Сочинение на ЕГЭ. Тексты и задания для подготовки.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Марченкова Ирина Михайловна

Данный материал представляет 10 вариантов заданий по текстам. Авторы текстов указаны. Задания помогают сформулировать проблему текста, выявить авторскую позицию, прокомментировать одну из проблем. Кроме того, предложены задания, в которых необходимо найти и исправить ошибки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к выполнению части  «С»

Вариант №1

Текст

  1. По версии автора статьи «Детоубийцы» («Аргументы и факты» №15,
    2007 год), зависть, зло, а в целом социальное неравенство делают людей
    чудовищами.

(2) Но я задам вопрос, который вырастает из моего личного
опыта детства. (3) Что, в те жуткие военные времена не было неравенства?
(4) Не раскатывали партийные бонзы у всех на виду в шикарных машинах?
(5) Не строили шикарных дач, отгороженных колючкой? (6) Не жрали в три
горла? (7) Тогда прочитайте меню в столовой для высшей знати в блокадном
Ленинграде – оно висит в комнате-музее Смольного. (8) А моя тётка тогда
сдирала клей со старых книг и варила из него суп, чтобы меня накормить…
(9) Да, нам приходилось выживать в тыловой, криминальной, воровской и
бандитской России. (10) Но, подчёркиваю, не озверевшей! (11) Война,
страдания окружающих нас людей словно смягчали атмосферу. (12) Любое
горе казалось общим и переживалось всеми.

(13) Обморок, затмение россиян случилось позже.
(14) В 90-годы я работал в президентской Комиссии по помилованию. (15)
Нас более всего поразила та бытовая жестокость, которую люди проявляли
по отношению к тем, кто слабее. <…>
(16) Тогда нам казалось, что эти нелюди, поднявшие руку на беззащитных
детишек, - исключение, а на самом деле в мире куда больше хороших,
истинно милосердных людей. (17) Сегодня я далёк от этих заблуждений.

(18) Да, хочу напомнить: предупреждение прозвучало куда раньше. (19) Писатель
Виктор Астафьев много лет назад выдал совершенно неожиданную повесть о
младенце, который сгнил в кроватке, пока взрослые занимались своими
делами. (20) Повесть эта не могла не вызвать общественного отклика. (21) В
том числе и критического. (22) Говорили, мол, ну чего пугать, чего
преувеличивать? (23) А надо было уже тогда по-настоящему выслушать
предупреждение великого писателя, провидца, вздрогнуть, как он, от ужаса
перед собственным грядущим. (24) Походя пропустили проблему между
пальцев, занятые повседневностью: авось рассосётся.
(25) А ведь в начале ХХ века громогласная статья Толстого, призывавшего
земляков к милосердию, могла перевернуть души миллионов. (26) Голоса же
наших кумиров – Окуджавы, Разгона и др. – утонули в пустоте. (27) Из-за
отсутствия нравственных резонаторов в душах тех, к кому они обращались.
(28) Детскую проблему в ворохе других проблем и не разглядеть. (29) А
они-то, дети, - по себе знаю – всё видят. (30) И скажут своё слово.

 (31) Правда, тогда уже будет поздно.
                                                                  (А.И.Приставкин «Как вылечить совесть»)

1. Вычеркните из предложенных характеристик проблемы те определения, которые в данном случае ошибочны

1)спорная 2)философская 3)серьёзная 4)важная 5) социальная

2. Напишите, что использует автор для выражения своего отношения к проблеме. Приведите доказательства из текста.

  1. а) факты из собственной жизни
  2. б) ссылки на реальные события
  3. в) обращение к произведениям известных авторов
  4. г) статистические данные
  5. д) исторические факты и документы

3. Найдите ошибки в комментировании проблемы текста.

Одна из проблем, которая поднимается в данном тексте – жестокое отношение к детям и детству вообще. Автор возмущен тем, что сегодня положение детей хуже даже по сравнению с тем, что было в войну. Многие дети живут в детских домах. Некоторых усыновляют, а потом опять возвращают государству. Приставкин убеждён, что, если читать Толстого и других великих писателей, можно решить эту проблему.

4. Прокомментируйте предложения 29-31. Почему словосочетание БУДЕТ ПОЗДНО звучит как предостережение?

5. Найдите фактические  ошибки в фрагменте сочинения.

Проблема детства, жестокого отношения к детям возникла  в последние десятилетия. Раньше к детям относились с любовью и вниманием. А вот теперь большинство родителей вообще не занимаются воспитанием детей. Это приведёт к социальной катастрофе. Писатель А.Приставкин высказывает опасение по этому поводу.

6. Распределите произведения в две группы. Одна – о жестоком обращении с детьми. Другая – о проявлении гуманизма по отношению к детям. Аргументируйте свою позицию, вспомнив отдельные эпизоды произведений.

Короленко «Дети подземелья»

Тургенев «Стихотворение в прозе «Два богача»

Горький «Детство»

А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Шолохов «Судьба человека»

7. Выразите своё мнение по одной из проблем данного текста

А) социальная проблема : люди, имеющие власть, пользуются своими правами в ущерб окружающим ( блокадный Ленинград)

Б)  нравственная проблема: отсутствие милосердия в современном обществе; жестокость по отношению к слабым

Вариант №2

Текст
(1) Все отзывы о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она; и
за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала,
выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям
бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать
огород вспахать на себе сохою).
(2) И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней
признавала, она говорила с презрительным сожалением.
(3) И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки – выплыл
передо мною образ Матрёны(1), какой я не понимал её, даже живя с нею бок
о бок.
(4) В самом деле! – ведь поросёнок-то в каждой избе! (5) А у неё не было.
(6) Что может быть легче – выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире
не признающего, кроме еды! (7) Трижды в день варить ему, жить для него – и
потом зарезать и иметь сало.
(8) А она не имела…
(9) Не гналась за обзаводом… (10) Не выбивалась, чтобы купить вещи и
потом беречь их больше своей жизни.
(11) Не гналась за нарядами. (12) За одеждой, приукрашивающей уродов и
злодеев.(2)
(13) Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть
детей. Чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-
глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к
смерти. (14) Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы… (3)
(15) Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый
праведник, без которого по пословице, не стоит село.
(16) Ни город.
(17) Ни вся земля наша.(4)
(А.И.Солженицын «Матрёнин двор»)

Задания.

1.Какие проблемы не поднимаются автором текста?

