Программа учебной дисциплины русский язык и культура речи СПО
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) по теме

Попова Ирина Васильевна

ФГОС-3 для СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_disciplina_programma_deloproizvoditeli.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

русский язык и культура речи

2011.г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)  034702 Документационное обеспечение управления и архивоведения

Организация-разработчик: ГОУ СПО «Балаковский автомобильно-электромеханический техникум»

Разработчики:

Попова И. В. преподаватель русского языка и литературы I квалификационной категории ГОУ СПО «Балаковский автомобильно-электромеханический техникум»

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию министерства образования Саратовской области

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации  учебной дисциплины

11

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ русский язык и культураречи

1.1. Область применения примерной программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 030000 Гуманитарные науки, по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение.

             Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 26353 Секретарь-машинистка, 20190 Архивариус, 21299 Делопроизводство.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общегуманитарный и социально- экономический цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;

- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;

- понятие о нормах русского литературного языка;

- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;

- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;

- лексические нормы; использование изобразительно- выразительных средств; 

- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию;

- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;

- функционально- смысловые типы текстов;

- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;

- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи.

- сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

- языковые формулы официальных документов;

- приемы унификации языка служебных документов;

- правила оформления документов;

- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

1.4 Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося 40  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

     практические занятия

44

     контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:

    тематика внеаудиторной самостоятельной работы

40

Итоговая аттестация в форме 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Значение литературного языка в формировании культуры  устной и письменной речи русского народа

15

Тема 1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

Содержание учебного материала

1

1

1

Введение. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.  Основные единицы общения.

Тема 1.2. Язык как система. Основные уровни языка                                                                                                                                                       

Содержание учебного материала

1

1

1

Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка. Специфика устной и письменной литературной речи. Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечия, диалекты, жаргоны, сленги, арго и причины ограниченности их употребления.

Практические занятия 

2

Нахождение речевых ошибок, выявление нарушений языковых и речевых норм. Культура пользования словарями и справочниками.

Тема 1.3. Организация речевой коммуникации. Виды речевой деятельности

Содержание учебного материала

1

1

1

Речевой этикет. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение. Диалогическое и монологическое, устное и письменное общение. Диалогизированный монолог.

Практические занятия  

4

Изучение терминологии по теме: Язык и речь. Выделение структурных элементов речевой коммуникации.

Основные характеристики диалогической и монологической речи. Использование принципа экономии речевых средств при  ведении  стенограммы.

Тема 1.4. Культура речи

Содержание учебного материала

2

2

1

Характеристика культурной речи. Изобразительно- выразительные средства языка. Лингвостилистический анализ текста.

Практические занятия

2


Навыки нерефлективного,  рефлективного и эмпатического слушания.  Лингвостилистический анализ  прозаического текста.

Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. Выделение вербально- символических средств утверждения статуса в социальном взаимодействии.

Контрольная работа по теме: Использование различных видов речевой деятельности в работе делопроизводителя.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной литературой, средствами массовой информации.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Подготовка реферата: Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Подготовка реферата: Культура речи. Нормы русского языка.

Исследовательская работа: Язык и культура речи.

10

Раздел 2. Изучение системы языка и ее стилистической характеристики

35

Тема 2.1.  Фонетика, орфоэпия, орфография      

Содержание учебного материала

3

1

1

 Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсигментные (интонация, ударение) единицы фонетики.

    Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование  фонем.  Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов.    Орфоэпия как учение о нормах произношения. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация.  Графика. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии.

        

2

 Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Особенности литературной нормы. Закрепление навыков литературной нормы и произношения. Орфоэпические словари.

21

Практические занятия

2

Нахождение и исправление орфоэпических ошибок. Выявление грамматических и лексических особенностей, затрудняющих восприятие текста.

Тема 2.2. Лексика и фразеология

Содержание учебного материала

4

1

1

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова. Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в речи. Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм.

2

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов

2

Практические занятия

4

Выявление основных видов лексических ошибок слов (стилистически неоправданное употребление слов; злоупотребление терминами, профессионализмами, употребление канцеляризмов и речевых штампов).

Практическая работа по выявлению и исправлению лексических и фразеологических ошибок.

Тема 2.3. Морфемика и словообразование

Содержание учебного материала

1

1

1

Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как  выразительное средство и речевая ошибка.

Практические занятия

2

Морфемный и словообразовательный разбор слова. Правописание гласных и согласных  в приставках и корнях слов.

Тема 2.4. Морфология

Содержание учебного материала

2

2

1

Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Служебные части речи. Переходные явления в частях речи.   Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи).

Практические занятия 

6

Выявление и исправление морфологических ошибок.

Особенности употребления падежных окончаний имен существительных. Употребление морфологических синонимов в речи.

Выявление ошибок в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий.

Тема 2. 5. Синтаксис и пунктуация

Содержание учебного материала

5  

1

1

Синтаксис как учение о словосочетании, предложение и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. Ошибки в согласовании и управлении.

2

Простое предложение. Грамматическая основа предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели высказываний. Нечленимые предложения. (высказывания). Стилистическое использование разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предложениях.

2

3

Сложные предложения и его виды. СП с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной  речи. Актуальное членение СП. Стилистическое использование разных типов СП. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.

2

Практические занятия

4



Пунктуационный анализ простых предложений; анализ и исправление синтаксических ошибок.

