Обобщение и систематизация знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи” в 5 классе. Урок-путешествие в сказку.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Живак Наталья Анатольевна

 

Урок необычный – урок-путешествие в сказку “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”.Путешествуя по сказке и помогая Елисею в поисках Любавы, мы

повторили теоретические сведения о главных и второстепенных членах предложения, их признаках.  Закрепили умение составлять словосочетания изученных видов, находить грамматическую основу и второстепенные члены предложения.Учились безошибочно ставить запятую при однородных членах, при обращении, между частями сложного предложения, тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже,знаки препинания при прямой речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи” в 5 классе.

Форма урока: Урок-путешествие в сказку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение знаний по теме: “Синтаксис. Пунктуация”

 Задачи урока:

•        Повторить теоретические сведения о главных и второстепенных членах предложения, их признаках;

•        Закрепить умение составлять словосочетания изученных видов, находить грамматическую основу и второстепенные члены предложения; безошибочно ставить запятую при однородных членах, при обращении, между частями сложного предложения, тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; знаки препинания при прямой речи;

•        Развивать словарный запас, коммуникативные умения.

                                                                     Ход урока

Организационный момент

Ребята! Сегодня у нас открытый урок русского языка. Посмотрите, к нам пришли гости. Мы покажем им, как мы с вами работаем на уроках. Урок сегодня будет необычный – урок-путешествие в сказку “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”. Итак, начнем.

(Для эмоционального настроя звучит музыка из м/ф “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”)

Палаты княжеские.

Давным-давно это было. На Руси правил князь. Была у него племянница – Любава. Полюбила Любава Елисея <Рисунок 1> – гонца княжеского. Князь был против их женитьбы. И чтобы разлучить Любаву с Елисеем, князь договорился с купцом  Колываном <Рисунок 2> о похищении Любавы. А после объявил: “Кто Любаву спасёт, за того я отдам её замуж!” Узнав об этом, Елисей сразу помчался её спасать. Давайте поможем ему в этом.

Задача каждого из нас - как можно быстрее помочь Елисею спасти Любаву и завоевать княжескую почесть. За быстрый и правильный ответ вам будут т выдаваться жетоны. В конце урока мы подведем итоги.

Проверим вашу готовность.

Слайд 1. 

Задание 1  Кроссворд

Цель: отгадав этот кроссворд, вы узнаете - Какова же тема сегодняшнего урока?   По какой теме будут задания, с которыми столкнется Елисей.

Мы должны ответить на вопросы и назвать первые буквы в пустых клеточках.

Слайд 2.

1.        2.        3.        4.        5.        6.        7.        8.        9.

1.Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое)

2.Это союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И). 

3.Первая буква названия вида предложения по эмоциональной окраске(интонации). Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные). 

4.Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире). 

5.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. ).

6.Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки). 

7.Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание). 

8.Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный). 

9.Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз). 

В итоге сложилось слово – СИНТАКСИС

Слайд 3

 - Второе слово нашей темы урока вы составите из букв, находящихся в капельках на рисунке слайда.

В итоге сложилось слово - ПУНКТУАЦИЯ

Слайд 4

2. Сообщение темы и целей урока.

Слайд 5 - Запишите тему урока в тетрадь.

Цели: - Сегодня на уроке мы должны повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; проверить вашу готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация».

Слайд 6. Вопросы задаются каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой.

Слайд 7. - Что такое синтаксис?

( =Синтаксис – это… раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строения.)

Слайд 8.

 - Назовите единицы синтаксиса.

 (= Единицы синтаксиса – это… словосочетание и предложение)

Слайд 9.

 - Что такое пунктуация?

 (=Пунктуация – это… раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки, употребления)

Слайд 10.

 - Назовите знаки препинания. (.    ,   :   …    ;    «»   -    ?   !   ()   )

Слайд 11.

 - Для чего нужны знаки препинания?

Слайд 12.

 ЗАПОМНИ…Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу!

- Молодцы!

Итак, все задания сегодня будут по теме “Синтаксис и Пунктуация”. Сегодня на уроке, помогая Елисею, мы должны обобщить знания по этой теме. Это наша цель.

Работа в тетради:

- Запишите в тетради дату, тему урока.

(В это время на доске открыть первую картинку с изображением реки <Рисунок3>)

- Долго ли, коротко ли ехала дружина с Елисеем и вот вышла к реке.

Задание 2.   Река

Через реку мост, но огромный камень закрыл дорогу. А на камне – надписи с четырех сторон. Если вы по этим надписям правильно составите предложение, то камень откроет путь.

-Ребята, на какие две группы делятся члены предложения?

-Что такое грамматическая основа предложения?

-Перечислите второстепенные члены предложения.

 Следующее задание помогает закрепить умение находить главные и второстепенные члены в предложении.

Выдается карточка с заданием каждому ученику. Один ученик читает задание вслух:

Составьте предложение. Запишите его в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложения:

Камень – преграда на твоем пути.

Этот камень упал с высокой скалы.

Через глубокую реку не перейдешь.

В одну реку не войдешь дважды.

•        из предложения  Камень – преграда на твоем пути взять подлежащее (камень);

•        из предложения  Этот камень упал с высокой скалы взять сказуемое (упал);

•        добавить определение из предложения Через глубокую реку не перейдешь (глубокую);

•        из предложения В одну реку не войдешь дважды взять обстоятельство, выраженное существительным с предлогом (в реку).

Во время выполнения задания на доске перевернуть табличку с изображением избушки Бабы Яги <Рисунок 4>.

Итак, у вас получилось  предложение :           Камень упал в глубокую реку.

 -Подчеркните грамматическую основу и назовите ее.