  1. Проблема взаимоотношения родственников.
  2. Проблема неблагодарности по отношению к людям.
  3. Проблема сложного положения крестьян в деревне
  4. Проблема выбора жизненной позиции: помощь людям или накопительство?

2.Выберите из предложенных вариантов вступлений те, которые сообщают об основной проблеме текста.

  1. Судьба русского крестьянина всегда была сложной: крепостное право, нищета, голод, раскулачивание. Автор текста рассказывает об одной жительнице деревни, которой пришлось много пережить.
  2. У Л.Н.Толстого в дневнике есть интересная запись о том, что человек должен пускать из себя паутину любви и ловить в неё всех. Именно по этому закону выстраивает свою жизнь героиня рассказа Солженицына.
  3. «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»,- утверждал В.Гюго. Казалось бы, все с благодарностью должны думать о тех, кто помогает, не делает ничего плохого, ни о ком не говорит плохо. За что не любят Матрёну? Почему праведник так несчастен, а окружающие так жестоки? Эти вопросы волнуют автора текста.

3. К какому разряду можно отнести одну из проблем  данного текста?

1) философская 2) социальная 3) нравственная 4) общественно-политическая

4.Какое из следующих утверждений верно?

1. Жители деревни плохо относились к Матрёне, потому что её помощь была бесполезна.

2. Автор пишет, что он сразу понял величие души Матрёны.

3. Автор утверждает, что люди часто бывают жестоки и не ценят доброты.

4.Автор считает, что хорошими людьми могут быть только бедные.

5.В каких произведениях русской литературы рассказывается о духовно щедрых людях. Вспомните эпизоды из этих произведений.

1. Платонов «Юшка»

2. Лесков « Кадетский монастырь»

3.Достоевский «Идиот»

4.Булгаков «Мастер и Маргарита»

6.Какое средство выразительности в конце текста позволяет автору обозначить свою позицию: не быть народу, если не останется в нем великодушных, бескорыстных людей.

7.Докажите, что в данном сочинении нарушены этические нормы.

Справка: этическая ошибка связана с проявлениями грубого, оскорбительного обращения, с выражением негативных эмоций, обвинений, с употреблением бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов.

Конечно, судьба Матрёны вызывает сожаление, но я убежден, что добротой счастье не построишь. Помогать всем односельчанам без разбору – просто глупость. Писатель упрекает соседей, золовку в том, что они злые и равнодушные, а сам-то он тоже бы мог помочь, а не только наблюдать и записывать в рассказ. Вот и получается: все плохие, а я  хороший, всё понял и другим объясню.

8. Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих высказываниях.

1. Прочитав этот текст, мне пришла в голову мысль о равнодушии людей.

2. Автор уделил серьёзное внимание на проблему сложности человеческих взаимоотношений.

3.Все, кто окружали Матрёну, не любили её.

4.Автор рассказывает и восхищается героиней.

5.В словах золовки о Матрёне, высказывающих своё пренебрежение, слышится злоба и непонимание.

Вариант №3

Текст

  1. В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме
    лесов, лугов и прозрачного воздуха. (2) Но всё же край этот обладает
    большой притягательной силой. (3) Он очень скромен – так же, как картины
    Левитана. (4) Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё
    незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
    (5) Что можно увидеть в Мещёрском крае? (6) Цветущие или скошенные
    луга, сосновые боры, поёмные и лесные озёра, заросшие чёрной кугой, стога,
    пахнущие сухим и тёплым сеном. (7) Сено в стогах держит тепло всю зиму.
    (8) Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете
    покрывается инеем, как солью. (9) Я вырывал в сене глубокую нору, залезал
    в неё и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. (10) А над лугами
    шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.
    (11) В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так
    торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен
    далеко, почти за километр. (12) Но такая тишина стоит в лесах только в
    безветренные дни. (13) В ветер леса шумят великим океанским гулом и
    вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
    (14) В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой,
    обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от
    старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и
    знакомые нам под всеми широтами звёзды.
    (15) Что можно слышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов?
    (16) Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой
    волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке,
    а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского
    сторожа.
    (17) Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. (18)
    Потом с каждым днём этот край делается всё богаче, разнообразнее, милее
    сердцу. (19) И наконец наступает время, когда каждая ива над заглохшей
    рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать
    удивительные истории.
                                              (К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона»)

Задания

Неверное построение предложений с деепричастным оборотом – одна из основных грамматических ошибок в экзаменационных сочинениях. Перестройте предложения.

  1. Наблюдая за природой Мещерского края, возникает понимание красоты окружающего мира.
  2. Залезая на ночь в глубокую нору, мне было тепло.
  3. Слушая звуки леса, шорох дождей, разноголосое пение петухов в деревне, меня переполняет чувство радости.
  4. Путешествуя по родному краю, природа удивляет меня своей красотой.

Какие слова, являясь ключевыми в данном тексте, помогают увидеть основную проблему?

Разнообразие русской природы; притягательная сила; нет никаких красот; можно мало услышать; делается милее сердцу.

Заполните таблицу примерами из текста. Какое из названных языковых средств ярко иллюстрирует постепенное постижение красоты Мещерского края?

Эпитеты

Сравнение

Риторический вопрос

Градация

Напишите вступление, используя ряд вопросов. При необходимости воспользуйтесь предложенными клише.

Всегда ли мы замечаем красоту окружающей природы? Русский пейзаж скромен и _________________________________, но чем пристальнее мы вглядываемся в него, тем понятнее и милее становится родной край. Как научиться смотреть и видеть, слушать и слышать? Нельзя  упустить ни одной детали на великой картине природы.

Выберите из списка писателей, в произведениях которых говорится о красоте русской природы.

  1. М.А.Булгаков
  2. С.А.Есенин
  3. В.В.Маяковский
  4. А.А.Фет
  5.  Выберите из предложенных вариантов проблему, отраженную в                 предложенном тексте.
  1. Путешествия доставляют человеку настоящую радость и расширяют его кругозор
  2. Русская деревня сохранила свою красоту, потому что далека от цивилизации
  3. Сохранение родной природы – важнейшая проблема современности.
  4. Красота русской природы открывается тем, кто умеет наблюдать.

  Выразите своё мнение по проблеме исходного текста, используя некоторые оценочные слова:

Нельзя остаться равнодушным…

С удовольствием прочитал…

Интересно то, как автор…

Разделяя мнение автора, хочу сказать, что…

 Напишите, как Паустовский выражает своё отношение к изображаемому:

А) даёт возможность читателю представить картины природы

Б) рассказывает о собственных наблюдениях и выводах

Г) называет конкретное место своих наблюдений

Д)использует сравнение скромной русской природы с картинами Левитана

Исправьте речевые и грамматические ошибки

  1. Я импонирую теми людьми, которые любят природу.
  2. Когда я иду со школы через парк, я восхищаюсь красотой деревьев.
  3. Прочитав этот текст, русская природа станет понятнее.
  4. Паустовский пишет, что, когда я забирался в октябре в стог сена, не было холодно.

Вариант №4

Текст

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы — так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба — награда человеку редкая и драгоценная. (3)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за предан¬ность платить преданностью, за любовь — любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул...

(В. Астафьев)

Задания

Восстановите логическую последовательность предложений в данном фрагменте сочинения, указав их очередность.

  1. А вот когда мне везет или сбывается моя мечта, я знаю, кто засмеётся от счастья: это моя мама.
  2. Не всегда удаётся найти тех, кто искренне порадуется твоему успеху, не будет завидовать и считать, что ты не заслужил такую удачу.
  3. Когда у меня плохое настроение, я стараюсь побыть один.
  4. Настоящий друг умеет разделить не только неприятности, но будет счастлив твоим счастьем.

Вспомните взаимоотношения литературных героев. Выберите необходимую  информацию для аргументации к тезису:

Иногда дружба связывает совсем разных людей, но они понимают и поддерживают друг друга.

  1. Штольц – Обломов
  2. Базаров-Кирсанов
  3. Раскольников Разумихин
  4. Печорин – Максим Максимыч
  5. Пьер Безухов – Андрей Болконский

Напишите комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, отразив в нем следующее:

  1. к какой категории относится избранная автором проблема;
  2. традиционна эта проблема или нова;
  3. какие точки зрения существуют по данной проблеме;
  4. как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме

           Изложите собственное мнение ( позицию) по следующим вопросам,         ориентируясь      на исходный текст.

  1. Можно ли рассчитывать на помощь друга в сложной жизненной ситуации.
  2. Считаете ли вы, что настоящий друг – это большая редкость.
  3. Меняется ли наш характер под влиянием друзей.
  4. Считаете ли вы, что друзья вас понимают лучше, чем родители

Какое предложение текста может подтвердить убеждение автора в том, что память о фронтовых друзьях – это совесть тех, кто прошёл войну.

_____________________________________________________________________________

      Исправьте грамматические ошибки в предложениях.    

  1. Мы часто удивляемся о том, что даже друзья не понимают нас.
  2. Те, кто подстраиваются под своих друзей, теряют достоинство.
  3. Моё мнение на эту проблему неоднозначно.
  4. Я не исключаю о том, что даже друг может предать меня.
  5. Кто не мечтает про дружбу?
  6. Я люблю свою подругу и восхищаюсь, как ей везёт.

Можно ли считать словосочетание ДОБРЫЕ ЛЮДИ и слово ДРУЗЬЯ контекстными синонимами в предложенном тексте. Как это отражает позицию автора. Какова эта позиция? Напишите.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                                                    

Опишите ситуацию из вашего житейского опыта, когда вы почувствовали поддержку друга. Сформулируйте своё определение дружбы.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите в фрагменте сочинения фактические ошибки.

Современная жизнь требует от человека быть конкурентоспособным. Иногда и друзья не смогут помочь. Да и нужны ли они в мире бизнеса, погони за прибылью, за лучшим местом на работе? Предательство стало обычным делом. Это происходило и раньше. Герой романа Лермонтова Евгений Печорин рассчитывал на помощь Вернера в дуэли, а тот распустил сплетни, изменив дружбе. Пьер Безухов, герой романа «Война и мир» стал мужем Наташи Ростовой, невесты Болконского, и это, конечно, жестоко обидело князя Андрея.

Вариант № 5

Текст

(1)Давно уже хочется написать о школе. (2)Книг об этом написано немало, но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме — что остается от учителя, от класса в характере человека. (3)Кроме знаний.

(4)Когда учитель ставит отметку ученику, то ведь и ученик одновременно как бы ставит отметку учителю. (5)3а справедливость, за объективность. (6)И вместе с отвечающим учеником отметку эту ставит и весь класс. (7)Наша любовь к учителям складывалась из таких отметок. (8)Разумеется, не только из них. (9)Любовь рождалась по-разному.

(10)Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. (11)Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно. (12)Думая об этом, я вспоминаю бывших своих учителей. (13)Кто из них получал нашу любовь? (14)В десятом классе физику преподавал нам известный профессор, и наше «физическое» воспитание было отличным. (15)Но! (16)Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице. (17)Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы любили её. (18)Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.

(19)Но может, наиболее важная составляющая нашего чувства возникала из нравственного облика учителя. (20)Вернее, не облика, а нравственного содержания учительства. (21)Наши учителя преподавали нам кроме своих предметов какие-то нравственные начала. (22)И учитель для меня - это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник.

(23)Учитель может и должен учить жить. (24)Я вкладываю в эти слова самые простые понятия. (25)Простые и понятные, как русские пословицы. (26)3ачем люди трудятся, к чему приводит жадность, почему нельзя врать, почему надо жалеть животных - словом, истины, казалось бы, элементарные, очевидные, но нужно, чтобы они были произнесены.

(27)Убедился я и в том, что хороший учитель почти всегда создает и дружный хороший класс. (28)И за это, может, самое большое спасибо учителям. (29)Потому что школьные друзья - дорогое богатство каждого из нас.

(30)Спустя десятилетия, вспоминая об учителях моей школы, вижу, как многим хорошим я обязан им. (31)Вспоминаются не знания, не предметы, а то человеческое, что вкладывали в нас.

(По Д. Гранину)

Задания

Сформулируйте проблему текста, проанализировав предложенные варианты.

  1. Д.Гранин поднимает проблему становления личности.
  2. В тексте поднимается проблема отечественного образования.
  3. Какие качества характера необходимы хорошему учителю? Достаточно ли педагогу только отлично знать свой предмет?
  4. В тексте Д.Гранина  поднимается проблема взаимоотношений учителя и учеников. Каких педагогов любят воспитанники? Что важнее в школе: воспитание или образование?

      Напишите комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, отразив в нем следующее:

  1. Как личные воспоминания автора конкретизируют проблему?
  2. Чему, по мнению Гранина, должен обязательно учить каждый педагог?
  3. Какие точки зрения    существуют по данной проблеме.                                                    

Исправьте этические ошибки в образце сочинения.

