«Великое русское слово».
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Сенькина Елена Владимировна

 

Театрализованная викторина «Великое русское слово».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.rar1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная викторина «Великое русское слово».

ПРЕДМЕТ: русский язык и культура речи.

ЦЕЛИ:

Обучающие:

  1. Обобщение изученного материала по основным разделам русского языка.
  2. Формирование  умения применять полученные знания на практике.
  3. Расширение знаний этимологии русских слов и идиом .

Развивающие:

  1. Развитие логического мышления, познавательного интереса, творческой активности, навыков работы в группе , мыслительной деятельности, внимания  учащихся.
  2. Развитие культуры речи.

Воспитывающие:

Воспитание патриотизма и чувства гордости за  русское культурное наследие, осознания необходимости преемственности поколений, любви к родному языку.

ВИД МЕРОПРИЯТИЯ:  театрализованная викторина

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: конкурсы, групповые задания, декламирование,  творческое задание с презентацией.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, «эрудитки» за правильный ответ болельщиков.

библиотечная выставка справочников и словарей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.

 УЧАСТНИКИ:

 две команды-соперницы, актеры-ведущие, жюри, болельщики, зрители, гости.

Ход мероприятия:

Коровьев(разгневанно): О мама миа, коза дичи! Нон вольво! Э пойзо! Дьяволо!

Воланд (невозмутимо и иронично):  Нет, нет, не понимаю .Вы приехали а Россию и извольте говорить по-русски!

 Коровьев :Я не есть это мочь! Моя голова… … не мочь это запоминайт…

Воланд (невозмутимо): Русская речь не сложнее других. 

Стыдись!Бегемот – кот – и то выучил…

Бегемот (с поклоном): Пожалуйста! Учиться – всегда пригодится! Трудиться должна девица. Не плюй в колодец – пригодится…

Коровьев (разгневанно): Черт вас всех подрать!

Воланд: Уже лучше! А говорите: не запомню. Теперь с самого начала…

Коровьев: Здраф-ствуй-те!

Воланд: Мягче, напевней…

Коровьев (преобразившись, с приятной улыбкой): Добрый вечер, дамы и господа! Итак, мы начинаем!

Воланд: Да, вот мы опять в России. Великая страна. А какой язык! Правду говорил мне тогда Тургенев: «Великий, могучий, правдивый и свободный язык». Из головы не выходят наши беседы с Гоголем длинными морозными вечерами. Помнится, он говорил, а я слушал, слушал и не мог произнести ни слова. Так божественно, лучше и не скажешь:  Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? 

Бегемот У! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..

Коровьев: Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа.

           Воланд:Чудным звоном заливается колокольчик…

Бегемот: …гремит и становится ветром разорванный в куски воздух…

Коровьев: …летит мимо все, что ни есть на земли…

           Воланд:… и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…

Бегемот: Да, страна великолепная, но не будем отвлекаться, мессир. Мы ведь явились сюда, чтобы выбрать Маргариту для бала – милую, благородную, умеющую вести светскую беседу. Истинную леди!

Коровьев: Да, и чтобы могла о философии поговорить, «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка», тактичную, женственную…

Бегемот: И я, кажется, вижу там, у тихой речки, милую влюбленную парочку, очень современную. Ее, я чувствую, зовут Маргарита…

Диалог влюбленной пары.

Он: Эй, чувиха, прикинь. Погода прикольная, въезжаешь в натуре?

Воланд: О господи. Думается, мне я переоценил свои лингвистические способности. На каком языке изъясняются эти милые голубки?

Коровьев: Мессир, вы меня всегда недооценивали. Они говорят на языке любви, и я их понимаю.

Бегемот: Я, конечно, не полиглот, но… Погодите, разговорник плебейского языка я, кажется, захватил с собой. Мало ли, знаете ли, с кем в дороге придется общаться... А… я нашел эту фразу. Он сказал: «Ах, сударыня, вы, верно, согласитесь, этот вечер удивительный такой!»

Она: Отвянь.

Бегемот: Сударь, столь прекрасен мир, нас окружающий, что никакие слова не могут передать моего состояния, ведь, как сказал Лермонтов: «А душу ль можно рассказать?»

Он: Прикинь, я тут это стих накропал про тебя.

Она: Заливаешь.

Он:

Я с вас тащился; может, от прихода

Еще я оклемался не вконец;

Но я не прокачу под мурковода;

Короче, не бздюме - любви звездец.

