Предложение как единица синтаксиса.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме

Арсеньева Наталья Сергеевна

Презентация к уроку по теме "Понятие о предложении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie_kak_edinica_sintaksisa.rar1.27 МБ

Подписи к слайдам:

Предложение как единица синтаксиса
Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков:
имеет определённую структуру отличается смысловой и интонационной законченностью выполняет коммуникационную задачу
Предложение строится по определённой модели, которая в каждом конкретном случае наполняется новым содержанием.
Ученье – свет.Астрахань – центр рыбной промышленности. сущ. – сущ.
Предложение выражает законченную мысль.
безоблачное небо – словосочетание, так как лишь развёрнуто называет предмет.Небо безоблачно – это предложение. Оно выражает законченную мысль.Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску? -Группа слов только внешне похожа на предложение, но не имеет смысла, поэтому предложением не считается.
Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего.
содержится информация: С утра пошёл мелкий грибной дождик.содержится вопрос: Когда отправляется поезд?содержится побуждение к действию: Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.
Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения.
Интонационными средствами являются: пауза; логическое ударение;мелодика (повышение или понижение голоса)
Пошли домой. – если хотите сообщить о совершившемся действии.Пошли домой? – если задаётся вопрос.Пошли домой! – если высказываете просьбу, пожелание, приказ.Упр. 211, 212.
Отличие предложения от других единиц языка.
Категория времени
Категория лица
Категория модальности
Все явления действительности происходят во времени, и содержание высказывания осознаётся в его отношении к настоящему, прошедшему и будущему.
Предложение, как правило, соотносит действие, состояние, признак с каким – либо лицом:Я научился кататься на велосипеде.Ты научился кататься на велосипеде.Он научился кататься на велосипеде.
213. Сначала спишите предложения, разберите их по членам. Затем попробуйте прочитать каждое предложение дважды: сначала пропуская второстепенные члены, а затем – грамматическую основу. Понаблюдайте, что изменяется в том и в другом случае. Когда смысл предложения становится понятным? Соотносится ли оно с действительностью? В каком случае предложение «разрушается» и не содержит мысли? Сделайте вывод о том, почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения.
Пушистый снег блестел на солнце. Неожиданно сверкнула ослепительная молния.
Порядок слов в предложении.
В русском языке порядок слов может быть свободным: Я тебя люблю. Тебя я люблю. Люблю я тебя. Определяется порядок слов той целью, которую ставит перед собой автор высказывания.
Порядок слов в предложении.
Прямой порядок слов – нейтральный, не несущий никакой дополнительной смысловой нагрузки. Подлежащее стоит перед сказуемым: Я думаю; согласованное определение – перед определяемым словом: жёлтые листья; несогласованное – после него: сады в цвету; обстоятельство и дополнение – после сказуемого: летят по небу, закрыла окно; обстоятельство - перед дополнением: закрыла в комнате окно.
Порядок слов в предложении.
В публицистических текстах, в разговорной речи и в художественной литературе авторы широко используют изменение прямого порядка - инверсию.Делается это для того, чтобы актуализировать, то есть выделить, тот или иной член предложения, обратить на него внимание читателя или слушателя.
Инверсия.
Мой брат купил вчера книгу – имеет прямой порядок слов.Купил вчера книгу мой брат – инверсия, мы подчёркиваем, что это событие всё же произошло, видимо, вопреки каким-то трудностям.Брат мой купил вчера книгу – автор стремится обратить внимание на того, кто совершил действие.Вчера мой брат купил книгу – на время, когда это произошло.
211. Используя материалы рубрики «Теоретические сведения», докажите, что перед вами предложения.
1) Зеленеет трава. Пришла весна. (М.Пришвин)2) Он согрел чай и разбудил своих сверстников. (В.Арсеньев)
212. Определите, какие признаки характерны для данных фрагментов, а какими они не обладают. Сделайте вывод о том, можно ли считать предложениями следующую запись.
Ситцевая книга громко бежала по усатому небу, опоздавшему в компьютерную сумку. Перекрасив жалобу, доблестное упражнение темно растворилось в алмазном партере.
214. Спишите отрывок из поэмы «Полтава» А.С.Пушкина. Подчеркните те слова, которые нарушают прямой порядок слов, т.е. стоят не на своём месте. Можно ли назвать их ключевыми для этого текста?
Тиха украинская ночь.Прозрачно небо. Звёзды блещут.Своей дремоты превозмочьНе хочет воздух. Чуть трепещутСребристых тополей листы.
Луна спокойно с высотыНад Белой Церковью сияетИ пышных гетманов садыИ старый замок озаряет.И тихо, тихо всё кругом… (А.С.Пушкин)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.

Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»

Конспект  урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна  МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос...

Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./

Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./...

Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».

Данные дидактические материалы соответствуют федеральному  государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...

Конспект урока "Предложение как единица синтаксиса"

Материалы конспекта позволяют усилить работу по функциональной грамотности...

Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания...