Главные вкладки

    Статья по русскому языку по теме:
    Интегрированная модель развития речи учащихся в процессе обучения

    Подрезова Ирина Ивановна

    Интерпретация словесного образа при помощи интеграции различных видов искусства позволит сформировать умение последовательного и грамотного построения речи, развить художественное мышление учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Подрезова И.И., МБОУ СОШ № 36 г. Томска

    Интегративная модель развития речи учащихся в процессе обучения

            Интеграция предметов в современной школе – новое направление, способствующее развитию творческого потенциала личности. Интегрированное обучение способствует формированию у учащихся целостной картины мира и создаёт представление о школьных предметах как определённой системе. Художественное отражение действительности может совершаться не только в словесных образах (художественная литература), но и в зрительных (изобразительное искусство), в звуковых (музыка). Интерпретация словесного образа при помощи интеграции различных видов искусства позволяет сформировать умение последовательного и грамотного построения речи, развить художественное мышление учащихся. Интегрированное обучение создаёт новые условия деятельности учителя и учащихся и представляет собой действенную модель (образец, схема, система) активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения. Интегративная модель развития речи представляет собой определённую систему творческих работ, которые можно применять не только на интегрированных уроках, но и на традиционных. Форма реализации предлагаемой модели – учебные занятия на интегративной основе.

            Интегрированные программы по литературе и изобразительному искусству для 5-8 классов[1] способствуют разностороннему и целостному развитию учащихся, формированию художественного вкуса, навыков самостоятельной учебной деятельности, личностной оценки.  На интегрированном уроке происходит концептуальное объединение сходных тем, нескольких предметов для углублённого изучения научной проблемы. Чаще всего интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Но интегрированный урок может проводиться и одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам. Интегративная модель развития речи учащихся создаёт условия для реализации и развития творческих и интеллектуальных способностей личности.

            На интегрированном уроке развития речи создаётся речевая ситуация, способствующая развитию художественного мышления и активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся. Привлекаются художественные образы разных видов искусств (литературы, изобразительного искусства, музыки), создающие эмоциональный настрой, условия для комфортного общения. Возникающая потребность в устном и письменном высказывании является не только составной частью обучения, но и сочетается с другой деятельностью: игровой, практической, исследовательской. На основе конкретных образов создаётся собственный образ, рождается будущий текст. Так же происходит работа по отбору изобразительно-выразительных средств языка, использованию в самостоятельном творчестве тех или иных художественных приёмов. Необходимо развивать у учащихся собственные художественные способности и потребность реализовать их в собственном художественном творчестве. Реализация этих потребностей должна осуществляться в системе, поэтапно включающей школьника во всё более активный диалог литературы с другими видами искусства. Каждый вид искусства имеет свой язык, свои способы выражения и передачи художественного содержания. Процесс заимствования и взаимного обогащения средствами создания образа и составляет сущность диалога искусств на уроке развития речи. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

            Например, интегрированная программа для 5-го класса построена по жанровому принципу; ведущим  является жанр фольклорной и литературной сказки в творчестве русских и зарубежных писателей. Особое место на уроках отводится творческим работам учащихся: это и эмоциональные размышления о прочитанном, и сочинения-стилизации, и первый опыт исследовательских работ. Наиболее интересный вид творческой работы – это стилизация сказки (сказка может быть стилизована и под фольклорную, и под авторскую).  Учащимися 5-х классов было создано несколько рукописных книг, оформленных с помощью книжной графики. Ребята нарисовали к своим сказкам сюжетную заставку, орнаментальную буквицу, концовку. При стилизации фольклорных сказок ученики использовали словесные формулы, художественные средства, характерные для  русского фольклора. «Оживить» обычные вещи: елочную игрушку, потёртое кресло, осколок зеркальца - помогла  стилизация сказок Х.К.Андерсена.  Ребята создали не только словесный образ, но и художественный. В итоге получилась великолепная книга с оригинальными иллюстрациями. Таким образом, стилизацию сказки можно превратить не только в средство развития речи, но и в средство развития художественно – творческих способностей учащихся.

