"Сколько звуков в слове "яблонька"?"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Сергиенко Ирина Васильевна

Разработка урока поможет в игровой форме познакомиться с функционально-смысловым типом речи - рассуждением; его строением.

Учащиеся научатся писать сочинения -рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_urok1.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока (план-конспект)

учителя русского языка и литературы МБУ гимназии №35 г. Тольятти

Сергиенко Ирины Васильевны

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема:   Сколько звуков в слове «яблонька»?

Цели урока:

обучающая -    сформировать у учащихся представление о рассуждении и его структуре,

обучить созданию текстов по заданной модели и по образцу,

развивающая - развитие навыков анализа текста, развитие познавательных умений доказывать, делать выводы,

воспитательная - развивать культуру речи и письма.

Тип урока: урок изучение нового материала

Оборудование урока: плакаты с изображением страны Речеведение и словесными

моделями (опорными словами)

Ход урока:

1. Введение в урок. Мотивационный этап.        

 

Цель: проверка основных речеведческих знаний, умений и навыков.

  1. Создание учебно-проблемной ситуации.

        

Слово учителя:        

- Ребята, сегодня у нас очередной урок речеведения. Давайте в начале установим, в какой степени вы владеете основными речеведческими понятиями. Это первая задача урока. Перец вами карта. На ней изображён материк Языкознания и примыкающие к нему речеведческие острова.        

- Как вы думаете, как называется 1 остров? (Остров Стилей речи).        

Подсказка - 5 областей, ученики должны назвать их.        

-Как   называется  2   остров?    (Демонстрация  увеличенного изображения острова Типов речи.)        

- А как будут называться другие острова?        

    ■   На острове чаще других звучат вопросы: о чём и какова главная мысль?        

(идейно — тематический остров);        

    ■  А на этом острове все ходят подвое и больше и устанавливают какие-то связи. Кстати, какие? (логические и грамматические);

    ■  А этот остров самый экзотический, здесь все говорят

образно, эмоционально (Остров тропов) Нас интересует сегодня Остров Типов речи. Но попасть мы туда можем, только получив пропуск. Пропуском будет являться ваше домашнее сочинение- повествование или описание на яблочную тему.

        

  1. Проверка домaшнего задания.

Цель: проверка дом. зад. Закрепление навыка рецензирования        

1. Проблемно - игровая ситуация

А) Стражником коричневой области будет ... (выбирается ученик — стражник)

-Нужно срочно предъявить текст домашнего задания с типом речи - повествование. Если он будет отвечать    параметрам повествования, стражник Марина пропустит нас в коричневую область.        

Текст зачитывает ...    (выбирается ученик - парламентёр), который даёт рецензию на сочинение и решает, пропускает ли она класс на свою территорию.        

Б) Стражник лиловой области -    ... (выбирается ученик -стражник)        

Дом. сочинение -   ... (выбирается ученик - парламентёр)        

 

2. Слово учителя. Целеполагание

  -С первой задачей урока   вы справились успешно. Вы не только знаете основные    речеведческие понятия, но умеете по заданным моделям строить свои тексты.

  -Значит ли это, что вы всё знаете о типах речи? (Нет, у нас есть трудности:

  -мы работали в основном с фрагментами текстов,  и создавали тоже мини - тексты. Хочется поработать с большими текстами.

  -хорошо бы узнать, как эти тексты строятся. Особенно тексты - рассуждения, мы про них мало говорили).        

  - Формулируем цель:    подготовиться к высадке на жёлтую часть острова.

Ставим задачи:    

1) изучить материал о тексте - рассуждении и его строении;        

2)  научиться    строить свои тексты рассуждения.

    Запись темы в тетрадь.

Рассуждение и его строение.

План.

  1. Овладение новым материалом.

  1. Слово учителя. Мотивационная ситуация.        

  - Ребята, а что значит рассуждать?

(Мыслить,    выводить    логические            умозаключения, доказывать)        

РАССУЖДАТЬ - ЗНАЧИТ ДОКАЗЫВАТЬ.        

  - Бывало ли у вас так: вам необходимо что-то важное объяснить, доказать, убедить, а вы не можете это сделать и впадаете в отчаяние. Некоторые при этом даже прибегают к аргументу кулака, что конечно вовсе не красит, если не наоборот.