Вот писатель пишет про любовь, а зачем она мне в школе? Учи нормально, чтобы ЕГЭ сдать, и нечего ахи разводить. А то воспитание замучило: одно мероприятие, другое, чем только в школе не занимаемся, а за знания репетиторам денежки отстёгивай. Возможно, писателю повезло со школой: и воспитывали его хорошо и писателем он стал, но не везде же так.

Определите позицию автора, ответив на вопросы.

  1. О каких качествах учителя, положительных или отрицательных, пишет Д.Гранин?
  2. С каким чувством вспоминает автор текста своих учителей?
  3. Как вы понимаете 23 предложение. «Учитель может и должен учить жить»
  4. Почему автор вспоминает не знания предметов, а «человеческое» в их преподавании?

Сформулируйте свою позицию по одной из проблем текста. Вспомните художественные произведения о школе; эпизоды о  взаимоотношениях учителя и ученика. Используйте эти знания для аргументации свое позиции.

  1. В.Распутин « Уроки французского»
  2. А.Алексин «Безумная Евдокия»
  3. Ф.Искандер « Тринадцатый подвиг Геракла»
  4. Л.Н.Толстой «Детство»

Исправьте ошибки, вызванные употребление слов в не свойственном значении.

  1. На мой взгляд, проблема школы, взаимоотношений учителя и учеников является вековой.
  2. Чтобы расширять духовный горизонт, учитель должен преобладать человеческими качествами.
  3. Нужно преподавать чувства наедине с другими предметами.
  4. Школьные однокурсники – это верные спутники на всю жизнь

Отредактируйте предложения с ошибками при употреблении деепричастного и причастного оборотов.

  1. Прочитав текст Д.Гранина, мне вспомнилась моя первая учительница.
  2. Полюбив учителя, тебя никогда не разочарует школа.
  3. Говоря о хорошем учителе в школе, у меня другая точка зрения, чем у автора текста.
  4. У настоящего учителя, помогая ребенку, всегда останется время, чтобы поддержать его.
  5. В повести этого автора, рассказывающим о школе, много интересных эпизодов.
  6. В воспоминаниях  Д. Лихачёва об университетских преподавателях, учившими будущего филолога, рассказывается о занятиях на семинаре Л.В.Щербы.
  7. Утверждая, что хороший учитель воспитывает, у Д.Гранина не возникает в это сомнений.

Вариант № 6

Текст

(1)Давно мечтаю я написать книгу о чести. (2)Собрать в ней благороднейшие поступки. (3)Примеры порядочности, великодушия, добра, чести, красоты души.

(4)Там было бы про Петра Николаевича Лебедева, перед которым в 1911 году встал вопрос об уходе из Московского университета (тогда и знак протеста против притеснений студентов ушли в отставку многие профессора: К. Тимирязев, В. Вернадский, С. Чаплыгин и другие). (5)К тому времени он с великим старанием собрал первую русскую школу физиков. (6)Его лаборатория только начала работать. (7)Куда пойти? (8)На что жить? (9)Его уговаривали остаться. (10)Ему бы простили это отступничество, потому что понимали особенность его положения. (11)Но всё же он ушёл из университета. (12)Понимал, видимо, что иначе сам себя не простит. (13)Потому что бесчестие и наука для него были несовместимы.

(14)В той книге чести была бы история отношений Чарльза Дарвина и Альфреда Уоллеса. (15)Как щедро уступали они друг другу приоритет! (16)Уоллес прислал Дарвину рукопись своей статьи, где излагал теорию естественного отбора, связь отбора с борьбой за существование (17)В ней было изложено всё, что Дарвин сам готовил к печати в своей книге «Происхождение видов». (18)Друзья, зная, что Дарвин начал свою работу двадцать лет назад, решили опубликовать одновременно статью Уоллеса и частное письмо Дарвина, написанное год назад и содержащее аннотацию своего труда, и доложить обе работы королевскому научному обществу. (19)Уоллес заявил, что считает их действия великодушными, и никогда позднее он не претендовал на всемирную славу, которая досталась Дарвину и его великой книге. (20)Он же первый применил термин «дарвинизм».

(21)Мне хотелось бы написать про учёных, которые выступали мужественно. разоблачая собственные ошибки и заблуждения. (22)Про русских учёных, которые снимали с себя звания академиков, если академия поступала несправедливо.

(23)Или про сэра Барроу, английского профессора семнадцатого века. (24)Неплохой математик, он заметил успехи нового своего ученика и стал всюду подчеркивать его талант, признал вскоре его превосходство. (25)Мало того, отказался от кафедры, потребовав, чтобы её занял ученик, которого тогда мало кто знал. (26)3вали молодого учёного Исаак Ньютон. (27)«Ваше место здесь, сказал ему Барроу, - а моё пониже».

(28)Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях.

(По Д. Гранину)

Задания.

Прочитайте предложенные формулировки проблемы исходного текста. Объясните допущенные ошибки. Укажите номера правильных ответов.

  1. Автор данного текста предлагает задуматься над теми проблемами, которые приходится решать великим ученым.
  2. Проблема данного текста о том, как люди науки иногда жертвуют собой, чтобы поддержать своих учеников.
  3. Д.Гранин поднимает проблемы, очень важные в мире науки. Как мужественно признать ошибку? Как решительно отстаивать свою позицию, даже если она противоречит общепринятой точке зрения? Как поддерживать талантливых учеников? Можно ли забыть о достоинстве в угоду успеху, материальному благополучию?
  4. Проблема, поднятая в данном тексте, относится к разряду нравственных. Каким должно быть поведение учёного? Имеет ли он право на ошибку?
  5. Основной проблемой данного текста является честность и личное достоинство учёного.
  6. Одна из проблем данного текста – поддержка великими учёными своих учеников.

  Напишите текстовый  комментарий к данному тексту, ответив на вопросы:

                 На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? (Почему П.Лебедев      ушёл из университета. Как его характеризует этот поступок? Почему И.Ньютон мог гордиться своим учителем?) Какими фактами автор иллюстрирует проблему. ( История взаимоотношений Ч.Дарвина и Уоллеса).

Закончите фразу. В размышлениях автора звучит мысль о том, что__________________________________________________________________________

В комментарии уместны цитаты и ссылки на текст. Найдите ошибки в оформлении цитат.

