Уроки контроля как средство мониторинга УУД
статья по русскому языку по теме

Степанова Наталья Витальевна

В данной статье рассказывается, как с помощью уроков контроля в среднем звене можно отследить уровень сформированности универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_kontrolya_kak_sredstvo_monitoringa_uud.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки контроля как средство мониторинга УУД

Степанова Наталья Витальевна, учитель русского языка

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Одной из приоритетных задач Концепции модернизации российского образования  является достижение современного качества образования. Для решения этой задачи необходимо создать систему контроля и оценки качества образования.

А.Б. Воронцовым разработана методика проведения уроков контроля и оценки в системе развивающего обучения. Он выделяет 5 подтипов уроков контроля.  Их можно планировать и проводить  не только в начальной школе, но и в среднем звене, работая не по системе развивающего обучения.

В своей работе я использую все виды уроков контроля. Прежде чем планировать  подобные         уроки,  прежде всего четко  определяю цели работы , определяю действия свои и учащихся и, конечно же, способы фиксации результатов.

Остановлюсь  на  проверочной  работе. В зависимости от поставленных целей выделяются два вида проверочных работ. Первый вид работы в целом напоминает обычную контрольную работу, который проводится в традиционной школе после изучения определенной темы, и ставит своей целью проверку усвоения учащимися определенных знаний, умений и навыков. Однако есть ряд принципиальных особенностей. Она проводится не сразу после окончания темы, а в середине следующей. Во-первых, это дает возможность учащимся, которые по различным причинам не успели разобраться с изученной темой, в рамках следующей темы  продолжить освоение предыдущего материала. Этому способствуют и построение программ, в которых каждая тема вытекает из предыдущей.  Во-вторых, появляется возможность проконтролировать устойчивость знаний.  Второй вид проверочной работы прежде всего ставит своей целью определение уровня познавательного интереса учащихся, отслеживание (в динамике) способностей учащихся определять свои возможности (прогностическая оценка) и выполнять предложенные задания с их учетом .

Методика проведения этих их уроков несколько отличается. На ней я останавливаться не буду, так как она хорошо прописана А.Б. Воронцовым в книге «Теория и практика развивающего обучения».

 Внутри проверочной работы я выделяю 7 уровней выполнения заданий, и учащемуся предоставляется возможность выбора доступного ему уровня. Ценно то, что уровень задания определяется не мною, а самим учеником, что уже требует от ребенка определенного уровня владения материалом.

Какие уровни выделяются?

1 уровень - учащийся не может еще сам решить предложенную задачу. Поэтому цель задания – только отделить правильное решение от неправильного. Задача ребенка – выбрать правильное решение из предложенных;

2 уровень – учащийся уже может выполнить задание сам, но должна быть опора на правильный ответ;

3 уровень – учащийся выполняет задание сам, но теперь ему даны несколько вариантов ответов, среди которых есть правильный;

4 уровень – учащийся выполняет задание сам, сам проверяет (без готовых ответов). Этот уровень соответствует обычной традиционной контрольной работе;

5 уровень – учащемуся не нужно решать предложенную задачу, а необходимо придумать такую же задачу ( это требует выявления сущности задания);

6 уровень – уч-ся должен придумать «ловушки» по определенной теме, которые позволят ему выделить «ошибкоопасные» места в предложенной задаче.

7 уровень – уч-ся требуется научить других (описать способ как это сделать) придумать задачи, аналогичные предложенным

Важно, чтобы ребенок оценил уровень сложности задания (Л – легко, Т – трудно, Н – не  знаю). Ученик имеет право отказаться от какого-либо задания, аргументировав свой выбор.

Выявлены несколько вариантов выбора учащимися заданий:

 А) адекватная оценка -  ученик выбирает только легкие с его точки зрения задания, выполняет их и останавливается (к другим заданиям, соответствующим действительному уровню уч-ся, можно вернуться спустя несколько уроков, попросив его выполнить задания более высокого уровня на уроке или дома);

Б) неадекватная оценка - ученик переоценил свои силы, взялся за сложные задания, помучился с ними, не выполнил его и не успел выполнить другие (через некоторое время я предлагаю  ребенку задания более узкого уровня)

Отслеживание уровня работы происходит только относительно самого ребенка, без сопоставления его с другими и фиксируется в специальной таблице.

Прежде всего определяется:

А) уровень его прогностической оценки – какие задания выбирает для выполнения сам ученик, как они соответствуют его реальным возможностям, как эти уровни выглядят в динамике;

Б) уровень непосредственного выполнения заданий предметного характера;

Учитель может оценить, насколько соответствует прогностическая оценка ученика реальному качеству выполнения работы.

Оценивание работы происходит только по тем заданиям, которые ребенок выбрал для выполнения.

Подобные уроки ценны тем, что они дают возможность обучающимся самостоятельно не только планировать ход выполнения заданий, но и оценить себя, свои возможности, спланировать работу по  коррекции.

Таким образом, виды уроков контроля имеют многофункциональное назначение и позволяют  определить уровень сформированности УУД.

 Помимо прочных предметных знаний современному школьнику необходимы умения активной познавательной деятельности, планирования, контроля, оценки собственной деятельности, эффективной коммуникации.

Использованная литература: 

  1. А.Б. Воронцов «Теория и практика развивающего обучения», Томск,: Пеленг, 1992.
  2. Г.В Репкина, А.П.Заика Оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности. Томск,: Пеленг, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ПО СРЕДСТВАМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ.

Дистанционное образование детей-инвалидов в России набирает всё большие обороты, так как позволяет снять основные ограничения, которые препятствуют инвалидам в получении образования: невозможность пер...

Тестовый контроль на уроках физика, как средство формирования предметных компетенций.

В статье изложены виды тестов, их роль в процессе подготовки к ЕГЭ....

Из опыта работы по методической теме: "Контроль как средство повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка"

Нередко в школьной практике учителя оценивают умения учащихся владеть иноязычной речью только путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике. Вместо того чтобы установить достижения ученика, ...

Уроки развивающего контроля как средство подготовки к итоговой аттестации

Как сформировать у обучающихся умение работать в ситуации «самооценивания», «контроля над знанием», в частности контроля успешного выполнения заданий ГИА, ЕГЭ? Проблемы, с которыми могут столкнуться у...