пояснительная записка к программе по русскому языку в 5 классе, ФГОС
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Окостко Ирина Ивановна

1) Пояснительная записка к программе содержит место предмета в учебном плане, достижение планируемых результатов, требования к уровню подготовки учащихся, формирование УУД

2) Тематическое планирование по русскому языку по программе С.И.Львовой, 5 класс

3) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

 

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа сформирована на основании следующих документов:

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;

Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГО, 2011 г.,сайт: http://standart.edu.ru);

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

Приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».

Примерная программа по русскому языку для основной школы 2010 год

Авторская программа по русскому языку для 5 – 11 классов С.И. Львовой.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

 

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют

    универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

Русский язык —

это родной язык русского народа,

государственный язык Российской Федерации;

средство межнационального общения, консолидации и единения народов России;

основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Русский (родной) язык является

основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности;

средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык

неразрывно связан со всеми школьными предметами,

влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Цели изучения русского (родного) языка в школе

1.

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

 осознание эстетической ценности родного языка;

2

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

 овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;

    проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

3.

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

обогащение активного и потенциального словарного запаса;

расширение объема используемых в речи грамматических средств;

совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание курса русского (родного) языка в школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической  (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Языковая и лингвистическая (языковедческая)компетенции

   формируются на основе

овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

освоения основных норм русского литературного языка;

обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;  

 формирования  способности  к  анализу   и   оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;

умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция  предполагает

осознание родного языка как формы выражения национальной культуры,

понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,

освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;

способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Коммуникативная компетенция предполагает

овладение

видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфеpax и ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность проявляется

в умении

определять цели коммуникации,

 оценивать речевую ситуацию,

учитывать намерения и способы коммуникации партнера,

выбирать адекватные стратегии коммуникации,  

 быть   готовым   к   осмысленному   изменению собственного речевого поведения.

Формирование универсальных учебных действий.

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать

Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия

Коммуникативные :

владение всеми видами речевой деятельности,

построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

адекватное восприятие устной и письменной речи;

точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.).

Познавательные :

формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;

осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;

определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.).

Регулятивные:

 постановка и адекватное формулирование  цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;

осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Ученик 5 класса научится:

 подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

 соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

 правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

 осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

 выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

 соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

     

   Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности   и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных  способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

    Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в  различных образовательных учреждениях.

Учебно-методические комплекты по русскому языку под редакцией С.Львовой полностью соответствуют требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта  (ФГСО)  и реализуют его основные идеи:

Утверждение личностно ориентированной   парадигмы образования в целом

Ориентация на планируемые результаты обучения

Усиление метапредметной образовательной функции

родного языка в учебно-воспитательном процессе

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании

Формирование функциональной грамотности как способности

максимально быстро адаптироваться  во внешней среде и

активно в ней функционировать

Реализация компетентностного подхода в обучении:

формирование коммуникативной, языковой, лингвистической

(языковедческой) и культуроведческой компетенций

 

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ  УЧЕБНОГО  КУРСА.

Лингвистика – наука о языке 2 ч

Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка и речи.

Фонетика – 5 ч

Звук – основная единица фонетики. Фонетическая транскрипция. Словесное и логическое ударение.

Орфоэпия – 3 ч

Особенности произношения гласных и безударных. Изменения звуков в речевом потоке. Словарь.

Графика- 5 ч

Алфавит и его происхождение. Обозначение звуков с помощью букв.

Морфемика – 6 ч

Значимые части слова. Морфемный разбор. Чередование  гласных и согласных в морфемах.

Этимология.

Лексикология – 5 ч

Основные способы объяснения лексического значения. Группы слов. Толковые словари.

Орфография – 12 ч

Орфограммы и их виды. Орфограммы в различных морфемах.

Морфология – 4 ч

Самостоятельные и служебные части речи.

Культура речи – 2 ч

Нормы, связанные с различными областями языка.

Синтаксис и пунктуация – 30 ч

Основные единицы синтаксиса. Словосочетания. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения и его виды. Основные группы пунктуационных правил.

Текстоведение – 9 ч

Текст и его признаки. Основная мысль текста. Строение текста и развитие основной мысли. Типы текста.

Словообразование – 13 ч

Основные способы словообразования. Слообразующие морфемы.

Лексикология – 14 ч

Лексическое богатство языка. Группы лексики.

Имя существительное – 15 ч

Имя существительное как часть речи. Словообразование существительных. Склонение, род, падеж, число существительных. Синтаксическая роль существительных.

Имя прилагательное – 15ч

Имя прилагательное как часть речи. Словообразование прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Формы прилагательных. Склонение прилагательных.

Глагол – 22 ч

Глагол как часть речи. Словообразование глагола. Изменения глагола, вид, спряжение, наклонение глагола.

Повторение изученного- 14ч

Система оценивания учебных достижений, планируемых результатов.

Предметные (баллы ставятся со второй четверти, использования шкалы самооценки)

Оценка устных ответов учащихся ( со второй четверти)

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок,  5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Проектная деятельность (дети, увлечённые изучением предмета, в течение года работают над созданием проекта)

Накопительная оценка (характеристика в конце учебного года)

Виды контроля.

Стартовый контроль. Сентябрь

Промежуточный контроль. Декабрь.

Итоговый контроль. Апрель.

В конце года строится диаграмма успешности.

Материально-техническое обеспечение курса:

Библиотечный фонд.

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 5 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009

Роговик Т.Н. Русский язык. 5 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации / Т.Н. Роговик. –М.: «Экзамен», 2004

Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.

Уроки русского языка. Пособие для учителя. 5 класс./И.П.Васильевых; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2011.

