Технология работы с текстом на уроке русского языка.
статья по русскому языку по теме

Макарова Галина Николаевна

Технология- это  совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В этой методической разработке показана технология работы с текстом. Раскрываются понятия: основные признаки текста, тема текста, структура текста...   Дан речеведческий анализ текста (определение стиля и типа речи ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_tehnologiya_raboty_s_tekstom_na_uroke.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                        Технология работы с текстом на уроке

русского языка.

             Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

 Работа с текстом.

           Смысловой анализ текста: (уяснение основных тезисов автора, на основе которых      необходимо развернуть своё собственное суждение)

  1. Понимание текста:

- Чтение текста молча.

 - Выяснение значения незнакомых слов (можно воспользоваться толковым словарём).

 - Если в тексте есть пропуски букв и знаков препинания, то нужно вспомнить         орфограммы и пунктограммы.    

- Вставить все буквы и знаки препинания.

- Выразительное чтение текста (2-3 раза).

- Выяснение лучшего прочтения (комментирование).

2. Определение понятия текста и основных признаков.

                    Текст – это связное высказывание на определённую тему. В большинстве случаев текст состоит из нескольких предложений,   связанных между собой по смыслу и посвящённых одной теме.

                                                                                                     ( С.И.Львова, В.В.Львов )

Основные признаки текста:

1. Единство темы текста. Все предложения, входящие в текст, связаны между собой по смыслу, раскрывают содержание того, о чём или о ком говорит автор.

Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос: о ч ё м или о к о м говорит автор?

Тема — это то, о чём говорится в тексте.

2. Наличие основной мысли текста. Все предложения текста связаны между собой по смыслу таким образом, чтобы выразить какую-то мысль (дать свою оценку событиям или явлениям, познакомить с чем-либо, научить чему-то, призвать к чему-либо и т. д.).

Чтобы определить главную мысль (идею) текста, следует за дать вопрос: что хотел сказать автор?

З. Относительная законченность текста. В тексте должно быть достаточное количество предложений, чтобы раскрыть тему и выразить главную мысль.

4. Определенный порядок (последовательность) предложений, который соответствует логике рассуждения, повествования, описания и главной мысли текста.

5. Грамматическая связь предложений в тексте. Каждое последующее предложение включает такие слова или по строено таким образом, что становится ясной его связь с предыдущими предложениями.

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Основными признаками текста являются тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность. (Власенков А. И. Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Типы речи. — М., 2003)

  1.  Тема – это то, о чём говорится или рассказывается в тексте.

- Определение структуры текста. (зачин – развитие темы – концовка)

- Составление вопросов к тексту.

- Составление плана текста (простого или сложного)

- Определение связи предложений в тексте

       Предложения в тексте могут быть связаны последовательно (одно предложение за другим , как в цепочке) или параллельно (последующие предложения раскрывают смысл первого).

- Выявление языковых средств в тексте при последовательной связи. (местоимения, повтор слов, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты).

- Определение связи между абзацами (последовательная или параллельная).

- Выявление проблемы текста.

  Проблема – это вопрос, который автор исследует в своём произведении. Совокупность таких вопросов является проблематикой произведения.

- Авторская позиция – точка зрения автора на поставленную проблему. Высказать свою точку

зрения – одна из целей работы автора.

- Идея.

Речеведческий анализ текста (определение стиля и типа речи).

Стиль – это разновидность языка, обслуживающая ту или иную сторону человеческой деятельности.

Традиционно выделяют пять стилей: разговорный, художественный, научный, официально – деловой, публицистический)

Разговорный стиль речи. Используется для общения в быту, в неофициальной обстановке, в дружеском кругу.

Речевые жанры: повседневные беседы, частный разговор, личные письма, записки.

Стилевые черты (особенности стиля): непринуждённость, эмоциональность, образность, конкретность, простота речи. Большое значение приобретают мимика, жесты, паузы, выделение голосом важных слов, темп речи, сила голоса.

Языковые средства выражения: разговорная лексика, фразеологизмы. Грамматические особенности: уменьшительно – ласкательные  и другие суффиксы оценки, частицы; побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, диалогическая форма, обращения, обратный порядок слов, неполные предложения, прерванные, недосказанные предложения.

