"Синтаксис и пунктуация" , "Культура речи" 10 класс.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Ерошина Ольга Анатольевна

Материалы для практических занятий и упражнения  для самостоятельеной работы по темам: "Синтаксис и пунктуация" , "Культура речи" для 10 класса. Предоставленные тексты и упражнения рекомендуются для самостоятельной работы на уроках русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ. Из опыта работы учителя русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksis_i_punktuaciya_kultura_rechi_10_klass.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

Сопроводительное письмо

        Предоставленные тексты и упражнения рекомендуются для самостоятельной работы на уроках русского языка в 10 классах при подготовке учащихся к ЕГЭ. Из опыта работы учителя русского языка и литературы Ерошиной О.А. ГБОУ СОШ №1271.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Текстоведение и основы пунктуации.

Синтаксис и пунктуация.

Упражнение. Прочитайте текст. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Обозначьте слитное или раздельное написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Началось все случайно. (2) С пустяка. (3) Когда в 1994 пришел новый мэр облик города стал сильно менят..ся: сносили и рест..врировали старые дома, строили новые торговые центры. (4) Я просто гуляла и фотографировала. (5) Часть снимков отправляла по электрон…ой почте друзьям давно эм…игрировавшим в США и Германию.

        (6) Когда один из друзей специально пр..ехал из_за океана для того чтобы взглянуть как изменился его родной район я поняла: здесь есть ком..ерческая идея. (7) И неплохая. (8) Если люди  готовы потратить на это тысячи дол..аров то почему_бы не_предл..жить им то_же самое но с доставкой на дом? (9) Теперь я продаю ност..льгию. (10) Недорого. (11) Но все получают от_этого свою прибыль.

Задания.

Каково словарное значение слова ностальгия? Правильно ли оно употреблено в этом тексте?

Сожаление о давно прошедших временах, идеализация их.

Тоска по родине.

Тоска о ком-то отсутствующем.

Скука, печаль.

Найдите примеры парцелляции в тексте. Зачем здесь используется этот прием выразительности?

Сформулируйте проблему, которую помогла решить эмигрантам героиня интервью.

Выпишите номер сложноподчиненного предложения с составным подчинительным союзом.

Отметьте номера сложных предложений, в которых есть бессоюзная связь.

Объясните выбор знака препинания между частями бессоюзного сложного предложения.

Упражнение. Расставьте пропущенные знаки препинания. Отметьте предложения с бессоюзной связью.

Я осмелился взглянуть на нее глаза ее смеялись.

От мороза побелели деревья лошади бороды казалось даже сам воздух трещал не_вынося холода.

Тут перед нами открылась картина довольно занимательная внизу в круглой долине лежала хорошенькая будто нарисова……ая  деревушка вся в садах и зелени а дальше виднелось ущелье с бегущей по нему пенящейся рекой.

Все замерло и ничего не шелохнулось ни ветка ни листок ни травинка.

Я прислушался в темноте ясно раздавался звук чьих-то легких торопливых шагов.

Повсюду около дома по саду и дальше по лугу потянулись длинные вечерние тени.

На набережной зажегся длинный ряд фонарей тусклых и каких-то бесцветных они уплывали вдаль бесконечной мутно_белой полосой.

Деревья стояли неподвижно опустив белые ветви зар..сли сирени с двух сторон балкон..ой лестницы пр..гнулись под снегом.

В зеленоватом небе ласково разг..рается з..ря вот солнце хвастливо развернуло над землей павлиний хвост лучей и само золотое всплыло вслед за ним.

 У него не было выбора направо начинались сплошные заросли колючего кустарника скрывающего овраг а налево поднималась каменистая голая стена почти отвесно уходящая ввысь.

 Отсюда с высотки было видно все и дома серыми кубиками теснящиеся вдоль оврага и темные нити дорог и желтые подушки стогов.

 Я отвернулся внезапно нахлынувшие слезы душили меня.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Упражнение. Прочитайте текст. Вставьте, где это нужно, пропущенные буквы, обозначьте слитное, раздельное или дефисное написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1) В России и...стари были такие люди у которых не_было н…_чего.   (2) Ни дома ни крова ни семьи ни дела. (З) Они не_будучи цыганами вели цыганский образ жизни. (4) Это стран..ые люди или стран..ики.

