Лингвистическое изложение
методическая разработка по русскому языку по теме

Степанян Арега Сергеевна

Предлагаемые тексты для лингвистических изложений отражают историю развития языка; ребята найдут в них много занимательной, познавательной информации, расширят свой языковедческий кругозор и с уважением и любовью посмотрят на привычные, казалось бы, но такие неожиданные языковые явления. Данные тексты можно использовать как в ходе изучения различных лингвистических тем, так и в качестве проверочных и контрольных работ в 6 — 11 классах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskoe_izlozhenie.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 66

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 66 г.Краснодара

Степанян Ареги Сергеевны

2012 – 2013 уч. год

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ  ИЗЛОЖЕНИЯ

Пояснительная записка

        Лингвистическое изложение отличается от обычного тем, что учащимся нужно изложить не художественный текст, а научный, содержащий в себе сведения о языке. Текст не обязательно воспроизводить дословно, стараясь сохранить все авторские слова и выражения. Главное — передать мысли, последовательность их развития, ничего не искажая и не теряя. То есть нужно говорить о языке как науке на научном же языке. В таких изложениях нельзя утверждать что-то бездоказательно, для них характерны непротиворечивость, отсутствие двусмысленности, уважительная критика иных точек зрения.

        Предлагаемые тексты для лингвистических изложений отражают историю развития языка; ребята найдут в них много занимательной, но, в то же время, познавательной информации, расширят свой языковедческий кругозор и, хочется надеяться, по-другому — с уважением и любовью — посмотрят на привычные, казалось бы, но такие неожиданные языковые
явления.

        Данные тексты можно использовать как в ходе изучения различных лингвистических тем, так и в качестве проверочных и контрольных работ в 6 — 11 классах. Исходя из задач урока и учитывая возраст детей, учитель может сократить предлагаемые материалы либо выбрать из них наиболее актуальное для своего класса.

Фрагменты нами озаглавлены и сопровождены некоторыми грамматическими заданиями и комментариями.

ТЕКСТ № 1
Словесные системы (К разделу "Лексика")

        

Слова вступают в тесные лексические (то есть словесные) или семантические (то есть смысловые) отношения, образуют лексико-семантичекие группы конкретного и всегда легко обозримого ряда. А ряды имеют концы.

Вот один такой ряд: бой — драка —рать — брань — сила — полк — битва — сражение...

        В подобном перечне это набор слов, но не просто набор. Вы, зная современный русский литературный язык (именно современный, именно литературный и именно русский), всегда определите взаимное соотношение между этими словами... Некоторые из них показались вам устаревшими (рать, полк в значении битва, сражение или военный поход как в «Слове о полку Игореве»), другие, оказывается, изменили свое значение по сравнению с прошлым (брань теперь не обозначает сражение), третьи стали употребляться только в некоторых сочетаниях (вооруженные силы — это то, что когда-то называли полком, а позже ратью: (воинские силы, все участники боев), а четвертью сохранились в языке, но употребляются только в определенных случаях, причем каждое из них имеет свой определенный стилистический привкус: бой — драка — битва — сражение. Слова обозначают одно и то же, но в каждом отдельном случае сказать можно только так, а не иначе:________местного значения,________под Сталинградом,_________, решившее исход войны.

        Уже беглый взгляд на приведенные слова позволяет нам выявить историзмы, архаизмы, синонимы, многозначность слова, переносное значение слова и т.д. Каждое слово имеет свою особую характеристику и может употребляться только в определенном контексте. Следовательно, каждое слово входит в свою систему.

Задания

•  Напишите сжатое изложение, пояснив разницу в значении выделенных в первом абзаце слов, восстановите пропущенные слова во втором абзаце.

•   Определите      различие      между      историзмами      и      архаизмами, проиллюстрируйте это различие примерами из текста.

•  Каким словом в наше время обычно называют и воина, и бойца! Приведите примеры его употребления.

ТЕКСТ № 2

Двенадцать месяцев (К разделу "Лексика")

        Свой календарь язычник строит по солнцу, учитывая все работы, которые важны в нелегком крестьянском деле. Март в его календаре не подснежничек, это — сухий месяц. Крестьянин шел в лес, следил, как сохнут на первом солнце подрубленные им деревья и кустарник. Когда же все достаточно просыхало, он жег их тут же, на корню, насыщая будущую пашню и готовя ее к делу. И когда это происходило, наступал уже следующий месяц — березозол: зола сожженных берез кормила землю, и в землю бросалось зерно. Зерно проклевывалось зелеными щеточками на третий с начала весны месяц, и этот месяц назывался травень. Следующий за ним назван по имени кузнечика, цикады — изок. Была примета: распелись кузнечики — пора косить траву. Затем наступает червень — "красный месяц". Поспевают плоды и ягоды, созрели овощи. А зерно еще наливается в колосе. В конце следующего за червенем месяца — зарева — выходят в поле с серпами и делают самую важную работу: собирают хлеб. Много праздников связано с этим временем года — больше, чем с весной. Это зрелая пора итогов, а не зеленых надежд.

