Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» Методическое объединение гуманитарного цикла
Рабочая учебная программа по русскому языку для обучающихся 9 класса Составлена на основе примерной программы курса «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9» Москва, «Дрофа». 2009, автор В.В.Бабайцева
Автор – Чистякова Елена Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 9»:
___________________ С.В.Лукьянова
«___»________________ 20___ г. |
РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению на заседании методического объединения гуманитарного цикла
МБОУ «СОШ №9»: «___»_________________20___ г.
________________ А.С.Мухина
|
г. Донской. 2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель В.В.Бабайцева – М.: Дрофа. 2009 и обеспечивает реализацию минимума содержания образования. Настоящая программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся. В процессе обучения русскому языку учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка. При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы). Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.
Задачи: - дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; - обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике; - развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; - способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; - формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.
Межпредметные связи Сближение курса русского языка с литературой, выход на изобразительно- выразительные средства,чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно- образное эстетическое, нравственное содержание.
Особенности организации учебного процесса Формами контроля, выявляющего подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащихся, письменные работы, сжатые изложения (подготовка к ГИА), сочинения разнообразных жанров ,составление схем, таблиц, тестовые работы и т.д.
Тематический план
Темы | Кол-во часов | Введение и повторение изученного | 3 | Синтаксис и пунктуация | 1 | Сложносочиненное предложение
| 5 | Сложноподчиненные предложения
| 13 | Бессоюзные сложные предложения | 4 | Сложные предложения с различными видами связи | 5 | Способы передачи чужой речи | 4 | Общие сведения о языке | 4 | Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах | 12 | Развитие речи | 17 |
ПОУРОЧНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | примечание |
| Введение и повторение изученного | 3 |
|
| 1 | Богатство, образность, точность русского языка. | 1 | Упр. 2 |
| 2-3 | Повторение изученного в 8 классе. | 2 | Упр. 9, упр. 18 | Тесты |
| Синтаксис и пунктуация |
|
|
|
| Сложное предложение | 1+4 |
|
| 4 | Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями. | 1 | П.202, упр. 27 |
| 5-6 | РРТекст. Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу. | 2 | упр. 86, п. 1-5 |
| 7-8 | РРСжатое изложение. | 2 |
|
|
| Сложносочиненное предложение
| 5+1+2 |
|
| 9 | Смысловые отношения между частями ССП . Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов. | 1 | П.203, упр. 39 | Тесты | 10 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | П.204, упр. 45 | Тесты | 11 | Обобщение по теме «Сложносочинённое предложение» | 1 | Повт. П. 202-204. упр. 50 | Практикум. | 12 | Контрольная работа по теме «Сложносочиненные предложения». | 1 | Повт. П. 202-204. | Варианты: зачет, тест, диктант | 13 | Анализ контрольной работы и сжатого изложения. Повторение орфографии. | 1 | упр. упр.53 |
| 14 | Повторение орфографии. Орфограмма в корне. | 1 | упр. 61 | Тесты | 15-16 | Р.РОбучающее сочинение – рассуждение. | 2 | Сочинение | Текст- по выбору учителя |
| Сложноподчиненные предложения
| 13+7 |
|
| 17 | Строение сложноподчинённого предложения. Главное и придаточное предложения. | 1 | П.205 , упр. 67 |
| 18 | Интонация, подчинительные союзы и союзные слова. | 1 | П.206, 73 | Тесты | 19 | РРСтили речи (обобщение изученного). Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы. | 1 | упр. 170, п. 8-12 |
| 20 | РРАннотация. | 1 | упр. 98, П.6 |
| 21 | Указательные слова как средство связи частей сложноподчинённого предложения. | 1 | П.207, 208 упр. 88 |
| 22 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | 1 | П.209, упр. 101 | Тесты | 23 | Запятая в СПП с несколькими придаточными. |