-А теперь составьте схему этого предложения.

Молодцы. Вы показали свои умения находить главные и второстепенные члены предложения. Таким образом, путь свободен, и мы можем идти дальше.

Задание 3     Избушка Бабы Яги

Перешел Елисей реку, а за ней –дремучий лес. В этом лесу стоит Избушка Бабы Яги. Выполняя задание от Бабы Яги, мы закрепим умение заменять словосочетание одного вида другим, будем развивать свой словарный запас.

Замените сочетания двух существительных сочетаниями существительных с прилагательными. Запишите в тетрадь полученные словосочетания. Обозначьте главное слово в словосочетании.

Образец:    хоромы князя – княжеские хоромы.

Лучи солнца, жители города, изба из дерева, сила богатыря, указ царя.(самостоятельно, затем проверка вслух , по очереди)

Во время выполнения задания на доске перевернуть табличку с изображением пещеры Змея Горыныча <Рисунок 5>.

Молодцы! Вы справились с заданием.. Баба Яга указала Елисею дальнейший путь.

Задание 4      Пещера Змея Горыныча

Долго Елисей искал Любаву и вот перед ним оказалась пещера Змея Горыныча, а вход в нее закрыт.

Давайте вместе с Елисеем поищем Любаву в пещере. Но чтобы открыть вход в пещеру, нужно выполнить задание на карточке. Цель этого задания – поупражняться в расстановке знаков препинания в соответствии с изученными правилами, обосновать их выбор.

Расставьте знаки препинания в предложениях, объясните постановку знаков препинания. Задание выполнять на карточке.

1.        Пещера - следующее препятствие. (тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными)

2.        Змей Горыныч , помоги нам отыскать Любаву. (постановку запятой в предложении с обращением)

3.        Отдохните в пещере  ,а утром продолжите путь.( постановку запятой в сложном предложении)

Во время выполнения задания на доске перевернуть табличку с изображением терема купца Колывана <Рисунок 6>.

При проверке задается вопрос:

- Какой еще знак препинания можно поставить во втором предложении?

Итак, выполняя это задание, мы вспомнили постановку тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными; постановку запятой в предложении с обращением; постановку запятой в сложном предложении.

А теперь дайте характеристику каждому предложению

1.повест., невосклиц., простое, распр.

2.побуд.,(просьба) восклиц., простое, распростр.

3.побуд.,(совет) невоскл., сложное, распростр.

В пещере Змея Горыныча Любавы не оказалось. Отправился Елисей дальше. Дошел он до терема купца Колывана.

Задание 5     Терем купца Колывана

Чтобы открыть ворота этого терема и освободить, надо выполнить следующее задание.

Игра «НАПОЛНИ МЕШОК»

Найди нераспространенные предложения(в конце игры все получают приз)

Задание 6   Цветочная поляна

Освободив Любаву от злого  Колывана, решил Елисей набрать букет цветов и подарить его Любаве. И мы с вами в этом ему поможем.

Букет цветов.

Каждому отряду надо подобрать нужные лепестки к своей серединке и объяснить свой выбор. Цель этого задания – изобразить в виде схемы-цветка признаки второстепенных членов предложения.

На доске висит три серединки цветов, на них изображены: пунктирная линия, волнистая линия и пунктирная линия с точкой. Каждому ученику даются лепестки .На лепестках перечислены вопросы, значение этих второстепенных членов предложения, их название. Необходимо выбрать нужные лепестки к серединке и объяснить свой выбор. За каждый правильный ответ- жетон.

определение

               дополнение

              обстоятельство

вопросы

   слова

вопросы

    слова

вопросы

    слова

1

Какая?

белая

Кого ?

ребят

Как ? Во что?

в букет

2

Какой?

красивый

Кому ?

Любаве

Где ? На чем?

на лугу

3

Какое ?

радостное

От кого?

От Колывана

Когда ?

летом

4

Какие ?

веселые

Что ? (В.п.)

букет

Как ?

быстро

5

Чья ?

наша

Чем ?

цветами

Куда ? К кому?

К князю

6

Чьи ?

Любавы

О ком?

О Елисее

Почему ? От чего?

от радости

Красивый букет получился. Молодцы! Любаве он очень понравится.

Итог урока.

Вернулись наши герои к князю и приказал он созвать людей знатных, да гостей почётных и сыграли они свадьбу Елисея с Любавою.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Окинем на прощание мысленным взором еще раз наш путь.

Сегодня на уроке мы с вами обобщили и систематизировали знания по теме “Синтаксис. Пунктуация”. Мы многое успели сделать, помогая Елисею: повторили теоретические сведения по этой теме, составляли предложения, словосочетания, вспомнили правила расстановки знаков препинания, признаки всех членов предложения. Молодцы! Я довольна, что вы многое помните, вы хорошо поработали.

Награждение победителей.  Всем выдается благодарность от Елисея и Любавы.

Ребята, набравшие больше всех жетонов, получают за урок “пятерки”, поменьше, получает “четверки”, а остальные получают утешительный приз. Думаю, что они себя проявят в следующий раз.

Урок окончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен  для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный м...

Урок-игра «Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» - 5 класс

В игровой форме обобщается и систематизируется материал по теме "Синтаксис и пунктуация". Задания носят творческий характер, развивают логическое мышление, умение работать в группе. На протяжении урок...

Урок русского языка в 5 классе_Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели урока:Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;уметь различать и правильно интонировать предложения, различные по цели ...

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...

Итоговый тест по теме "Синтаксис, пунктуация, культура речи".(5 класс)

Учителям и ученикам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к ЕГЭ, ставшему обязательным. Структура теста соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволить начать подгото...