Рабочая образовательная программа по русскому языку 8 КЛАСС по УМК под редакцией М.В. Панова
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Прикуле Марина Николаевна

 

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19» г. Читы


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______________


От ___________ 2012г.


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

МБОУ «СОШ №19»

Пашкевич И.М.

___ сентября 2012г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №19»

________________

Булгакова И.П.

Образовательная (рабочая) программа

Русский язык

8Б  класс

Учитель Прикуле Марина Николаевна

        

2012-2013 учебный год

Раздел I

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по образовательным   областям,  утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  4. Учебный план МБОУ СОШ №19 на текущий учебный год.
  1. Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 8 класс» М.В.Панов, С.М.Кузьмина и др. и рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
  2.  Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику: «Русский язык. 8класс» М.В.Панов, С.М.Кузьмина и др. М. «Русское слово» 2012 г. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в восьмом классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для восьмого класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения русскому языку

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. 
  5. применение знаний и умений в жизни.

Технологии, используемые на уроках

На уроках используются различные методы и средства обучения. Объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы используются с целью осознанного восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала.  Предпочтение отдается частично-поисковому и проблемному методам с целью применения знаний в новой учебной ситуации. Используется исследовательский метод с целью творческого применения знаний и умений в новой учебной ситуации.

Повторение осуществляется двумя путями: 1) изучение нового опирается на пройденный материал, 2) задания включают материал разных разделов, изученных ранее.

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  1. возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
  2. образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  3. выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
  4. распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
  5. отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
  1. Информационные технологии. Компьютерные информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, репродукций, портретов, фотографий, раздаточного и справочного материала, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). Групповая творческая деятельность захватывает детей, объединяет их интересы, учит толерантности. Они получают навыки общения, сотрудничества, регуляции поведения в коллективе. Работа в группах раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, помогает преодолевать неуверенность, вселяет чувство взаимной заинтересованности, учит свободно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию, слушать мнение других. Они учатся ставить пред собой цели, определять способы их достижения, прогнозировать результат и самостоятельно действовать по намеченной программе. Учащимся нравится выполнять задания на компьютере: редактировать тексты, набирать тексты своих творческих работ, оформлять свои доклады, проектные работы, рефераты, дидактические материалы, выполнять тестовые задания: сжимать, разворачивать, использовать презентации, создавать электронные таблицы и схемы. Так можно соединять приятное с полезным, скучное с интересным.
  2. Технология уровневой дифференциации. Использование ее способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения школьников. При этом:
  1. обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
  2. предоставляет условия для формирования и развития у учащихся интереса к работе с текстом;
  3. создает условие для проявления самостоятельности и инициативности, т.е. предоставляет ученику момент самостоятельного выбора заданий;
  4. создает условия для максимального достижения результата;

При всем этом дает учителю возможность конструировать задания с опорой на индивидуальные возрастные, психологические возможности каждого ученика и его общий уровень подготовленности.

  1. Технология проектного обучения. Система уроков сориентирована не только на получение готовых знаний, но и на творческий подход, использование проектов и исследовательской деятельности. Система занятий предусматривает усиление мотивации за счет воспитания личностно и общественно востребованных качеств.

Индивидуальная, групповая проектная деятельность учащихся имеет исследовательскую, познавательную и практическую направленность, позволяет формировать:

  1. Самостоятельность обучения ученика;
  2. Решать творческие задачи;
  3. Развивать системное мышление;
  1. Технология проблемного обучения. Такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. Это форма активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.
  2. Технология развития критического мышления. Проявляя критическое мышление, дети выступают в роли исследователей; самостоятельно добытые знания способствуют самореализации учащихся, а в конечном итоге – самоутверждению. А это – очень немаловажный фактор в становлении интереса к обучению. Учитель выступает в каждой из стадий урока в роли организатора: на первом этапе организует самостоятельную актуализацию ранее приобретенных знаний и определение направления в изучении новой темы; на втором этапе - активную работу учащихся с новой информацией; наконец, на третьем этапе - самостоятельную систематизацию учащимися нового материала.
  3. Здоровьесберегающие технологии. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления и снятия у них мышечного статического напряжения провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, эмоциональную разрядку: слушание музыки, просмотр видеоклипов, отрывков из видеофильмов. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Проявление гуманного отношения к детям – оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам, признание их права на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и способствует формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Освещение в классе, температура, свежесть воздуха, доброжелательная атмосфера урока оказывают положительное влияние на учащихся.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся и возможностью использовать здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

В программе предусматривается использование оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений — все это позволяет снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Система упражнений

1. Тренировочные упражнения направлены на формирование прочных правописных навыков, навыков грамматических разборов, объяснения конкретных лингвистических фактов. Упражнения содержат языковой материал, разнообразный по уровню сложности, объему, поставленным перед учащимися задачами, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке и при выполнении домашних заданий.

