Урок русского языка в 9 классе. "Сложноподчинённые предложения"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Глумова Наталья Александровна

Урок русского языка в 9 классе.  "Сложноподчинённые предложения. Закрепление пройденного".  По характеру познавательной деятельности учащихся репродуктивный, частично-поисковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnopodchinyonnye_predlozheniya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Сложноподчинённые предложения.

ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Цели:

- совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчинённых предложений и умения определять виды придаточных предложений;

- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

- воспитывать у учащихся интерес к русскому языку; чувство патриотизма, ответственности.

Методы:

- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично – поисковый;

- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Оборудование: таблицы, компьютеры, раздаточный материал  (текcты, карточки со схемами).

ПЛАН УРОКА.

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин)

I.

Организационный момент

Определить  готовность к уроку.

0,5

II.

Постановка темы и целей урока.

Нацелить учащихся на урок.

1, 5

III.

Тест. (Взаимопроверка)

Актуализировать и оценить знания и умения учащихся по теме «СПП»

5

IV.

Практическая работа.

Повторить и систематизировать знания по теме «Сложноподчинённые предложения»; совершенствовать умения  определять тип СПП, находить главную и придаточную части, заменять СПП синонимическими конструкциями и наоборот.

17

V.

Проверочная работа. Работа с текстом. Подготовка к ГИА.

Проверить умения учащихся находить СПП в тексте; пересказывать текст сжато, применяя различные приёмы сжатия.

15

VI.

Подведение итогов урока.

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке.

2

VII.

Сообщение домашнего задания.

Разъяснить содержание домашнего задания.

1

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Постановка темы и целей урока. (Слайд 1)

- Тема сегодняшнего урока «Сложноподчинённые предложения».

- Подумайте, чем же мы будем заниматься на уроке. (Слайд 2)

- В текстовых заданиях при подготовке к задания, направленные на знания «Сложного предложения», а также при написании изложения

III. Тест. (Взаимопроверка). (Слайд 3)

IV. Закрепление темы.

1. Дайте определение и расскажите о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с определительными, изъяснительными и обстоятельственными придаточными предложениями.

Определительные придаточные предложения

Изъяснительные придаточные предложения

Обстоятельственные придаточные предложения

определяют существительное или местоимение в главной части предложения

изъясняют, дополняют, поясняют слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения

(сказуемое)

обозначают место, время, цель, причину, условие,

уступку, сравнение, следствие, образ или способ действия, меру и степень

отвечают на вопросы:

какой? который? чей?

отвечают на падежные

вопросы

отвечают на вопросы

обстоятельства

 

присоединяются союзами: что, чтобы, как будто

присоединяются союзами

присоединяются союзными словами: какой, который, чей, где, кто, что

присоединяются союзными словами: кто, что, чей,

отчего, почему, зачем,

как, где, когда

придаточные места присоединяются союзными словами: где, куда, откуда

Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы.

Дети чувствуют,

кто их любит.

Иди, куда влечет тебя свободный ум. (А.С. Пушкин.)

Местоименно-определительное придаточное: Кто ищет, тот всегда найдет.

2. Определение вида придаточного предложения.

- Давайте вспомним алгоритм.(Слайд 6)

- Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения (алгоритм выведен на рабочий стол индивидуального компьютера) (2 мин.):

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

3. 1-группа. Замените выделенные части предложений на СПП с различными  придаточными.

- Миллионы людей, томившиеся   в лагерях смерти, погибли непокоренными, с твердой уверенностью в победу своей матери-Родины.

-Вернувшись с полей битв Великой Отечественной войны, доблестные солдаты России приступили к восстановлению фабрик, заводов, целых городов.

- Д.С. Лихачёв говорил: «Память – основа совести и нравственности, основа культуры, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей».

Вывод: о роли СПП в речи.

2-группа по карточкам.

VI. Проверочная работа.

Работа с текстом.

       -     Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст.

Сформулируйте основную мысль, содержащуюся в тексте, выразите своё отношение к ней.

К приемам сжатия текста относятся: (Через мультимедийную приставку)

VII. Подведение итогов.

1. Работа с эпиграфом.

- Определить тип предложения.

2. Работа с карточками.

- Зачеркните те вопросительные знаки, на которые в ходе урока вы получили ответы.

Подведение итогов.

VII. Сообщение домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Урок русского языка на тему "Сложное предложение"

Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....