Эпиграфом к уроку используем пословицу «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Ребята, мы с вами знаем, что 2007 год в нашей республике объявлен годом Благотворительности, а в России - годом Русского языка. Мы становимся свидетелями того, что благотворительность принимает более массовый характер в нашей республике, в нашем районе в нашей деревне. Вокруг нас очень много таких людей, которые нуждаются в нашей помощи.
У вас на столах лежат словари и энциклопедия. Давайте посмотрим перевод и толкование этого слова (работа по словарю и энциклопедии). А сейчас послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Нищий». (Стихотворение читает наизусть ученица 11 класса). Ребята, я думаю, стихотворение вам понравилось. Желаю, чтобы вы подали руку помощи слабым и беспомощным. Добрыми словами и делами скрасили старость пожилым, были всегда милосердны окружающим.
2. Развитие умений и навыков.
-Ребята, напишите число, тему и эпиграф к уроку. Сейчас мы с вами выполним осложненное списывание. Такие задания имеются в первой части материалах ЕГЭ, что вызывает затруднения в правописании. Обычно в правописании Н и НН вы допускаете ошибку. Посмотрите на доску и записывайте, при этом объясните орфограмму.
- каменное сердце, истинный друг;
- лебединый пух, кожаная куртка;
- прочитанные книги, отправленное письмо;
-прессованное изделие, маринованные огурцы;
- вещь продана, письмо отправлено;
-стеклянная ваза, оловянный солдатик.
3. Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом?
-Самостоятельно работать над теорией и найти материал на лексическую тему.
- Давайте вспомним, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире. Для этого проведем работу по индивидуальным карточкам. Нужно поставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу и объяснить орфограмму.
а) Собака _ друг человека.
б) Семь бед _ один ответ.
в) Мой девиз _ мыслить обо всем _ но писать понятно для всех.
г) Искать друзей в будущем _ удел одиночества.
д) Учить _ ум точить.
е) Писать роман_ это значит жить среди людей.
ж) Безумство храбрых _ вот мудрость жизни.
З)Понимать поэзию_ чертовски трудно.
И)Речи как речи.
К)Сердце не камень.
Л)Стихотворение очень выразительно.
(Учащиеся самостоятельно, опираясь на знания, вспоминают орфограмму).
-Делаем вывод. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.
-Если грамматическая основа выражена именем существительным, глаголом в неопределенной форме, количественным числительным, подлежащее выражено инфинитивом, а сказуемое- наречием(при наличии паузы), то между ними ставится тире. Также перед словами это, значит , вот ставится тире.
- А в каких случаях не ставится тире?
- В простых предложениях разговорного стиля, перед союзами как, словно, будто, точно, и.т.п., перед не , если сказуемое выражено прилагательным, местоимением, если перед подлежащим и сказуемым стоит вводное слово тире не ставится.
-Ребята, вы хорошо справились с теоретическим материалом. А сейчас послушаем ваши, самостоятельно приготовленные, материалы о доброте и вежливости.(Учащиеся читают свои материалы: стихотворения, пословицы, отрывок из рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» и материал о местном меценате).
-Ребята, не обижайте и людей, и животных. Мы в ответе за тех, кого приручили.
4.Закрепление материала .Работа по компьютеру.
1) В жизни любому человеку предоставлена безграничная возможность приносить людям добро. 2) Помочь старику перейти в опасном месте шумную автомагистраль, уступить место в транспорте женщине с ребенком, инвалиду или старому человеку, подать руку прохожему на тротуаре, сказать доброе слово ободрения товарищу, сходить в аптеку за лекарством для больного друга, соседа, разделить чье-то горе и подставить свое плечо в чьем-то несчастье - это далеко не все случаи, когда один человек может и должен оказать услугу другому! 3) Главное - не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто-то поблизости нуждается в вашей помощи. 4 )Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. 5) Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены природного изящества , которое гораздо дороже. 6)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже несчастный человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. 7)Социальный долг человека - быть интеллигентным. 8) Это долг и перед самим собой. 9)Это залог его личного счастья.
(Дмитрий Лихачев).
- Ребята, на экранах ваших мониторов вы видите отрывок из книги Д.Лихачева «Заветное». Мы часто встречаемся с материалами о доброте в книге этого прекрасного человека. Я советую вам прочитать эту книгу. Обратите внимание на текст.
-Какова тема текста? Основная мысль?
-Актуальна ли проблема, поставленная в тексте?
(Ведется работа по тексту).
- Ребята, будьте внимательны. Такие задания имеются в материалах ЕГЭ.
ЗАДАНИЯ к тексту.
А-29. Какое утверждение отражает одну из мыслей текста.
1)Социальный долг человека – быть интеллигентным.
2) Главное - не проходить мимо.
3)Человек должен приносить людям добро.
А-30. Определите стиль и тип речи.
1)художественный стиль, повествование
2) публицистический стиль, рассуждение;
3)научный стиль, описание;
4)публицистический, повествование.
B-l. Какое слово является синонимом к слову красота (предложение 5).
В-2. Из третьего предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.
В-3. Сколько предложений входит в состав предложения N 5.
В-4. Среди предложений 3-5 найдите предложение, в котором есть одно обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
В-5. Какое из предложений 5-9 связано с предыдущим при помощи указательного местоимения.
В-6. Объясните постановку тире в 2,3,6,7 предложениях.
В-7. Из 6 предложения найдите слово образованное приставочносуффиксиальным способом.
5.Формирование умений и навыков. Работа по учебнику. Учащиеся письменно выполняют разноуровневое задание по упр. №80.
6. Заключительная часть урока.
-Ребята, добро творит чудеса. Творит, значит действовать. Действуйте и вы, помогая тем, кто рядом с вами, кто нуждается в вашей помощи и поддержке. Не будьте глухи и невнимательны к людям. Не обижайте не делом, не словом.
Знаю я: придет пора.
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
В заключительной части урока послушайте стихотворение В.Шефнера «Слово»
7. Домашнее задание.
-Ребята, чтобы закрепить изученное на уроке, вам нужно написать сочинение - рассуждение по прочитанному тексту на тему: «Добро творит чудеса». Такое задание имеется в части С материалах ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложение. Главные члены предложения.
Цели урока: 1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения. 2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи ...
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Закрепление изученного материала...
Тест по теме "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...
Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс
Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...
Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения".
Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения". ...
контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".
Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...
Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку
Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...