Выступление на педагогическом совете на тему: Влияние успеха на учебную деятельность школьника.
материал по русскому языку по теме

Меркулова Галина Сергеевна

Данное выступление направено на то, чтобы продемонстрировать неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Выступление на педсовете

Тема: Влияние успеха на учебную деятельность школьника.

Цель: выявить неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьника.

  Вопросы:

1. Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности?

2. Как ситуация неуспеха влияет на становление личности? Приведите примеры из школьной практики.

3. Предложите примеры создания ситуации успеха на уроке.

    I.Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности?

   Успех в учебной деятельности очень важен. Но помимо положительных результатов(о которых уже было сказано), непрерывный успех может привести к негативным последствиям.

   Постоянное осознание успешности своих учебных действий приводит к тому, что учащийся начинает относиться к этому как к чему-то само собой разумеющемуся, а значит, перестает переживать из-за возможного неуспеха(т.к. ситуацию собственной неуспешности вообще не рассматривает).

   У учащегося формируется уверенность в своем постоянном успехе, появляется завышенная самооценка. Ученик предъявляет повышенные требования к себе и окружающим. Он требует, ждет постоянного подтверждения успешности своей учебной деятельности. И учитель часто по выработавшейся у него привычке(а часто сравнивая "успешного" учащегося с менее способными его одноклассниками) подтверждает эту успешность.

   Между тем успешность эта постепенно становится мнимой. Ибо завышенная самооценка и уверенность в постоянном успехе приводят к снижению старательности и ответственности; ученик все меньше времени уделяет выполнению домашних заданий, у него вырабатывается небрежное отношение к учебному материалу. На смену склонности к последовательности и глубине приходит поверхностный взгляд на самого себя и учебный материал. Излишняя уверенность в своих силах приводит к тому, что все меньше этих сил затрачивается на учебу. А значит – снижается успеваемость, т.е. появляются "пробелы" в значениях. А потребность в признании успешности и вера в себя сохраняются.

   Разрыв между характеристикой учащегося и уровнем знаний, приобретенных им, становится все более заметным.

    Поэтому в случае неуспеха ученик испытывает болезненное разочарование, которое приводит к потере веры в свои силы. Следствием этого является избегание неудач, которое проявляется главным образом в отказе от попыток справиться с учебной задачей. Заранее боясь провала, ученик не берется за то дело, с которым он, по его мнению, не справится. Количество нерешенных задач увеличивается, а попыток исправить ситуацию становится(делается) все меньше.

    Подобная ситуация отрицательно сказывается отрицательно сказывается на личностной самооценке. Впоследствии может развиться комплекс неполноценности(во взрослой жизни).

   Еще одна проблема, с которой сталкиваются успешные ученики – ухудшение взаимоотношений с окружающими. Отличники в большинстве своем с высокомерием относятся к тем, кто занимается хуже. Слабо успевающие учащиеся либо завидуют более успешным, либо откровенно смеются над ними. Отношения с учителями также не всегда складываются удачно.

  II. Как ситуация неуспеха влияет на становление личности? Приведите примеры из школьной практики.

    Возможны два варианта влияния ситуации неуспеха на личность учащегося.

    Первый вариант наиболее распространен.

    Результатом постоянного отсутствия успеха является нежелание учиться, так как постоянные неудачи в учебе порождают неверие в себя, свои способности и возможности. Следствием этого является снижение познавательных способностей. Мотивы учения: социальные(включающие и профессионально-ценностные); коммуникативные, связанные со стремлением личности к самоутверждению в коллективе; познавательные, ядром которых является интерес к знанию и процессу его добывания - теряют свою актуальность. Все это приводит к неуспеваемости, которая выражается(заключается) в том, что ученик имеет слабым навыки по предмету, плохо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и другие. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности. Это отсутствие развития эмоциональной сферы, приводящее к примитивности восприятия и чувства. Не развиваются моральные качества личности. Все это сказывается на отношении к коллективу, к учителям. Ученик начинает избегать выполнения любых учебных заданий; "надевает" маску пренебрежения и грубости, которая постепенно становится его истинным лицом.

   Неуспеваемость - комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально-педагогический аспекты. Комплексным должно быть и ее решение.

   Возможен второй вариант влияния неуспеха на личность ученика. Но этот вариант встречается довольно редко.

   Редкие неудачи в учебе могут быть преодолены. Осознание неуспешности в обучении может привести к стремлению изменить ситуацию в лучшую сторону. Учащийся, испытывающий затруднения в учебе, пытается их устранить. Он начинает усиленно заниматься теми предметами, которые являются для него наиболее сложными. Попытка изменить ситуацию может оказаться результативной. Неуспех постепенно перестает в успех.

   Если же неудачи в учебе преодолеваются с трудом, у учащегося есть возможность сохранить веру в себя, если он успешен в чем-то другом, в другой сфере деятельности (футболисты у нас).

   Разрешение проблемы помогает учащемуся поверить в свои силы, а значит, в дальнейшем справляться с возникающими трудностями. Это положительно влияет не только на успеваемость, но и на становление личности в целом: укрепляется вера в собственные силы, развивается целеустремленность и настойчивость.
 III. Приемы создания ситуации успеха на уроке.

- Педагог должен прежде всего проявлять веру в ребенка, настраивать его на успех;

- необходимо учитывать возрастные особенности детей;

- при изучении нового учебного материала необходимо задействовать все органы чувств(абстрактный рассказ не интересен);

- сравнивать успехи и неудачи ученика следует с его собственными предыдущими достижениями, а не с другими учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему "Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся".

Данное выступление дает ответ на вопросы: "Что такое мотивация?", "Как развить мотивацию?", "Какие этапы волевого действия можно использовать?"...

Выступление на педагогическом совете по теме "Создание благоприятной морально-психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху ученика"

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете школы по теме "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата  как путь к успеху"...

Выступление на педагогическом совете по теме «Формы организации учебной деятельности школьников»

Выступление по теме "Формы организации учебной деятельности школьников"....

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование УУД через проектную деятельность"

В данном материале показаны общие подходы к формированию УУД через проектную деятельность....

Выступление на педагогическом совете с темой "Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе"

Доклад на педагогическиский совет «Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе»...