Подготовка к сочинению – описанию предмета или интерьера по личным впечатлениям в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Фаттахова Танзила Марсельовна

Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, уяснить жаноровые особенности сочинения-описания, учить отбирать материал к сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_sochineniyu.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению – описанию предмета или интерьера по личным впечатлениям в 6 классе

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения, уяснить жанровые особенности сочинения-описания, учить отбирать материал к сочинению.  

Оборудование:  1.Тексты  «Подготовка к Новому году» (по Г. Скребицкому), «Голубая ель» (по Т. Тэсс), «Солнце с белыми лучами» (по Ю. Яковлеву). (Сборник текстов для изложений с  лингвистическим анализом:  5-9 кл.: Кн.  Для  учителя.- М.,  2004)

2. Зрительный ряд: художественные фотографии елей и сосен в заснеженном лесу; искусственные елочки на столе учителя и партах учеников, новогодние игрушки, украшения.

3. Рисунки учащихся , отражающие их впечатления, настроения.

4. Музыкальные произведения : «Вальс» Г. Свиридова (к повести А.С. Пушкина «Метель»).

        Ход урока

I .Создание   эмоционального настроя,  радости, веселья.

Работа с текстом.

     Отшумели, отсверкали новогодние праздники. Но еще живы воспоминания о том, как все мы, кто раньше, кто позже, начинали жить предвкушением праздника  и с нетерпением ожидали того вечера, когда… (музыкальная пьеса звучит в качестве фона в первой части урока, поддерживая настроение праздника)… с жаром доставались из шкафа в передней запыленные картонные коробки из-под старых шляп. Стирались с них тряпкой пыль и открывались крышки. Из коробок весело выглядывал какой-то особый мир-мир праздников. Тускло поблескивали перепутанные между собой серебряные и золотые нити «дождя», елочной канители. Будто сказочные расписные яблоки, лежали укутанные в вату разноцветные стеклянные шары. А как хороши были ватные зайчики, белки, мишки! Как празднично сверкали усыпанные блестками звезды!

  Очень весело было перебирать старые елочные украшения, но еще веселее – делать новые. Каждый год клеились маленькие корзиночки. В каждую корзиночку клалась конфета. И до чего же вкусны оказывались потом эти конфеты с елки! Куда вкуснее свежих, из магазина! (По Г. Скребицкому)

 -Каким настроением проникнут текст?

-Какие слова и выражения в прозвучавшем тексте привлекли ваше внимание? Почему?

II. Сбор материалов к сочинению.

  -Так  как символом зимних праздников часто становится новогоднее дерево, которое мы, независимо от того сосна это или ель, называем «елкой», то и мы свою работу начнем со словосочетания новогодняя елка.

- Запишите на листочках это словосочетание, а ниже в левый столбик – слова, сходные с ним по смыслу или те , которые рождаются по ассоциации, а в правый столбик – слова, которые либо имеют одно окончание со словом елка, либо получаются из данного заменой какой-нибудь  буквы или слога, либо составлены из букв слова елка.

 

 Примерная запись в черновиках ребят:

Новогодняя елка

           праздник        полка

           веселье        колко

           подарки        звонко

           восхищение        гонка

           сказочные        семерка

           добрые        иголка

           свечи        полька

           запах мандаринов

 бенгальские огни

 мороз

 красота

 бой курантов

 счастье

        -У К. Г. Паустовского в повести «Мещерская сторона» есть удивительные строки :  « …ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом .  По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую листву, и всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки».

- Попробуйте красками изобразить это ощущение человека «внутри зажженной елки», или настроение самой новогодней елки, или собственные впечатления от праздников.

-А теперь ниже рисунка несколькими словами, словосочетаниями или предложениями прокомментируйте свой рисунок.

(Ребята рисуют под музыку 2-3 минуты. После словесного комментария их работы размещаются на одной половине стенда «Новогодняя елка».)

III. Работа над описанием как типом речи.

   -Вот и мы попытаемся вновь окунуться в «этот  мир  «из серебра», мир чудес и сказок, и рассказать о нем. Вам предстоит описывать предмет (елку, елочные игрушки) и интерьер (празднично оформленное помещение). Вспомним последовательность работы над описанием.

Схема работы над описанием.

1.Охарактеризуйте общий вид предмета. (тема описания)

2. Назовите наиболее характерные признаки, найдите точные слова для их обозначения.

3. Определите цель описания, подумайте над идеей.

4. Расположите описание признаков, как того требуют тема и идея.

5. Придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите из них лучшее.

   - Так для чего вводится в текст описание предмета?  Интерьера?  (Чтобы передать мысли, чувства, настроение автора, его отношение к описываемому предмету, помещению, раскрыть характер хозяина вещей.)

IV. Конкурс на лучшее заглавие будущего сочинения (по рядам).

    -Если бы вам в многостраничной газете нужно было выбрать одну статью для чтения, по какому принципу   вы  бы проводили отбор? (По заголовку – интересному, необычному, интригующему.) Придумайте заглавия для своих работ.

   Учащимися были предложены следующие варианты заглавий:

   1-й ряд (игрушка): «В стране елочных украшений»; «Не скучно ли новогодним игрушкам?»; «Обезьяна на …елке»; «Что растет на елке?» (С.Я. Маршак); «Музыка елочных игрушек».

