Формирование орфографической зоркости и навыков грамотного письма.
методическая разработка по русскому языку по теме

 

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА на тему: "Формирование орфографической зоркости и навыков грамотного письма."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ТЕМА: Формирование орфографической зоркости и навыков грамотного письма.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Рожина Марина Николаевна

Как и многих учителей русского языка  меня волновала проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

 • Как добиться грамотного письма у детей?

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

 • провести теоретический анализ литературы по данной теме;

• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

• изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;

• разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;

 

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

        Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Навыки грамотного письма, относящиеся к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы.

Принимая в начале учебного года класс, я с первой же недели стараюсь выявлять наиболее слабых учащихся, чтобы, не теряя времени, начать с ними индивидуальную работу. В тетради учета успеваемости на отдельной странице записываются фамилия этих учеников, а затем первые ошибки, ими допущенные. После каждой письменной работы эти записи пополняются. Это дает возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть, когда ученик допускает ошибки в одних и тех же словах (они подчеркиваются)

Главное в словарно-орфографической работе- выработка орфографической зоркости.

С досадой обнаружила, что ученики, пришедшие из начальной школы, не умеют списывать и допускают ошибки даже в тех словах, где нет пропущенных букв. С тех пор я провожу контрольное списывание, предупреждая учеников, что за одну ошибку при списывании ставится неудовлетворительная оценка. Результаты первой работы были очень плохими. Мы заводим индивидуальные домашние тетради, в которых дети занимаются дома , переписывая различные художественные тексты. Постепенно дети становятся более внимательными. До сих пор я провожу две такие работы в четверть.

Очень важно формировать умение опознавать орфограммы. В любой письменной работе учащиеся выделяют, показывают орфограмму, в устных работах обязательно называют ее: «В слове дома в корне безударная гласная проверяется ударение ,-дом» Здесь очень помогает справочник на форзаце учебника, которым с первых же дней ученики должны научиться пользоваться. Этим справочником мы пользуемся при работе над ошибками, после написания диктанта. После каждого контрольного диктанта проводится работа над ошибками. Ученики чертят таблицу, состоящую из трех столбиков. Первый столбик - пишу правильно, второй –  правило, третий -  примеры.

На каждом уроке проводится словарно-орфографическая работа. Это или  « По следам ошибок», когда вызываются двое- трое учащихся (поочередно) и получают задания записать слова, в которых раннее были допущены ошибки; или работа над новыми словами, которые даны в учебнике для заучивания; или словарные диктанты ( два в четверть).

В словарные диктанты включаю слова, над ошибками в которых класс работал (в конце моей тетради учета есть страница, где указывается дата, вид письменной работы и слова , в которых было допущено наибольшее количество ошибок). Это помогает увидеть, над какими ошибками надо работать, какие новые слова еще не усвоены.

Если ученики получают за словарный диктант «2», то они имеют возможность через несколько дней переписать его, но оценка при этом на один балл снижается.Если ученик не готовился к работе повторно, значит, двойка остается, но на уроках я с ним индивидуально, подключая его к работе « По следам ошибок».

Полезным видим словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно или при списывании выделить орфограммы и объяснить их. Для устной работы целесообразно использовать детские стихи, считалки и пр..

Оживленно проходит работа с книжками-малышками: учитель подчеркивает в них слова и дает задание: объяснить орфограммы; слово с пометкой разобрать по составу, а первое предложение – по членам.

Очень результативна работа по карточкам, на которых даны несколько картинок с изображением предметов, явлений,  действий, называемых словами с трудными орфограммами. Ученик, получая такую карточку-задание, записывает слова на доске и выделяет орфограмму. Оценки за эти работы обычно бывают положительные. Вот примерные наборы этих слов для карточек-картинок.

1.Скворечник, корова, ученица, мыши, снегирь, снежинки.

2.Арбуз, лыжи, следы, ученики, цыпленок.

3.Сова, собака, заяц, петух, щетка.

Наряду с традиционными  карточками, содержащими задания и тексты, я пользуюсь и карточками, которые содержат только задание. В качестве текста в таком случае выступает указанная учителем страница учебника. Например, на доске вычерчена таблица, в которую ученики вписывают слова из  «Муму»  И.С.Тургенева (от слов ( Но вот Герасима привезли в Москву…» до «…как недоумевает..» )В тетради получается такая запись.

Безударная гласная

Гласная после шипящих

Сомнительная согласная

Ь  разделительный

Приставки и предлоги

метлу

сшили

тяжкие

крестьянин

привезли

лопату

сначала

несчастье

наколоть

дерево

скучал

по ночам

караулить

чужие

на лето

с  детства

у  него

Насколько тщательно выучены и повторены правила правописания, проверять нужно постоянно. Одним из вариантов проверки усвоения может быть работа с линокартами. Например, закончено изучение правописания падежных окончаний существительных. После закрепления материала на одном из уроков ученики получают заранее заготовленные карты. Каждый пишет фамилию, класс. Учитель диктует текст, из которого учащиеся должны выбрать существительные, определить их склонение, и показать е,и  в окончаниях :

  1. Мы были на стадионе. 2.В журнале много интересного о жизни животных. 3.Мы стояли у калитки. 4.Все бежали к площади. 5. Спит орешник у лесной сторожки. 6.Сердце у Пети сжалось. 7. Любовь к Родине побеждает.8.Друг познается в опасности. 9. И от радости слезы бывают.

Петрова Марина 5А

1

2

3

е

и

1

+

+

2

+

+

3

+

4

+

+

5

+

+

6

+

+

7

+

+

8

+

9

+

+

10

+

+

Способ проверки прост: берется половина карточек, сверху накладывается та, что выполнена  верно, и по ней шилом прокалываются все точки, отмечающие правильный ответ. Это помогает быстро определить тех, кто не усвоил  данный материал, и подключить их к индивидуальной работе. Такой способ проверки может быть использован при определении спряжений и правописания е, и в личных окончаниях глаголов, в определении падежных окончаний прилагательных, правописании ь  после шипящих и т. д.

В заключение  хочу сказать, что работа над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически на протяжении всех лет  обучения школьников русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...

Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма.

Навыки грамотного письма, относящиеся к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы.Принимая в начале учебного года новый класс, я с первой же недели стараюсь выявить наиболее слабых...

Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы зоркости

В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая с обучающимися, как м...

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка, как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма.

Данная презентация может быть использована учителями и учителями-логопедами. Здесь вы найдете не только теоретические  знания, но практический материал....