Программа Литературного кружка "Зеленая лампа"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Дорогойченко Андрей Васильевич

 

Целью литературного образования является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Читая художественные произведения XIX века, едва ли не на каждой странице наталкиваемся на забытые и полузабытые слова, смысл которых часто скрыт от нас плотной завесой времени. Кажется, что это мелочи, но без них многое непонятно в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя... Поэтому весьма важно раскрыть завесу времени, чтобы обучающиеся смогли полнее уяснить психологию героев, причины их поступков, суть отображенных конфликтов, научились читать внимательно, вдумчиво, оценивая каждую деталь.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Авторская позиция и средства ее выражения в тексте. 10-й класс

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Цели и задачи урока:

1) создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ.

2) формирование навыков работы с текстом.

Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

Вступление:

Организационный момент.

Учитель сообщает классу, что на уроке будет прочитана сказка о зайце, и предлагает детям, еще не приступая к чтению, подумать, что им известно о зайцах: как думают и говорят о них люди, в каких условиях они живут?

 Затем учащиеся пытаются предсказать, какова может быть мораль этой сказки.

Стадия вызова. Свободное письмо и обмен мнениями.

Написать небольшой ответ на поставленный вопрос (7 минут): “Какая мораль может быть в сказке о зайцах”. Предложите им начать так: “Я думаю, что мораль может быть такая...”

Закончив писать, учащиеся делятся написанным с партнером.

Комментарий:

Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев. Идея о связи между смелостью и способностью слышать течение времени, свидетельствующие о грустных сторонах человеческой жизни, принадлежит исключительно С. Козлову. Он предлагает читателю подумать о том, что в литературном произведении явно, а что скрыто между строк.

Стадия осмысления содержания. Направляемое чтение.

(Раздается первая Часть текста)

Учащиеся читают и обдумывают часть I.

Затем они пишут ответы на нижеследующие вопросы. Ответы сводятся в таблицу на доске.

– Какую роль выбирает для себя автор? Он повествует как настоящий сказочник, как наш собеседник или как ученый-биолог, который ценит научную точность превыше всего? Быть может, он напомнил вам еще кого-то? Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение?

(Учитель заносит ответы учащихся в сводную таблицу).

Комментарий:

С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конструкции, которые сходны с устным повествованием. С самого начала рассказа чувствуется личностный тон, некое приглашение, которые можно трактовать как способ установления контакта между взрослым рассказчиком и ребенком или как типичный сказочный зачин. Однако дальше интонация постепенно меняется, и в неё вкладывается все более взрослый смысл и размышления о жизни.

– Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Кратко запишите свой прогноз на листе бумаги или в тетради.

Раздается вторая часть текста

– Читая текст части II, подумайте, какими человеческими чертами наделил автор Зайца?.

– Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?

– Для какой аудитории предназначена эта сказка? Почему вам так кажется? Запишите свои ответы в таблицу .

– Попробуйте предсказать, что случится дальше. (Имейте в виду, что вся сказка умещается на одной странице.)

– Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или эпизоды в тексте дали вам основания так думать?

Комментарий:

Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и как ведёт себя Заяц.

(Раздается третья часть текста)

Ознакомьтесь со следующими вопросами:

– Какой эпизод в тексте показался вам наиболее философским? Почему? Какими средствами достигает этого автор?

Комментарий:

Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм: отчаяние на грани самоубийства, опасения “сильных мира сего”, превращение “маленького”, забитого человека в личность, философские размышления о том, что далеко не все могут стать личностью… Но текст тем не менее по-прежнему сосредоточен только на диалогах. Мы остро чувствуем напряжённость момента и ярко представляем себе героев.

– Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков? (Самое явное изменение: маленький трусливый зайчик, решившийся на самоубийство – взрослый заяц, уверенный в себе)

Учащиеся делятся своими соображениями.

Комментарий:

По мере того как читатель привыкает к манере автора, к его обращению с условностями, все явственней становится и изменение угла зрения: от детского – к взрослому. Учащиеся могут быть по-прежнему далеки от этого взрослого угла зрения, но, в конце концов, после чтения последней части текста, они его почувствуют.

(Раздается часть IV)

– Насколько неожиданной была для вас эта часть?

– Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали? (Задание 1)

– О чем все-таки эта сказка?