Бегемот:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Он:

Я с вас тащился без понтов кабацких,

То под вальтами был, то в мандраже;

Я с вас тащился без балды, по-братски,

Как фиг кто с вас потащится уже.

Бегемот:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Он:

Клево, да?

            Воланд: Ну это уже слишком! Отрезать ему к едрени фени голову! Что со мной?

Коровьев: Это инфекция. Воздух в России чрезвычайно загрязнен нецензурными выражениями, жаргоном и прочей гадостью. Заразиться весьма легко, а способы лечения сей болезни официальной науке неизвестны. Позвольте, я захватил с собою ватно-марлевую повязку.

Воланд (задумчиво): А впрочем, что я вдруг так разнервничался. Они - люди как  люди. Грубы, инфантильны, но ведь это всегда было...  Ну,  легкомысленны...  ну,  что  ж... и  милосердие  иногда  стучится  в  их сердца...  обыкновенные люди... в  общем,  напоминают прежних...  Пожалуй, только стали еще косноязычнее…Это все от убогости словарного запаса…не читают москвичи,не читают…..

Бегемот: И как мы тут Маргариту найти сможем? Ведь красавица как рот раскроет,всех гостей нам на балу распугает и вас,мессир,опозорит….

Коровьев: Мессир,Предлагаю провести отбор кандидаток в королевы бала.А вы посидите,понаблюдаете…может,какая и приглянется….(сажает Воланда к жюри)

Приглашаются 2 команды,которые занимают свои места за  столами.На каждом столе -ларчик для «эрудиток»(рисунок1),которые могут заработать для своей команды болельщики.Самая активная девушка из команды-победителя станет Маргаритой.Остальные участники-почетными гостями на балу.

Бегемот Коровьеву:Думаю, сначала пусть покажут богатство своего словарного запаса…(к Воланду):я правильно говорю,мессир?

           Коровьев: А пока команды готовятся,пусть Гелла публику развлечет

Входит Гелла, дает командам карточку №1 с заданием(см.Приложение -1).Пока команды работают,она проводит конкурс болельщиков,1 тур(Приложение -2).За каждый правильный ответ в ларец команды опускается «эрудитка»:


                Выходит Шариков,за ним Коровьев и Бегемот

Шариков: Све-е-етит месяц… Све-е-етит месяц… Светит месяц ….Абырвалг, Абырвалг…

Коровьев: Сгинь, нечесть. Этот так вообще ни слова не может произнести.

Бегемот: А говорил я профессору: « Не подвергайте проверке замысел Божий. Не ставьте экспериментов над природой. Она жестоко отомстит Вам за это.» А он все свое: «Эволюция, эволюция…»

Коровьев: Но ведь в России так издавна повелось. Помните, Гоголь мессиру говорил: «В России две беды – дураки и дороги», а мессир ему: «Да еще ужасное косноязычие народа».

Шариков: абырвалг…абырвалг..Све-е-етит месяц… Све-е-етит месяц… Светит месяц… Тьфу, прицепилась, вот окаянная мелодия!

Коровьев:Господин Шариков, Прекратите немедленно! Откуда взялась эта гадость? Я говорю о галстуке.

Шариков: Я не господин, господа все в Париже!

Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку.

Коровьев: Вы посмотрите на себя в зеркало, на что вы похожи. Балаган какой-то. Окурки на пол не бросать. Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова! Кто ответил пациенту "пес его знает"?! Что вы, в самом деле, в кабаке, что ли?

Шариков: Что-то вы меня, папаша, больно утесняете.

Коровьев: Кто это тут вам папаша? Что это за фамильярности? Чтобы я больше не слышал этого слова! Называть меня по имени и отчеству!

Шариков: Етит твою мать!!! … Ни пса не видно.

Лампу зажгите.

Бегемот: ШШШШ

Шариков:Отлезь, гнида! Вчера мы этих котов душили-душили, душили-душили, душили-душили, душили-душили...

Бегемот: , сдаюсь, — но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников! История рассудит нас.

Шариков :Я тебе покажу, твою мать! …(задумчиво)Пойти, что-ль, пожрать. Ну их в болото.  