(5)Ходили они по просторной русской земле с места на место из края в край блуждали по подворьям заходили в м..настыри заглядывали в к..баки тянулись на ярм..рки. (б)Отдыхали и спали где попало. (7)Цель их странствований угадать было не_возможно и я убеждён что если каждого из них в отдельности спросить куда и за_чем он идёт он не_ответит потому_что не_знает. (8)Он над этим не_думал.

(9)Кажется что они чего_то ищут. (10)Кажется что в их душах живёт смутное предст...вление о не_ведомом каком_то крае где жизнь праведнее и лучше. (11)Может быть они от чего_нибудь бегут но если бегут то конечно от особенной не_понятной не_выразимой иногда бе...причин...ой русской тоски.

(По Ф.И. Шаляпину.)

Задания.

Какие средства выразительности речи используются автором в предложениях 1-2?

Какие средства выразительности речи используются автором в предложениях 5-6?

Какие средства выразительности речи используются автором в предложениях 9-10? 

Определите тип речи первых двух абзацев текста.

Определите тип речи последнего абзаца текста.

Сформулируйте проблему текста.

Сформулируйте авторскую позицию.

Выпишите из текста все вводные конструкции.

Какая характеристика соответствует предложению 10?

Сложноподчиненное предложение, состоящее из двух частей, одна из которых осложнена вводным словом.

Сложноподчиненное предложение, состоящее из трех частей, связанных между собой последовательно.

Сложноподчиненное предложение, состоящее из трех частей, одна из которых представляет собой придаточное обстоятельственное.

Сложноподчиненное предложение, состоящее из двух частей, одна из которых представляет собой придаточное определительное.

Культура речи

Упражнение. Выберите вариант без грамматической ошибки.

1). Здесь научат детей разбираться и любить живопись, литературу, музыку - одним словом, искусство.

2). Великолепный пейзаж Шишкина, написанного в той же манере, - настоящее украшение выставки.

3). Станковая живопись в это время является преобладающим видом изобразительного искусства.

4). Этот конкурс всего лишь игра, но к которой отнеслись всерьёз и способна развить природные данные.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Упражнение. Прочитайте текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, обозначьте слитное, раздельное или дефисное написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Для древнерус...кого человека книга не вещь книга это духовный авторитет и духовный руководитель. (2)Чтение же книги не однократный акт но постоян..ый процесс потому что духовное лекарство нужно пр..менять так_же постоян..о как и телесное. (З)Стало быть книгу нужно читать постоян..о что_бы пр..обретать и сохр..нять духовное здоровье.

(4)В средневековой обиходной культуре одной из фунд..ментальных считалась так_же мысль о том что книга вместилище вечных идей. (5)Разумеется вечные идеи не могут заполнять сотни или тысячи томов так как вечных идей не так много. (6)Нужно не вообще читать а врачевать свою душу пр..общаясь к этим идеям.

(7)Разве может любая книга стать лекарством для души? (8)Вот и огр..ничивали наши предки своё чтение строго определен..ым кругом избран..ых текстов. (9)Эти_то избран..ые тексты для древнерус..кого человека и есть подлин..ые книги.

Задания.

Определите и сформулируйте основную проблему текста.

Запишите в виде тезисов аспекты этой проблемы, намеченные автором текста.

Отметьте в следующем списке номера тех средств выразительности речи, которые употреблены в предложениях 4-9; укажите номера соответствующих предложений текста:

контекстуальные антонимы

лексический повтор

синтаксический параллелизм

парцелляция

метафора

риторический вопрос

перифраза

градация

олицетворение

Запишите номер предложения, содержащего сравнительный оборот.

Запишите номер бессоюзного сложного предложения.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнение. Прочитайте текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, обозначьте слитное, раздельное или дефисное написание.

Текст.

        (1)Стал Петя задумыват..ся, почему_же говорят: «Когда рак свис...нет»? (2)Почему_нибудь да говорят же, что коли свистнет, так все и исполнится, чего хочешь.

(З)Если_бы рачий свист был только символом не_возможности, то почему_же не говорят: «Как слон пол..тит» или «Когда корова зачирикает»? (4)Нет! (5)3десь чу..ствуется глубокая народная мудрость. (6)Этого дела так оставить нельзя! (7)Рак не какое_нибудь млекопитающее. (8)Рак свис..нуть не_может, потому что у него и легких_то нету. (9)Пусть так! (10)Но неужели_же не_может наука воздействовать на рачий орг..низм и путем подбора и различных влияний заставить его обзавестись легкими?

