"Главные члены предложения"11 класс)Повторение.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Фахреева Гульшат Сунгатовна

Открытый урок на тему "Главные члены предложения"11 класс)Повторение.В данном уроке имеется материал по подготовке к ЕГЭ,лексическая тема «Добро творит чудеса».Эпиграф к уроку: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и  вежливым быть».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc48 КБ

Предварительный просмотр:




                     









             







               



                На конкурс методических разработок.





 



               Открытый урок:





          « Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»(подготовка к ЕГЭ)



 (11 класс).





















                   Выполнила: учитель русского языка и литературы



                                       Фахреева Гульшат Сунгатовна.

















   Тема: «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым». (11 класс)









    Цель:



          Обучающая:  обобщить знания по теме «Члены предложения», закрепить навыки постановки знаков препинания в простом предложении, научить правильно выполнять материалы ЕГЭ, закрепить навыки правописания суффиксов –н- и –нн-



         развивающая: развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;



        воспитательная: воспитание доброты, нравственности; прививать любовь к близким.









   Оборудование: компьютер, статья Д.Лихачева, тестовые задания,





индивидуальные карточки, словари, учебник.



 



   



 



  Лексическая тема: «Добро творит чудеса».







  Эпиграф к уроку: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и  вежливым быть».





















  1. Вступительное слово.



   -Тема сегодняшнего урока «Главные члены предложения. Тире между и подлежащим и сказуемым», и проведем мы его в форме семинара. Эпиграфом к уроку используем пословицу  «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и  вежливым быть». Ребята, мы с вами знаем, что 2007 год в нашей республике объявлен годом Благотворительности, а в России - годом Русского языка. Мы становимся свидетелями того, что благотворительность принимает более массовый характер в нашей республике, в нашем районе в нашей деревне. Вокруг нас очень много таких людей, которые нуждаются в нашей помощи.



       У вас на столах лежат словари и энциклопедия. Давайте посмотрим перевод и толкование этого слова (работа по словарю и энциклопедии). А сейчас послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова  «Нищий». (Стихотворение читает наизусть ученица 11 класса). Ребята, я думаю, стихотворение вам понравилось. Желаю, чтобы вы подали руку помощи слабым и беспомощным. Добрыми словами и делами скрасили старость пожилым, были всегда милосердны окружающим.



   



   2. Развитие умений и навыков.



-Ребята, напишите число, тему и эпиграф к уроку.  Сейчас мы с вами выполним осложненное списывание. Такие задания имеются в первой части материалах ЕГЭ, что вызывает затруднения в правописании. Обычно в правописании Н и  НН вы допускаете ошибку. Посмотрите на доску и записывайте, при этом объясните орфограмму.



  - каменное сердце, истинный друг;



  - лебединый пух, кожаная куртка;



  - прочитанные книги, отправленное письмо;



  -прессованное изделие, маринованные огурцы;



  - вещь продана, письмо отправлено;



   -стеклянная ваза, оловянный солдатик.





  3. Проверка домашнего задания.



 -Что было задано на дом?



  -Самостоятельно работать над теорией и найти материал на лексическую тему.





- Давайте вспомним, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире. Для этого проведем работу по индивидуальным карточкам. Нужно поставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу и объяснить орфограмму.





а) Собака _ друг человека.



б) Семь бед _ один ответ.



в)  Мой девиз _ мыслить обо всем _ но писать понятно для всех.



г) Искать друзей в будущем _ удел одиночества.



д) Учить _ ум точить.



е) Писать роман_ это значит жить среди людей.



ж) Безумство храбрых _ вот мудрость жизни.



З)Понимать поэзию_ чертовски трудно.



И)Речи как речи.



К)Сердце не камень.



Л)Стихотворение очень выразительно.



 (Учащиеся самостоятельно, опираясь на знания, вспоминают орфограмму).



-Делаем вывод. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.



-Если грамматическая основа выражена именем существительным, глаголом в неопределенной форме, количественным  числительным, подлежащее выражено инфинитивом, а                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       сказуемое- наречием(при наличии паузы), то между ними ставится тире. Также перед словами это, значит , вот ставится тире.