Коровьев:. Истину говорят: “Не то скверно, что входит в уста человеческие, а то скверно, что из этих уст исходит”.у меня от этого русского языка неделю несварение будет

Бегемот: Я ,пожалуй, возражу относительно русского языка. Речь русского человека может представлять   вереницу прочно увязанных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго, и сам Аристотель.Просто некому преподать им урок хорошего русского языка,кроме вашего покорного слуги.

Коровьев,изумленно глядя на Бегемота:иностранец будет русского учить??

Бегемот:Почему нет?Глядишь,и очистим язык от сквернословия….могу начать урок прямо сейчас:

На вопрос:Какого фига тебе надо? есть замечательная фраза: "Вам, сударь, какая печаль?". 

Если, необходимо подкрепить свою позицию крепким словцом,вместо "Ну ты, вонючий урод" произнесите "Ох, и плутоват же ты, шельма!";

Вместо ОФИГЕЛ ЧТО ЛИ??  Говорите :Ваше поведение не соответствует моим ожиданиям.От вас ждут слова  ОФИГЕТЬ,а вы им выдайте:  Я ПОРАЖЕН…

Вместо фразы"Сам понял, что сказал, дебил?" попробуйте сказать "Ваши слова, уважаемый, бурлеск чистой воды. Равно как и вы - акциденция современности". 

Дебил….извините,оппонент будет сражен наповал

Коровьев: я от тебя офиге….извините,я тобой поражен….Посмотрим теперь,что усвоили из моего урока наши участники

Гелла дает командам карточку №2 и снова проводит конкурс среди болельщиков(тур-2):

Выходят артисты .Инсценировка отрывка  «Обезьяний язык» Зощенко(Коровьев и Бегемот стоят  в сторонке.):

Мой сосед, не старый ещё мужчина, с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:

— А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?

— Пленарное,— небрежно ответил сосед.

— Ишь ты,— удивился первый,— то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.

— Да уж будьте покойны,— строго ответил второй.— Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался — только держись.

— Да ну? — спросил сосед.— Неужели и кворум подобрался?

— Ей-богу,— сказал второй.

— И что же он, кворум-то этот?

— Да ничего,— ответил сосед, несколько растерявшись.— Подобрался, и всё тут.

— Скажи на милость,— с огорчением покачал головой первый сосед.— С чего бы это он, а?

Второй сосед развёл руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой:

— Вот вы, товарищ, небось, не одобряете эти пленарные заседания... А мне как-то они ближе. Всё как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня... Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.

— Не всегда это,— возразил первый.— Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то да — индустрия конкретно.

— Конкретно фактически,— строго поправил второй.

— Пожалуй,— согласился собеседник.— Это я тоже допущаю. Конкретно фактически. Хотя как когда...

— Всегда,— коротко отрезал второй.— Всегда, уважаемый товарищ. Особенно, если после речей подсекция заварится минимально. Дискуссии и крику тогда не оберёшься...

На трибуну взошёл человек и махнул рукой. Всё смолкло. Только соседи мои, несколько разгорячённые спором, не сразу замолчали. Первый сосед никак не мог помириться с тем, что подсекция заваривается минимально. Ему казалось, что подсекция заваривается несколько иначе.

На соседей моих зашикали. Соседи пожали плечами и смолкли. Потом первый сосед снова наклонился ко второму и тихо спросил:

— Это кто ж там такой вышедши?

— Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший. Завсегда остро говорит по существу дня.

 Коровьев :Ну что,всезнайка,понял хоть что-нибудь??

Бегемот: Это как же надо не любить родной язык,чтоб его так исковеркать иностранщиной?им бы Гоголя послушать: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг…»

Коровьев:или Тургенева:  «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.»

Интересно,а наши конкурсанты смогут обойтись без иностранщины,употребив вместо нее родные слова?

Гелла дает участникам карточку №3 и снова обращается к болельщикам(тур-3):

Коровьев: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Бегемот:Ну вот и ты,наконец,заговорил по-человечески…а то:мама миа…..

Коровьев:брысь..(за ухо берет)…вдохновение отпугнул

Бегемот:все-все…Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное….ухо вспухнет... Молчу, молчу... Считайте, что я не кот, а рыба, только оставьте ухо.

Коровьев:Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А.Куприн)

Бегемот: а что знают об истории русского языка наши конкурсанты?

Гелла объявляет КОНКУРС №4(презентация,приготовленная конкурсантами заранее (в качестве домашнего задания).Тема: «Из истории русского языка»)

Входит Бегемот..что-то за спиной

Коровьев:а ну покажи!опять стащил что-нибудь?