А если бы вы твёрдо знали, как строится тип рассуждения, я уверена, этих проблем у вас бы не было.        

2. Работа с текстом.        

1. Прочитаем текст - рассуждение. Он тоже на яблочную тему.

1.  Слово  «яблоко»  как  объект  изучения  представляет особенный интерес для лингвистов.

2. Как известно, есть три фразеологизма, в состав которых входит слово «яблоко»: «яблоко ньютона», «яблоко раздора», «яблоку   негде   упасть».  

3. Любопытно выяснить   их происхождение.

4. А разве не привлекательно путешествие в этимологию, например, для того чтобы    выяснить,  какое отношение имеет русское (славянское) слово «яблоко» с английским «apple» или с немецким «апфель»?

5. Значит, слово «яблоко»   по праву заслуживает внимание филологов.        

6. Определим стиль текста. Что доказывает это?

7. Объясним значение специальных слов - терминов. (Лингвисты, филологи, этимология, фразеологизмы) определить?

     И взрослые и дети любят читать сказки. Некоторые из них называют волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях героев, которые поднимаются на ковре-самолете выше туч, попадают в подземное царство, достают живую и мертвую воду, и в этом им помогают чудесные помощники.

Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.

        

Текст 2.

До самого вечера барыня была не в духе. Она ни с кем не разговаривала, не играла в карты, и ночь дурно провела. Вздумала, что одеколон ей подали не тот, который обыкновенно подавали, что подушка у ней  пахнет мылом, и заставила кастеляншу все белье перенюхать.

Словом, волновалась и горячилась очень.        

 

3. Письменная работа.

Установка.

  - Сколько должно быть аргументов, чтобы тезис звучал убедительно? Латинс. изречение: «Сила аргумента не в числе, а в весомости»-веский аргумент-т.е. какой?        

-   Ребята, помним, чтобы побеждать в споре, чтобы отвечать грамотно, чётко, логично, доказательно и получать хорошие и отличные оценки, мало знать содержание материала, надо его правильно преподнести. Учимся   быть   убедительными,   а   значит,   учимся  быть победителями.        

- Построим свои рассуждения  на тему, используя речевые модели

1.Сколько звуков в слове «яблонька» ?

2.«Яблоко» - многозначное слово.

(глазное яблоко - шарообразное тело глаза, о масти лошадей: кони в яблоках, то есть с тёмными, круглыми пятнами на шерсти.)

3.Докажите, что выделенное слово - дополнение.

       В саду на яблоню сирень отбрасывает тень.

 

4. Чтение работ с рецензированием.

         

5. Выводы

  - Итак, на уроках русского языка мы каждый раз, отвечая на вопросы, строим текст-рассуждение.        

  - Как вы думаете, всегда ли присутствуют все три части рассуждения? Какие части можно опустить, а какая является        

обязательной?        

Текст рассуждения у нас может быть и неполным, потому что тезис и вывод могут быть опущены.        

 

6. РЕФЛЕКСИЯ        

     1 . Достигли ли вы цели урока? Готовы к высадке на жёлтую часть острова? Докажите, что готовы. Чему вы научились?        

     2. А над чем надо поработать?        

     3. Интересно ли вам было сегодня на уроке? Назовите самые интересные моменты урока.        

     4. Что необходимо сделать, чтобы получить пропуск в область рассуждения? (написать сочинение)        

 

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ        

Написать сочинение-рассуждение по схеме: вступление — тезис -доказательства - вывод (5-7 предложений)        

Темы:        

1. Любая работа порядок любит.        

2.Людям нужен мир.        

3. Мой любимый школьный предмет.        

3. Выбрать самому пословицу.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

"Сколько раз ты человек"

Познавательный материал для учащихся и их родителей...

Анна Ахматова в зеркалах («Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…»).Урок литературы в 11классе.

Задачи  урока:·        исследовать тексты А.Блока и О.Мандельштама, дать им истолкование, попытаться разгадать человеческую сущность поэта;·...

Наглядный материал "Во сколько-на сколько"

Материал содержит стихотворение, помогающее запомнить алгоритм действия при решении задач, содержащих вопросы "Во сколько?" и "На сколько?" одно число меньше или больше другого. А ...

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...