           

Печатные пособия

 Таблицы, схемы

Раздаточный материал

Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, композиторов и др.).

Технические средства

Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты).

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Видеофильмы, аудиозаписи.



Предварительный просмотр:

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

 

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа сформирована на основании следующих документов:

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;

Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГО, 2011 г.,сайт: http://standart.edu.ru);

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

Приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».

Примерная программа по русскому языку для основной школы 2010 год

Авторская программа по русскому языку для 5 – 11 классов С.И. Львовой.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

 

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют

    универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

Русский язык —

это родной язык русского народа,

государственный язык Российской Федерации;

средство межнационального общения, консолидации и единения народов России;

основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Русский (родной) язык является

основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности;

средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык

неразрывно связан со всеми школьными предметами,

влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Цели изучения русского (родного) языка в школе

1.

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

 осознание эстетической ценности родного языка;

2

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

 овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;

    проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

3.

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

обогащение активного и потенциального словарного запаса;

расширение объема используемых в речи грамматических средств;

совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание курса русского (родного) языка в школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической  (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Языковая и лингвистическая (языковедческая)компетенции

   формируются на основе

овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

освоения основных норм русского литературного языка;

обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;  

 формирования  способности  к  анализу   и   оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;

умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция  предполагает

осознание родного языка как формы выражения национальной культуры,

понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,

освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;

способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Коммуникативная компетенция предполагает

овладение

видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфеpax и ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность проявляется

в умении

определять цели коммуникации,

 оценивать речевую ситуацию,

учитывать намерения и способы коммуникации партнера,

выбирать адекватные стратегии коммуникации,  

 быть   готовым   к   осмысленному   изменению собственного речевого поведения.

Формирование универсальных учебных действий.

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать

Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия

Коммуникативные :

владение всеми видами речевой деятельности,

построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

адекватное восприятие устной и письменной речи;

точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.).

Познавательные :

формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;

осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;

определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.).

Регулятивные:

 постановка и адекватное формулирование  цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;

осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Ученик 5 класса научится:

 подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

 соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

 правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

 осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

 выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

 соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

     

   Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности   и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных  способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

    Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в  различных образовательных учреждениях.

Учебно-методические комплекты по русскому языку под редакцией С.Львовой полностью соответствуют требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта  (ФГСО)  и реализуют его основные идеи:

Утверждение личностно ориентированной   парадигмы образования в целом

Ориентация на планируемые результаты обучения

Усиление метапредметной образовательной функции

родного языка в учебно-воспитательном процессе

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании

Формирование функциональной грамотности как способности

максимально быстро адаптироваться  во внешней среде и

активно в ней функционировать

Реализация компетентностного подхода в обучении:

формирование коммуникативной, языковой, лингвистической

(языковедческой) и культуроведческой компетенций

 

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ  УЧЕБНОГО  КУРСА.

Лингвистика – наука о языке 2 ч

Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка и речи.

Фонетика – 5 ч

Звук – основная единица фонетики. Фонетическая транскрипция. Словесное и логическое ударение.

Орфоэпия – 3 ч

Особенности произношения гласных и безударных. Изменения звуков в речевом потоке. Словарь.

Графика- 5 ч

Алфавит и его происхождение. Обозначение звуков с помощью букв.

Морфемика – 6 ч

Значимые части слова. Морфемный разбор. Чередование  гласных и согласных в морфемах.

Этимология.

Лексикология – 5 ч

Основные способы объяснения лексического значения. Группы слов. Толковые словари.

Орфография – 12 ч

Орфограммы и их виды. Орфограммы в различных морфемах.

Морфология – 4 ч

Самостоятельные и служебные части речи.

Культура речи – 2 ч

Нормы, связанные с различными областями языка.

Синтаксис и пунктуация – 30 ч

Основные единицы синтаксиса. Словосочетания. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения и его виды. Основные группы пунктуационных правил.

Текстоведение – 9 ч

Текст и его признаки. Основная мысль текста. Строение текста и развитие основной мысли. Типы текста.

Словообразование – 13 ч

Основные способы словообразования. Слообразующие морфемы.

Лексикология – 14 ч

Лексическое богатство языка. Группы лексики.

Имя существительное – 15 ч

Имя существительное как часть речи. Словообразование существительных. Склонение, род, падеж, число существительных. Синтаксическая роль существительных.

Имя прилагательное – 15ч

Имя прилагательное как часть речи. Словообразование прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Формы прилагательных. Склонение прилагательных.

Глагол – 22 ч

Глагол как часть речи. Словообразование глагола. Изменения глагола, вид, спряжение, наклонение глагола.

Повторение изученного- 14ч

Система оценивания учебных достижений, планируемых результатов.

Предметные (баллы ставятся со второй четверти, использования шкалы самооценки)

Оценка устных ответов учащихся ( со второй четверти)

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок,  5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Проектная деятельность (дети, увлечённые изучением предмета, в течение года работают над созданием проекта)

Накопительная оценка (характеристика в конце учебного года)

Виды контроля.

Стартовый контроль. Сентябрь

Промежуточный контроль. Декабрь.

Итоговый контроль. Апрель.

В конце года строится диаграмма успешности.

Материально-техническое обеспечение курса:

Библиотечный фонд.

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 5 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009

Роговик Т.Н. Русский язык. 5 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации / Т.Н. Роговик. –М.: «Экзамен», 2004

Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.

Уроки русского языка. Пособие для учителя. 5 класс./И.П.Васильевых; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2011.

           

Печатные пособия

 Таблицы, схемы

Раздаточный материал

Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, композиторов и др.).