  1. Д. Гранин пишет, что «Мне хотелось бы написать про учёных, которые выступали мужественно, разоблачая собственные ошибки и заблуждения.»
  2. Однажды Барроу сказал своему ученику, молодому учёному И.Ньютону, что « его место пониже»
  3. По мнению П.Н.Лебедева, «бесчестие и наука для него были несовместимы»
  4. Автор текста пишет, что хотел бы собрать в своей книге об ученых «Примеры порядочности, великодушия, добра, чести, красоты души».

Проанализируйте пример из сочинения по исходному тексту. Какая ошибка допущена в комментарии?

Текст Д.Гранина посвящён проблеме честности, порядочности среди представителей науки. Каким должен быть настоящий учёный?

Проблема, поднятая автором, важна, потому что людей интересует не только открытия того или иного учёного, но и его личность. Сегодня во многих журналах печатаются биографии великих людей. Узнавая подробности их жизни, молодое поколение может брать пример с тех, кого считает кумиром. Конечно, порядочными должны быть не только учёные, но и все люди, особенно известные.

Отредактируйте предложенный комментарий к исходному тексту. Запишите исправленный вариант.

В данном тексте с помощью примеров из биографий великих учёных автор повествует об их честности и порядочности. Не мог П.Н.Лебедев быть невнимательным к несправедливости по отношению к студентам. Он покидает университет, выказывая протест. Для меня была новой мысль о благородстве Альфреда Уоллеса, когда он отдал пальму первенства в открытии закона Дарвину. Автор убеждает нас, что посреди великих ученых множество не только талантливых личностей, но и честных людей.

Переведите прямую речь в косвенную, формулируя позицию автора исходного текста.

  1. «Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях»,- убеждён писатель Д.Гранин.
  2.  « Мне хотелось бы,- говорит автор,-  написать про учёных, которые выступали, мужественно разоблачая собственные ошибки и заблуждения»
  3. Рассказывая о взаимоотношениях Дарвина и Уоллеса, Д.Гранин пишет: «Как щедро уступали они друг другу приоритет!»

Вариант № 7

Текст

(1)Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия? (2)Может быть, следует признать, что есть какая-то высшая справедливость, которая выше норм общественной морали, потому что допускает к принятию решений всепонимающее и всепрощающее добро? (3)А может, напротив, законы, не знающие исключений, одинаковые для всех граждан, являются высшей ступенью нравственного развития? (4)Трудно ответить однозначно.

(5)Известный русский поэт И. Анненский некоторое время работал инспектором Петербургского учебного округа и ездил с проверками по разным учебным заведениям. (6)Надо ли говорить о том, как боялись учителя чопорного, застёгнутого на все пуговицы чиновника с пугающей неподвижностью лица!

(7)Однажды ему в руки попала пачка письменных переводов с латинского языка, одна из работ ему понравилась художественным изяществом и точностью. (8)Анненский похвалил её автора, но тут ему сообщили, что написавшего этот перевод гимназиста придётся отчислить, потому что за письменный экзамен по математике комиссия поставила ему двойку. (9)Инспектор попросил контрольную по математике.

(10)Неудовлетворительную оценку экзаменаторы выставили в строгом соответствии с утверждёнными нормами, и потому не могло быть никаких сомнений в её справедливости. (11)Но… речь шла о судьбе талантливого гимназиста. (12)Трудно сказать, какими последствиями для юноши обернулось бы это исключение. (13)Не погибнет ли в нём природный дар?

(14)Однако есть правила, которые невозможно нарушить, как говорится, суров закон, но он закон. (15)Чем необходимо руководствоваться в принятии решения: сочувствием, состраданием или буквой закона? (16)Ведь если нарушить закон один раз, то, значит, можно будет нарушить его и второй раз, и третий… (17)Какой же тогда это закон?

(18)Анненский прекрасно понимал всю тяжесть ответственности, прекрасно понимал, что правильнее, да и легче всего признать нерушимую силу закона. (19)Но он, подумав, предложил исправить двойку на три с минусом. (20)Учителя с недоумением переглянулись: всегда строгий и принципиальный инспектор сам идёт на нарушение правил… (21)Оценку исправили, гимназиста оставили.

(22)Наверное, можно было бы добавить, что спасённый юноша впоследствии стал известным художником-графиком, но, как вы понимаете, смысл поступка Анненского не в этом. (23)Неужели проявлять участие нужно только в том случае, если есть уверенность, что облагодетельствованный тобою человек станет выдающимся художником, писателем или учёным? (24)А если бы юноша обманул ожидания, что тогда получилось бы: милосердие потеряло свой смысл, превратилось в беспринципность?

(25)К сожалению, пока никто не придумал прибора, с помощью которого можно было бы выявить те нравственные побуждения, которые становятся причиной того или иного поступка. (26)Одно дело, когда жалость куплена за деньги, когда подвиг обусловлен честолюбием, и совсем иное дело, когда благодеяние совершено из чувства любви, когда в другом человеке ты видишь «своего», самого себя, и твоё сочувствие становится не просто естественным, а единственно возможным душевным движением.

(По В. Захарову*)

*В.А. Захаров (родился в 1956 г.) – писатель и публицист.

Задания

Какая из проблем исходного текста представляется вам наиболее существенной?

1.Проблема милосердия.

2. Проблема отношения к закону. Можно ли нарушить закон? Когда это оправданно?

3. Проблема поддержки талантливых учеников. В какой ситуации учитель может повлиять на судьбу своего воспитанника?

4.Проблема выбора поведения. Какой поступок может считаться нравственным?

Прокомментируйте одну из проблем, используя концептуальный подход.

  1. К какому типу проблем принадлежит выбранная вами проблема? ( Философская, нравственная, социальная, общественная?)
  2. Считаете ли вы, что эта проблема актуальна, или она характерна для любого общества во все времена. Как давно возникла эта проблема?
  3. Часто ли приходится сталкиваться с этой проблемой? Для какого круга людей она характерна.
  4. Что автору кажется наиболее важным для решения проблемы ( на материале исходного текста)

Сформулируйте позицию автора. Прямо или косвенно она выражена? Укажите номера предложений.

  1. 26
  2. 1
  3. 2-4
  4. 23

Обратите внимание на риторические вопросы исходного текста. Как они помогают выявить позицию автора?

В каких предложениях используются вводные слова? Как это подтверждает 4 предложение текста?

Укажите ошибки при формулировании позиции автора.

