"Производные и непроизводные предлоги
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Андреева Ирина Борисовна

Разработка урока, карточки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proizv._i_neproizv._predlogi.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Производные и непроизводные предлоги

Цель:  

  1. Познакомиться с производными и непроизводными предлогами
  2. Научиться отличать предлоги от других частей речи
  3. Уметь подбирать предлоги – синонимы

Ход урока:

  1. Взаимопроверка Д/З

2а. Самостоятельная работа (№293) – составить словосочетания, ставя в нужном падеже выделенное существительное)

2б. Работа по карточкам: Карточка 1.

Направиться на работу - уйти ... работы; выехал в город - приехал ... города; поступил на завод - уволился ... завода; спешить в театр - вернуться ... театра; поступить на.курсы - уйти ... курсов; бежать в школу - бежать ... школы; родился в Армении -приехал ... Армении; родился на Кавказе - приехал ... Кавказа.

Карточка2.

Вернуться ... школы; приехать ... города; уйти ... цеха; выйти ... завода; прийти ... театра; выехать ... деревни; отправиться ... станции; выйти ... помещения; приехать ... института.

Карточка 3.

Составьте словосочетания с глаголами.

Раскинуть (что?), раскинуть (на чем?), отпилить (что?), отпилить (от чего?), положить (что?), положить (на что?), принести (что?), принести (для кого?), прятать (что?), прятать (где?).

Карточка 4.

Составьте словосочетания с данными глаголами. В каких словосочетаниях не может быть предлогов? Почему?

Положить, следить, принести, спилить, бежать, работать, озябнуть, раскинуть, передать, отломить.

Карточка 5.

Исправьте ошибки, записав верный вариант предложения.

1) Саша оплатил за коньки и получил их. 2) Отец обещал своим сыновьям о поездке к бабушке. 3) Учитель указал Володе его ошибки. 4) Завод гарантирует о выполнении заказа в срок. 5) Вожатый рассказал нам цель работы. 6) Кассир разъяснил об условиях лотереи. 7) Тренер подчеркнул о необходимости регулярных занятий. 8) Миша доказал о своей правоте.

3. Работа с классом по теме.

1. В о п р о с ы (беседа, устно).

  1. Что такое предлог?
  2. Для чего предлог служит?        
  3. Какие отношения выражает?
  4. Перечислите предлоги, которые употребляются только с одним падежом; с несколькими падежами (см. таблицу предыдущего урока).
  5. Какому стилю речи свойственны предлоги благодаря, согласно, вопреки!
  6. Какому стилю речи свойственны предлоги насчет, вроде!

1вариант        II вариант

расположенный между...        подошли к ...

гулял с ...        встретил на...

рассказал о ...        видел на...

сидел под ...        стоять подо...

скучал по ...        горюет по ...

приблизительно ...        величиной с ...

порхают надо ...        затерялся меж ...

Внимание! При глаголах «чувства» (плакать, тужить, горевать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом (тужить по сыну, горевать по отцу, тосковать по Родине), но

личные местоимения первого и второго лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже (плачет по вас, горюет по нас).

  1. после глаголов «движения» (ходить, бежать, гулять и т.д.) предлог употребляется с дательным падежом: гулял по полю, по лесу, бежать по берегу;
  2. предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь»:

по окончании                                                  

по прибытии

по истечении

по приезде

по выходе

V. Сообщение темы и целей урока.

1.Чтение  материала учебника (с. 136).

  1. Как образуются производные предлоги?
  2. Как отличить производный предлог от других частей речи?

2.Анализ  предложений.

(В) продолжени.. целого часа мы наблюдали зеленые огни на воде (Новиков-Прибой).

(В) продолжени.. беседы он (ни)разу (не)улыбнулся.

(В) продолжени.. книги мы обнаружили интересные факты.

Запись  в тетрад я х (после анализа предложений):

  1. К предлогу нельзя поставить вопрос.
  2. У предлога нет самостоятельной роли, он выражает зависимость одних слов от других.
  3. К предлогу можно подобрать синоним.
  4. Внимание: у предлога в продолжение на конце пишется е.

VI. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 296 (устно). В выделенных предлогах укажите производные. От каких частей речи они образованы?

2.Выполнение упражнения 299.

-        В  каких  предложениях допущена ошибка?  Исправьте  ее, употребив предлог с причинным значением.

3.        3амени производные предлоги непроизводными.
Вследствие дождя
(из-за), в течение дня (за), спустя несколько

лет   (через),   ввиду   приближения   каникул   (из-за),   пробираться сквозь заросли (через), сидеть возле костра (у).

4.        Выполнение упражнения 298 (на доске).

  1. Подберите подходящие по смыслу предлоги, ставя существительные в скобках в нужном падеже (дательном).
  1. Подберите к выделенному слову однокоренные слова разных

частей речи.

-        Выполните морфологический разбор слова улыбающийся.

5.        Спишите. Устно объясните, в каких сочетаниях использован производный предлог, а в каких - другие, самостоятельные части речи.

Отсутствовать на занятиях (в) течени.. недели; наблюдать изменения (в) течени.. реки; болеть (в) продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в) продолжени.. книги; не пойти (на) прогулку (в) следстви.. дождя; (в) следстви.. использованы показания свидетелей.

VII. Подведение итогов урока.

-        Как отличить предлог от самостоятельной части речи?
~ В чем отличие производных предлогов от непроизводных?