Технические средства

Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты).

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Видеофильмы, аудиозаписи.



Предварительный просмотр:

Раздел

Кол-во часов

Дата

Тема

Цели и задачи раздела

Особенности организации учебного процесса

Требования к уровню подготовки учащихся

( Знать      уметь)

Способы отслеживания результатов обучения

Введе

ние

1.Линвистика – наука о языке

Познакомить уч-ся с учебником, его содержанием, структурой. Сформировать общее представление о круге изучаемых лингвистикой вопросов и её разделах.

Групповая работа

Знать основные разделы лингвистики, единицы языка, учиться извлекать информацию из разных источников.

Понимать содержание научно-учебного текста.

Устное высказывание на тему: «Зачем нужно изучать лингвистику в школе?»

Фонетика

5 ч

2.Гласные и согласные звуки.

3.Фонетическая транскрипция.

4.Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

5.Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте.

6.Слог. Ударение.

Получение знаний о фонетике как разделе лингвистики, её основных единицах; формирование представлений о речевом аппарате человека; обучение фонетическому анализу слова. Знакомство со звукописью как выразительным средством речи.

Коллективная, групповая, индивидуальная

Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику. Использовать элементы транскрипции, правильно произносить гласные и согласные звуки, работать с орфоэпическим словарём; точно использовать термины.

Орфографический минимум стр 18

Письмо по памяти стр 16

Сочинение-миниатюра стр 18

Орфо

эпия

3 ч

7.Произношение гласных звуков.

8.Произношение согласных звуков

9.Повторение и обобщение материала разделов.

Освоение знаний об орфоэпии, знакомство с правилами произношения гласных и согласных звуков; знакомство с орфоэпическим словарём, предупреждение орфоэпических ошибок.

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Презентации

Знать  орфоэпические нормы слов; уметь адекватно понимать информацию, пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарями; различать понятия орфография, орфоэпия. 

Орфографический минимум стр 24

Изложение-миниатюра(60)

Сочинение-миниатюра(62)

Тест

Графи

ка

5 ч

10.Алфавит и его использование.

11.Звуки и буквы.

12-13.Обозначение звуков с помощью букв Е,Ё,Ю,Я.

14.Контрольная работа №1

Показать роль письменности в истории человечества для передачи информации; дать сведения из истории письма; помочь осмыслить различия между звуками и буквами; контроль знаний учащихся.

Коллективная, индивидуальная. Презентации.              

« Фраза»

Правильно произносить буквы алфавита, использовать алфавит в практической деятельности, производить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Письмо по память(65)

Сочинение-миниатюра «Для чего нужно знать русский алфавит»

Орфографический минимум(89)

Тестовая работа

Проверочная работа № 1

Морфе

мика

6 ч

15.Морфема – значимая часть слова.

16.Словообразующие морфемы. Выразительные возможности морфем.

17.Морфемная модель слова.

18.Корень слова.

19-20.Чередование гласных и согласных в морфемах.

Формировать представление о морфеме как мельчайшей значимой части слова, дать информацию о строении слова, познакомить с морфемным разбором слова, познакомить с поморфемным приёмом записи  слова, дать понятие о чередовании гласных и согласных в морфемах.  

Коллективная, индивидуальная, использование презентаций

Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; производить морфемный разбор слова, применять поморфемную запись, пользоваться различными словарями, понимать значение суффиксов в выражении оценки в художественной речи.

Словарный диктант

Сочинение-миниатюра

Устное высказывание об основных видах чередования (121)

Работа с эпиграфом

Лекси

коло

гия

5 ч

21.Способы объяснения лексического значения слова.

22-23.Тематические группы слов.

24.Подготовка к сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка»

Расширить сведения о лексике русского языка, познакомить уч-ся с лексическим значением слова, основными способами объяснения лексического значения; с назначением, структурой, содержанием словарной статьи.

Коллективная, парная, индивидуальная, использование презентаций, учебной программы            « Фраза»

Объяснять лексическое значение слова разными способами, уметь пользоваться различными словарями для выбора наиболее точного слова, уместно использовать слова-синонимы с учётом их стилистической окрашенности

Устный опрос

Орфографический минимум (178)

Сочинение (175)

Тест

Орфо

графия

14ч  

25.Разделы русской орфографии. Орфография как раздел лингвистики.

26.Правописание морфем.

27.Правописание И,У,А после шипящих. Правописание сочетаний ЧН, ЧК, НЧ, ЩН, НЩ,РЩ.

28-31.Правописание

  корней.

32-33.Правописание

  окончаний.

34-36.Правописание слов с   Ь и Ъ.

37.Слитные, дефисные и раздельные написания.

38.Повторение и обобщение по разделу «Орфография»

39.Контрольная работа №2.

Дать представление об орфографии как системе правил правописания, включающей несколько разделов, о роли грамотного письма в процессе общения, познакомить с разделами русской орфографии и системой орфографических правил.

Повторить и обобщить сведения о правописании гласных и согласных в корне, окончаниях, повторить сведения об использовании Ъ и Ь, условиями слитного и раздельного написания слов.

Сформировать представление об основном законе русской орфографии

Коллективная, парная, индивидуальная

Соблюдать основные правила орфографии, соблюдать основной принцип написания морфем, опознавать орфограммы, группировать слова по видам орфограмм, объяснять правописания анализируемых слов, графически обозначать орфограммы, использовать орфографический словарь для самоконтроля и при возникновении трудностей написания слов, самостоятельно подбирать слова на изученное правило.

Письмо по памяти 9201)

Сочинение-миниатюра «Зачем нужна орфография»

Изложение-миниатюра

Проверочная работа № 2

Морфо

логия

4 ч

40-42.Части речи в русском  языке. Морфология как раздел лингвистики.