            Творческая работа на уроках русского языка уже невозможна без создания оригинальных лингвистических сказок (по методике Л.В.Бурмистровой, в основу которой положена идея создания системы зрительных образов обобщённых опор, закреплённых в сказочном повествовании). Лингвистические сказки стимулируют развитие образного мышления, формируют положительную мотивацию к изучению правил. Интеграция русского языка и литературы помогает школьнику увидеть «жизнь грамматических явлений изнутри».

            Интеграция изобразительного искусства и языкознания позволяет разнообразить уроки, делать их более интересными, доступными для восприятия. Можно проиллюстрировать орфографические правила, создавая ассоциативные рисунки. Словарные слова, исключения из правил, можно также представить в виде графического знака, рисунка (видеомы), что поможет запомнить их легко, быстро и надолго.

            Творческие задания для учащихся 6-7 класса направлены в первую очередь на активизацию восприятия ими художественного слова: сочинения-размышления, сочинения-ассоциации, письма, дневниковые записи. Слово становится средством постижения других видов искусства. Задачей этого возрастного периода является формирование навыков восприятия литературы в её диалогических связях с другими видами искусства: живописью, музыкой. Личное, эмоциональное восприятие школьника, его умение фантазировать, размышлять становятся главными составляющими интегрированного урока развития речи. Особенно ярко эти умения проявились в таких формах работы, как дневниковые записи, письма литературному герою, автору произведения. На уроке в 6-ом классе «Наше счастье – заглянуть миру в лицо» (По поэме «Фацелия» и дневниковым записям М.Пришвина) учащиеся создавали собственные дневниковые записи, опираясь на личные наблюдения за природой; рассматривая пейзажи русских художников, обсуждали цветовую палитру произведений.  Анализируя миниатюры М.Пришвина, школьники видели, насколько мастерски использованы писателем приёмы цветописи, звукописи, тропы и фигуры речи, и пробовали применить данные приёмы в собственных творческих работах.

            Писатель, художник слова, стремится отразить жизнь в ярких словесных картинах, художественных образах. Чтобы создавать словесные картины, учащиеся должны владеть минимумом знаний об образных средствах языка – эпитете, сравнении, метафоре и олицетворении как её особом виде. Интегрированные уроки позволяют вводить данные понятия и поэтапно, и комплексно.

            На уроках изобразительного искусства, рассматривая пейзажи, учащиеся  описывают увиденное, используя подходящие художественные средства. Осмысление роли рисунка и цвета в картинах ведёт к анализу изобразительно-выразительных средств языка литературного произведения, к постижению его синтаксического и звукового строя. Сопоставление произведений литературы и живописи является действенным средством понимания особенностей языка и поэтики литературного произведения. Работая с художественным текстом на уроках литературы, школьники находят эпитеты (сравнения, олицетворения, метафоры и т.д.); вставляют пропущенные в тексте лирического или прозаического произведения изобразительно-выразительные средства, сравнивают их с авторскими. Очень важным предметом наблюдения учащихся является цветопись. Цветовой анализ текста позволяет понять механизмы рождения образа, увидеть, как из языкового многообразия писатель выбирает определённые слова, создавая из них подлинный шедевр.

            На уроках русского языка отрабатывается конструирование микросочинений с использованием образных средств языка. Систематическая работа в этом направлении даёт хороший результат: учащиеся более глубоко начинают воспринимать литературные произведения, чутко фиксировать своеобразие авторской речи. Школьники пытаются проникнуть в творческую лабораторию писателя, воссоздать логику творческого процесса.

            Таким образом, словарный запас образных слов и выражений, определённых ассоциаций зависит от степени развития художественного мышления и воображения.

