«Русская фразеология».
материал по русскому языку (10 класс) по теме

Зяблова Вера Анатольевна.

Изучение фразеологизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_10_klasse_po_teme.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе по теме «Русская фразеология».

Цель: систематизировать знания по теме, закрепить навыки правописания.

Техническое оборудование: мультимедийная система.

                        Ход урока.

Словарный диктант.

Ни зги не видать; ни кола ни двора; не стоит овчинка выделки; ни пуха ни пера;

во что бы то ни стало; час от часу не легче; не чуя под собой ног;  ничего не попишешь;  звезд с неба не хватает; не по дням , а по часам.

Самопроверка.

(Словарный диктант выводится на экран).

Объясните значение НЕ и НИ в записанных словах.

В какую лексическую группу можно отнести записанные словосочетания?

(Обращаемся к лексическому тренажеру).

Сообщение темы и цели урока.

План сообщений:

а) Фразеология как раздел науки о языке.

б) Фразеологизм и его признаки.

в) Происхождение фразеологизмов.

г) Источники фразеологизмов.

3Практическая часть

.

Какое сочетание слов не является фразеологизмом?

А) 1. Белый танец.

     2. Белый стих.

     3. Белое вино.

     4. Белая рубашка.

Б)  1.Золотое дно.

     2. Золотые горы.

     3. Золотые серьги.

     4.Золотая свадьба

 

В каком предложении нет фразеологического оборота?

 А) Я заканчиваю обучение в медицинском институте и уже без пяти минут врач.

 Б) Сию минуту верните мне сумочку!

 В) Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.

 Г) На часах десять минут десятого.

Какой фразеологизм имеет значение «совершать необдуманные поступки»?

А)Курить фимиам.

Б) Петь дифирамбы.

В) Терять голову.

Г) Биться как рыба об лед.

Имеет значение «быть готовым к борьбе»?

А) Лезть на рожон.

Б) Парфянская стрела.

В) Держать порох сухим.

Г) Колесо Фортуны.

Работа в группах.

Задания:

1группа. В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеологизм, объясните,

Почему он лишний, и составьте с ним  предложение.

 А) Хоть пруд пруди;

    кот наплакал;

    тьма-тьмущая;

    яблоку негде упасть.

Б) Слово в слово;

    тютелька в тютельку;

    вилами на воде писано;

   комар носа не подточит;

   В) Во все лопатки;

       сломя голову;

     черепашьим шагом;

      в мгновенье ока.

Г)  Попасть впросак;

     попасть на седьмое небо;

    попасть в переделку;

     попасть в переплет.

2группа. «Цепочка фразеологизмов»:1 ученик записывает на листке свой фразеологизм и рядом его значение; затем 2 ит.д. При этом очередной фразеологизм должен начинаться с буквы, на которую заканчивается предыдущий:

Архимедов рычаг( двигательная сила)

Гонять лодыря(бездельничать)

Яблоко раздора

Альфа и омега

Ариаднина нить

Толочь в ступе воду

Убить двух зайцев

 Водить за нос

Сжечь корабли

Из первых рук

К шапочному разбору

Ума  палата

Ахиллесова пята

Америку открыть

3группа. «Восстанови фразеологизм»:перепишите, вставляя нужные по смыслу слова.

делить шкуру неубитого …

сесть на любимого…

купить…в мешке

пустить…в огород

набито как в бочке…

дуется как…на крупу

считать…

дразнить…

брать…за рога

смотреть как  … на новые ворота

прокатить на …

писать  как … лапой

   

  4группа. «Кто больше знает фразеологизмов-синонимов?»

1) Освободиться- разорвать цепи; разогнуть спину; сбросить ярмо; вздохнуть полной грудью.2)Фантазировать-витать в облаках; строить воздушные замки; искать жар-птицу.

3) Бездельничать-….4) Думать-….5) Много-…;мало-….6) Быстро-…; медленно-….7) Помогать-…; мешать-….8) Исчезнуть-…; обмануть-….9) Ошибиться-…; разоблачить-….