43.Образование форм слова с помощью окончания.

Познакомить уч-ся с морфологией как разделом грамматики, объектом её изучения, классификацией частей речи, научить распознавать части речи по морфологическим признакам, углубить сведения о формообразовании в русском языке.

Коллективная, парная, индивидуальная, использование презентаций, учебной программы            « Фраза»

Распознавать части речи с учётом различных признаков слов: общего грамматического значения, типичных суффиксов и окончаний, морфологических признаков, синтаксической роли.

Карточки

Устный опрос

Орфографический минимум (300)

Диктант по памяти (274)

Сочинение-миниатюра (271)

Культура

речи

2 ч

44.Соблюдение норм современного русского литературного языка.

45.Употребление в речи этикетных слов. Понятие о речевой ситуации.

Дать представление о языковых нормах как правилах использования в речи языковых средств, отрабатывать умения исправлять и предупреждать их нарушения, формировать представление об основных требованиях к речи.

Групповая, индивидуальная

Использовать в речи различные речевые формулы, уметь оценивать свою речь с точки зрения соответствия с её нормами речевого этикета осуществлять выбор и организацию языковых средств, соблюдать основные правила орфографии

Орфографический минимум (320)

Устный опрос

Сочинение-миниатюра(307)

Изложение на лингвистическую тему «Культура речи»

Синтаксис

и пунктуация

30ч    

46.Словосочетание как единица синтаксиса.

47.Синтаксис как раздел лингвистики.

48.Подготовка к сочинению по картине И.И.Фирсова «Юный живописец»

49.Предложение как единица синтаксиса.

Интонация предложения.

50-51.Главные члены предложения.

52-53.Второстепенные члены  предложения.

54. Сжатое изложение-миниатюра.

55-56.Виды предложения по цели высказывания.

57. Виды предложений по интонации.

58.Виды предложений по наличию второстепенных членов.

59-60.Виды предложений по количеству грамматических основ.

61-62.Предложение с однородными членами.

63-64.Предложения с обращениями.

65.Предложения с вводными словами.

66.Предложения со сравнительными оборотами.

67-68.Предложения с прямой речью.

69. Зачем нужны знаки препинания. Понятие о пунктуации.

 Знаки препинания в конце предложения.

70.Знаки препинания внутри простого предложения.

71-72.Знаки препинания между частями сложного предложения.

73.Знаки препинания в предложениях с прямой речью

74. Повторение и обобщение по разделам.

75.Контрольная работа №3.

Познакомить уч-ся с синтаксисом и пунктуацией как разделами лингвистики, основными единицами синтаксиса. Показать отличительные признаки словосочетания, его строение, виды по способу выражения главного слова, типичные модели, виды связи слов в словосочетании. Дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, видах сказуемого, показать способы выражения подлежащего и сказуемого.

Познакомить с видами предложений; условиями постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым, внутри и в конце простого предложения. Формировать представление о структурных и интонационных различиях ПП и СП; тренировать в умении проводить пунктуационный анализ сложных предложений. Формировать представление об обращении, вводных словах, их интонационных особенностях, сравнительном обороте и его выразительных возможностях.

Помочь осмыслить роль пунктуационных знаков в письменной речи. Повторить знания о постановке знаков препинания в предложении с прямой речью.

Осмыслить понятия прямая речь, слова автора.

Коллективная, парная, индивидуальная, использование презентаций, учебной программы            « Фраза»

Выделять словосочетания в предложении, распознавать и конструировать словосочетания изученных видов.

Различать виды предложений на основе их смыслового и грамматико-интонационного анализа.

Выделять грамматическую основу в простых и сложных предложениях; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; составлять схемы предложений.

Производить синтаксический разбор предложений. Интонационно правильно произносить предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами, правильно ставить знаки препинания.

Правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций.

Разбор словосочетаний

Проверочные работы по словосочетанию

Письмо по памяти (335,340,375)

Орфографический минимум(352,408,422,449,476)

Изложение(386, 505)

Сочинение «Если бы я был директором кондитерской фабрики»

Зачёт

Устное высказывание (486)

Сочинение по картине

Тестовые работы

по темам:  

«Словосочетание», «Сложное и простое предложение», «Синтаксис и пунктуация»

Проверочная работа № 3

Текстоведе

ние

9ч  

76. Понятие о тексте. Основные признаки текста.

77.Типы речи. Повествование. Описание.

78.Анализ текстов.

79.Рассуждение.

80.План текста.

81-82. Изложение текста с использованием разных типов речи.

83.Основные нормы построения текста.

84.Обобщение по разделу «Текстоведение»

Познакомить с текстоведением как разделом лингвистики. Повторить основные признаки текста, назначение плана. Углубление сведений о типах речи, повторение особенностей всех типов речи. Познакомить с основными нормами строения текста, языковых средствах и строении разных типов речи, требованиями к образцовому тексту. Совершенствовать умение составлять план, научить руководствоваться основными требованиями к содержанию текста.

Проводить смысловой анализ текста.

Определять тему, основную мысль текста, опознавать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи, находить типовые фрагменты, делить текст на абзацы, составлять план.

Исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении, создавать тексты разных типов речи, уместно употреблять соответствующие языковые средства.

Устные высказывание

«Лингвистика и её разделы», «Текст как единое целое»

Сочинение-миниатюра(552)

Изложение

Сочинение-миниатюра(569)

Слово

образование

13ч

85.Основные способы образования слов в русском языке.

86.Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.

87.Правописание букв О- А в корнях с чередованием

88.Буквы О-Ё  после шипящих в корнях слов.