            В 8-9-х классах наступает пора нравственного самопознания. Углубляется внимание к художественной форме произведения искусства, идёт поиск внутренних связей текста, живописной картины. Например, выполнение задания «Если бы герои картины… заговорили» способствует более глубокому восприятию произведений искусства. Говоря от имени персонажа картины, ученик переносится в представленное на холсте событие.  Диалог с персонажами картины, а также и с автором учит чуткому, бережному, внимательному восприятию произведений искусства.

     Ученики способны  за картиной,  текстом увидеть автора и его чувства, и это даёт возможность провести интересные творческие работы. Например, при изучении повести И.С.Тургенева «Ася» учащимся предлагается описать сюжет и цветовую гамму возможной картины Гагина. Школьники постепенно начинают понимать роль художественных ассоциаций,  заложенных самим автором в литературном произведении, сопоставлять их с образами главных героев.

            На уроках русского языка в старших классах важно работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над расширением того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, необходимо интегрировать воедино грамматический и риторический аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода. Например, в конце учебного года девятиклассникам предлагается итоговое творческое задание-исследование «Энциклопедия одного слова», позволяющее увидеть, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа. Необходимо исследовать слово с научной точки зрения, рассмотреть, как «живёт» слово в фольклоре, в литературных произведениях, в словарях, в названиях картин художников, в фильмах, в собственном творчестве. Задание ориентировано в первую очередь на обогащение социально-нравственного опыта детей, развитие способностей самовыражения.

            В 10-11 классах всегда сложным считается анализ поэтического текста, так как он требует максимального погружения в структуру произведения, умения эмоционально увидеть изображаемое. Сделать более понятным анализ поэтического текста помогут видеомы (особый способ передачи информации, используемый для раскрытия внутренней сути явления с помощью графического знака или рисунка). Словесные образы, возникшие в воображении, учащиеся переводят в зрительные. Работа с видеомами развивает творческое воображение учащихся, способствует овладению эмоционально-образной речью, содействует более глубокому восприятию литературного произведения, умению образно, нестандартно мыслить.

            Значительное место на уроках развития речи в старших классах отводится формированию у школьников интеллектуально-речевых умений, способствующих общению с художественными ценностями. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет видеть взаимодействие разных наук. Изучая в 10 классе творчество Ф.М.Достоевского, можно обратить внимание на созвучные по духу произведения И.С.Баха, Рембрандта, так как их сближает с Достоевским общий стиль мышления (склонность к внутреннему монологу; неопределённость, колебания в поисках истины; полифония). Учащимся предлагается записать эпитеты, сравнения, аллегории, по ассоциации близкие образам Рембрандта, музыке И.С.Баха. Возможно, это будут ассоциации, связанные с цветом, с оттенками цвета. В дальнейшем на основании данных художественно-изобразительных средств можно написать сочинение-рассуждение  «Какую роль в формировании внутреннего мира человека может сыграть общение с произведениями Баха, Рембрандта, Достоевского?» Подобные работы приучают рассуждать не только о собственной повседневной жизни, но и о важнейших явлениях художественной культуры, что, несомненно, обогащает внутренний мир ученика.

            Возраст старшеклассников – наиболее открытый культуре, поэтому учащиеся часто пытаются объяснить литературное произведение, героя известным им культурным контекстом. В этом возрасте незаменима работа с ассоциативными рядами, что помогает   ученикам увидеть закономерность литературного процесса как общекультурного. Соответственно расширяются темы письменных работ, например: «Образ Венеры Милосской в очерке Г.Успенского «Выпрямила» и стихотворении А.Фета», «Античная тема в поэзии XIX и XX веков», «В чём проявляется близость взглядов И.В.Гёте и В.А.Моцарта на жизнь?».

            Приём интеграции можно использовать в рамках предпрофильной подготовки школьников, а именно в создании интегрированных элективных курсов. Чему способствует интеграция литературы с другими видами искусства: живописью, музыкой, театром? Прежде всего формированию у учащихся целостного восприятия окружающего мира, художественного вкуса, воспитанию умения слушать классическую музыку, воспринимать и понимать произведения живописи.