Орфографический и пунктуационный анализ сложных предложений. Основные ошибки в построении и употреблении ССП, СПП, БСП; ошибки в употреблении союзов сочинительных и подчинительных

Контрольная работа: Синтаксические конструкции.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной литературой.

Подготовка рефератов: 

Фонетические средства языковой выразительности (аллитерация, ассонанс, звукопись и т.п.)

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их функции в речи.

Фразеологизмы, их функции в речи. Наиболее типичные фразеологические ошибки.

Лексические нормы. Основные виды лексических ошибок.

Способы образования слов. Словообразовательные нормы. Ненормативное образование как речевая ошибка.

Морфологические нормы образования, изменения и употребления имен существительных, имен прилагательных. Основные виды морфологических ошибок в употреблении этих частей речи.

Пунктуация в простом предложении (знаки препинания в конце предложения, в предложении с однородными членами, обособленными членами предложения и вставными конструкциями).

Работа с Интернетом, СМИ.

Сочинение – миниатюра.

Составление тематических кроссвордов

15

Раздел 3. Разграничение сферы употребления функциональных стилей русского языка

30

Тема 3.1.Текст: структурно- смысловые признаки

Содержание учебного материала

2

1

1

Тест как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Практическое занятие

2

Составление текста с выделением микротем и ССЦ

Тема 3.2. Функциональные стили русского языка

Содержание учебного материала

12

1

1

Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, обиходно-разговорного стилей. Особый статус языка художественной литературы.

2

Научный стиль. Устная и  письменная разновидности научного стиля ( учебник, статья, доклад, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия).  Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров. Определение понятий. Аргументация. Цитация и ссылки.

2

3

Публицистический стиль. Устная и письменная разновидности. Газетная заметка. Хроника. Монологические жанры публичного выступления. Ответы на вопросы аудитории. Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Организация начала и конца речи. Средства структурирования текста. Порядок слов как смыслоразличительное и стилистическое средство. Лексическая и синтаксическая синонимия. Повторная (именная и глагольная) номинация в тексте.

2

4

Официально- деловой стиль речи. Понятие жанра. Уместность речи. Жанры деловой устной речи: сообщения, доклад, деловая беседа, совещания (технология подготовки и проведения.) Культура разговора по телефону. Нормы речевого этикета в деловом общении. Жанры деловой письменной речи (заявление, доверенность, объявление, протокол, акт, деловое письмо, автобиография, резюме). Унификация документов: реквизиты, формуляр, бланк.

2

5

Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет документа.

2

6

Язык художественной литературы в системе функциональных разновидностей русского языка. Взаимодействие языка художественной литературы и функциональных стилей.

2

Практические занятия

12

Определение стилей речи и структуры текста.

 Выработка навыков служебно - делового общения (деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор).

Логические и социально- психологические аспекты спора в профессиональной деятельности.

Подготовка и реализация деловых контактов. Использование технических средств информирования.

Составление документов для внутреннего и внешнего использования.

Отработка навыков написания аннотаций и рефератов

Контрольная работа: Использование возможностей функциональных стилей речи в работе делопроизводителя.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу3.

 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной литературой

Знакомство с образцами документов официально- делового стиля

Подготовка реферата:

Официально-деловой стиль: функции, стилевые черты, языковые особенности.

Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации

Презентация: Жанры деловой речи.

Учебно- исследовательская работа: Языковой портрет личности (на примере телеведущих, культурных и политических деятелей и т.д. по выбору студента).

Работа с Интернетом, СМИ.

Составление тематических кроссвордов

15

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык»

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

-комплект учебных пособий «Русский язык»

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Антонова Е. С. , Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия»2010.-320с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.- Русский язык и культура речи. – М.: «Феникс» Гриф Минобр.

3. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. –М. «Просвещение»2009. 287с. Гриф Минобр.

4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009.224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

Дополнительные источники:

 1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование»,             2010. – 640с.

2. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с.

3. Шушков А. А. Толково- понятийный словарь русского языка.- «Астрель, АСТ, Транзиткнига», 2003. 768с.

4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В.Фразеологический словарь русского языка для школьников.-  «Астрель, АСТ». 2010. 640с.

5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.-  «Астрель, АСТ». 2010. 672с.

6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с.

7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.

8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: «АСТ- Восток- Запад», 2007. 768с.

9. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа:

http://www.gramota.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка

практические занятия, контрольная работа внеаудиторная самостоятельная работа

- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

- основные составляющие языка, специфику устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи

практические занятия

- понятие о нормах русского литературного языка

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- лексические нормы, использование изобразительно- выразительных средств

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа; контрольная работа

- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- функционально- смысловые типы текстов

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи


практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

 - сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- языковые формулы официальных документов;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

- приемы унификации языка служебных документов;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

- правила оформления документов;

практические занятия

- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

практические занятия, контрольная работа

Разработчики:         

ГОУ СПО «БАЭмТ»              преподаватель                           И. В. Попова  

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

 

___________________        _________________         _____________________

    (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"

Примерная программа по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"  может быть использована   в образовательном процессе в медицинских коллледжах и училищах Департамента здравоохраненр...

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русско...

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русского...

02.10.2019 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессиям 23.01.09 Машинист локомотива, 19.01.24 Оператор электронного ...

Программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"

Программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы разработанной и рекомендо...

Программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" (ЭССиС)

Программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы разработанной и рекомендованно...