89.Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

90.Словообразование имён существительных.

91.Слообразование имён прилагательных.

92.Слообразование глаголов.

93-94.Правописание приставок.

95-96.Образование слова и  его морфемное строение.

97.Контрольная работа №4.

Познакомить уч-ся с основными разделами систематического курса лингвистики. Дать представление о словообразовании как одном из источников пополнения словарного запаса русского языка. Познакомить с основными способами словообразования, показать взаимосвязь морфемики и словообразования. Формировать представление о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке. Познакомить с правописанием морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, назначением и структурой словообразовательного словаря; типичными способами образования частей речи.

 

Коллективная, парная, индивидуальная, использование презентаций, учебной программы            « Фраза»

Уметь определять способ словообразования, выделять исходные морфемы; применять правила для написания чередующихся гласных в корне, приставок, О-Ё после шипящих, разбирать слова по составу, пользоваться словарём значения морфем и словарём поморфемного строения.

Сочинение по картине «Золотая осень»

Орфографический минимум (641)

Тестовая работа

Устное высказывание по тезисному плану

Письмо по памяти (621)

Самостоятельная работа

Карточки

Проверочная работа № 4

Лекси

коло

гия

и

фразеология

14ч

98.Слова однозначные и многозначные. Лексикология как раздел лингвистики.

99.Переносное значение слова.

 Роль тропов в художественном тексте.

100.Синонимы. Антонимы. Омонимы.

101.Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей.

102.Работа с текстом.

Анализ текста.

103.Исконно русские и заимствованные слова.

104.Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов.

105-106.Написание букв И – Ы после Ц.

107-108.Лексика ограниченного употребления.

109.Устаревшие слова.

110.Фразеология.

111.Контрольная работа №5 (зачёт по разделу «Лексика и фразеология»)

Формировать общее представление о лексической системе русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов; с точки зрения семантической группировки слов. Повторить сведения о синонимах, антонимах, омонимах. Познакомить с различными видами тропов, основанных на употреблении слова в переносном значении.

Дать характеристику

лексической системы языка с точки зрения происхождения слов, представление о фонетических особенностях иноязычных слов. Тренировать умение работать  с разными видами словарей.

Познакомить с использованием слов в разных стилях речи; фразеологизмами, их языковыми особенностями.

Коллективная, индивидуальная, использование презентаций

Использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слов.

Подбирать синонимы, антонимы к слову, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики.

Правильно произносить заимствованные слова,

включённые в орфоэпический минимум.

Уместно использовать в речи лексику ограниченного употребления, правильно употреблять термины.

Толковать фразеологизмы и уместно использовать в речи.

Производить лексический разбор слова.

Устное высказывание по схеме «Деление лексики на группы»

Лексический разбор

Сочинение-миниатюра «Летний вечер»(659)

Орфографический минимум (703, 723)

Зачёт

Проверочная работа № 5

Морфология

Имя существительное

17ч

112.Слово как часть речи. Морфология как раздел лингвистики.

113.Общее значение имён существительных и их употребление в речи.

114.Правописание суффиксов –ЧИК- и –ЩИК-

115.Правописание суффиксов –ИК- , -ЕК-.

116.Постоянные морфологические признаки имён существительных. Собственные и нарицательные.

117.Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

118. Род имён существительных.

119.Склонение имён существительных.

120-121.Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.

122.Непостоянные морфологические признаки существительных.

123-124.Безударные окончания

–Е- и –И-

в именах существительных.

125.Имя существительное как член предложения.

Синтаксическая роль имён существительных.

 126. Правильное употребление имён существительных.

127.Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

128.Контрольная работа №6.

Познакомить уч-ся с принципами классификации частей речи; с постоянными и непостоянными признаками имени сущ-ого; основными способами словообразования; правописанием суффиксов имён cущ-ых,  условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами сущ-ыми.

 Формирование навыка использования правильного способа определения падежного окончания сущ-ых.

Познакомить с грамматическими различиями одушевлённых и неодушевлённых сущ-ых; с именами сущ-ми собственными и нарицательными, дать некоторые сведения из истории русских фамилий; повторить склонение имён сущ-ых род, число.

Познакомить с морфологическим разбором имени сущ-ого, синтаксической ролью, культурой речи: употребление имён сущ-ых в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Коллективная, парная, индивидуальная, использование презентаций, учебной программы            « Фраза»

Распознавание имён существительных на основе общего значения и грамматических признаков.

Распознавание и написание типичных суффиксов имён существительных, уместное употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, узнавание приёма олицетворения в художественных текстах.

Употреблять прописную букву при написании собственных имён существительных, правильное произношение отчеств и несклоняемых существительных.

Уметь определять род, тип склонения по окончанию и суффиксу, употреблять имена существительные в соответствии с основными орфоэпическими нормами.

Сочинение-миниатюра (807)

Орфографический минимум (817)

Устное высказывание по схеме, «Слово как часть речи»

Самостоятельная работа

Карточки

Тест

Проверочная работа № 6

Имя прила

гатель

ное

15ч

129.Общее  значение имён прилагательных и их употребление в речи.

 130.Роль прилагательных в научном и художественном описании.

131.Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»

132.Качественные прилагательные.

133.Относительные прилагательные.

134.Притяжательные прилагательные.

135.Непостоянные морфологические признаки имён прилагательных.

136.Степени сравнения имён прилагательных

137-138.Полные и краткие

  имена прилагательные.

139.Склонение имён прилагательных.

140. Правописание безударных окончаний

имён прилагательных.

141. Имя прилагательное как член предложения.

Культура речи.

142.Правильное употребление   имён прилагательных.

143.Контрольная работа №7.

Познакомить уч-ся с именем прилагательным, его общим грамматическим значением,  с постоянными и непостоянными морфологическими признаками имени прилагательного, синтаксической ролью; ролью в речевом высказывании; основными способами словообразования, типичными суффиксами прилагательных разных разрядов.

Познакомить уч-ся со степенями сравнения, их образованием, краткими и полными прилагательными, особенностями их значения, ролью в предложении; с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Коллективная, индивидуальная, использование презентаций

Распознавать имена прилагательные на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний.

Уметь работать с учебным словарём эпитетов, подбирать прилагательные-синонимы с учётом стилистической характеристики текста; распознавать прилагательные в прямом или переносном значении, устанавливать разряд, определять способ словообразования.

Уметь правильно образовывать, произносить, писать и употреблять имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Определять орфограммы, связанные с написанием имён прилагательных.

Производить морфологический разбор имён прилагательных.

Устный опрос

Орфографический минимум (891)

Сочинение по картине В.М.Васнецова

Тест

Устное высказывание по схеме «Образование степеней сравнения прилагательных»

Зачёт

Карточки

Проверочная работа № 7

Глагол

22ч

144.Общее значение глаголов. Употребление глаголов в речи.

145-146.Инфинитив.

147.Глаголы совершенного и несовершенного вида.

148.Использование суффиксов  -ИВА-(ЫВА), -ОВА-(ЕВА-).

149. Переходные и непереходные глаголы.

150. Возвратные и невозвратные глаголы.

151-152.Правописание корней   с чередующимися гласными Е-И.

153.Изменение глаголов по наклонениям.

154. Условное

  наклонение.

155.Повелительное

 наклонение глаголов.

156-157.Изъявительное

 наклонение глаголов.

158.Времена глагола.

159-160.Повторение и

   обобщение по теме

 «Непостоянные морфологические признаки глагола»

161.Контрольная работа №8 (зачёт по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола»)

162. Безличные глаголы.

 

163.Глагол как член предложения.

164.Культура речи.

165.Повторение по

 теме «Глагол»

166.Контрольная работа №9.

Разъяснить суть грамматического понятия действие, дать представление о тематических группах глагола и выразительных возможностях этой части речи. Познакомить с грамматическими особенностями инфинитива, дать представление об использовании этой формы в различных конструкциях.

Знакомство с некоторыми группами словообразовательных значений глаголов, видами глаголов и видовыми парами, использованием суффиксов –ИВА-(ЫВА), -ОВА-(ЕВА-) для образования глаголов несовершенного вида; переходными и непереходными глаголами.

Обобщить сведения об изменении глаголов и правописании личных окончаний.

Познакомить с условиями правописания корней с чередованием гласных, морфологическим разбором, правилами употребления в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Коллективная, парная, индивидуальная, использование презентаций, учебной программы            « Фраза»

Уметь распознавать глагол на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли, типичных суффиксов и окончаний, различать способ словообразования, уметь точно употреблять в речи, распознавать орфограммы, связанные с написанием глаголов.

Уместно использовать в речи интонационные и лексические средства передачи разных оттенков побуждения к действию, употреблять в различных стилях.

Производить морфологический разбор глагола, употреблять в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Орфографический минимум (910, 921, 1000)

Письмо по памяти(989)

Изложение-миниатюра «Слово – звезда»(923)

Устный опрос

Зачёт

Тесты

Самостоятельная работа

Проверочная работа № 8

Зачёт

Проверочная работа № 9

Повто

рение

по итогам года

14ч

167. Правописание морфем.

168-169. Орфограммы глагола.

 170-171 Простое осложнённое предложение. Сложные предложения

172-173.Анализ текста.   Библиотека.

174-175.Устное сочинение  на основе просмотренного фильма.  

Повторить изученные разделы лингвистики, закрепить полученные знания, совершенствовать полученные умения

Коллективная, индивидуальная, использование презентаций

Устное высказывание

 Рассказ об одном из разделов лингвистики по плану (1006)

Разборы

Анализ текста

Сочинение «Мой учебник»

Проверочная работа № 10



Предварительный просмотр:

Тема: Красота вокруг нас.

Цели урока: 1) создать атмосферу эмоционального раскрепощения детей;

                           2) создать для каждого ребёнка ситуацию успеха;

                           3) создать ситуацию, побуждающую детей активизировать свой словарный      

                                запас;

                           4) систематизировать знания по теме: «Лексика»;

                           5) развивать познавательный интерес;

                           6) воспитывать чувство прекрасного.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, фланелеграф.

Ход урока.

Введение в тему урока. ( Дети сидят группами)

Учитель читает стихотворение в сопровождении музыки и слайдов:

       

Что можно на свете красивым назвать?

Заснеженный город иль водную гладь?

Морскую волну или солнечный свет?

Прошу помогите и дайте ответ.

(Фланелеграф, изображающий ночное небо. У детей на столе звёздочки из цветной бумаги. Каждый ученик пишет на своей звёздочке слово, обозначающее для него красоту, выходит к доске, читает своё слово и прикрепляет звёздочку на небо)

- Итак, ребята, у нас непростая задача. А для её решения давайте ненадолго превратимся в волшебников и зажжем на этом небе новые звёзды-планеты. Возьмите звёздочку и напишите на ней слово, которое обозначает для вас красоту.

Вывод.

- Посмотрите, ребята, на нашем небосклоне оказалось много абсолютно разных звёзд. О чём это говорит? Правильно. Для каждого человека красота имеет разные проявления.

Работа в группах.

-И давайте попробуем убедиться в этом ещё раз. Посмотрите на эти изображения. Теперь наше следующее волшебное задание : 1 и 3 группы описывают водопад, а 2 и 4 – восход солнца. (6 минут ).