    Такую возможность предоставляет интегрированный элективный курс «Словом, цветом, звуком» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин») [2], который с 2006 года ведётся в МОУ СОШ  № 36. Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса, его реализация в рамках предпрофильной подготовки способствует как общему  гуманитарному образованию, так и самоопределению на старшей ступени обучения. Интегрированный курс предполагает активные формы работы: ролевые и интеллектуальные игры, исследовательские работы, создание сценариев, эскизов костюмов, декораций.

    Например, на занятии «Раз в крещенский вечерок…» (календарные и семейно-бытовые обряды) были использованы разнообразные интерактивные виды деятельности: ролевая игра «Русский свадебный обряд»; работа над эскизами русских свадебных платьев; прослушивание обрядовых песен в исполнении Ж. Бичевской, комментированное чтение обрядовых песен, выделение в них словесных формул, художественных образов; исследовательская работа «Образ птицы в свадебной поэзии: сокол, лебедь, кукушка».

    Использование в рамках интегрированных курсов активных форм обучения – залог активной познавательной деятельности, способ развития коммуникативной компетенции школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

    С 2000 года в МОУ СОШ  № 36 ведутся занятии по учебно-методическому комплексу «Вокруг тебя – Мир…». УМК «Вокруг тебя – Мир…» является интегрированным пособием нового типа, так как наряду с задачами литературного образования он даёт возможность обсуждать проблемы, связанные с понятиями международного гуманитарного права. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…» помогает, наряду с другими предметами гуманитарного цикла, повысить внимание к личности ученика, к его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству.

    Учебно-методический комплекс предусматривает различные виды работ по развитию и усовершенствованию устной и письменной речи:

    1. игровое моделирование позволяет разыграть, смоделировать, прожить определённую ситуацию, в которой актуализируется определённый опыт ребёнка;
    2. работа в группах даёт возможность каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, поделиться своими мыслями и чувствами;
    3. письмо-отклик на волнующую проблему, дневниковые записи развивают личностную оценку происходящих событий, эмоциональное, образное восприятие;
    4. инсценирование эпизодов, создание комиксов, составление кадров диафильмов позволяет примерить на себя разные роли: сценариста, режиссёра, художника, актёра и максимально полно раскрыть своё творческое «я»;
    5. творческая деятельность совместно с родителями улучшает взаимоотношения в семье, что способствует гармоничному развитию ребёнка.

    Таким образом, интегративная модель развития речи способствует развитию творческой деятельности учащихся, результатом которой могут быть собственные стихи, сказки, рисунки, что является отражением личностного отношения к миру, развития эстетического восприятия, воображения, мышления учащихся (логического, художественно – образного, творческого).

    Литература

    1. Подрезова И.И., Золотарёва А.В. Программы интегрированных курсов по литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов. Учебно-методическое пособие. (МОУ  СОШ  № 36). – Томск: ТОИПКРО, 2007. С. 5-67.
    2. Подрезова И.И. Словом, цветом, звуком… (интегрированный курс литературы, изобразительного искусства, музыки) // Элективные курсы по русскому языку и литературе для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – Томск: ТОИПКРО, 2006. С. 41-49.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

    Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

    Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

    Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

    "Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся в процессе обучения."

    Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который буде...

    Роль аутентичных материалов в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку

    Автор данной статьи предлагает разнообразные формы, приемы и методы работы с аутентичными материалами (песнями, различными видами художественных и функциональных текстов) на уроках английского  я...

    Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинениям разных жанров

    "Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы "лилось из-под пера". Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит, " -  утверждал Л.Н.Толстой. ...

    Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

    Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

    Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике

    Информационное общество по-новому определяет процесс коммуникации и общения. Процесс информатизации общества оказывает существенное влияние на развитие системы образования, ставит новые цели и задачи,...