– Для кого она предназначена в первую очередь: для детей или для взрослых? Объясните друг другу, почему вы так думаете.

– Действительно ли это – сказка?

– Постарайтесь вспомнить, что вы ответили, или загляните в свой ответ на вопрос 8.

Ученик другого класса написал так:

“Сначала мне показалось, что это сказка для маленьких, потому что там животные похожи на людей, но теперь я думаю, что она для взрослых”.

– Вы с ним согласны? Почему?

– Придумайте подходящее для этой сказки название. Мы поместим все ваши предложения в таблицу (Табл. 4).

Из пятой части мы узнаем, как завершил свое произведение С.Козлов

– Часть V состоит всего лишь из одного предложения. Но прежде чем мы его прочитаем, попробуйте написать для этого рассказа краткий и мудрый конец. А потом мы сравним ваши заключения с тем, что написал С. Козлов:

Стадия размышления:

Свободное письмо:

А сейчас, пожалуйста, напишите о том, прав ли Чёрный Омут, говоря: “Когда время шуршит – всем страшно”?

Чтобы познакомить класс с результатами письменной работы, можно устроить выставку под названием: “Понравился ли мне урок про Зайца, и какие мысли в связи с этой сказкой пришли мне в голову”. Учащиеся могут нарисовать героев сказки. На этот же стенд помещаются таблицы, которые заполнялись по ходу урока.

Заключение:

Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, “мгновенное значение”. Каждый раз, когда читается текст, с самого момента написания, его смысл может меняться. Смысл, который читатель обнаруживает в тексте, зависит не только от степени его начитанности и жизненного опыта, но и от исторической и социокультурной ситуации на момент прочтения. Текст не есть нечто омертвевшее и неподвижное, и при каждом прочтении текста смысл его создается заново.

Приложение № 1

Таблица 1. Какую роль выбирает для себя автор?

Сказочник        Какие слова это подтверждают?     Собеседник        Какие слова это подтверждают?

Ученый-биолог     Какие слова это подтверждают?  " Кто-то другой        Какие слова это подтверждают?

Таблица 2. Для какой аудитории предназначена эта сказка? Почему вам так кажется?

Таблица 3. Наиболее важные изменения, произошедшие в сказке. Какова их роль в тексте?

1.

4.

2.

5.

3.

6.

Таблица 4. Какое еще название можно дать этой сказке?

1.

4.

2.

5.

3.

6.

Приложение № 3

Ответы учащихся на проблемный  вопрос:

-  Прав ли Чёрный Омут, говоря: «Когда время шуршит – всем страшно»?

***

Чёрный Омут был прав, говоря, что «когда время шуршит – всем страшно».

Время «шуршит» - значит проходит, бесследно исчезает, его уже не вернуть. Наша жизнь – время. и когда оно проходит, мы боимся. Боимся взрослеть, боимся старости, боимся смерти.

Время… Его так много, когда идёшь, и так мало, когда опаздываешь..

Время решает всё. Мы не можем его остановить, не можем замедлить, не можем ускорить. Мы беззащитны перед ним. Это страшно. Время меняет нас, но не мы – его.

***

Я думаю, страх времени проявляется лишь тогда, когда о нём задумываешься.  Задумываешься о неумолимости времени, которое нельзя передвинуть ни вперёд, ни назад, которое не остановить.

Остановить время нельзя. Можно лишь попытаться изменить что-то в жизни, чтобы время запечатлело те события, о которых потом приятно будет вспоминать.

***

Когда у нас день рождения, мы думаем, как быстро пролетело время, мы стали на год старше, но мы не боимся этого, и продолжаем жить. Люди, которые считают время и боятся его мгновений, замыкаются. Их жизнь становится тусклой. А если нет ярких моментов – нет и жизни. Так зачем, зачем же думать о времени?

Не надо зацикливаться на том, что «время шуршит». Надо просто жить. Жизнь у нас одна,и прожить её нужно с толком, достойно.

***

Человек живёт – проходит время. Но не всегда это время человек тратит с благими

намерениями. Иногда время уходит впустую. Мгновения уходят, и человек ничего не

может с этим поделать. Время от него не зависит. Оно не зависит ни от чего. И

страшно от того, что не все задуманное человек может воплотить в жизнь, так как

время проходит мимо.

Приложение № 2

С. Козлов.

Чёрный омут.

I. Жил-был Заяц в лесу и всего боялся. Боялся Волка, боялся Лису, боялся Филина. И даже куста осеннего, когда с него осыпались листья – боялся.

Пришёл Заяц к Чёрному Омуту.

- Чёрный Омут, - говорит, - я в тебя брошусь и утону: надоело мне всех бояться!

- Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь. А ты лучше иди и не бойся!

- Как это? – удивился Заяц.

- А так. Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил. Утонуть решился? Иди – и не бойся!

II. Пошёл Заяц по дороге, встретил Волка.

- Вот кого я сейчас съем! – обрадовался Волк.

А Заяц идёт себе, посвистывает.

- Ты почему меня не боишься? Почему не бежишь? – крикнул Волк.

- А чего мне бояться? – говорит Заяц. – Я у Чёрного Омута был. Чего мне тебя, серого, бояться?

Удивился Волк, поджал хвост, задумался. Встретил Заяц Лису.

- А-а-а!.. – разулыбалась Лиса. – Парная зайчатинка топает! Иди-ка сюда, ушастенький, я тебя съем.

Но Заяц прошёл, даже головы не повернул.

- Я у Чёрного Омута, - говорит, - был, серого Волка не испугался, уж не тебя ли мне, рыжая, бояться?..

III. Свечерело.

Сидит Заяц на пеньке посреди поляны; пришёл к нему пешком важный филин в меховых сапожках.

_ Сидишь? – спросил Филин.

- Сижу, - сказал Заяц.

- Не боишься сидеть?

- Боялся бы – не сидел.

- А что такой важный стал? Или охрабрел к ночи-то?

- Я у Чёрного Омута был, серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошёл – не заметил, а про тебя, старая птица, и думать не хочу.

- Ты уходи из нашего леса, Заяц, - подумав, сказал Филин. – Глядя на тебя, все зайцы такими станут.

- Не станут, - сказал Заяц, - все-то…

IV. Пришла осень. Листья сыплются…

Сидит Заяц под кустом. Дрожит, сам думает:

«Волка серого не боюсь, лисы красной – ни капельки, Филина мохноногого – и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются – страшно мне…»

Пришёл к Чёрному Омуту, спросил:

- Почему, когда листья сыплются, страшно мне?

- Это не листья сыплются – это время шуршит, - сказал Чёрный Омут, - а мы слушаем. Всем страшно.

V. Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.

Пословицы, поговорки и приметы о зайцах

 Заяц сед: уж навидался он бед.

 Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят.

 Без собаки зайца не поймать.

 Заяц не трус, он себя бережет.

 Зайца на барабан не выманишь.

 Труслив, как заяц, блудлив, как кошка.

 Пока заяц в кустах, не ставь котёл на огонь.

 За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать.

 По заячьему следу и до медведя доходят.

 Заяц трус - и тот охотиться любит.

 Зайца на арбе не догонишь.

 Зайца ноги носят.

 Лучше биться орлом, чем зайцем жить.

 Заяц скор, да есть не спор.

 И заяц от толпы не удерет.

 Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.

 Заяц от лисы, а лягушка от зайца без оглядки улепётывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа литературного кафе " Бродячий щенок".

Программа  способствует  реализации  важнейших  целей  литературного  образования : воспитывать любовь к чтению , приобщение учащихся  к  богатствам...

Программа литературно-творческого объединения "Лира"

Программа творческого объединения «Лира» составлена в соответствии с новыми приоритетами системы дополнительного образования детей.Занятия в творческом объединении помогут детям накопить опыт гражданс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Программа Литературного кружка "Зеленая лампа"

Целью литературного образования является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и ра...

Рабочая программа литературно-краеведческого кружка "Литературный геокешинг"

Данная программа носит название «Литературный геокешинг». Геокешинг - туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками...

Рабочая программа литературного кружка "Москва Литературная"

Учебная программа кружка "Москва Литературная" знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с  теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг...

Программа литературно-музыкального кружка "Хонхо" (фрагмент программы)

Программа кружка "Хонхо"  для учащихся 5-6 классов направлена на развитие творческих способностей, духовно-нравственного потенциала детей. Устное народное творчество является  бога...