  1. Одна из проблем данного текста – милосердие. Иногда жизнь создаёт ситуации, когда хороший поступок можно совершить вопреки закону. Как поступать в таких случаях? Следовать велению сердца или разума? Я совершенно согласен с позицией автора и могу привести свои примеры.
  2. Автор рассказывает о благородном поступке Анненского, который поддержал талантливого ученика. Я полностью с ним согласна.
  3. В тексте поднимается нравственная проблема. Человек часто стоит перед выбором определённого поведения в сложной ситуации. Автор приходит к выводу, что людей нужно жалеть, а не думать о выгоде.

Вспомните, как в перечисленных произведениях литературным героям приходится нарушать предписанное поведение. Используйте эту информацию для аргументации своей позиции.

  1. И.С.Тургенев. « Бирюк»
  2. В.Распутин «Уроки французского»
  3. В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

Исправьте грамматические ошибки и речевые недочёты в формулировках авторской позиции.

  1. Позиция автора заключается в том, что « К сожалению, пока никто не придумал прибора, с помощью которого можно было бы выявить те нравственные побуждения, которые становятся причиной того или иного поступка».
  2. Рассказывая поступок Анненского, автор четко обозначил свою позицию о законе и истинной справедливости.
  3. В предложенном тексте автор не уверен в своей позиции, потому что, с одной стороны, нельзя нарушать закон, а с другой стороны, иногда нужно поступить вопреки закону.
  4. Чем необходимо руководствоваться в принятии решения: сочувствием, состраданием или буквой закона? – вот позиция, которая четко заявлена автором предложенного текста.

Вариант № 8

Текст

1) Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (2) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.

(3) Насколько легко ограбить, обмануть культурного человека в жизни, настолько трудней его ограбить в духовном отношении. (4) Потеряв многое, почти все, культурный человек, по сравнению с обычным, крепче в сопротивлении жизненным обстоятельствам. (5) Богатства его хранятся не в кубышке, а в банке мирового духа. (6) И многое потеряв, он может сказать себе и говорит себе: я ведь еще могу слушать Бетховена, перечитать «Казаков» и «Войну и мир» Толстого. (7) Далеко не все потеряно.

(8) Чтение Достоевского в юности производило потрясающее впечатление. (9) Я до сих пор уверен, что человек, прочитавший «Преступление и наказание», гораздо менее способен убить другого человека, чем человек, не читавший этого романа. (10) И дело не в том, что Достоевский говорит о справедливой наказуемости преступления.

(11) Дело в том, что Достоевский в этом романе разворачивает перед нашими глазами грандиозную психическую сложность человека. (12) Чем отчетливее мы понимаем психическую сложность живого существа, тем трудней его уничтожить.

(13) Нормальный человек может срубить дерево, некоторым образом чувствуя жалость к нему, с еще большим чувством жалости, но, преодолевая его, он может зарезать животное, чтоб воспользоваться его мясом, но перед убийством человека для нормального человека встает невидимая, но хорошо ощущаемая стена. (14) И эта стена — сама психическая сложность человека. Человек слишком сложен, чтобы убивать его. Убивая человека, ты слишком многое убиваешь заодно с ним, и прежде всего свою душу.

(Ф. Искандер)

Задания

Выберите одну из предложенных проблем исходного текста. Есть ли среди них ошибочные формулировки?

  1. Влияние творчества Достоевского на формирование характера человека.
  2. Психическая сложность человека. В чем она выражается?
  3. Поведение культурного человека, в сравнении с обычным, в трудной жизненной ситуации.
  4. Критерии успеха литературного произведения.

Сформулируйте позицию автора по одной из проблем текста. Прямо или косвенно она выражена? Найдите ошибки в формулировках позиции автора исходного текста.

  1. Автор убеждён, что убийство неизменно повлечет за собой ответственность перед законом.
  2. По мнению автора, книги помогают поддерживать духовное здоровье и противостоять жизненным трудностям.
  3. Позиция автора состоит в том, что книги, музыка делают человека, культура вообще делают человека умнее и культурнее.
  4. Автор считает, что культурного человека легко ограбить, а малообразованный более приспособлен к трудностям жизни, хотя и мало читает.

Перечитываете ли вы понравившиеся вам книги. Выскажите свою точку зрения по этому вопросу. Напишите аргумент, опираясь на жизненный опыт. Найдите грамматические ошибки в приведенных предложениях.

  1. Перечитывая книги, мне нравится вновь возвращаться к любимым эпизодам.
  2. Герои литературных произведений, уча нас поведению в определённых жизненных ситуациях, служат образцом для подражания.
  3. Культурный человек, попавший в неудачу, всегда найдет духовные силы для возрождения.
  4. Все, кто любит читать, с удовольствием возвращается к любимым произведениям не раз.
  5. Я не только люблю перечитывать книги, а и смотреть любимые фильмы по несколько раз.
  6. Романы Достоевского, написанные в 19 веке, и сегодня считаются современными.
  7. В романе «Преступлении и наказании» есть страшный эпизод убийство старухи-процентщицы.

Помните, что комментировать нужно не весь текст, а только ту проблему, которую вы выделили. Прокомментируйте проблему влияния романа Достоевского на становление характера человека. Укажите ошибки в предложенных отрывках.

  1. Мы изучаем Достоевского в школе. Автор обращается к творчеству этого писателя, чтобы раскрыть проблему влияния книг на людей. Даже если книга не очень нравится, она всё равно запоминается, потому Искандер и уверен, что прочитавший Достоевского не убьёт человека.
  2. Книги, действительно, могут оказать значительное влияние на характер человека. Автор текста рассуждает о том, как ведут себя люди, разные по образовательному уровню, в одинаковых ситуациях. Эта проблема нравственная и частично социальная. Нарушение закона приводит к тяжелейшим последствиям. Это не может не волновать всех членов общества. Особенно страшным является убийство.
  3. Проблема данного текста является философской и актуальной. Автор убежден, что «человек, прочитавший «Преступление и наказание», гораздо менее способен убить другого человека, чем человек, не читавший этого романа». В тексте прослеживается мысль «Чем отчетливее мы понимаем психическую сложность живого существа, тем трудней его уничтожить».

Вспомните эпизоды дуэли в указанных произведениях.  Как они помогают подтвердить мысль Искандера о том, что нормальный человек не способен на убийство, а если это происходит, что заставляет человека страдать.

  1. А.С.Пушкин «Выстрел»
  2. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
  3. Л.Н.Толстой «Война и мир»
  4. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Считаете ли вы приведенный фрагмент комментирования проблемы удачным? Сделайте необходимые на ваш взгляд исправления и добавления.

