Лексика лозоплетения в говорах Вадского района Нижегородской области: словообразование.
статья по русскому языку по теме

Маринин Андрей Владимирович

В данной статье рассматривается лексика древнего ремесла лозоплетения, функционирующая в говорах Вадского района Нижегородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika_lozopleteniya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Маринин А. В.

                                                       Россия, Арзамас, АГПИ им. А. П. Гайдара

Лексика лозоплетения в говорах Вадского района Нижегородской области: словообразование.

Искусство плетения из лозы уходит в глубокую древность. Лозоплетением занимались уже в каменном веке, когда из веток делали емкости, а затем обмазывали их глиной. Плетеная мебель, утварь использовалась в Древнем Риме в домах патрициев. Два плетеных стула были обнаружены в гробнице Тутанхамона. На полотнах известных художников эпохи Возрождения запечатлены изделия из лозы.  В конце XIX – начале XX века французские мастера покрывали изделия из прута позолотой, серебром, разными красителями. В конце XIX века  лозоплетение начало развиваться в России. Крупные центры плетения лозы были сосредоточены в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Казанской и других губерниях. Из лозы делали стулья, столы, вазы, кресла, диваны, коляски, корзинки, игрушки, а также рыболовные ловушки (верши, нереды, мережи).  Для плетения в целом использовалась ива в виде прута, палок, лент.  

Лозоплетением занимались и занимаются в Вадском районе Нижегородской области. Здесь когда-то делали даже жилье из лозы. На это указывает, в частности, название части села Елховки этого района – Плетнево, где «из хвороста плели плетни, обмазывали их глиной и жили в этих мазанках» [Шеронов 1966, 10].

При интерпретации предметов, явлений внешнего мира через внутреннюю форму слова сознание человека не только дублирует с помощью знаковых средств отражаемую реальность, но и выделяет в ней значимые для субъекта признаки и свойства, конструирует их в идеальной обобщённой модели  действительности. [См.: Вендина 1998: 12; Тимофеев 1975: 29-34; ср.: Климкова 1969: 15-18].   Словообразовательный анализ позволяет понять, «какие элементы внеязыковой действительности и как словообразовательно маркируются, почему именно они удерживаются сознанием, ибо уже сам выбор того или иного явления действительности в качестве объекта словообразовательной детерминации свидетельствует о его жизненной и социальной актуальности в языковом сознании народа» [Вендина: 1998, 9].

В лексике лозоплетения продуктивным является морфологический способ словообразования. Многочисленны суффиксальные образования, созданные по типам: основа глагола + общее словообразовательное значение «предмет по действию» + суффиксы:

1) -к-: в'арка – вар'ить, ср'езка – ср'езать, загот'овка – загот'овить,

зач'истка – зач'истить, расп'арка – расп'арить, пров'арка – пров'арить зат'очка – заточ'ить, с'ушка – суш'ить и др.;

2) -ниj- / -ениj-: нарез'ание – нар'езать, подрез'ание – подрез'ать,

ошк'уривание – ошк'уривать, в'яление – в'ялить, вар'ение – вар'ить, плет'ение – плест'и и др.;

         3) нулевая суффиксация:  стр'уг – строг'ать, ср'ез – срез'ать, заг'иб –

  загиб'ать, нар'ез – нарез'ать, подр'ез – подрез'ать, пр'опуск – пропуск'ать          

  и др.;

4) -ец-:  рез'ец – р'езать и др.;

5) -лк-: щем'илка – щем'ить и др.

Продуктивными являются типы с суффиксами -ниj- / -ениj-, -к-, нулевым.

В качестве производящей базы лексем этой парадигмы представлены  

 также основы имён существительных, а в качестве второй словообразующей  

 величины используются суффиксы:

         1) -к-: р'амка – р'ама, сп'инка – спин'а, корз'инка – корз'ина, с'анки –  

         с'ани, вер'ёвка – вер'ёвочка  и др.;

         2) -очк-: л'ента – л'енточка, корз'ина – корз'иночка, в'аза – в'азочка и др.

        При этом типы имеют модификационное значение, именно значение субъективной оценки. В ряде производных это значение затухает, поскольку производные терминологизируются.

              В области глаголов-профессионализмов, называющих процесс подготовки изделий со всеми его этапами*, продуктивным является префиксальный способ образования слов, представленный типами со значением результативности действия и префиксами:

  про-: прораст'и – раст'и, пропуст'ить – пуст'ить,   провар'ить – вар'ить и др.;

за-: заплест'и – плест'и,  зач'истить – ч'истить и др.;

под-: подр'езать – р'езать, подсуш'ить – суш'ить, подгот'овить – гот'овить и др.;

о-: оплест'и – плест'и, ,  ошк'урить – шк'урить,   оч'истить – ч'истить и др.;

рас-: расп'арить – п'арить, распр'авить – пр'авить и др.;

с-:  ср'езать – р'езать и др.;

на-: нар'езать р'езать, навар'ить - вар'ить и др.

        Наиболее представлены производными типы с префиксами про-, под-.

В данной парадигме глаголы объединяются в словообразовательные парадигмы и цепочки:

Варить – наварить - наваривать

                проварить – проваривать

 Резать – нар'езать – нарез'ать

                подр'езать – подрез'ать

                разр'езать – разрез'ать

                        ср'езать – срез'ать

     Сушить – насушить

                     подсушить – подсушивать; а также др.  

         

 * Глаголами и отглагольными существительными отражаются различные этапы изготовления изделий из прута: 1. начальный (подготовительный): ср'ез'ать, ср'езка, нар'ез'ать, подр'ез'ать, загиб'ать и др.; 2. этапы процесса обработки прута: а) ошк'уривать, ошк'уривание, б) вар'ение, вар'ить, в'арка, в'ялить,  в) суш'ить, с'ушка, г) зач'истить, зач'истка, очищ'ать, д) лакиров'ать и др.;  3. процесс, предваряющий получение изделия: а) плест'и, плет'ение, вяз'ать б) загиб'ать, в) пропуск'ать, г) завод'ить, д) оплет'ать, заплет'ать, е) скр'учивать и др.

Этапы производственного процесса называются и отвлечёнными существительными с суффиксом -ниj- / -ениj- и особенно -к- .

В лексике лозоплетения вадских говоров активна и атрибуция, или синтагматический способ словообразования. Производные этим способом единицы являются составными, двусловными, в форме атрибутивно-субстантивных словосочетаний и используются для обозначения разновидностей корзин, прутов, причём главное слово выражает родовое понятие, а зависимое – видовое, индивидуальный признак. В этих случаях основную смысловую нагрузку несёт именно грамматически зависимый компонент: двухвед'ёрная корзина; трёхвед'ёрная корзина, квадр'атная корзина, грибн'ая корзина, ов'альная корзина, одногодичный прут, двухгодичный прут, кормов'ая корзина, годов'ой прут, сад'овый нож и др.

Составные, двусловные, единицы-словосочетания как результат атрибуции могут вовлекаться в дальнейший словообразовательный процесс, и на их базе происходит конверсия, субстантивация прилагательных. Возникает вариативность наименований в виде словосочетаний и субстантивированных прилагательных. Лексемы-конверсивы же обозначают не признак, а являются названиями предметов: двухвед'ёрная,  трёхвед'ёрная, квадр'атная, грибн'ая, ов'альная, одногодичный, двухгодичный, кормов'ая, годов'ой и др.

         Таким образом, в лексике лозоплетения действенны в основном морфологический способ, суффиксация и префиксация, а также и синтагматический (атрибуция). [Ср.: Русская грамматика I, 1980: 142 – 166, 166 – 177, 183 – 200, 249 – 250, 333 – 390]. Универбация представлена немногими производными: одногодка – одногодичный прут, двухгодка – двухгодичный прут и др.

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Вендина Т. И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). – М.: Индрик, 1998.
  2. Климкова Л. А. Суффиксальное словообразование в говорах южных        

      районов Горьковской области: автореферат дис. … канд. фил. наук:  

      10.02.01. –  М., 1969.

  1. Тимофеев К. А. Смысловая структура слова и его словообразовательное значение (заметки и наблюдения) // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования: сборник научных трудов. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 1975.
  2. Русская грамматика. Т. 1. – М.: Наука, 1980.
  3. Шеронов Л. А. Исторический очерк села Елховка Вадского района  

      Горьковской области    в далеком прошлом и теперь. Рукопись. – Вад,  

      1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика валяльного дела в говорах Вадского района Нижегородской области: фрагмент системных отношений.

В статье даётся описание лексики валяльного дела Вадского района Нижегородской области, которая является фрагментом языковой картины мира. В ней рассмотрены мотивировочные признаки и отношения единиц....

Методическая разработка праздник "В мире птиц" Автор: - Бурденков Александр Михайлович МБОУ Арзинская СШ Починковский район Нижегородская область

АннотацияПраздник «День птиц» является ежегодным мероприятием в нашей школе.  С наступлением весны к нам прилетают «Наши пернатые друзья». Мы должны им помочь обустроиться...

Итоги ЕГЭ по математике 2014 года Лысковского района Нижегородской области

Материалы РМО математики. Анализ результатов ЕГЭ по математике 2014 года Лысковского района Нижегородской области....

Итоги ЕГЭ по математике 2015 год Лысковский район Нижегородской области

Материал содержит анализ результатов ЕГЭ по математике 2015 года Лысковского района Нижегородской области...

Итоги ЕГЭ по математике 2016 год Лысковский район Нижегородской области

Материалы РМО учителей математики. Анализ результатов ГИА по математики 2016 года...

Итоги ЕГЭ по математике 2017 года Лысковского района Нижегородской области

Результаты ЕГЭ и ОГЭ по математике в школах Лысковского района 2017 года...

Состояние исследуемой проблемы в практике работы школ Варнавинского района Нижегородской области

успехи и проблемы при использовании метода проектов на уроках биологии....