- Сынок, ты уезжаешь сейчас?

- Попозже.

- Почему?

- Жду, когда позвонит Серёжка. Не беспокойся, пожалуйста. Стилистические пометы в словарях. Большинство слов, используемых для неофициального общения, не имеет стилистических помет: это стилистически  нейтральные слова ( межстилевые, общеупотребительные, общелитературные).

Они используются и в разговорной, и в книжной речи. Но существуют слова, которые употребляются только в разговорном языке. В словарях у них есть пометы: разаг., (т. е. разговорное), прост., (т. е. просторечные). Эти слова не употребляются в официальном разговоре, в научной статье, в документе и т.п.

лежебока, -и, м. и ж., (разаг). Лентяй, бездельник

дубасить, -ашу, -асишь, (прост.). Колотить, с силой ударять, стучать.

мухи не обидит, (разг.). Слишком кроткий, безобидный, смирный.

Теперь звонок есть, чего дубасишь?

Мой парнишка тихий, мухи не обидит.

В произведениях художественной литературы, в речи персонажей часто используется разговорный стиль. Речь — одно из средств характеристики героев и их взаимоотношений.

Жилин и говорит:

-Что давно не бывала? А я тебе игрушек наделал. На вот! Стал ей швырять по одной. А она головой мотает, не смотрит.

-Не надо, - говорит. Помолчала, посидела и говорит: - Иван! Тебя убить хотят. — Сама себе рукой на шею показывает.

-Кто убить хочет?

-Отец, ему старики велят. А мне тебя жалко.

Жилин и говорит:

-А коли тебе меня жалко, так ты мне палку длинную принеси.

Она головой мотает, — что нельзя . Он руки сложил, молится ей:

-Дина, пожалуйста! Динушка, принеси!

                                                                                (Л. К Толстой. <Кавказский пленник.>).

Научный стиль речи - разновидность книжного стиля литературного языка.

Разновидности и жанры научного стиля

В научном стиле речи выделяют несколько подстилей, или разновидностей:

1) собственно научный — наиболее строгий, точный; им пишут диссертации, монографии (научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса), статьи научных журналов, энциклопедий, научные доклады и лекции для специалистов;

2) научно-популярный, рассчитанный на широкий круг читателей; им пишут научно- популярные книги, статьи в газетах, научно-популярных журналах, рецензии, рефераты, аннотации; он используется в публичных выступлениях учёных по радио, телевидению, в лекториях;

3) научно-учебный, применяемый в учебной литературе для разных типов учебных заведений, в справочниках, учебных пособиях.

Задачи научной речи — сообщать научную информацию, объяснять её; сообщать сведения о мире, имеющие познавательный характер, раскрывать научные понятия.

Стилевые черты (особенности стиля): логичность изложения, последовательность, точность, объективность, доказательность, обобщённость и отвлечённость языка (используются абстрактные понятия, если говорится, например, о клёне, то не о каком-то одном, а о породе деревьев). Отношение автора не передаётся, субъективность и эмоциональность исключаются. Средства выразительности (эпитеты, метафоры и др.) не используются.

Языковые средства научного стиля речи: использование слов в прямом значении, терминов, профессиональной и общенаучной лексики (явление, процесс, количество, скорость); преобладание имён существительных и прилагательных, так как главная информация передаётся именно этими частями речи, глаголов немного, причём обычно употребляются глаголы со значением отношения, а не действия (называется, относится, различаются, являются, заключается); частое употребление предложений неопределённо-личных (считают, что..), безличных (известно, что..), определённо-личных (рассмотрим проблему..); сложных синтаксических конструкций, обеспечивающих точность речи; использование цифровых данных, формул, схем, таблиц..

Научно-популярный и научно-учебный подстили отличаются более простым изложением научной информации, терминов значительно меньше, научные понятия и термины объясняются по ходу рассуждения, вопросы теории иллюстрируются примерами, реже используются сложные синтаксические конструкции.

Официально-деловой стиль речи — разновидность книжного стиля.

Сферы употреблении: государственные, законодательные, дипломатические, правовые. служебные, производственные отношения.

