ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ГЛУХИХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по русскому языку на тему

Зуева Ольга Евгеньевна

статья на тему "обогащение словарного запаса глухих на уроке русского языка и развития речи в средней школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zueva_o.e.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

О.Е.Зуева

соискатель кафедры ПиП ФНК НГПУ,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории  специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 37 I,II вида
(Новосибирск)

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА   ГЛУХИХ  КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ  РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Богатство культурного  опыта человека непосредственно соотносится с количественными и качественными параметрами его словарного запаса.

А как вы думаете, просто ли глухому овладевать все новой и новой лексикой?

Обогащение запаса слов у учащихся является одной из основных задач преподавания русского языка и культуры речи в школе для глухих детей. Важность этой проблемы определяется тем, что речи глухих свойственна относительная словарная бедность.

По показателям развития речи у глухих детей наблюдается большое своеобразие. Для них характерно существенное недоразвитие обычной бытовой фразовой речи, которой слышащие дети, развивающиеся нормально, уже овладевают к двум годам и значительно ее совершенствуют в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Речь глухих детей  бедна по словарю, по способам высказывания. Поэтому у глухих детей наблюдается заметное снижение словесной памяти по сравнению с тем, что отмечается у их слышащих сверстников.

 Большое значение расширению словарного запаса в процессе обучения русскому языку придается потому, что с этим связано овладение словом, роль которого в познании объективной действительности огромна. Вместе со словом приходят знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение с членами коллектива, говорящего на данном языке [Баранов 1962:5].

Немного методики…

Учеными (А.В. Прудникова, М.Т. Баранов) разработаны принципы отбора тематических групп и словарно-семантической работы русского языка.

 М.Т. Баранов определяет следующие цели обогащения словарного запаса учащихся: 1) «количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов; 2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами» [Методика преподавания русского языка].

Количественное расширение запаса слов у глухих выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем). Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования лексем).

На словарную работу программа не отводит специального времени. Школьная практика выработала опыт попутных словарных упражнений, выполняемых при изучении языка, правописания и в процессе работы по развитию речи. «Лексические упражнения решают задачи: активизируют и обогащают словарный запас учащихся, воспитывают у них внимание к слову, его значению. Практический материал этих упражнений открывает богатые возможности для проведения воспитательной работы на уроках русского языка». [Прудникова 1979:28].

Словарно-семантические упражнения предназначены для закрепления в сознании глухих семантики нового для них слова, запоминания семантического поля (элементов его парадигмы) и для показа типичной лексической сочетаемости этого слова.

Словарно-семантическими являются следующие виды упражнений: составление

  1. словосочетаний, отражающих типичную лексическую сочетаемость слов;
  2. предложений;
  3. тематических или лексико-семантических групп слов.

Перечисленные упражнения делятся на две группы: в первую группу входят упражнения, связанные с работой над значением слова, во вторую – с употреблением слова с учетом его значения.

В соответствии с перечисленными особенностями слова в словарно-семантической работе необходимо учитывать следующие частно-методические требования или принципы: экстралингвистический, парадигматический и синтагматический.

Экстралингвистический принцип выражается в соотношении слова и реалии. Практически он реализуется в сопоставлении предмета или его изображения со словом. На экстралингвистический принцип целесообразно опираться при обогащении речи учащихся словами с конкретным значением.

Парадигматический принцип – это показ слова в его ассоциативных связях – родо-видовых, синонимических, антонимических, тематико-смысловых, лексико-семантических, деривационных. Практически этот принцип реализуется в показе всего или части семантического поля слова, вводимого в словарный запас.

Синтагматический принцип проявляется возможного словесного окружения нового слова с целью выяснения его валентных связей. Методическое средство его реализации – составление словосочетаний и предложений с изучаемыми словами [Методика преподавания русского языка].

А.В.Текучев выделяет ещё функциональный принцип – показ употребительности слова в определенных стилях, контекстуальный принцип – включение слова в контекст словосочетания, предложения, связного целого [Основы методики русского языка].

Существует несколько способов (приемов) толкования лексического значения слова, которые делятся на две группы : на основные и на дополнительные. К основным приемам толкования лексического значения относятся семантическое определение и структурно – семантическая мотивация. Семантическое определение включает в себя отнесение реалии к тому или иному роду явлений и перечень видовых признаков. Структурно – семантическая мотивация включает в себя лексическое значение исходного слова и перечень новых видовых признаков реалии. Этот способ толкования (семантизация) лексического значения слова применяется к словам с достаточно ясной внутренней формой слова. Семантическое определение может быть применено к любым словам.

Дополнительные приемы семантизации слов: сопоставление неизвестного слова с известным, контекст, наглядность. Эти приемы семантизации раскрывают лишь одну какую – то сторону семантики слова или дают самое общее представление о лексическом значении слова.

        Формирование и обогащение лексики у глухих детей остается и будет оставаться одной из важнейших задач для учителя-дефектолога, учителей русского языка и литературы . Работая с глухими детьми, мы убеждаемся, что дети имеют очень ограниченный словарный запас. Они пользуются в своей речи практически одними и теми же словами и часто используют хорошо знакомое им слово в неподходящей ситуации. Глухие дети в содержании своих сообщений называют в основном предметы и некоторые действия, используя для этого имена существительные и крайне ограниченный ряд глаголов. А чтобы слово было понятно и правильно использовано в речи глухого ребенка, он должен понимать лексическое значение данного слова и уметь его использовать в различных синтаксических конструкциях (формы слова, словосочетания, предложения, небольшие тексты). Для этого нужна целенаправленная коррекционная и лингвистическая работа.

 На мой взгляд, в работу должны быть включены пять вышеизложенных принципов одновременно. Считаю, что обогащение словарного запаса глухих должно проводиться комплексно и систематически.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Баранов М.Т. Лексика и фразеология на уроках русского языка. – М., 1988.
  2. Баранов М.Т. Вопросы изучения лексики русского языка. - М., 1962.
  3. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. - М., 2000.
  4. Барчук Л.В. Психолингвистические проблемы функционирования слова в лексиконе человека. – Тверь, 1999.
  5. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. - М., 1993
  6. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М., 1979.

7.     Фрадкина Р.Н. Говорящие руки: Тематический словарь жестового языка глухих России. — М., 2001.

8.     Специфические средства общения глухих России: Видеокурс в 3 ч. — СПб. — Павловск: ГОУ Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР,

Консультация  для  воспитателей  ДОУ....

Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

Комплекс упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 6 классе, направленных на обогащение словарного запаса

Подобранные и разработанные  упражнения представляют собой комплекс. По мнению С.И. Ожегова, комплекс - совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это с...

Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...

Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей

Не для кого не секрет, что тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и их педагогов уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, остав...

Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей.

В современном мире очень важно знание иностранных языков, но тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и учителей уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словоо...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...