        Повеяли первые осенние ветры и прошли осенние дожди в месяце руин. Ветреный, ветрило, ревун — годится любое слово для перевода этого древнего названия для ревущего осенними ветрами месяца. Густо посыпались с деревьев листья в месяц листопад. По ночам смерзается земля, и мертвыми грудами лежит все вокруг в месяц грудень. Стынет все от первых морозцев в месяц студеный. Не просто стынет, но прямо звенит от мороза, переливается багровым отсветом лес, и дом, и пашня, и лицо, и руки, когда наступает простец (про-син-ец). Чуть-чуть отпускает мороз к началу следующего месяца, последнего в сельском году, — сечня. Сечень одним глазом в зиму смотрит: секут еще холодные зимние ветры. Другой глаз уже к весне повернут: одеваются мужики потеплее и идут в лес.
Старая пашня оскудела, хлеба дает мало, нужно новую готовить. Вся семья рубит лес, подсекает густые заросли, готовится к весне, пока не пошли по березам весенние соки. И вот снова наступает месяц
сухий...

        Крестьянский цикл замкнулся, и наша система наименований вошла в свои естественные границы. Эта система не просто внутренне замкнута, она ведь еще очень тесно связана с жизнью, она и рождается из этой жизни.

Примечание. Языческие названия месяцев записать на доске.
Задания

  1. Поясните суть названий месяцев у древних славян-язычников.
  2. Какие летние народные праздники вы знаете? Расскажите об одном из них. (Данное задание можно предложить в качестве предварительного домашнего).

ТЕКСТ № 3

(Диктант для 8—9 классов)

О словах с корнем – верст -

Начнем с истории слова, которого в современном активном употреблении нет, — со слова верста. О нем мы знаем, что когда-то, до введения метрической системы, верста обозначала меру длины — 500 сажен, то есть 1, 06 километра.

Еще мы помним пушкинские строки: "Только версты полосаты попадаются одне!" — полосатые столбы, которые обозначали каждую версту дороги. Это, конечно, распространение исходного значения слова — мера длины в 500 сажен.

        А верстак? Это слово, по-видимому, сюда не относится, оно заимствовано довольно поздно из немецкого языка через посредство польского и только по звучанию совпало с исконно славянским словом верста.

        Зато у нас сохранился сверстник — вот это действительно ближайший родственник древней версте: сверстник — ваш однолеток и тем самым ровня вам, он как бы подверстан под вас.

Задания

•  Запишите цифры словами.

•  Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

•  Докажите,   что   у   слов   верста   и   верстак   фонетическое,   а   не
семантическое совпадение.

ТЕКСТ № 4

О розе и роже

        Роз древние русичи не разводили, но дикую розу, цвет шиповника они называли лепком. Лепок — 'лепый, красивый цветок'. С появлением роз стало употребляться и их иноземное название, сначала в той форме, в какой ее услышали русские. Услышали же они о розе от поляков, которые этот цветок называют ружа, похоже на рожа. Так с ХV века в русских рукописях появляется рожа: Венчает нас рожами прежде нежели согниют; Он лицемъ красенъ рожаенъ. С нашей точки зрения, тексты несколько странные: венчают рожами, лицом красив и рожен. Все перепуталось. А перепуталось оттого, что разные по значению слова стали произноситься одинаково.

        В первой цитате речь идет о розах. А во второй употреблено старинное русское слово рожен, которое до сих пор сохраняется в диалектах. Оно происходит от знакомого вам корня – род - и обозначает видного, осанистого, солидного человека. Как вы знаете, красный значило красивый; следовательно, приведенное предложение нужно понимать так: герой рассказа лицом красив и осанист. Слово рожа в значении морда — близкий родственник слова рожен. В современном русском языке оно получило просторечный, разговорный характер. Однако еще тогда, когда оно было в полной силе, столкновение с ним изящной польской рожи оказалось не совсем желательным, поэтому в русский язык и вошло другое, заимствованное из немецкого языка название цветка — роза.

Задания

Поясните, как роза стала розой, а рожа — рожей.

Объясните значение современных русских слов нелепость, нелепый, нелепо. Как расширилось значение древнего корня – леп -

ТЕКСТ № 5

(К разделу "Словообразование")

        Изменения слов в процессе словообразования. Необыкновенные изменения слов происходят иногда в процессе словообразования. Коротенькие слова часто становятся маловыразительными, по мере того как в языке накапливаются производные от них длинные слова. Где теперь когда-то широко распространенные коло, кус, пал, руб, руг, соп и другие древние и прежде яркие слова? Нет, сохраниться-то они сохранились, но обычно с каким-нибудь суффиксом: колесо, кусок, палец, рубище, ругань, сопка...