Подстили (разновидности) и жанры официально-делового стиля:

1) законодательный (закон, указ, устав, постановление государственного, общественного значения, государственные акты: регистрация фактов рождения, смерти, усыновления, обвинительный акт, акт на право пользования землёй и т.д.);

2) административно-канцелярский (приказ, деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка, апелляция, деловое письмо, автобиография, характеристика, резюме, протокол, договор и др.);

3) дипломатический (нота, официальное заявление Министерства иностранных дел по какому -либо вопросу; коммюнике, официальное правительственное сообщение о международных переговорах и соглашениях, о важных событиях во внутренней жизни страны, о ходе военных действий; меморандум, дипломатический документ, детально излагающий существо вопросов, являющихся предметом дипломатической переписки; конвенция, международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу).

Задачи официально-делового стиля речи — обслуживание сферы деловых отношений, организация деятельности. Официально-деловой стиль используется при составлении деловых бумаг, документов, законов.

Задача делового стиля речи состоит в том, чтобы сообщить сведения из практической жизни, которые помогут человеку что-то сделать, сведения, содержащие инструкции.

Стилевые черты (особенности стиля): логичность, точность, краткость. строгость изложения, стандартизированность речи (единая внешняя форма. стандартное расположение частей текста, использование готовых штампов, устойчивых оборотов деловой речи, словесных формул), нейтральный тон, неличный характер изложения (отсутствие глагольных форм и местоимений 1-го и 2-го лица в ряде жанров).

Языковые средства: официально-деловая лексика: наименование лиц по действию (вкладчик, ответчик, юрист Петрова); собирательные существительные (выборы, граждане, служащие). названия документов (закон, поручение, доверенность, объяснение), сложносокращённые слова. буквенные аббревиатуры (технадзор, Минфин, МИД, РФ, ООН); большое количество отыменных предлогов и союзов (в связи с тяжёлым положением, согласно, в силу того что, ввиду того что, В соответствии с достигнутой договорённостью): формы настоящего и будущего времени глаголов с оттенками предписания, долженствования (предложения будут внедрены, дирекция характеризует, должен обсудить, имеет право назначить); осложнённые простые предложения.

Как нарушение норм стиля воспринимается использование просторечных, разговорных. эмоционально окрашенных слов, средств выразительности (Рабочий день бригады должен начинаться с первыми петухами. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату труда по индивидуальной сдельщине).

Составные части документа (заявления, расписки, доверенности, делового письма. и т. д.):

1) кому (название учреждения или должности лица с указанием фамилии, имени, отчества, звание или степень указывают перед фамилией);

2) от кого (фамилия, имя, отчество в родительном падеже, а также должность, звание);

Публицистический стиль речи — разновидность книжного стиля (от латинских слов publicare — сделать общим достоянием, открыть для всех, объяснить всенародно, обнародовать; publicus — общественный).

Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере жизни: в газетах и журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на митингах, собраниях и т.п. Публицистику называют летописью современности. Предмет публицистики — жизнь общества. В публицистических произведениях поднимаются, освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, экономики, устройства быта людей, экологии, культуры, искусства, морали, нравственности, этики, философии и т. п.

Задача публицистической речи — сообщить общественно значимую или новую информацию, дать оценку изложенному, чтобы привлечь общественное внимание к важной проблеме, воздействовать на слушателя или читателя, внушить определённые идеи и убедить в их справедливости, сформировать определённое отношение к общественным делам, фактам, событиям; побудить к поступкам. «Мы не врачи, мы — боль», - это слова А.И. Герцена, писателя и публициста ХIХ века. Боль — это проблемы. Социальные, нравственные. Это то, что касается всех.

Публицистика, как один из видов словесного творчества, тематически неисчерпаема, богаты её выразительные возможности, велико жанровое разнообразие.

Жанры публицистики: статья, очерк, заметка, репортаж, интервью, фельетон, эссе, рецензия, доклад, устное публичное выступление; ораторская, судебная речь и т.д.

Стилевые черты (особенности стиля): актуальность, злободневность тематики; образность, эмоциональность и вместе с тем логичность речи, лаконичность при информативной насыщенности; оценочность и доказательность суждений, достоверность, точность и конкретность фактов, документальность.