Бегемот: У меня скорее лапы отсохнут, чем я прикоснусь к чужому.

Коровьев:Показывай давай..знаю я тебя

Бегемот: Я совершенно не понимаю причин такого резкого обращения со мной...

Коровьев:ты мне давай зубки не заговаривай..что там у тебя?

Бегемот:ничего особенного..простая вывеска…..с мясного ларька…(показывает) …"Свежее не бывает!"

Коровьев:и как читать правильно свЕжее не бывает или свежЕе не бывает?.

Бегемот:конечно,свЕжее…помнить же должен,что мессир об осетрине второй свежести говорил..

Коровьев:да,ударениев слове-великая сила

Бегемот: а умеют ли пользоваться этой силой наши конкурсанты??

Гелла дает командам карточку №4 ,затем задает вопросы болельщикам(тур-4):

Выходят Коровьев и Бегемот

Коровьев:вот уж поистине правильно говорят: умен ты или глуп,велик ты или мал,не знаем мы,пока ты слова не сказал..эй,уснул что ли??

Бегемот:(прижимая к груди письмо и мечтая)….Красавица….а глаза..омуты…а ноги…я в восхищении!!!!!!!!!!!! Любовь выскочила перед нами, как из-под земли ,как выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!

Коровьев:ну все…понесло…а в руках-то у тебя что??

Бегемот: Письмо любви…Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!...красавица…на вид не больше восемнадцати(читает)…(грустно) а по орфографии не больше восьми:

Я ей: Немеет сердце в сладкой боли,

 Струится локон на плечо.

Я к вам пишу,чего же боле?…

Коровьев,заглядывая в письмо:Она: — Ржунимагу! Пешы исчо!

Бегемот:не хотелось бы такую королеву бала

Коровьев:а что нам мешает проверить грамотность наших конкурсантов?

Гелла дает командам  карточку №5 и снова проводит конкурс болельщиков(тур-5):

Выходят Коровьев и Бегемот

Коровьев: Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу

Бегемот:стоп-стоп……увлекся….. ….с чего это ты вдруг чужой язык расхваливаешь?..пусть это конкурсанты делают …..

 КОНКУРС №7 Выразительное чтение «Оды русскому языку»,написанной участниками заранее.

Коровьев: как ты думаешь,уже можно итоги подводить?

Бегемот:сначала нужно выяснить,что думает по этому поводу мессир и  немедленно начать придерживаться того же мнения.
Коровьев:Слово за Вами,мессир

Воланд: Испытаний достаточно,но мне нужно время……(жюри подводит итоги)……..победила команда…………………она будет свитой королевы бала…а поистине королевой сегодня была……..(самая активная участница)

Финальная песня(Приложение-3).

  1. М Булгаков Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
  2. Авторская разработка учителя НОУ «Ломоносовский лицей» г.Ногинска Московской области Цюрих Веры Германовны «Сценарий агитбригады “Чистое слово. За чистоту русского языка”.

  1. Этот удивительный язык http://www.zabaznov.ru/rusyaz.html
  2. Происхождение русских ругательств  http://stupeni.odessa.ua/load/9-1-0-14
  3. Интернет-журнал любителей русской словесности http://www.ruslit.com/?p=29
  4. Словарь русских фамилий http://www.edudic.ru/fam/l/9
  5. О фразеологизмах, в которых отразилась история, быт и обычаи русского народа.http://www.liveinternet.ru/users/non-fiction/post183095287/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"

Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово

Презентация для интегрированного урока русского языка и основ православной культуры...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...

План проведения недели русского языка «Великое русское слово», посвященной Году культуры в России

Приобщение  учащихся, педагогов к истории развития русского языка и осознанию его  как культурного феномена и языка русской нации....

Отчёт по неделе русского языка "Великое русское слово", посвящённой Году культуры в России

Отчёт по неделе русского языка "Великое русское слово", посвящённой Году культуры в России...

Урок-устный журнал в 11 классе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."

Урок проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы и представляет собой устный журнал, состоящий из нескольких страниц. На уроке представлены разнообразные материалы о языке, использ...

Открытый урок русского языка "Великое русское слово"

Урок посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Ученики вспоминают,  что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты, метафора и на практике тренируются находить в те...