Одна из проблем данного текста – роль чтения в жизни человека. Книги обогащают наш духовный мир, помогают стать милосерднее и мудрее. Автор убежден, что хорошее чтение, например, романов Достоевского, может даже предотвратить преступление. Уверен, что это справедливо. Хорошие книги учат только добру. Обращаясь к роману «Преступление и наказание», Искандер напоминает, что страшно не наказание за совершённое убийство, а страшно само преступление против человека.

Вариант №9

Текст

(1)Когда в Савинковской средней школе читали пьесу Чехова «Вишнёвый сад» и упоминали про старого слугу Фирса, то в классе поднимался весёлый шум, сыпались шутки, и учителя, хорошо понимавшие причину этого оживления, хотя и требовали тишины, но тоже не могли скрыть улыбку. (2)Дело в том, что пришкольным участком, состоящим, кстати, в основном из вишнёвых кустов, заведовал пожилой учитель труда Алексей Дмитриевич Фирсов. (3)Алексей Дмитриевич, как и чеховский персонаж, плохо слышал, часто отвечал невпопад, путал имена и даты, порой заговаривался, и всем, даже коллегам, казался нечаянно уцелевшим обломком какой-то древней эпохи.

(4)Он жил в деревянном домике, примыкавшем к пришкольному саду, днём в этом саду без устали работал, а ночами караулил его от воришек. (5)Школьники не любили сельский труд, больше вредили, чем помогали старому учителю: землю не перекапывали, а ковыряли лопатой, вместо сорняков выпалывали культурные растения, попросишь их полить огурцы и капусту - они начнут брызгаться и с воплями носиться по всему саду, ломая кусты и вытаптывая грядки. (6)Когда Алексей Дмитриевич, чуть не плача от обиды, ругаясь на чём свет стоит, гнал бездельников, те бежали жаловаться директору школы на сварливый нрав старика, который не ставит им положенную отработку.

(7)Ночами тоже не было покоя. (8)В мае воровали рассаду из теплиц, а потом продавали её в городе, в июне таскали клубнику, а в конце июля, когда поспевала вишня, начиналось сущее бедствие: ночные воры, если им не хватало роста дотянуться до вожделенных ягод, просто ломали ветки.

(9)Алексей Дмитриевич чуть ли не на коленях просил директора школы повлиять на учеников, примерно наказать воришек.

- (10)Алексей Дмитриевич, давайте я сейчас всё брошу, сяду с берданкой вашу вишню караулить. (11)В конце концов, это ведь ваша работа! -измученный постоянными жалобами старика, огрызался директор.

- (12)Ну ладно, если бы это был мой сад! (13)Это же школьное добро! (14)Ведь сейчас всё разворуют, переломают, зимой, кроме свёклы, есть нечего будет.

- (15)Ну, уж вы хватили... - смеялся директор школы. - (16)С голоду у нас пока ни один ученик не умер.

(17)Старика не стало шесть лет назад. (18)Как сидел в ночном дозоре на скамейке, уснул и больше не проснулся. (19)Той же зимой, оставшись без заботливого хозяина, вымерзли почти все яблони и груши, весной упала сгнившая ограда, травой заросли грядки, сломав хлипкую дверь, кто-то вынес из сарайчика лопаты и грабли, и после этого, к общей радости всех нерадивых детей, сельхозработы в школе отменили...

(20)Как медленно и неизбежно таяла память об учителе, так же медленно и неизбежно исчезал школьный сад. (21)Лишь к августу уцелевший вишнёвый куст, полузадушенный жгучей крапивой, обугленный нещадным летним солнцем, собрав последние силы, давал несколько красных ягод. (22)Тогда кто-то из прохожих обязательно вспоминал про чудесный сад, про старого учителя… (По Е.А. Лаптеву*) *Е.А. Лаптев (родился в 1936 г.) - писатель и публицист.

Задания

Как автор текста выражает своё отношение к поднятой проблеме: прямо или косвенно?

Как помогают понять позицию автора словосочетания: обломок древней эпохи, без устали работал, чуть не плача от обиды, чудесный сад.

Чтобы определить позицию автора, ответьте на вопросы. ( По учебно-методическому пособию: Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич Сочинение на ЕГЭ. Стр. 54 )

  1. Положительные или отрицательные качества проявляются в поступках, словах героя?
  2. Как относятся к герою окружающие.
  3. Автор осуждает или одобряет поведение героя?

Укажите утверждения, которые не соответствуют позиции автора.

  1. Старый учитель не мог навести порядок в порученном ему саду, потому что не мог договориться со школьниками, которые тоже должны были работать на участке.
  2. Старый учитель был замечательным человеком, потому что честно трудился, не думая о выгоде.
  3. Рядом с нами живут люди, которые очень много делают для окружающих, бескорыстно трудятся. К сожалению, их редко ценят при жизни.
  4. Пришкольный участок пришёл в запустение, потому что ученики перестали работать в связи с отменой сельскохозяйственной практики.

Выберите из предложенных вариантов проблему, отраженную в данном тексте.

  1. Проблема отношения к делу, за которое человек несёт ответственность.
  2. Взаимоотношение поколений: чёрствость по отношению к старикам.
  3. «Не стоит земля без праведника». С уходом из жизни некоторых людей меняется окружающая жизнь, становится беднее.
  4. Проблема отношения школьников к старому учителю, к работе на пришкольном участке.

Выскажите свое отношение к прочитанному, сформулируйте позицию по одной из проблем текста. Исправьте ошибки в предложенных вариантах.

  1. Позиция автора не заявлена прямо, но мне понятно жалость к старому учителю и погибшему саду.
  2. Я убеждён, что такие люди, каким был старый учитель, заслуживает внимания и поддержки. Почему это не понял директор школы и учителя?
  3. Как жаль, что труд старого учителя не был оценен по достоинству окружением. Даже дети оказались жестокими. Может быть потому, что они видели отношение к старику взрослыми?
  4. Я думаю, что старик был настоящим праведником. Трудился всю жизнь не для себя, а для всех. Это так необычно в современное время.

Какие произведения русской литературы можно использовать  для аргументации своей позиции по одной из проблем   исходного текста.