Языковые средства выражения: у публицистического стиля много общего и с научным (научно-популярным), и с художественным стилями речи, в нём могут сочетаться книжные и разговорные языковые средства.

Чтобы воздействовать на ум и чувства читателя, публицист может использовать любые средства выразительности, фигуры речи художественного стиля: эпитеты, сравнения, метафоры, фразеологические обороты, поговорки, риторические вопросы, обращения, лексические повторы, градацию, инверсию, синтаксический параллелизм, парцелляцию (расчленение предложений, оформление отдельных его частей как самостоятельных предложений) и т.д.

Из грамматических особенностей публицистического стиля следует назвать употребление глаголов повелительного наклонения, глаголов настоящего времени в рассказе об уже произошедшем, прямые обращения к собеседникам, разнообразие видов синтаксических конструкций (предложения повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, сложные и простые, односоставные и двусоставные, с вводными словами, однородными членами (они часто детализируют, конкретизируют мысль, чувство, явление).

Открытая авторская позиция, повествование от первого лица — характерные черты публицистического стиля. Они усиливают «живое звучание», убедительность, достоверность сказанного.

Публицистический текст часто строится как рассуждение: выдвигается важная проблема, анализируется; оцениваются возможные пути её решения, делаются обобщения и выводы.

Художественный стиль -  один из функциональных сталей речи, отличается от других стилей речи эстетической функцией (ролью в системе языка), эмоционально – образным воздействием на читателей и слушателей.

Сфера использования: художественная литература, искусство слова все жанры литературного творчества: рассказы, повести, романы, поэмы, стихотворения, басни, комедии, трагедии и  др.

Следует различать понятия «художественный стиль речи» и «язык  художественной литературы». Язык художественной литературы — понятие более широкое. В художественном произведении, кроме художественного стиля могут использоваться все другие стили речи, но они выполняют определённые художественные задачи. Художественная литература охватывает все сферы человеческой деятельности, все явления общественной и личной жизни; в речи персонажей мы встречаемся и с публицистическими, и с деловыми. и с научными, и с  бытовыми высказываниями.

Задачи художественного стиля речи: нарисовать словами живую картину, изобразить жизнь во всём её многообразии, передать читателю чувства, которые испытывает автор. для этого используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Это три разных способа отражения окружающего нас мира. Описание отражает мир в статике; повествование — в динамике,  в движении, во временной смене событий; рассуждение - это мысли об окружающем мире, анализ и оценка происходящего.

Стилевые черты (особенности стиля): образность, эмоциональность речи, широкое использование изобразительно - выразительных средств языка. Образность речи создаётся двумя способами. Как писал академик В.В. Виноградов, есть «образ в слове» и «образ при помощи слов». «Образ в слове» - это переносное значение слов, которое лежит в основе средств выразительности: метафор, олицетворений, эпитетов, гипербол и т.д. (« кроткая улыбка увяданья», «костёр рябины красной») Второй тип образности — «образ при помощи слов», он создаётся использованием конкретных слов, обозначающих предметы или действия, которые можно «увидеть»: клён, ель, берёза ( а не просто дерево), пудель, овчарка, бульдог ( а не просто собака), мчаться, маршировать..

Языковые средства: конкретные слова, слова в переносном значении, эмоционально -  оценочная лексика, глаголы в настоящем времени в рассказе о прошлом, предложения побудительные, вопросительные, восклицательные; предложения с однородными членами, которые детализируют картину, действие, :чувства, мысль.  Художественная речь будит воображение, заставляет читателя сопереживать с героями произведения, войти в мир, созданный автором. Язык художественной литературы всегда считался вершиной русского литературного языка.

Средства художественной выразительности — это тропы (сравнения, метафоры эпитеты, аллегория, ирония, литота, метонимия, перифраза, синекдоха, олицетворение), фигуры речи (анафора, антитеза, градация, инверсия, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, обращение, эпифора и др.).