А) Объяснительные упражнения направлены на формирование первичных аналитических навыков опознания и мотивированного выбора решения лингвистической задачи. Эти упражнения выполняются с непосредственной опорой на содержание теоретической части учебного пособия. Для учителя объяснительные упражнения служат материалом получения первичной обратной связи, информации о степени усвоения теории учащимися.

Б) Комментированное письмо направлено на формирование правописных и аналитических навыков. Учащиеся самостоятельно решают лингвистические задачи, комментируя все ступени аналитической работы.

В) Упражнения на конструирование и упражнения на развитие речи направлены на формирование умений узнать и решить поставленную правописную задачу, не только уметь дать полную характеристику языковой единицы, но и понимать особенности ее функционирования, уметь правильно, согласно законам языка, употреблять языковую единицу в речи.

2. Обобщающие упражнения требуют от школьников целого комплекса навыков и умений  и систематизации имеющихся знаний.

3. Контрольные упражнения служат проверке знаний.  Они включают в себя диктанты, контрольные задания.

Изложенная выше система упражнений предполагает «пошаговый» характер формирования умений и навыков, обеспечивает глубокое овладение учебным материалом, нацеливает учащихся на планомерную самостоятельную работу.

Индивидуальные особенности 8Б класса.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8Б класса. В классе обучается 30 человек. Из них по итогам 7 класса  на «4» и «5» учится 17 человек.

Можно сказать, что дети имеют хорошие знания о системе русского языка и умеют применять эти знания на практике. У большинства учащихся высокая мотивация к изучению данного предмета, они всегда выполняют домашнее задание, чаще в полном объеме. Повышенный интерес к изучению русского языка и достаточный объем знаний способствуют обучению учащихся класса углубленному изучению материала. Зная индивидуальные различия и особенности воспитания отдельных учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению литературы, осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные (-.) нуждаются в дополнительных заданиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности. Важной социальной потребностью данных учащихся является потребность в поисковой активности, в самоопределении. Основная задача учителя — предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения.

Но в классе есть учащиеся, которые не проявляют интерес к предмету (-). Эти дети часто пропускают уроки по разным причинам, бывают не готовы к уроку, приходят без домашнего задания, поэтому с ними ведется индивидуальная работа.

В классе есть дети, стремящиеся к знаниям, но в силу особенностей памяти и эмоционально-волевой сферы, не могут учится хорошо (-). Слабым ученикам  нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Для этих учащихся необходимо применять дифференцированный подход с учетом их особенностей, поощрять их активность на уроке, вовлекать их в коллективную деятельность.

Большое внимание необходимо уделять чувственно-эмоциональной сфере учащихся, особенно тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами (-.). Рабочая программа по русскому языку учитывает особенности учащихся класса.

РАЗДЕЛ II

ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

А) Содержание тем учебного курса

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Повторение и обобщение пройденного (5 ч)

Грамматическая система языка. Грамматические значения русского языка. Грамматические категории. Грамматические категории и части речи. Способы выражения грамматических категорий в русском языке: синтетический и аналитический способы. Комплексное и раздельное выражение грамматических значений. Синонимия и омонимия грамматических средств языка. Морфологический строй русского языка.

Стилистическое использование грамматических форм слова.

СИНТАКСИС (69 ч) Основные понятия синтаксиса (1ч)

Предмет синтаксиса. Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Подчинительная и сочинительная связь слов и предложений. Средства выражения синтаксической связи.

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание (5 ч)

Словосочетание — грамматически связанное сочетание самостоятельных слов.

Сочинительные и подчинительные словосочетания. Типы подчинительной связи слов: согласование, управление, примыкание.

Типы отношений, передаваемых подчинительными словосочетаниями: определительные {прямая дорога, моих друзей), объектные (увидели оленя, возьми молоток), обстоятельственные (быстро вскочил, закричали громче). Средства выражения этих отношений.

Синонимия словосочетаний с разными типами связи.

Особый вид подчинительных словосочетаний — предикативные словосочетания (существительное в именительном падеже + глагол).

Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение (64 ч)

Простое предложение. Предложение — синтаксическая единица, которая выражает относительно законченную мысль. Необходимые условия построения предложения.

Интонация предложения: повествовательного, вопросительного, восклицательного. Интонация вопросительного предложения с вопросительным словом (Кто пришел? Куда положить чемодан?) и без него (Обед уже готов? Вопрос о связи материи и сознания уже решен?). Логическое ударение.

Классификация предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные), по характеру отношения к высказыванию (утвердительное или отрицательное).

Распространенные и нераспространенные предложения.

Предложения с двумя главными членами (двусоставные) и предложения с одним главным членом (односоставные).

Двусоставные предложения. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Подлежащее как грамматически независимый член предложения. Способы выражения подлежащего.

Сказуемое как предикативный центр предложения.

Типы сказуемых. Простое и составное сказуемое.

Способы выражения именной части составного сказуемого. Знаменательные глаголы в роли связок: Он пришел усталый, она лежала больной... Нулевая связка при именном сказуемом. Тире при нулевой связке.

Второстепенные члены предложения.

Дополнение прямое и косвенное.

Определение согласованное и несогласованное. Приложение как вид определения.

Дефис при приложениях. Разряды обстоятельств. Односоставные предложения.

Безличные предложения. Способы выражения сказуемого в этих предложениях.

Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.

Определенно-личные предложения с одним глагольным главным членом.

Преобразование неопределенно-личных предложений в предложения с двумя главными членами (В коридоре шумели — В коридоре кто-то шумел, или: Многие шумели, или: Посетители шумели). Переделка безличных предложений в личные и, наоборот, личных в безличные по определенным моделям (Веслом задело платье. — Платье задело весло; Нас оглушило шумом улицы. — Шум улицы оглушил нас).

Назывные предложения — не односоставные.

Предложения полные и неполные. Неполные предложения — такие, в которых опущены члены, присущие их модели. Разные опущения в разных контекстах и ситуациях (эллипсисы). Случаи, когда неполное предложение состоит из одного слова, а в модели его — много членов (— Отец пришел с работы в ночной смене. — Усталый?).

Употребление неполных предложений в речи.

Предложения распространенные и нераспространенные.

Однородные члены предложения. Соединительные, противительные и разделительные союзы как средство выражения разных отношений между однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительной связью и подчиненные одному члену предложения, могут быть выражены разными частями речи.

Однородные и неоднородные определения.

Обобщающие слова при однородных членах.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Обособленные члены предложения. Понятие об обособленных членах как о членах предложения, несущих добавочное синтаксическое значение.

Средства выражения обособления: паузы, интонация, порядок слов. Обособленные определения, в том числе приложения и обстоятельства. Обособленные уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при обособлении.

Слова, грамматически не связанные с предложением.

Вводные слова, словосочетания и предложения и вставки.

Обращения. Употребление частиц и междометий при обращениях. Именительный представления.

Слова-предложения да, нет. Междометия.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с цредложением.

Синтаксический разбор простого предложения.

ЯЗЫК И ФОРМЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (4 ч)

Литературный язык. Понятие о диалектах. Наречия русского языка. Диалектные словари.

Рассказы о лингвистах: А.М. Пешковский, В.В. Виноградов, Р.И. Аванесов.

        ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 8 КЛАССЕ (6 ч)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Текст. Публицистический стиль речи, его особенности и жанры.

Синтаксический параллелизм как средство выражения смысловой параллельной связи предложений в тексте.

В) РАСПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Распределение учебного времени

Общее количество часов

В том числе

Развитие речи

Контрольные работы

1

Всего часов по учебному плану

102

18 ч.

8 ч.

2

Количество часов в неделю

3 час.

3

Запланировано на 1 четверть

26 час.

4 ч.

2 ч

4

Запланировано на 2 четверть

22 час.

2 ч.

2 ч.

5

Запланировано на 3 четверть

30 час.

6 ч.

2 ч.

6

Запланировано на 4 четверть

24 час.

6 ч.

2 ч.

Раздел III

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать:

  1. смысл лингвистических понятий (терминов), изученных в курсе;
  1. особенности текстов разных типов и стилей;
  1. синтаксические единицы языка; типы синтаксической связи; типы предложений;

понимать:

—роль литературного языка и диалектов в жизни общества; уметь:

  1. свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочниками; извлекать информацию из различных источников;
  1. производить синтаксический разбор предложений;
  1. соблюдать в практике письма изученные пунктуационные правила;
  2. создавать тексты разных типов и стилей, соблюдая речевые и правописные нормы литературного языка.

