Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Строилова Инна Викторовна

 

 Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим выход в Интернет. Материал урока может быть использован при подготовке к ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse_po_teme.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме

 «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Составила учитель русского языка и литературы

Строилова Инна Викторовна

Аннотация.

 Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим выход в Интернет. Материал урока может быть использован при подготовке к ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

К конспекту прилагается презентация PowerPoint, содержащая ссылки на ЭОР.

Предмет:  русский язык,

Тип урока: повторительно-обобщающий

Методы работы:

  1. по характеру познавательной деятельности учащегося: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  2. по степени активности учащегося: продуктивные, творческие;
  3. по источнику знаний: словесные, практические;
  4. стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
  5. интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  6. контроля и самоконтроля: устный, самоконтроль
  7. по организации деятельности: индивидуальные

Форма организации учебной  деятельности: индивидуальная

Тема: Словосочетание. Типы связей в словосочетании.

Цели:

Образовательные:

 1.Повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах  связи слов в словосочетании.

 2. Отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях..      

 3. Закрепление навыков правописания.

 4. Подготовка учащихся к выполнению заданий В2 в ГИА по новой форме для 9-х

     классов (демонстрационная версия 2012г) и В3 в ЕГЭ по русскому языку.

Развивающие:

1. формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

2. развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление,

    умение обобщать, делать выводы;

3. развивать умения самоконтроля, умение работать во времени, развитие

    речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательные: 

1. воспитание любви к русскому языку,

2. формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

4.активизация познавательной деятельности,

5. воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Оборудование:

На уроке используется презентация PowerPoint, материалы Федерального центра информационно-образовательных услуг, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, интерактивный тест с  сайта Захарьиной Елены Алексеевны. Урок проходит с применением ПК с доступом в Интернет

Рабочий лист урока.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

 Мы завершаем работу  с наименьшей синтаксической единицей языка -  словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим   знания, полученные по этой теме, интересной и важной, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

 (Слайд 1)

Тема урока, постановка целей. (Слайд 2)

- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко

Ученик определяет тему – «Словосочетание».

 - Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?

Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи.

 - Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. Какие типы связей мы изучили на предшествующих уроках?

Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».

 - Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке.

Проводится целеполагание.

Предварительная оценка знаний. (Слайд 3)

Оцени свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» на данный момент:

Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

2.Актуализация знаний.

Понятие словосочетания. (Слайд 4).

Прочитайте строки стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»

 Буря мглою небо кроет,

 Вихри снежные крутя…

 - Определите вид синтаксической единицы. (Предложение)

 - Необходимо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?

Знать  определение словосочетания.

Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.

 - Что не является словосочетанием?

Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения): Мальчик капризничал; Таня прыгает; Он стар; Хлеб сделался как камень.

Однородные члены предложения: Москва и Париж; быстро и умело.

Сочетания слов значимых и служебных частей речи: в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.

Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:

Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.

При помощи логических вопросов  выделить все словосочетания.

Выписанные словосочетания: (Слайд 5)

«кроет небо», «кроет мглою», «кроет крутя», «крутя вихри», «вихри снежные»

     

Словосочетания по главному слову. (Слайд 6)

По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их:

 - Именное,  глагольное,  наречное.

 Распределите словосочетания по главному слову (Слайд 7):

Лесная газета, читать газету, очень интересный, совсем рядом, построить дом, очень небрежно.

 (Работа выполняется самостоятельно) (Слайд 8)

1. Какие существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания? (Слайд 9):

 - согласование,

 - управление,

 - примыкание

Выполните тренировочные упражнения. (Слайды 10-14)

 Задание 1.

Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:

Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

Согласование

Задание 2.

Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:

Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

управление

Задание 3.

Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:

Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

примыкание

Задание 4.

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

такая мама

Задание 5.

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Медленно  опускаться на парашюте.

медленно опускаться

Задание 6.

Замените словосочетание  ДЕРЕВЯННЫЙ СТОЛИК, построенное на основе связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

(Слайд15)

Индивидуальное тестирование за компьютером. Вход на сайт по закладке.

Внимание! Для тестирования на сайте требуется регистрация.  

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml (Слайд 16)

Итог урока.

  - Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?

Оцените свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» после изучения:

Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней

Рефлексия. (Слайд 17)

Домашнее задание.

Тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Задание 5 - 10.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml

(Слайд 18, 19)

Список использованных источников:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.: http://www.saharina.ru/

Список литературы:

 Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных школ в трех частях.

 Издательство «Мнемозина» ОАО «Московские учебники» 4-е издание Москва  2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...