-При работе над сочинением какой тип речи вы будете использовать?

-На столах у вас лежат справочные материалы, где есть словарик синонимов, он поможет вам избежать неоправданнх повторов и подобрать точные художественные определения.

Проверка групповой работы.

– Какая группа желает выступить первой? (выступают парами)

Вывод.

-Одинаковые ли получились описания? Почему? Правильно. Мы опять пришли к выводу, что красоту все понимают по-разному.

-Какие средства выразительности использовали в сочинении? Для чего?

-Это слова в прямом или в переносном значении?

IV. Проблемное задание.

- Ребята, а теперь послушайте историю, которую рассказал Маленький Принц, житель другой планеты.

Однажды я посетил планету Земля и там  увидел девочку. Первое, что пришло на ум: она необычайно красива: белокурые волосы волнами падали на плечи, большие голубые глаза в окружении пышных чёрных ресниц смотрели на всё доверчиво и немного удивлённо. На губах – прелестная улыбка. Казалось, что незнакомка излучает свет, нет, не просто свет, а свет красоты. Мне даже стало немного не по себе оттого, что я такой обычный, даже, можно сказать, некрасивый, нахожусь рядом с нею.

Но, увы,  всё изменилось в долю секунды. К её ногам прижался маленький беззащитный котёнок. И тут же губы красавицы искривились в брезгливой гримасе, и девочка тонким визгливым голосом крикнула: «Брысь!», при этом пнув ногой несчастное животное.

Я мигом оказался рядом, подхватил котёнка и разочарованный пошёл прочь.

-Как вы думаете, что разочаровало Маленького Принца? Почему?

- Кто, по-вашему,  девочка или герой текста, оказались красивее?

- Как вы думаете, почему? (Красота внешняя не может быть настоящей без красоты душевной).

-А какой основной приём выразительности использовал автор текста, чтобы мы это поняли

V. Работа по развитию речи.

- А теперь проводим Маленького Принца на его планету и полюбуемся звёздным небом. Составьте предложения о звёздах.

VI. Релаксация.

-На  столах лежат звёздочки, но они просто белые, давайте раскрасим их в те цвета, которые передадут ваше настроение, и тоже прикрепим их на наш небосклон.(Уч-ся по мере выполнения работы выходят к доске и прикрепляют звёздочки)

-Какое красивое небо у вас получилось! Здесь только не хватает волшебных звёзд, которые я и зажгу сейчас. Правда они ещё маленькие, но уже ярко светят. (На экране появляются фотографии детей.)

VII. Итог занятия.

        - Вот и закончилось наше необычное мероприятие. Посмотрите, сколько звёзд вы зажгли сами. Это настоящее чудо. А чудеса, как известно, делают нашу жизнь по- настоящему красивой.

        

        2009 год                                    Окостко И.И.



Предварительный просмотр:

 Тема: «Ломоносовская реформа русского стихосложения,

её значение для эволюции поэтического языка».

Дидактическая игра «Заседание учёного совета по вопросам теории литературы»

(Окостко Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №5, г.Морозовска, Ростовской области

Идентификатор: 240-357-672)

Цель занятия:

раскрыть содержание реформы русского стихосложения, показать,  какую роль  сыграл М.В. Ломоносов в её создании.

Задача  занятия:

познакомить учащихся с «Письмом о правилах  Российского стихотворства» М.В. Ломоносова, показать  ценность этого трактата;

создать творческую атмосферу, в которой учащиеся могли бы свободно выражать собственное мнение и отстаивать его;

способствовать развитию познавательного интереса к   русской литературе, её становлению;

на примерах из жизни М.В. Ломоносова вызвать чувства патриотизма и гордости, желание понять своё предназначение в жизни, сделать что-то нужное людям, оставить добрый след на земле.

Форма проведения:

 дидактическая игра «Заседание учёного совета по вопросам теории литературы»

Оборудование:

карточки с теоретическим материалом по реформе русского      стихосложения, карточки для практической работы,  мультимедийная  презентация.

Обоснование.

Данное занятие интегрируется со следующими предметными областями: русским языком, историей, обществознанием, химией, физикой. Содержание   внеклассного мероприятия выходит за рамки образовательного стандарта и, следовательно, является дополнительным источником обогащения кругозора учащихся.  Теория сложна для самостоятельного поиска материала, поэтому требует помощи учителя.

Для проведения внеклассного занятия выбрана игровая форма, где подготовленные ученики сообщают теоретические сведения, для закрепления изученного – практическая работа в парах сменного состава, итог – дискуссия о значении реформы русского стихосложения М. В. Ломоносова для эволюции поэтического языка.

Такой вид работы, на мой взгляд, активизирует  интерес учащихся к великим людям нашей страны, к тем открытиям, которые они совершили, позволяет дать собственную оценку их трудам.

Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого. В центре внимания участников внеклассного мероприятия- передовые идеи ученого в области отечественной поэзии.

Ход урока

Введение в тему. Вступительное слово учителя.  

Все вы знаете, что в этом году наша наука отмечает 300-летие  великого сына России – М. В. Ломоносова. Его исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура высится у истоков новой русской художественной литературы. Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов.

Он поистине был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия - вот основные отрасли, в которых  работал гениальный учёный. И везде - он сказал своё слово, сделал много открытий. Ломоносов был гениальным сыном русского народа, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является реформа русского стихосложения, которую он провёл. И наше внеклассное мероприятие мы посвятим знакомству с «Письмом о правилах Российского стихотворства» М. В. Ломоносова, постараемся раскрыть содержание этой работы, её значение для эволюции поэтического языка.