   2-й ряд (ель): «Ель-красавица»; «Дерево из сказки»; «Царица новогоднего бала»; «Нарядная гостья»; «Новогодний посол».

  3-й ряд (интерьер): «На балу у новогодней  елки»; «Готовимся к празднику»; «Преображенная комната»; «Вместе со свечами»; «В гостях у колючей принцессы».

V. Лексическая работа.

     -Чтобы ваше произведение могло заинтересовать читателей не только заглавием, но и своим содержанием, постарайтесь избежать речевых ошибок и недочетов и сделать ваше сочинение ярким, образным, красивым.

    Исправление  речевых ошибок в тексте, записанном на обратной стороне крыла доски:

     На всех стенах класса висят гирлянды из цветной бумаги, снежинки и другие украшения. Над доской висит яркий плакат «С Новым годом!»

     Между окнами висят веселые рисунки. На окнах тоже рисунки, нарисованные яркими красками.

-Найдите речевые ошибки. Отредактируйте данный текст.

-Что помогает нам избежать повторов? (Синонимы). Подберите синонимы к словам (по рядам) стоять, блестеть, нравиться.

- Вспомните, что такое тропы, какую роль они играют в речи. Приведите примеры.

-Какие слова помогают выразить ваши чувства, оценки? Эмоционально-оценочная лексика: радость, веселый, восхищаться, интересно.)

VI. Смена эмоционального настроя на резко противоположный.

 -Но жизнь наша - это не сплошной праздник. Есть в ней и другие по настроению минуты.

-Послушайте рассказ Т. Тэсс «Голубая ель» (На фоне музыки - чтение учителя.)

    Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая  серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

   Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса, чтобы она чувствовала себя как дома.

   Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

  И вот однажды , перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом…

  На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник  подлецу,  который под Новый год срубил эту елку».

   Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

   Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

   Анализ текста. Определение его темы, идеи, средств осуществления главной мысли.

-Какими чувствами проникнут этот рассказ?

-Какие художественно-изобразительные средства использует автор для передачи своего настроения, отношения к предмету повествования?

-Как по-другому можно было бы озаглавить текст?

-Сколько же их, безвинно загубленных ради нескольких дней  праздничного блеска, новогодних елей и сосен! Их обнаженные , а иногда и обугленные ветви-руки взывают к нашей совести, заставляют стыдливо отводить глаза, обходить посленовогодние  кладбища бывших сиятельных красавиц.

-Попробуйте почувствовать себя выброшенной елкой, посмотрите на мир и людей ее «глазами», отразите свои чувства красками и прокомментируйте несколькими словами.

 (Ребята рисуют под музыку 2-3 минуты. После словесного комментария их работы размещаются на другой половине стенда «Новогодняя елка».)

   -Послушайте еще один рассказ. Подумайте, почему он прозвучит на сегодняшнем уроке? (Возможна инсценировка, подготовленная заранее учащимися.)

Солнце с белыми лучами.

     Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:

  -Мама, мы нашли странный цветок!

 -Он растет за домом, около клена с красными листьями.

  -Мы не знаем его названия. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

   И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду.

  -Значит, не ты посадила этот цветок?- сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца.

   Когда  отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал  открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

  Он сказал:

 -Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

   Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, а семечко занесло на Землю потоком космических  частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

   И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам.

   Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение , и дети заметили на глазах у бабушки слезы.

-Это ромашка,- тихо сказала бабушка.

-Ро-маш-ка,- по складам повторили дети.- Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии?

 -Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнышко с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше и меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

 -Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:

  -Срывали просто так.

  Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза ее стали сухими:

  -Мы виноваты перед вами , дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин. (По Ю.Яковлеву).

VII. Работа по определению жанра будущего сочинения.

-Что объединяет прозвучавшие тексты? (Мысль о необходимости беречь все живое на земле.)

-В каких жанрах они написаны? (Рассказ и фантастический рассказ.)

-Что такое фантастика? (Вымысел.)

  - А какой еще жанр художественных произведений основывается на вымысле, рассказе о необычных событиях? (Сказка.)

  -Можно ли сказать, что фантастический рассказ и сказка – одно и то же? (Нет.)

-Давайте вспомним, каковы же признаки сказки, рассказа как видов художественных произведений.

VIII. Подведение итогов урока.

  - Предыдущей работой на уроке мы ответили на вопросы, что мы будем делать (описывать по личным впечатлениям предмет – новогоднюю елку или новогодний интерьер), зачем мы станем это делать (чтобы передать свои мысли, чувства), как мы будем писать  (в жанре рассказа, сказки, фантастического рассказа). В своем сочинении вы можете использовать материалы, находки и открытия  этого урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Подготовка к сочинению "Описание предмета". 5 класс.

Данная презентация помогает подготовиться учащимся к сочинению "Описание предмета", познакомив их с таким видом декоративно-прикладного искусства, как работа с берестой, с творчеством известного ...

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

Содержит материалы, с помощью которых ребята учатся передавать красоту окружающего мира, расширять словарный запас...

«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ  ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ...