"Правила написания письма"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока в 5 классе по теме  "Письмо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                   Урок русского языка в 5 классе..

                   « Правила написания письма».

Цель: закрепить знания о знаках препинания при обращении; повторить виды предложений по цели высказывания; познакомить с правилами написания письма; прививать любовь к родному слову.

Задача: Уяснить правила написания письма; дать возможность детям осознать важность переписки, овладеть культурой выражения чувств.

Здравствуйте, ребята. А начнем мы наш с вами урок немножко необычно.

 Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Белое поле, черное семя,

Кто его сеет, тот разумеет.

                               (Письмо)

Правильно, наш урок будет посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству- умению писать письма. На нашем уроке мы  сегодня  познакомимся с правилами написания письма, повторим: что такое обращение и какие бывают предложения по цели высказывания.

  1. Повторение.

- Расставь знаки препинания в следующих предложениях

Определить вид предложения по цели высказывания.

( графопроектор)

   1. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною.

   2. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

   3. Чем вы ,гости, торг ведете,

   И куда теперь плывете?

   4. Дурачина ты, простофиля!

       Не умел ты взять выкупа с рыбки!

   5. Ой вы, молодцы честные,

        Братцы вы мои родные.

 Вопросы:

- Из какой это сказки?

-Кто из героев говорит эти слова?

- Назовите обращение. Отметьте в примерах вежливое и невежливое обращение.

2. Новый материал.

Тема нашего сегодняшнего урока «Правила написания письма».

Историческая справка.

  В 1708 году Петр 1 ввел гражданский шрифт вместо церковнославянского. Была издана «Кумплементальная книга» ( книга с образцами писем). Один из образцов таких писем :

Просительное писание некоторого человека к женскому полу:

« Моя госпожа! Я перед долгим временем честь искал с вами в компанию прийти и потом соизволения просити, дабы я себя мог за вашего преданного слугу почесть, но понеже вы столь набожны, что вас нигде Инде кроме церкви видеть не получаю, однакож и в сем святом месте через частые усмотрения вас яко изрядного ангела толико желания к вашей знаемости получил, что того скрытии не могу».

- Какое  же значение в жизни людей имеют письма.

Вывод: Правильно! С помощью писем люди общаются друг с другом на расстоянии, сообщают друг другу новости, рассказывают о своей жизни, поддерживают в трудные минуты, разделяют радость.

- Какие бывают письма?

- Какую роль в жизни людей они играют?

- Сохраняются ли у вас в семье чьи- либо письма? Если сохраняются, то почему?  Почему люди пишут письма?

  Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии. Письма сокращают расстоянии, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Они дают возможность состояться  содержательному, взаимно обогащаемому диалогу.

- Какие же бывают письма?

( стук в дверь , заходит почтальон Печкин и передает письмо учащимся 5 класса)

 Учитель зачитывает письма.

А) письмо-пожелание.

                                Дорогие дети!

 От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки  и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

                                                        Максим Горький.

Б) письмо-поздравление

                            С днем рождения мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите веселыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

                                           Любящий вас дедушка Коля.

В) письмо- информация

                                       Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из санатория. Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки. Целую.

                                     Ваша дочь Оля.

 Итог:                              письма-пожелания; поздравления, информация.

 Кому адресованы?       Родителям, близким, друзьям

Ребята, а кто такой адресат? Отправитель?

Запись на доске.

Адресат-( с нем.яз. адрес)-получатель письма.

Отправитель- тот, кто пишет письма.

 Между тем, кто пишет письмо, то есь отправителем и получателем соблюдается выработанный веками порядок.

А порядок таков:

( учитель читает. Ребята  обсуждают и кратко записывают традиционные правила)

  1. Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора , он должен быть ясен, прост, сжат.
  2. Важную роль играет умение найти верный тон своего письма, который согласовался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с тем лицом, к которому пишем:                        а) нужно сообразоваться, во-первых, с возрастом; во-вторых, с уважением, с которым мы обязаны относиться к женщинам и старым людям;                                                                                                            б) с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем;                           в) мужчина должен писать к женщине в самой почтительной форме.
  3. Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного.
  4. Если пишешь под влиянием гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу.
  5. Если кто- нибудь берет обязательство передать письмо, то он обязан передать его нераспечатанным.                                                                                      Похитить тайну письма, распечатать его- низко и недостойно честного человека.
  6. Красота почерка не требуется, но писать неразборчиво так же неприлично, как говорить невнятно, что называется бормотать себе под нос.                                                                                                               Очень невежливо и даже грубо ставить вместо подписи одну лишь букву.
  7.  Кто подписывается так, что невозможно разобрать фамилию, тот походит на человека, прячущего лицо под маской. Только знаменитости имеют право подписываться крючками или  черточками.
  8. Вежливость предписывает не задерживать ответное письмо.
  9. Письма пишутся на хорошей бумаге.
  10. Молодая особа никогда не должна ни получать, ни писать писем без согласия на это родителей или наставницы, если находится в учебном заведении.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы понимаете это правило?

- Чем продиктовано такое требование?

- Изменилось ли это правило с течением времени?

- Что это: условие правильности речи, правило хорошего тона или этическое требование? Почему?

Проверка записи в тетрадях.

Примерная запись.

Правила написания письма:

  1. Пиши ясно, просто. Сжато.
  2. Умей учитывать, кому именно пишешь.
  3. Не пиши дурного.
  4. Не отправляй во гневе.
  5. Не читай чужих писем.
  6. Пиши четко.
  7. Ставь число и подпись.
  8. Не задерживай ответа.
  9. Пиши на хорошей бумаге.

- Что такое текст?

- Можно ли назвать письмо текстом?

- На какие части можно разделить текст?

( начало- зачин, основная часть, концовка).

  Письмо, как и любой другой текст имеет 3 части. Вместе с тем письмо как текст обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресате, ему присущи диалоговые формы обращения: приветствие, прощание, обращение; другие этикетные  выражения (извинения …)

Схема текста письма.

 Письмо состоит из 4-х частей, составляющих связную целостность, удобную для чтения и запечатления.

  1.  Приветствие  и  Обращение.
  2. Приступ начинается разнообразно; с какой нибудь любезности, пожелания или извинения в утруждении письмом.
  3. Изложение о предметах, интересующих адресата.
  4. Заключение состоит из изъявления чувств преданности, почтения и прочего.
  5. Дата и собственная подпись.

Практическая работа по письмам детей.( за 3 урока до данного урока, детям было дано задание: написать письмо учителю, через 15 лет.)

- Ребята, я предлагаю вам поработать с вашими письмами, и посмотреть как написаны ваши письма, соответствуют ли они  правилам написаниям письма, а если есть ошибки, то назвать их, и в чем они состоят.

Самостоятельная работа.

     Ребята, а в чем отправляют письма? ( в конвертах)

А как они доходят до нужных адресатов? ( по адресу)

Какие адреса пишутся на конверте?

А что еще есть на конверте кроме адреса? ( индекс)

Практическая работа по  подписанию конверта.

Творческая работа.

Для правильного обращения важно находить хорошие слова. Напишите имя друга или свое имя и на каждую букву имени напишите прилагательное, которое его будет характеризовать:

Т – талантливая

     А - аккуратная

Н - ненаглядная

    Я -  ясноокая

Знаете ли вы?

   С левого края оставляют свободное поле 2-х сантиметров. Такие же поля сверху и внизу. Письмо не пишется сплошным текстом. Выделяются обращение, подпись.

    Может быть много абзацных выделений.

Домашнее задание: написать письмо друзьям, родителям, учителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила написания письма личного характера на английском языке

Правила написания письма личного характера на английском языке...

Презентация"Правила написания письма"

Данная презентация поможет учителю и учащимся в подготовке к ЕГЭ....

Правила написания письма ГИА

Даны основные рекомендации, слова и выражения, необходимые для написания письма к экзамену в форме ГИА...

Правила написания письма личного характера

материал содержит примеры писем, пошаговю инструкцию. Позволяет посторить материал....

Английский язык. Правила написания письма. ГИА

Данная презентация представляет одну из технологий обучения учащихся написанию письма....

Правила написания письма на немецком языке.

Правила написания письма на немецком языке....

Экспертное заключение на методическую разработку "Правила написания письма.Английский язык".

Экспертное заключение на презентацию "Правила написания письма. Английский язык"....