        Именно те понятия, которые когда-то передавались простыми корневыми словами, теперь обозначаются перечисленными удлинившимися словами. Этому предшествовало бурное развитие семьи слов. Когда вместо одного кус по разным причинам и для разных целей в языке выстроился целый ряд: кусок, кусание, кусище, кусака, кусачки, кусковой, кусочник, закуска и масса других слов, самому родоначальнику, слову кус, неуютно стало в
словаре. И оно все быстрее уходит из нашей активной речи.
Кус стал простым вариантом слова кусок. Ясно, что ему долго не выжить, слишком энергичный у него появился конкурент...

        А ведь в приведенном списке корневых слов — это единственное, которое мы нет-нет да вспомним. Соп и руг, например, вы в первый раз встречаете. Не так ли?

        Что ж, обычное в истории дело: родители уходят, дети остаются. Да ведь какое густое и бодрое поколение! От шести старых корней пошло почти две сотни новых слов с самыми разветвленными оттенками значения.

Дополнительное задание

Докажите, что от древнего корня коло образовано много слов современного русского языка, относящихся к разным частям речи.

ТЕКСТ № 6
Швы веков (К разделам "Фонетика" и "Морфемика")

        Возьмем какой-нибудь корень и посмотрим, как он звучит в разных словах и формах слов. Вот глагол искать и родственные слова: поиск, иск, розыск и т.д. Всюду легко выделяется корень -иск- (после твердых согласных пишется -ыск-).

Но вот тот же корень в другой "упаковке": ищу, ищущий.

Или еще: друг — по-друг-а, но и друж-еский, друж-та, друж-ить, а также друзъ-я.

        Это и есть исторические чередования: -ск- чередуется с -щ-, -г- чередуется с -ж- и с -з-. И многие другие. Впрочем, не очень многие, но зато чрезвычайно частые. Вы сами можете подобрать множество чередований такого типа, например, к корням, луг, слуг-а, таск-атъ и др.

        И это очень важно: вы сами можете подобрать любой ряд слов, который включает какое-нибудь историческое чередование. Значит, вы ощущаете связь всех таких слов друг с другом. Луг и луж-ок — слова с одним корнем, хотя и представленным в разном облике.

        В фонетических чередованиях изменение звуков связано с позицией: изменилась позиция — заменяется звук: /въдЛвОс/ — /вЛдА/ — /вОды/. В исторических чередованиях позиция не имеет не имеет никакого значения. Сравните: слуга и служа. Все фонетические условия совпадают: и ударение на том же слоге, и окружающие гласные звуки. Позиции совпадают, а звуки все-таки различаются.

        Позиции омертвели, они уже не важны для наших чередований, как когда-то, но сами чередования сохранились. Застыли, как мушка в куске янтаря. И теперь просвечивают на стыках морфем, там, где корень встречается с суффиксом или суффикс — с окончанием. Это швы веков, рубцы когда-то бурных фонетических изменений.

Дополнительные задания

  1. Включите в свое изложение слова с чередованиями такого же типа, о
    которых идет речь в тексте.
  2. В абзаце "И это очень важно..." замените 2 лицо на 1.

ТЕКСТ № 7
Указательные местоимения

        Разница между это и то всякому ясна: что поближе — это, что подальше — то. В древности же соотношение указательных местоимений было иным. В частности, для форм среднего рода это соотношение выглядело так:

се — самый близкий предмет, по своему значению это указательное местоимение соответствует личному местоимению 1-го лица: Се аз есмь значит "Это я";

то указывает на предмет второй степени дальности, связано не с говорящим лицом, а с его собеседником; по своему значению это указательное местоимение соответствует личному местоимению 2-го лица: То ты еси — значит "Это ты (а не я)";

и наконец, оно указывает на предмет или явление третьей степени дальности, не относится ни к говорящему, ни к его собеседнику. Оно связано с кем-то или чем-то третьим, что в данный момент находится далеко, недоступно ни зрению, ни осязанию. В старых текстах мы и встречаем выражения вроде пошел на он пол моря — "на ту половину (сторону) моря", которая отсюда и не видна, но можно догадаться, что она есть. Или вот обычная запись в летописи: в оно время — "в то далекое время", о котором сохранились только сказания, но очевидцев нет.

        Это указательное местоимение, таким образом, по своему значению соотносится с личным местоимением 3-го лица, которого ... у древних славян вовсе и не было. Должно было быть, но не было:
аз — есмь — се
ты — еси — то
? — есть — оно

Вместо "?" можно записать любое существительное, но не личное местоимение — его нет...

Спустя некоторое время возникли дублетные формы онъ и оный, одинаково указывающие на третью степень дальности, более определенная из них сохранила старое значение указательности, а другая ... Другая должна была исчезнуть, как излишняя, но предпочла иной выход из положения. Она заполнила пустующую клетку в системе личных местоимений, стала на место "?": он — есть —- оны-и, так как онъ стало личным местоимением.

        Хотя местоимению онъ удалось пристроиться к системе, ему пришлось при этом расстаться со всеми формами косвенных падежей.

Задание

Определите отличие формы именительного падежа местоимения он от форм косвенных падежей в современном русском языке.

ТЕКСТ № 8

Посчитаем! (Склонение и правописание имен числительных)

        Много ли слов в русском языке? А это как считать. Кому и 200 слов хватит на целую жизнь, а другим нужно побольше. Если считать все слова, которые, постепенно накапливаясь, составили в конце концов лексикон русского языка, их окажется около миллиона. Судите сами: слов современного русского литературного языка около 150 тысяч, кроме того, диалекты имеют около 200 000 слов, да иностранных слов собралось около 30 000, да новых слов и значений около 5000, и число их все время прибывает.
Добавьте сюда научные термины, слова специальных языков (жаргоны) - около 10 000 за все время их существования, и устаревшие слова церковнославянского языка, которые мы используем по разному поводу и случаю, - еще несколько тысяч, и в историческом словаре утраченных теперь и позабытых слов около 30 000, и словарь собственных имен и прозвищ (включая самые невероятные), если бы их собрали полностью, содержал бы за 25 000 слов, и разные случайные слова-однодневки, которые в разговоре мы составляем каждый день и тут же забываем, и разные уменьшительно - ласкательные и увеличительно - уничижительные, и прочие слова с суффиксами, которые обычно не попадают в словари...         Так и окажется, что в нашем распоряжении как раз почти миллион слов. Конечно, если со знанием дела «отжать» эту массу и дать полный словарь русского языка, миллиона не будет, но все-таки много, очень много. Больше, чем нужно, чтобы написать «Войну и мир» или «всего Пушкина».

        Это большое богатство, но отчасти мы его растеряли. Слишком поздно стали записывать слова, составлять словари. Да и то попервоначалу старались записывать какие-нибудь неведомые, странные слова, не славянские даже, чтобы им научиться. В первом печатном «Лексисе» Лаврентия Зизания 1596 года всего 1061 слово - это очень много по тем временам. У Памвы Берынды в словаре 1627 года почти 7000 слов, и это количество казалось невероятным. В конце ХVIII века был составлен «Словарь Академии Российской» - в нем 42 257 слов, во втором его издании 1806 года около 51 400 слов. В учебном словаре П.Соколова 1834 года около 80 000 слов, в академическом словаре 1847 года 114 749 слов, в «Толковом словаре» В.И.Даля, выходившем с 1863 года, более 200000
слов. Так постепенно увеличивался интерес к собиранию слов и вместе с тем интерес к своему родному, казалось бы, такому знакомому русскому слову.

Примечание. Текст размножен для каждого учащегося.

Задание

Выпишите из текста словосочетания с именами числительными, напишите их словами.

ТЕКСТ № 9

Родители и дети (К разделу «Словообразование»)

        

Для многих слов, образованных в древности, теперь иногда и сложно отыскать исходный корень, настолько они разошлись - родители и дети. Часто это старое слово, к которому некогда приставили суффикс, а потом и забыли, что был суффикс, и вот перед нами нечто новое, не связанное с исходным значением корня. Скажем, глагол гореть мы никак не связываем с существительным горе, а они-то и есть «дитя» и «мать».

        Другие же слова веками обрастали все новыми и новыми суффиксами, так что теперь трудно вычленить в них суффиксы и корни. В школьном словообразовательном словаре указаны тысячи слов, которые кажутся самостоятельными, хотя на самом деле по своему происхождению они всего лишь «дети», «родители» которых и сейчас еще живы. Вот слово действительность. Словарь подсказывает: корень действительна суффикс -ость-, потому что слово образовано от прилагательного действительный. Похоже на правду. Но мы ведь знаем, что есть и суффикс -тель-, значит, можно выделить и основу действие мы знаем и то, что есть суффикс -ств- значит, можно выделить корень дей- (действие) и так далее. В наше время действительность действительно не связана с делом, но когда-то, сотни лет назад, когда создавалось наше слово, и действие, и дело, и действительность образовывались от одного корня, который сохранился в наших глаголах де-ть, о-де-ть, роз-де-тъ.
Теперь же все это разные слова.

Примечание

Рассуждение об этимологическом анализе существительного действительность запишите в виде словообразовательной цепочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методическая разработка. Обучающее изложение с лингвистическим анализом текста

Обучающее изложение с лингвистическим анализом текста...

Конспект урока русского языка в 5 классе «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»

Урок в 5 классе Тема «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»Цели урока:1)    обучающ...