Д/З правило, №301, 302


Производные и непроизводные предлоги

Цель:  

  1. Познакомиться с производными и непроизводными предлогами
  2. Научиться отличать предлоги от других частей речи
  3. Уметь подбирать предлоги – синонимы

Ход урока: 

  1. Взаимопроверка Д/З

. Самостоятельная работа (№293) – составить словосочетания, ставя в нужном падеже выделенное существительное)

. Работа по карточкам

3. Работа с классом по теме.

1. Вопросы (беседа, устно).

  1. Что такое предлог?
  2. Для чего предлог служит?        
  3. Какие отношения выражает?
  4. Перечислите предлоги, которые употребляются только с одним падежом; с несколькими падежами?
  5. Какому стилю речи свойственны предлоги благодаря, согласно, вопреки?
  6. Какому стилю речи свойственны предлоги насчет, вроде?

                                1вариант                                                         II вариант

расположенный между...       подошли к ...

гулял с ...                                 встретил на...

рассказал о ...                          видел на...

 

скучал по ...                                    горюет по ...

приблизительно ...                         величиной с ...

порхают надо ...                             затерялся меж ...

Внимание! При глаголах «чувства» (плакать, тужить, горевать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом (тужить по сыну, горевать по отцу, тосковать по Родине), но

личные местоимения первого и второго лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже (плачет по вас, горюет по нас).

  1. после глаголов «движения» (ходить, бежать, гулять и т.д.) предлог употребляется с дательным падежом: гулял по полю, по лесу, бежать по берегу;
  2. предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь»:

по окончании                                                  

по прибытии    

по истечении

по приезде          

по выходе

4. Новая тема

1.Чтение  материала учебника (с. 136).

2.Анализ  предложений.

(В) продолжени.. целого часа мы наблюдали зеленые огни на воде (Новиков-Прибой).

(В) продолжени.. беседы он (ни)разу (не)улыбнулся.

(В) продолжени.. книги мы обнаружили интересные факты.

Запись  в тетрадях (после анализа предложений):

Внимание: у предлога в продолжение на конце пишется е.

5. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 296 (устно). В выделенных предлогах укажите производные. От каких частей речи они образованы?

2.Выполнение упражнения 299.

3.        3амени производные предлоги непроизводными.
Вследствие дождя
, в течение дня, спустя несколько лет,   ввиду   приближения   каникул, пробираться сквозь заросли, сидеть возле костра.

4.        Выполнение упражнения 298

  1. Подберите подходящие по смыслу предлоги, ставя существительные в скобках в нужном падеже (дательном).
  1. Подберите к выделенному слову однокоренные слова разных частей речи.

-        Выполните морфологический разбор слова улыбающийся.

5.        Спишите. Устно объясните, в каких сочетаниях использован производный предлог, а в каких - другие, самостоятельные части речи.

Отсутствовать на занятиях (в) течени.. недели; наблюдать изменения (в) течени.. реки; болеть (в) продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в) продолжени.. книги; не пойти (на) прогулку (в) следстви.. дождя; (в) следстви.. использованы показания свидетелей.

VII. Подведение итогов урока.

-        Как отличить предлог от самостоятельной части речи?  В чем отличие производных предлогов от непроизводных? Д/З правило, №301, 302


Карточка 1.

Направиться на работу - уйти ... работы; выехал в город - приехал ... города; поступил на завод - уволился ... завода; спешить в театр - вернуться ... театра; поступить на курсы - уйти ... курсов; бежать в школу - бежать ... школы; родился в Армении -приехал ... Армении; родился на Кавказе - приехал ... Кавказа.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка2.

Вернуться ... школы; приехать ... города; уйти ... цеха; выйти ... завода; прийти ... театра; выехать ... деревни; отправиться ... станции; выйти ... помещения; приехать ... института.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка 3.

Составьте словосочетания с глаголами.

Раскинуть (что?)                                  , раскинуть (на чем?)                                , отпилить (что?)                       , отпилить (от чего?)                                , положить (что?)                               , положить (на что?)                            , принести (что?)                             , принести (для кого?)                            , прятать (что?)                                  , прятать (где?)                                 .

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка 4.

Составьте словосочетания с данными глаголами. В каких словосочетаниях не может быть предлогов? Почему?

Положить,

 следить,

 принести,

спилить,

бежать,

работать,

озябнуть,

раскинуть,

 передать,

 отломить

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка 5.

Исправьте ошибки, записав верный вариант предложения.

1) Саша оплатил за коньки и получил их. 2) Отец обещал своим сыновьям о поездке к бабушке. 3) Учитель указал Володе его ошибки. 4) Завод гарантирует о выполнении заказа в срок. 5) Вожатый рассказал нам цель работы. 6) Кассир разъяснил об условиях лотереи. 7) Тренер подчеркнул о необходимости регулярных занятий. 8) Миша доказал о своей правоте.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Производные и непроизводные предлоги. 7 класс

Урок знакомства с новым материалом, на котором ребята познакомятся с правописанием производных и непроизводных предлогов, научатся отличать омонимичные производным предлогам самостоятельные части речи...

Урок на тему: "Производные и непроизводные предлоги"

Урок на тему: " Производные и непроизводные предлоги"...

Презентация к уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги"

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Производные и непроизводные предлоги"...

Конспект урока "Производные и непроизводные предлоги"

Конспект к уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги"...

Конспект урока по теме "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс

Урок позволяет проверить знания по теме "Предлог"....

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...