Урок русского языка в 7 классе с применением ИКТ на тему: "Наречие как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Штрыкова Людмила Васильевна

Урок русского языка в 7 классе с применением ИКТ на тему: "Наречие как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_narechie_kak_chast_rechi.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Выкопанская средняя общеобразовательная школа

Урок русского языка в 7 классе

 Тема: «Наречие как часть речи»

        

(с применением ИКТ)

                                                                     Учитель русского языка

                                                     и литературы

                                                        Штрыкова Л.В.

 

п. Сельхозтехника

Цели урока:

- учащиеся должны знать морфологические признаки наречия;

- учащиеся должны употреблять наречия в тексте;

- продолжить формирование у школьников культуры речи.

 Вид урока:  урок-путешествие.

Форма урока: на основе ИКТ, с элементами игровой технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование к уроку:   компьютерная презентация, конверты с буквами  и отметкой «5».

Х о д   у р о к а

  1. Организационный момент (слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы отправимся на прогулку… но об этом чуть позже. А пока…

2. Работа со стихотворением. Определение темы урока (слайд 2)

Наш язык и скромен и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь – солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою вся Россия!

Учитель: Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение и о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!)

На каком приеме построено стихотворение?  (Прием ассоциаций)

Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации?  (Наречие).

Назовите наречия, которые встретились в стихотворении. (Высоко, светло, темно, ароматно, красиво).

Слайд 3   «Наречие как часть речи» - такова тема нашего урока.

  1. Постановка цели урока  (слайд 4)

Вас приветствует губернатор города «Наречие»!  Сегодня вы побываете в городе, губернатором которого я являюсь. Будете не только гулять и любоваться окрестностями, но и вспомните все, что вам известно об этой части речи и узнаете много нового.

        Ваша задача – добраться до конечного пункта – «Центра занятости Наречий». После каждого верно выполненного задания я буду вручать вам конверт с буквами. Какими? Об этом вы узнаете, когда доберетесь до Центра и сможете из собранных букв составить ключевое слово.

  1. Актуализация знаний о наречии (слайд 5)

Ну что, готовы отправиться в гости к Наречиям?

 Запишите тему нашего урока.

Прием «Мозговой штурм» (слайд 6)

Мы находимся у городских ворот. Чтобы открыть ворота и пройти в город, вам нужно будет выполнить ответственное задание: поработайте в группах, вспомните и запишите все, что вы знаете о наречии.

Каждая группа составляет свои записи. Затем учитель открывает новый слайд (слайд 7) и сверяет записи учеников. Группа, выполнившая работу без ошибок, получает дополнительный конверт с отметкой «5».

  1. Углубление знаний о происхождении и значении наречий, о роли в предложении

А) «Происхождение наречий» (слайд 8)

        Я еще совсем молодой губернатор, но происхожу из древнего  знатного рода. Обратите внимание на мой величавый корень –РЕЧЬ-. Он был известен еще в древнерусском языке. Слово «речь» имело значение «говорить».

        А теперь давайте переведем слово «Наречие» с древнерусского языка. Помогайте: на + реч + ие =  на + глагол + ие (слайд 9)

Как вы думаете, почему меня так звали?

Ответы учащихся

Конечно, потому что я почти всегда живу и работаю рядом с глаголом. Я – его верный помощник.

        А как наречие помогает глаголу, и только ли глаголу, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Б) У каждой группы свой текст, в который нужно вписать наречия и ответить на вопрос: Чьим помощником является наречие?

Задание для 1 группы. Восстановите текст (слайд 10).

Вместо пропусков употребите  подходящие по значению наречия.

________ночью пошел дождь. Он_______ стучал в окна, ________ шумел в густой листве деревьев, ___________ журчал в водосточных трубах. ____________он затихал, и ____________ слышно было, как крупные дождевые капли___________ и __________ падают в бочку, стоявшую под окном. ___________ , как бы набравшись сил, дождь __________начинал лить густыми потоками.   (Л. Лагин)

Слова для вставки: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, солидно, снова, звонко, лихо.

Чьим помощником можно назвать наречие?  (Наречие - активный помощник глагола, поясняет его, придает ему четкость).

Задание для 2 группы. Восстановите текст (слайд 11).

Вместо пропусков употребите  подходящие по значению наречия.

Тимошка ________ быстро оказался ________ с ней (Дашей) и, борясь с потоками воды, которые ____ падали _________, несколько раз _______ отряхнулся, затем сел и _________ посмотрел на промокшую Дашу. Дождь _______ шумел в листьях яблони,_______ все кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные водой. (П.Проскурин)

Слова для вставки: доверху, очень, по-прежнему, вокруг, рядом, весело, яростно, непрерывно, сверху.

Чьим помощником является наречие? ( Наречие – активный помощник глагола и другого наречия).

Задание для 3 группы. Восстановите текст (слайд 12).

Вместо пропусков употребите  подходящие по значению наречия.

Над землей _______ поднимается холодное солнце, _______ бежит холодный ветерок, _________ несутся холодные тучи… Жизнь замирает _________, ________. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона..

         И _______ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую землю _______ начинают падать миллионы ___________ красивых снежинок, и вся она становится __________ белой. (В. Короленко)

Слова для вставки: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно.

Чьим помощником является наречие? ( Наречие – активный помощник глагола и  прилагательному).

С текстом вы справились, второй конверт заработали. Отправляемся за третьим.

В) Разбор словосочетаний ( выяснение значений наречия, его роли в предложении, типа связи в словосочетаниях с наречиями).

К доске выходят представители каждой группы (по очереди0 и разбирают словосочетания.

Образцы разбора словосочетаний разных типов:

1 группа:   глагол + наречие (слайд13)

Весело стучал  (признак действия)

2 группа:  наречие + прилагательное (слайд 14)

Удивительно красивых   (признак признака)

3 группа: наречие + наречие  (слайд 15)

Очень быстро (признак признака)

(слайд 16)  Какое словосочетание с наречием вы можете найти в предложении:

Прогулка пешком по нашему городу покажется вам увлекательной.

Прогулка пешком  (признак предмета)

Сделаем вывод от каких частей речи может зависеть наречие и что оно обозначает?

Вы справились с третьим заданием и получаете еще один конверт.

  1. Этимологическая пауза

Есть у нас в городе этимологический музей.  (Этимология изучает происхождение слов)

(Слайд 17)  Первый экспонат – сгоревший дотла дом. Какое отношение он имеет к нашему дому? Обычно смысл наречия «Дотла» связывают с глаголом «тлеть». Ученые-этимологи выяснили, что слово «тло» значит «Основание»: сгореть дотла – сгореть до основания.

7. Разгадаем ребусы!    Слайд  18

Вот вы добрались до последнего  пункта. Здесь Наречия работают, а когда выдается свободная минутка, они придумывают ребусы. Разгадайте и получите последний конверт.   (Ответы: рядом, вокруг)

  1. Открытие ключевого слова

А теперь пришло время открыть конверты и составить слово из собранных букв.

Слайд 19  Это наречие   ДРУЖНО

Почему именно он стало ключевым?   (Только дружная работа, совместный поиск правильного решения, уважение к каждому помогло нам достигнуть цели)8

  1. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок за урок.

  1. Домашнее задание:

  1. Выучить теоретический материал учебника
  2. Написать письмо другу, в котором рассказать о городе «Наречие»

10.  Слайд 20    Спасибо всем за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Урок русского языка по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи" ( 6 класс)

Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).

В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...