5группа. «Кто быстрее?» Ведущий записывает слова по вертикали. Участники подбирают к каждой букве по фразеологизму, рядом пишут его значение. Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее и правильнее.

К  кануть в Лету-исчезннуть  В                         Р                         О

О  обетованная земля               О                      А                         Р

С  сорвать маску                        С                      К                         Б

М  мозолить глаза                      Т                      Е                         И

О  от доски до доски                  О                      Т                         Т

С  сбросить иго                           К                      А                        А

Ответственный в группе оценивает участие в работе каждого. Работы проверяются

Работа с текстом

Прочитать текст, найти фразеологизмы, определить их роль в тексте.

Ипполит Матвеевич зашагал медленнее  и вдруг споткнулся о тело гробовых дел мастера

Безенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперек садовой дорожки. От толчка он проснулся, чихнул и живо стал.(…)

- Умерла Клавдия Ивановна,- сообщил  заказчик.

- Ну, царство небесное,- согласился Безенчук,- Преставилась значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются…Или Богу .душу отдают,-это  смотря какая  старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает…

-  То есть как это считается? У кого считается?

- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина  видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то значит, приказал долго жить.

А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие всегда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».

Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей , Ипполит Матвеевич спросил:

- Ну, когда помрешь, как про тебя  мастера скажут?

- Я- человек маленький. Скажут: «гигнулся Брезенчук».

А больше ничего не скажут,-и  строго добавил: - Мне дуба дать или в ящик сыграть- невозможно: у меня комплектация мелкая…

Обсуждение ответов и подведение итогов урока.

Приложение.

Работа на лексическом тренажере.

Одним из интереснейших разделов школьного курса русского языка является раздел «Лексика», который изучается  начиная с 5 класса. Работа со специальным

тренажером позволяет полноценно  обобщить знания по этой теме.

   Лексический тренажер представляет собой планшет размером  1000 на 1700 мм с линолеумовым  покрытием для меловых записей.  На лексическом тренажере систематизирована обширная программа , рассчитанная на выработку у школьников основных умений , связанных с извлечением нужной лингвистической информации при

работе со справочной литературой.

  В верхней части имеется  заголовок  «Текст» и достаточная  площадь для записи предложений, позволяющих установить роль контекста для того или иного значения слова.

   В средней части приведен перечень главных лексических признаков слова. Эту информацию ученики получают, работая со словарями.

   Планшет заканчивается  двумя кругами «Сфера употребления слова» и «Стили речи»,  в центре  каждого из которых  - вращающиеся стрелки.

  Универсальный тренажер можно использовать на уроках  всех типов. На приборе может быть представлен фрагмент из крупной темы . В то же время  на тренажере желательно строить  уроки повторительно-обобщающего типа, систематизировать материал, большой по содержанию и объему.

   

Список использованной литературы:

Лебедев Н. М. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку» Москва, Просвещение.

Преображенская Е. П. «Кружок русского языка в школе» Ленинград 1966г.

А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова  «Русский язык, 10-11» Просвещение Московский учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская фразеология" 10 класс

На уроке идет обобщение и дальнейшая систематизация знаний. Осуществляется активно-деятельностный подход к организации работыучащихся, развиваются умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализ...

"Русская фразеология" 10 класс

презентация к уроку "Русская фразеология"...

Конкурс знатоков русской фразеологиии

Целью мероприятия было познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов, развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения, воспитывать лю...

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"...

Урок русского языка в 10 классе "Русская фразеология"

Разработка урока  содержит толкование термина"Фразеология", особенности фразеологических оборотов, их признаки, истоки. Предлагаются различные варианты работы с фразеологизмами. Можно использоват...

Конспект урока по русскому языку для 10 класса по теме; "Русская фразеология"

Предложенный конспект урока по русскому яыку для 10 класса разработан по авторской программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Урок построен с учётом требований анализа урока Рособлнадзора. Исп...