А теперь  для эффективной и интересной работы создадим учёный совет, где обсудим вопросы теории литературы.

Заседание учёного совета по вопросам литературы.

Позвольте считать заседание учёного совета открытым.

На заседании обсудим следующие вопросы:

Силлабическая и силлабо-тоническая системы стихосложения.

В. К. Тредиаковский – первооткрыватель. Работа В. К. Тредиаковского 1735 г. «Краткий и новый способ к сложению стихов российских».

М. В. Ломоносов – систематизатор и реформатор. «Письмо о правилах Российского стихотворства».

- Переходим к слушаниям. Прежде чем мы с вами будем заслушивать выступления по второму и третьему вопросу, предлагаю вспомнить, что вы знаете о силлабической и силлабо-тонической системах стихосложения.

Выступает первый подготовленный ученик.

Сегодня мы говорим о реформе русского стихосложения, и хотелось бы отметить, что первооткрывателем, автором теоретического обоснования и первого опыта практического применения силлабо-тонического принципа стихосложения был В.К. Тредиаковский, именно он осуществил первый этап реформы.

Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В.К. Тредиаковский (1703 - 1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Новый и краткий способ сложения стихов Российских». В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль. Но Тредиаковский не сумел сделать из этого основного положения всех необходимых выводов.

2. Выступление по второму вопросу.

- По второму вопросу у нас представлено несколько докладчиков.

1)Развитие Ломоносовым теоретических выводов Тредиаковского.

Второй этап реформы русского стихосложения осуществил Михаил Васильевич Ломоносов.

Он оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их.

1)Наконец, последовательная отмена всех ограничений, наложенных Тредиаковским на применение силлабо-тонического принципа, привела Ломоносова к мысли о необходимости введения еще одного, отсутствующего у Тредиаковского, ритмического определителя стиха. Поскольку Тредиаковский работал только с длинным стихом, ему не было необходимым понятие размера. А Ломоносов, работавший и с короткими, и с длинными стихами, вплотную столкнулся с необходимостью определения стиха не только по типу ритма (ямб, хорей и т.д.), но и по длине. Так в его «Письме...» складывается понятие размера, хотя сам термин «размер» Ломоносов не употребляет, а только перечисляет существующие размеры, обозначая их греческими терминами гексаметр (шестистопный), пентаметр (пятистопный), тетраметр (четырехстопный), триметр (трехстопный) и диметр (двухстопный). Шесть типов стоп, каждый из которых может употребляться в пяти вариантах размерности, дают теоретическую возможность существования «тридцати родов» стихотворства. По сравнению с одним «родом» — семистопным хореем Тредиаковского, тридцать метрико-ритмических вариантов стихов у Ломоносова — это уже целая поэтическая система.

 3.Обобщение, выводы. Слово учителя.

Таким образом, поэтапное осуществление реформы русского стихосложения в конечном счете утвердило в русской поэзии силлабо-тонический принцип стихосложения, который максимально соответствует акцентологии русского языка и до сих пор является основополагающим принципом русского стихосложения. Тредиаковский в этой реформе является первооткрывателем, автором теоретического обоснования и первого опыта практического применения принципа, Ломоносов же — систематизатором, распространившим сферу его применения на всю без исключения стихотворную практику.

III. Практическая работа.

- « Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением, » - сказал М. В. Ломоносов. И, следуя словам великого мыслителя, я предлагаю вам выполнить небольшую практическую работу в парах по определению размера и ритма стихотворного произведения.  

(Слоговую схему вычерчивают на альбомных листах, при ответе лист прикрепляется к доске.)  После выполнения работы подумайте, какое из стихотворений более сложное для прочтения и почему?

Проверка. (Первое стихотворение-силлабическая система, тринадцатисложное, ударение на разных слогах; второе – силлабо-тоническая, двусложный размер -четырёхстопный  ямб)

- Так какое же значение, по-вашему, имела Ломоносовская реформа стихосложения для эволюции поэтического языка?

- Конечно, огромное значение имела эта  реформа. М.В. Ломоносов  действует как горячий патриот, твёрдо убеждённый, что Россия может иметь своё стихосложение, не уступающее «бодростью  и героическим звоном»  греческому, латинскому и западноевропейскому. Он  создаёт национальное стихосложение, свойственное строю русского языка, даёт начало новой поэзии XVIII в. и пути развития поэзии XIX в. Ломоносов из тяжеловесного речения превратил стих в повествование, возвышающее чувства и воображение.

IV. Подведение итогов урока.

- И в заключение нашего занятия мне хотелось бы  прочитать стихотворение С.И.Стромилова, посвящённое гениальному учёному.

В соседстве двух морей, на родине метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён;

Снегами полюса он встречен у купели

И пышным севера сиянья озарён.

Покинув дом отца, в стране чужой,  далёко,

как хлеба, он искал познаний и наук.

Он в тайны естества сошёл умом глубоко

И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

 

        

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС (по программе Т.А. Ладыженской)

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые...

Пояснительная записка к планированию по русскому языку 5 класс ФГОС

Пояснительная записка содержит необходимые по структуре материалы....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс. ФГОС.

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс ФГОС....

Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5-м классе по учебнику М.М.Разумовской, В.И.Капинос и др.

Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5 классе по учебнику  М.М.Разумовской, В.А.Капинос и др....

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 9 класс ФГОС (Т.А.Ладыженская)

В пояснительной записке указаны цели и задачи премета, УУД, место предмета в учебном плане, содержание....

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс ФГОС (Т.А.Ладыженская)

В пояснительной записке указаны основные цели и задачи изучения русского языка, дана общая характеристика программы, представлено содержание программы....