 - А в каких случаях не ставится тире?



 - В простых предложениях разговорного стиля, перед союзами как, словно, будто, точно, и.т.п., перед не , если сказуемое выражено прилагательным, местоимением, если перед подлежащим и  сказуемым стоит вводное слово тире не ставится.



 -Ребята, вы хорошо справились с теоретическим материалом. А сейчас послушаем ваши, самостоятельно приготовленные, материалы о доброте и вежливости.(Учащиеся читают свои материалы: стихотворения, пословицы, отрывок из рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» и материал о местном меценате).



  -Ребята, не обижайте  и людей, и животных. Мы в ответе за тех, кого приручили.


   4.Закрепление материала .Работа по компьютеру.

1) В жизни любому человеку предоставлена безграничная возможность приносить людям добро. 2) Помочь старику перейти в опасном месте шумную автомагистраль, уступить место в транспорте женщине с ребенком, инвалиду или старому человеку, подать руку прохожему на тротуаре, сказать доброе слово ободрения товарищу, сходить в аптеку за лекарством для больного друга, соседа, разделить чье-то горе и подставить свое плечо в чьем-то несчастье - это далеко не все случаи, когда один человек может и должен оказать услугу другому! 3) Главное - не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто-то  поблизости нуждается в вашей помощи. 4 )Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. 5) Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены природного изящества , которое гораздо дороже. 6)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже несчастный человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. 7)Социальный долг человека - быть интеллигентным. 8) Это долг и перед самим собой. 9)Это залог его личного счастья.

 (Дмитрий Лихачев).




- Ребята, на экранах ваших мониторов вы видите отрывок из книги Д.Лихачева «Заветное». Мы часто встречаемся с материалами о доброте в книге этого прекрасного человека. Я советую вам прочитать эту книгу. Обратите внимание на текст.



 -Какова тема текста? Основная мысль?



 -Актуальна ли проблема, поставленная в тексте?



(Ведется работа по тексту).



- Ребята, будьте внимательны. Такие задания имеются в материалах ЕГЭ.


   

            ЗАДАНИЯ к тексту.

А-29. Какое утверждение отражает одну из мыслей текста.

1)Социальный долг человека – быть интеллигентным.

2) Главное - не проходить мимо.

          3)Человек должен приносить людям добро.

А-30. Определите стиль и тип речи.

1)художественный стиль, повествование

2) публицистический стиль, рассуждение;

 3)научный стиль, описание;

4)публицистический, повествование.

B-l. Какое слово является синонимом к слову красота (предложение 5).

 

В-2. Из третьего предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

 

В-3. Сколько предложений входит в состав предложения N 5.

 

В-4. Среди предложений 3-5 найдите предложение, в котором есть одно обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

В-5. Какое из предложений 5-9 связано с предыдущим при помощи указательного местоимения.

В-6. Объясните постановку тире в 2,3,6,7 предложениях.

В-7. Из 6 предложения найдите слово образованное приставочносуффиксиальным способом.




   5.Формирование умений и навыков. Работа по учебнику. Учащиеся письменно выполняют  разноуровневое задание по упр. №80.





   6. Заключительная часть урока.



-Ребята, добро творит чудеса. Творит, значит действовать. Действуйте и вы, помогая тем, кто рядом с вами, кто нуждается в вашей помощи и  поддержке. Не будьте глухи и невнимательны к людям. Не обижайте не делом, не словом.



                   Знаю я: придет пора.



               Силу подлости и злобы



               Одолеет дух добра.



В заключительной части урока послушайте стихотворение В.Шефнера «Слово»





    7. Домашнее задание.



    -Ребята, чтобы закрепить изученное на уроке, вам нужно  написать сочинение - рассуждение по прочитанному тексту на тему: «Добро творит чудеса». Такое задание имеется в части  С материалах ЕГЭ.













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение. Главные члены предложения.

Цели урока: 1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения. 2.Формирование  навыков  нахождения и применения в устной и письменной речи ...

Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс

Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения".

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения". ...

контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".

Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...

Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...