Типы речи

При анализе текста могут выделяться три основных типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Повествование представляет собой рассказ о каком-либо событии, включающий такие сюжетные компоненты, как за вязку, развитие действия, кульминацию (высшую точку в развитии действия) и развязку. Повествование обычно динамично, его герои показаны в действии, речь идет о сменяющих друг друга событиях.

Повествование представлено прежде всего в художественных текстах, но и в публицистике оно используется довольно широко. Из всех трех типов речи повествование в наибольшей степени увлекает читателей и слушателей, поскольку при прочих равных условиях внимание всегда устремляется к тому, что находится в движении. Это справедливо не только в отношении физического движения, но и в отношении смены мыслей, образов, возникающих в воображении.

В отличие от повествования описание не содержит событий, в нем нет сюжета, оно статично. В описании показываются признаки предмета, демонстрируются его связи с другими предметами и явлениями. Признаки предмета часто постоянны или присутствуют одновременно. Их можно запечатлеть на одном кадре фотопленки или на одной картинке. Повествование, в отличие от описания, требует несколько кадров фото пленки или серию картинок.

Описания редко составляют самостоятельные произведения, обычно они невелики по объему, часто соединяются в пре делах одного произведения с другими типами речи. Описания могут быть научными и художественными, краткими и подробными, образными. Описание предмета, воспринимаемое на слух, всегда выигрывает, если создает в воображении слушателей яркий, наглядный образ, окрашенный эмоциями оратора.

Рассуждение представляет собой наиболее сложный тип текста как с точки зрения его создания, так и с точки зрения восприятия. Цель рассуждения состоит в проверке истинности какого-либо утверждения (тезиса) с помощью таких доводов (аргументов), истинность которых не вызывает сомнения. Рассуждение включает в себя цепь умозаключений, сопоставление и противопоставление каких-либо предметов, явлений, их качеств, свойств. В рассуждении говорится о причинах и следствиях событий и явлений, о наших представлениях о них, об оценках этих явлений, отношении к ним. Рассуждение бывает обычно трех типов: доказательство, объяснение, размышление. Чаще рассуждение касается абстрактных понятий (добро, зло, правда, справедливость, нравственность, духовность и т. д.).

Рассуждение представлено прежде всего в научной речи, в публицистике, например в журнальных и газетных статьях, в агитационных ораторских выступлениях.

Нередко разные типы речи объединяются в одном смешанном тексте. В таком тексте может быть представлено повествование с элементами описания или рассуждения, рас- суждение с включением в качестве аргументов описательных или повествовательных фрагментов. Причем тексты разных стилей реализуют различные типы речи. Так, текст публицистического стиля часто включает рассуждение, реже описание. Научный стиль часто представлен рассуждением и описанием. В разговорном тексте чаще встречается повествование, реже описание. Художественный стиль, скорее все го, представлен повествованием или описанием, гораздо ре же рассуждением.

Языковой анализ текста ( определение особенностей употребления слов в тексте )                        

-Лексика с точки зрения происхождения.(Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы, англицизмы)

-Типы лексических единиц по времени употребления.(Устаревшая лексика: архаизмы, историзмы; неологизмы: окказионализмы или индивидуально- авторские неологизмы)

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.

Одни слова русского языка могут употребляться во всех стилях, практически в любом тексте, другие лексические единицы являются словами с ограниченной сферой употребления (диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы).

- Синтаксическая окраска лексики (высокое, книжное, разговорное, просторечное, нейтральное).

- Многозначность слов. Переносное значение слов. (однозначные, многозначные, прямое значение, переносное значение).

- Различные связи слов в языке. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

- Фразеологизмы. (нейтральные, разговорные).

Изобразительно – выразительные средства.

Дополнительно. Можно провести работу по определению лексического значения слов, произвести морфологический разбор слова, подобрать ряд однокоренных слов, найти в тексте сложноподчинённые предложения и определить тип придаточных в них, разобрать по составу слова, составить схемы выделенных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

Технология работы с текстом на уроках английского языка

Технология работы с текстом на уроках английского языка...

Технология работы с текстом на уроках английского языка

На каждом уроке английского языка, а также и на других предметах учащиеся работают с текстами различной направленности, сложности, различной величины и стиля. Именно поэтому так важно обратить самое п...