| Упр. 104 |
| 24 | Виды придаточных предложений. | 1 | П.210, упр. 110 | Презентация | 25 | РРПортретный очерк. | 1 | Упр. 120, п. 7 |
| 26 | Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные. | 1 | П.211, 212, упр. 118 | Презентация | 27-28 | Р.Р. Контрольное сочинение - рассуждение | 2 | Повторить изученное |
| 29 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 1 | П.213, упр. 122, 128 | Презентация | 30 | Придаточные дополнительные | 1 | П. 214, упр. 139 |
| 31 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 | П.215, упр. 153, 159 | Тесты ГИА | 32 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 |
|
| 33 | Р.Р. Анализ контрольного сочинения. Обучение редактированию. | 1 | упр. 160 |
| 34 | Р.Р Деловые документы. (Автобиография, заявление и т.д.). | 1 | Написать автобиографию | Документы | 35 | Синонимика простых и СПП | 1 | упр. 156, 159 |
| 36 | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» | 1 | Повт.п. 205-215 | Варианты: зачет, тест, диктант. |
| Сложные бессоюзные предложения | 4+1+1 |
|
| 37 | Анализ контрольной работы Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения | 1 | П.216, упр. 166 | Презентация | 38 | Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении: запятая, точка с запятой. | 1 | П.216, упр. 171 | Смысловая и интонационно-экспрессивная функции знаков препинания в БСП. Презентация | 39 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | 1 | П.216, упр. 180 | Смысловая и интонационно-экспрессивная функции знаков препинания в БСП. Презентация | 40 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 | П.216, упр. 189 | Смысловая и интонационно-экспрессивная функции знаков препинания в БСП. Презентация | 41 | Р.Р. Обучающее сочинение –рассуждение по тезису. | 1 | Сочинение | | 42 | Повторим орфографию. Удвоенные согласные. Непроизносимые согласные в корне слова. | 1 | Упр. 212, 218 |
|
| Сложные предложения с различными видами связи | 5+1 |
|
| 43 | Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. | 1 | Упр. 220 | Тесты ГИА | 44 | Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов | 1 | Упр. 230 |
| 45 | Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов | 1 | Упр. 235 |
| 46 | Контрольная работа по теме «Сложное предложение» | 1 | Упр. 240 | Варианты: зачет, тест, диктант. | 47 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного материала.
| 1 | Упр. 242 | Карточки | 48 | Р.Р. Работа с текстом. (План, тезисный план, реферат, конспект). | 1 | Упр. | Приемы сжатия текста |
| Способы передачи чужой речи | 4 |
|
| 49 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | П.218, упр. 252 | Презентация | 50 | Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. | 1 | П.219, упр. 261 | Тесты ГИА | 51 | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания в предложениях при цитатах. | 1 | П.220, упр. 266 |
| 52 | Урок-практикум по теме: "Способы передачи чужой речи" |
|
|
|
| Общие сведения о русском языке | 4 |
|
| 53 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
| 1 | П.221, упр. 273 | Презентация | 54 | Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков. | 1 | П.222, упр. 281 |
| 55 | Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. | 1 | Упр. 286 |
| 56 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
|
|
| Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах | 11+1 |
|
| 57 | Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание гласных в корнях и приставках. | 1 | Упр. 301 | Тесты | 58 | Систематизация и обобщение изученного по морфемике. | 1 | Упр. 310 | Тесты | 59 | Систематизация и обобщение изученного по морфологии. | 1 | Упр.317 | Тесты | 60 | Анализ текста Лексика и фразеология. Культура речи. | 1 | Упр. 328 | Средства речевой выразительности | 61 | Р.Р. Предэкзаменационное сжатое изложение. | 1 | Повторить изученное | Текст аудио | 62-63 | Итоговая контрольная работа | 2 | Повторить изученное | Тестирование | 64 | Анализ текста. Морфология и орфография | 1 | Решение тестов | Задания части В | 65 | Анализ изложения и контрольной работы | 1 | Упр. 367 |
| 66 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Упр. 378 | Функции знаков препинания | 67 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Упр. 392 |
| 68 | Синтаксис и пунктуация | 1 | |
|
|