Образовательная программа элективного курса по русскому языку
элективный курс по русскому языку (5 класс) по теме

 

Программа направлена на ликвидацию пробелов знаний в области русского языка

Новизна заключается в активном включении учащихся лицея в процесс самообразования и саморазвития.

Актуальность программы – в совершенствовании умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышении уровня знаний и эрудиции в области русского языка.

Целесообразность - в организации учебной деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gramotey.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №3» города Перми

Грамотей

Возраст детей - 11-12 лет

Руководитель: Слободян З.К.

Срок реализации- 2012/ 2013 уч. год.

Автор программы - учитель русского языка и литературы Леонтьева Светлана Сергеевна

г. Пермь, 2012 г.

Пояснительная записка

Программа направлена на ликвидацию пробелов знаний в области русского языка

Новизна заключается в активном включении учащихся лицея в процесс самообразования и саморазвития.

Актуальность программы – в совершенствовании умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышении уровня знаний и эрудиции в области русского языка.

Целесообразность - в организации учебной деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения.

Цель: Расширение кругозора учащихся в области русского языка, развитие способностей учащихся.

Задачи:

  1. Овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
  2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
  3. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте;
  4. Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи.

Отличительные особенности этой программы заключаются в том, что помимо пополнения багажа знаний по русскому языку ребенок учится говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать, уметь слушать других и себя. Данная программа позволит сформировать у них коммуникативную культуру, разовьет речевые способности, научит осознавать значение коммуникативного сотрудничества.

Возраст детей-11-12 лет.

Сроки реализации-2012/2013 уч. год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Формы проведения разнообразны: лекции, беседы, семинары, диспуты, конференция, практикумы

Ожидаемые результаты- повышение качества знаний, повышение грамотности

Способы проверки знаний- контрольные работы, тесты, устные выступления на заданную тему.

Тематический план

34 часа (1 ч. в неделю)

  1. Умеем ли мы слышать и анализировать звучащее слово?

1ч.

  1. Многоаспектный анализ художственного текста

1ч.

  1. Лингвостилистический анализ художественного текста

1ч.

  1. Звуковые образные средства русского языка.

1ч.

  1. Звукопись

1ч.

  1. Русская рифма

1ч.

  1. Словесное ударение

1ч.

  1. Интонация

1ч.

  1. Мелодика речи

1ч.

  1. Фонетическая транскрипция

1ч.

  1. Изобразительные возможности средств языка

1ч.

  1. Изобразительные ресурсы русского словообразования

1ч.

  1. Семантика морфем

1ч.

  1. О чем рассказывает морфема.

1ч.

  1. Как образуются слова..

1ч.

  1. О чем рассказывает словообразовательная модель..

1ч.

  1. Внутренняя форма слова.

1ч.

  1. Слова с суффиксами оценки

1ч.

  1. Окказионализмы

1ч.

  1. Лексические средства выразительности речи

1ч.

  1. Лексический повтор

1ч.

  1. Слово в поэтическом тексте

1ч.

  1. Слова-символы в поэтическом тексте

1ч.

  1. Роль синонимов и антонимов в тексте

1ч.

  1. Морфологические средства выразительности речи

1ч.

  1. Что мы знаем о частях речи в русском языке.

  1. Имя существительное.

  1. Имя прилагательное.

  1. Глагол.

  1. Синтаксическое богатство русского языка

1ч.

  1. Нужны ли пунктуационные правила.

1ч.

  1. Как связаны между собой слова в словосочетании.

1ч.

  1. В чем секрет предложения.

1ч.

  1. Изобразительный синтаксис

1ч.

Занятия подразделяются на теоретические и практические.

Практические (тесты, письменные работы, самостоятельное выполнение упражнений)

Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического разбора, анализа текстов разного стиля.

Работа по орфографии и пунктуации ведется параллельно с работой над текстом: в форме выписок, планирования переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле или жанре; в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений.

Учащиеся знакомятся с новыми языковыми понятиями, обобщают, систематизируют и углубляют ранее приобретенные знания по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы  современного литературного произношения и ударения в русском языке .Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Фонетический разбор.

Лексическая система русского языка. Русская лексика с точки ее происхождения. Межстилевая лексика. Индивидуальные новообразования. Нормативное употребление слов в соответствии с их значением. Лексические словари.

Общее грамматическое значение частей речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Роль грамматического разбора при написании слов.

Язык и речь. Текст. Анализ текста. Назначение стилей.

Синтаксис. Пунктуация. Способы оформления чужой речи. Интонационное богатство Русской речи. Роль пунктуации в письменном общении. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксический разбор предложений.

На занятиях используется разнообразный дидактический материал, наглядность, тесты, техническое оборудование(в игровой форме провести урок)

Итоги подводим в форме беседы, проверочной работы.

Литература

Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности.- М., 1995.

Львова С.И. Уроки словесности.- 1996.

Михальская А. А. Основы риторики: Мысль и слово .- 1996.

Скворцов Л. И. Экология слова , или поговорим о культуре русской речи.- М., 1996.

Сопер П.Л. Основы искусства речи.- М., 1992.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом .- М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Образовательная программа элективного курса по русскому языку "Пиши грамотно"

Данная образовательная программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ 5-го класса...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...