        (11)Петя ходил и раздумывал, как_бы так сделать, что_бы рак по_скорее свис..нул.

(По Тэффи.)

Задания.

1. Отметьте номера риторических восклицаний.

2. В каком предложении содержится риторический вопрос?

3. Какую роль играют риторические восклицания и риторический вопрос в этом тексте?

4. Как можно охарактеризовать Петю на основании этого текста?

5. Выпишите номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи анафоры. 

6.Определите тип речи второго абзаца:

1) описание

2) повествование

3) описание и повествование

4) рассуждение

7. Выпишите номер простого двусоставного предложения, в котором подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом существительного.

Упражнение. Прочитайте текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, обозначьте слитное, раздельное или дефисное написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Как часто люди ошибают..ся пр..нимая за дурака самого обыкновен..ого глупого или бе..толкового человека.

- (2)Вот дурак, - говорят люди. - (3)Вечно у него пустяки в голове!

(4)Они думают что у дурака бывают когда_нибудь пустяки в голове! (5)Да разве_же это дурак?

(6)В том_то и дело, что настоящий круглый дурак ра..познает..ся прежде всего по своей величайшей и непоколебимейшей сер..ёзности. (7)Он давно уже всё решил, понял и всё знает. (8)Он человек ра..судительный и в каждом вопросе сведёт концы с концами каждую мысль закруглит.

(9)При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое_то м..стическое отча..ние. (10)Потому что дурак это зародыш конца мира. (11)Человечество ищ..т, став..т вопросы, идёт вперед, и это во всем и в науке и в искусствен в жизни, а дурак и вопроса-то н..какого не видит. (12)Какие там вопросы?!

(13)Сам он давно уже на все ответил и закруглился. (14)Полностью.

(По Тэффи.)

Задания.

Среди предложений 6 - 12 найдите такие, в которых подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом - личного местоимения или существительного. Объясните пунктуацию в этих предложениях.

Определите грамматическую основу в предложении 5. Объясните пунктуацию в нём.

Определите тип речи предложений 6-8.

4. Какие средства выразительности речи используются в этом тексте? Рядом с каждым встречающимся в тексте средством выразительности укажите номера предложений, в которых он используется:

ряд однородных членов

парцелляция

анафора

синтаксический параллелизм

метафора

эпитет

градация

риторический вопрос

фразеологизм        

Упражнение. Расставьте знаки препинания.

1. Эти кольца следы прожитых деревом лет.

2. Вода  минеральное вещество соединяющее в себе молекулы кислорода и водорода.

3. Зима по представлениям народа это время сна природы.

4. Бронзовая Русалочка сидящая на камне у входа в Копенгагенскую гавань символ датской столицы.

5. В эти дни солнце было будто огненный цветок.

6. Орион четыре яркие звезды и поясок из трёх поменьше.

7. Первое что приходит мне в голову  когда я слышу о революции это гибель Блока.

8. Люди или пьяницы или картежники или такие как этот безразличный доктор.

9. Остаться здесь значит погибнут самому и погубит всю свою семью.

10. Пословицы и поговорки являются источником для изучения народного характера.

11. Пахать и сеять самая благородная работа.

12. Слепая ненависть по-моему плохой советчик.

13. Можжевельник очень крепкое и сильное дерево и часто он растет там где другие деревья не могут прижиться.

14. Поэзия ест действие жизнь борьба страсть.

15. Наука дело творческое как поэзия и как живопись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи” в 5 классе. Урок-путешествие в сказку.

Урок необычный – урок-путешествие в сказку “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”.Путешествуя по сказке и помогая Елисею в поисках Любавы, мыповторили теоретические сведения о главных и второстепенных...

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (Планирование изучение темы в 5 классе)

Выполнено с учетом требований ФГОС, включает в себя образовательные результаты: предметные, метапредметные и личностные, а также характеристику видов деятельности с указанием обязательных проектных пр...

Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».

Данные дидактические материалы соответствуют федеральному  государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...

Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».

Данные дидактические материалы соответствуют федеральному  государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...

Итоговый тест по теме "Синтаксис, пунктуация, культура речи".(5 класс)

Учителям и ученикам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к ЕГЭ, ставшему обязательным. Структура теста соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволить начать подгото...