  1. Паустовский «Телеграмма»
  2. Чехов «Вишневый сад»
  3. Солженицын «Матрёнин двор»
  4. Платонов «Юшка»

Вариант №10

Текст

(1)14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание декабристов - открытое выступление молодых дворян, находившихся на военной службе, против самодержавия и крепостного права. (2)Восстание декабристов было жестоко подавлено. (3)Пять декабристов были казнены. (4)Более ста - осуждены и отправлены на каторгу и поселение в Сибирь.

(5)3а этой сухой исторической справкой - трагедии сотен людей. (6)Тяжёлые испытания выпали на долю многих дворянских семей...

(7)Первыми, кто встал на сторону своих мужей - участников восстания, были их жёны. (8)Они начали бороться за близких, пуская в ход всё: деньги, родственные связи, влиятельные знакомства, прошения на «высочайшее имя». (9)Одиннадцать женщин, разных по социальному и материальному положению, по уровню культуры, едут в Сибирь за своими мужьями. (10)Эти женщины, уделом которых была семья, даже не подозревавшие о существовании тайных обществ, смело отправились в Сибирь. (11)Они вынуждены были оставить своих детей и родителей, так как царь разрешил ехать только жёнам.

(12)Бывшие княгини, графини, генеральши жили в крестьянских избах со слюдяными окнами и дымящейся печью, готовили обед и отправляли его в тюрьму, чтобы поддержать своих близких, часто «сидели на чёрном хлебе с квасом». (13)В 1827 году в Чите Александра Григорьевна Муравьёва пишет, что желает разделить участь мужа, государственного преступника, и готова жить среди арестантов, там, где они будут содержаться. (14)Император Николай отнял у них все имущественные наследственные права, разрешил тратить только нищенские суммы и повелел отчитываться в своих расходах перед начальником рудников.

(15)На четвёртом году заключения с узников сняли кандалы, и декабрист Николай Бестужев сделал из них женщинам кольца, которые те с гордостью носили.

(16)Женщины не только кормили и утешали, они сплачивали осуждённых, морально поддерживали их. (17)Самоотверженные и преданные жёны, они не знали в вопросах любви и дружбы ничего невозможного.

(18)Они пошли за своими мужьями, когда им не исполнилось ещё и тридцати. (19)Александрине Муравьёвой - жене Никиты Муравьёва (автора проекта конституции Северного общества) - в момент её приезда в Сибирь было 23 года. (20)Жёны декабристов оказались в добровольном изгнании. (21)Что заставило их принять такое решение? (22)Супружеский долг? (23)Чувство справедливости? (24)Сострадание к ближнему? (25)3абота об облегчении участи мужа?

(26)«Эти женщины бросили всё: богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга... (27)Ни в чём не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли всё, что перенесли их осуждённые мужья», - писал Фёдор Михайлович Достоевский.       (По Э. Павлюченко)

Задания

Какая формулировка проблемы вам кажется наиболее верной?

  1. В данном тексте рассказывается о том, как жены декабристов отправились вслед за ними в ссылку. Им пришлось пережить много трудностей, но они выполнили свои нравственный долг. В этом и состоит проблема текста.
  2. Событие на Сенатской площади в 1825 году потрясло всё русское общество. Еще большее волнение вызвало желание жен осужденных дворян последовать за своими мужьями. Риторические вопросы в конце предложенного текста выявляют проблему, которая волнует автора. Жертвенность и чувство долга – вот качества русских женщин, которые достойны восхищения.
  3. Проблема данного текста – восстание декабристов и решение их жен последовать за ними в Сибирь. Хотя восстание было жестоко подавлено, все его участники проявили мужество. Женщины, отказавшись от дворянских прав, разделили скорбную участь своих мужей. Рассказ об их подвиге помогает раскрыть проблему.

Каким способом выражена позиция автора в данном тексте.

  1. Автор прямо заявляет о своём отношении к поднятой им проблеме.
  2. Позиция автора не выражена прямо. По каким косвенным признакам её можно определить. Обратите внимание на предложения 21-27.
  3. Позитивно или негативно относится автор к поднятой им проблеме.
  4. Как помогает последнее предложение текста ( цитировании) определить позицию автора текста?

Выскажите свою позицию по проблеме текста. Каково ваше отношение к поступку жён декабристов? Какие произведения могут помочь в аргументации позиции?

  1. Н.А.Некрасов «Русские женщины»
  2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  3. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Найдите фактические ошибки, допущенные в образце сочинения.

Способность к самопожертвованию была всегда свойственна русским женщинам. Конечно, не всегда это требовало полного отречения от привычного образа жизни, но всегда требовало мужества. Когда герой романа Толстого «Война и мир» был ранен в Аустерлицком сражении, Наташа Ростова преданно ухаживала за ним, восхищая своей твёрдостью и умением даже врача. Екатерина Мармеладова отправилась за Романом Раскольниковым на каторгу. Благодаря ей, главный герой романа Достоевского осознаёт свою вину. Гимном русским женщинам прозвучало произведение Н.А.Некрасова о женах декабристов. Всеми силами пытался генерал уговорить Голицыну не ехать вслед за мужем, но она пошла по этапу и добилась своего.

Выявите нарушение этических норм в образце сочинения.

Сегодня на такой подвиг ни у кого духу не хватит. Из-за несовременности даже трудно понять позицию автора. А еще я слышал, что эти женщины детей бросили. Это вообще позор: детей на мужей променять. Мужчины как-нибудь выживут, а дети нет. Так что подвиг не очень понятный.

Исправьте грамматические ошибки в предложениях

  1. Всем, кто принимали участие в восстании на Сенатской площади, располагающей в Петербурге, было предъявлено обвинение.
  2. Некрасов талантливо показал о том, что жены декабристов были готовы жертвовать всем ради мужей.
  3. Павлюченко рассказывает о событиях на Сенатской площади, восхищавшись поступком русских женщин.
  4. Самопожертвенность – это выдающая черта характера, которая характерна не всем людям.
  5. Муравьёва, пожелаемая разделить участь мужа, отказалась от своего достояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты с заданиями для подготовки к ЕГЭ

Данные тексты могут быть использованы для развития и контроля навыков чтения....

Презентация "Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)

Презентация "Подготовка к написанию сочинения  по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)...

Урок развития речи в 9-м классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту (ГИА, задание С 2.2)

Цели урока:раскрыть на примере текста тему дружбы;развивать аналитические и творческие способности учащихся;формировать у них чувство совестливости....

Сочинение по тексту И.Новикова из открытого банка заданий ФИПИ. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

работа поможет учащимся 10-11 классов  поэтапно составить высказывания по предложенному тексту...

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)...

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"

Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...