уметь:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность прослушанного текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

ЧТЕНИЕ:

-  прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

-  пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-  адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

-  создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция,  риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;    

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

-  различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

-  правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

-правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Раздел IV

Формы и виды контроля

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-ом классе следующие:

-  диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);

- тест;

- проверочная работа с выборочным ответом;

- комплексный анализ текста;

- подробное и выборочное изложение;

- изложение с элементами сочинения-рассуждения;

- сочинение - описание памятника;

- сочинение на морально-этическую тему;

- публичное выступление по общественно-важным проблемам;

- сочинение-рассказ на свободную тему;

- устное высказывание на лингвистическую тему.

РАЗДЕЛ V

Критерии и нормы оценивания обучающихся

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка

Критерии

«5»

Ученик

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,

и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

Объем письменных работ

Диктант

Изложение

Сочинение

120-150

250-350

200

Оценка за диктант

(подсчитываются и выносятся вместе с оценкой ошибки: орфографические – пунктуационные – грамматические)

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

За безошибочную работу, а также за работу, в которой допущена негрубая орфографическая или пунктуационная ошибка.

2-2-0, 0-2-2,

1-2-1, 0-2-1,

0-2-2, 1-3-0,

0-3-1, 0-4-0.

4-4-0, 0-4-4,

3-5-0, 3-4-1,

3-3-2, 3-2-3,

2-4-2, 1-5-1,

1-4-2, 0-7-0,

0-6-1, 2-5-0,

5-4-0, 5-3-1.

5-5-0, 5-6-2,

4-5-4, 4-7-3,

4-8-0, 3-7-4,

7-7-0, 0-7-7.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода воды, рот ротик, грустный грустить, резкий резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Оценка грамматического задания

«5»

«4»

«3»

«2»

Выполнено правильно всё задание.

Выполнено правильно не менее 3/4 задания.

Выполнено правильно не менее половины задания.

Не выполнено более половины задания.

Оценка сочинений и изложений

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

5

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 стилевых недочёта.

Допускается: 1 негрубая пунктуационная или 1 негрубая грамматическая ошибка.

4

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 3-4 речевых недочётов.

Допускаются:

2-2-0, 0-2-2, 1-3-0, 1-2-1, 0-4-0, 0-3-1.

3

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются:

4-4-0, 0-4-4, 3-5-1, 0-7-0.

2

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических ошибок. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допускается 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

Допускаются:

7-7-0, 6-8-0, 5-9-0, 0-7-7.

1

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Более ошибок, чем указано выше.

Раздел VI

Перечень учебно-методического обеспечения

Для учащихся

Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л М.В. Панов, С.М. Кузьмина, И.С. Ильинская, Н.Е. Ильина, Т.А. Рочко; - М.: Русское слово, 2012.

Для учителя

  1. Дидактический материал к учебнику русского языка. 8 класс. Авторы В. П. Озерская, В. И.Капинос., М. М. Разумовская. М. «Просвещение» 2009г.
  2. «Почему дети делают ошибки и как их научить писать правильно». Автор Л. Б. Парубченко. М. «Реал-А» 2001г.
  3. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 1991
  4. Диск «Тесты по орфографии» . 1С: Репетитор. Чита. «1С» 2003-2004 год.
  5. Диск «Тесты по пунктуации» . 1С: Репетитор. Чита. «1С» 2003-2004 год
  6. «Стилистика текста». Автор Г. Я. Солганик. М. «Флинта», «Наука». 2011 г.
  7. Сборник задач и упражнений по русскому языку. Автор Ю. С. Пичугов. М. «Просвещение» 2008г
  8. Как пользоваться словом. Автор Т. П. Крестинская. Л. «Просвещение» 2004г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по УМК под редакцией С.И.Львовой.

Рабочая программа по русскому языку (5-9 классы) по УМК под редакцией С.И.Львовой...

Рабочая образовательная программа по русскому языку (6 класс)

Рабочая образовательная программа по русскому языку в 6 классе, составленная на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Ш...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс под редакцией Т.А.Ладыженской

Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс по редакцией Т.А Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку в 8  классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку ( М. Т. Баранова, Т. А. Лад...

рабочая программа по русскому языку 5 класс под редакцией Бабайцевой ФГОС 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование, средство контроля,...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для 8 класса по программе под редакцией В.В. Воронковой

Рецензируемая Адаптированная рабочая программа по русскому языку  разработана в соответствии - с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ и основной адаптированной...


 

Комментарии

Прикуле Марина Николаевна

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Прикуле Марина Николаевна

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Прикуле Марина Николаевна

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.